Заполнение таблицы № 1. Определение понятия «История»
Номинация определения | Формулировка определения | Автор, источник | |
Самое короткое | |||
Самое длинное | |||
Самое непонятное | |||
Самое смешное | |||
Самое положительное (комплиментарное) | Например: История – свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины. | Цицерон | |
Самое отрицательное (критическое) |
Заполнение таблица № 2
Классификация источников по Л.В. Пушкареву | |||
№ | Тип источника | Пример источника | |
Письменные | Например: «Повесть временных лет» Нестора-летописца | ||
Вещественные | |||
Этнографические | |||
Устные (фольклорные) | |||
Лингвистические | |||
Фонодокументы | |||
Фотокинодокументы | |||
Классификация источников по С.О. Шмидту | |||
№ | Тип источника | Подтипы источника | Пример источника |
Вещественные | |||
Изобразительные | Художественно-изобразительные | ||
Изобразительно-графические | |||
Изобразительно-натуральные | |||
Словесные | Разговорная речь | ||
Памятники устного творчества (фольклор) | |||
Письменные памятники | |||
Конвенциональные | |||
Поведенческие | |||
Звуковые и аудиальные |
Список терминов и понятий:
История, источник исторический, источниковедение, историография
Список персоналий:
Василий Никитич Татищев, Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев, Василий Осипович Ключевский.
Хронология:
Этапы развития исторической науки в России:
X-XVII вв. – первый этап: накопление исторических знаний
XVIII в. – второй этап: начало превращения исторических знаний в науку
XIX – начало ХХ вв. – третий этап: расцвет отечественной исторической науки
1917-1991 гг. – четвертый этап: становление советской исторической науки
1991-2016 гг. – пятый этап: современный период развития исторической науки
Литература:
Основная литература:
1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М., 2009, с. 9-20.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник для вузов. М., 1997, с.4-5.
3. Фортунатов В.В. Отечественная история: учебное пособие для гуманитарных вузов. СПб., 2009, с.7-14.
4. История России: учебник для вузов / Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. М., 2001.
5. История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. член-корр. РАН А.Н. Сахарова. М., 2012.
6. Земцов Б.Н., Шубин А.В., Данилевский И.Н. История России для студентов технических вузов. М., 2013.
Дополнительная литература:
1. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие / И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 1998.
2. Бадаева Н.Н., Гегель Л.А., Абрамова Ю.А. История России. М., 2005.
Глоссарий:
История – 1) процесс развития природы и общества в ретроспективном ракурсе; 2) комплексная социально-гуманитарная наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии на основе исторических источников.
Источник исторический – все, что содержат информацию о событиях прошлого и используется в процессе исторического исследования.
Источниковедение – отрасль исторической науки, разрабатывающая теорию и практику работы с историческими источниками.
Историография – 1) совокупность исторических исследований по какой-то конкретной теме; 2) история исторической науки в целом.
Тестовые задания для самоконтроля:
1. Расположите в хронологической последовательности:
a. Формирование «позитивистской школы» в отечественной историографии
b. Работа в Петербургской академии наук немецких ученых Г. Байера, Г. Миллера, А. Шлецера
c. Публикация работ историка Б.Д. Грекова по Древней Руси
2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, имеют отношение к вспомогательным историческим дисциплинам:
1) историография 2) нумизматика 3) история средних веков 4) топонимика 5) хронология 6) геральдика
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к основным историческим наукам.
10 Запишите термин, о котором идет речь.
«Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах»
Ответ: ___________.
10 Установите соответствие между типом источника и его конкретным примером: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ТИПЫ ИСТОЧНИКОВ ПРИМЕРЫ ИСТОЧНИКОВ
А) изобразительные 1) монеты
Б) вещественные 2) дневники Николая II
В) словесные 3) митинг
Г) конвенциональные 4) ноты
5) запись голоса В.И. Ленина
6) наскальный рисунок древнего человека
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Ответ:
10 Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
№ | ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ |
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве» | |
«Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!» |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Автором источника является Нестор-летописец
2) В источнике описываются события последних дней царствования династии Романовых
3) Дневниковая запись принадлежит императору Александру III
4) Данный источник датируется XVI веком
5) В источнике повествуется о расселении восточных славян
6) Данный документ относится к источникам личного происхождения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
10 Что из перечисленного относится к общественной или социальной функции истории? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) функция воскрешения прошлого
2) познавательная функция
3) интеллектуально-развивающая функция
4) функция «мудрости», опыта, избавления от ошибок прошлого
5) функция единения народа и патриотизма
6) развлекательная функция
Ответ:
7. Установите соответствие между направлениями и школами в отечественной историографии XIX века и их представителями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
НАПРАВЛЕНИЯ И ШКОЛЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
А) радикальное направление 1) В.О. Ключевский
Б) «позитивистская школа» 2) Н.И. Костомаров
В) консервативное направление 3) Н.М. Карамзин
Г) «этноисторическая школа» 4) А.И. Уткин
5) А.А. Зимин
6) М.Н. Покровский
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г |
Ответ:
9. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Своеобразной интерпретацией и манипуляцией историческими знаниями так или иначе занимаются властные институты и государство в форме _______________.
Б) Для первого этапа развития исторической науки характерны такие черты как ____________________ (объяснение исторических событий промыслом Божьим), господство идеографического метода и персонификация прошлого – отождествление исторического процесса с деятельностью правителей или святых.
В) Особенностями пятого этапа развития исторической науки стал _________________ идеологических концепций и подходов к объяснению исторических событий и расширение тематики исследований по отечественной истории
Пропущенные элементы:
1) плюрализм
2) провиденциализм
3) идеология
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В |
10 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Характеристика этапа развития исторической науки | Столетие | Представители |
_______________________(А) | XVIII век | М.В. Ломоносов |
______________________ (Б) | XIX век | Н.М. Карамзин |
Установление монополии на единственно правильное толкование исторических событий | ХХ век | ____________________(В) |
______________________(Г) | ____________________(Д) | Нестор-летописец |
Пропущенные элементы:
1) Начало систематического изучения истории
2) XII век
3) Б.Д. Греков, Е.В. Тарле
4) Формирование консервативного направления в исторической науке
5) XV век
6) Формирование «государственно-юридической школы» в исторической науке
7) К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев
8) Процесс накопления исторических знаний
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |