Ссср, запад и мир в 30-е годы хх века

Цель и задачи семинарского занятия:

Охарактеризовать переход государства к командной экономике и тоталитарной политической системе (от НЭПа к индустриализации, коллективизации и культурной революции). Оценить соответствие проводимой политики с реальными потребностями страны в период перехода к плановой экономике. Проанализировать внешнеполитическое положение СССР в 30-е годы.

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Советская индустриальная модернизация 1930-х гг. (предпосылки, цели, итоги первых пятилеток, последствия). 30 мин.
2. Коллективизация сельского хозяйства (цели, ход, последствия). 20 мин.
3. Культурная революция и «большой террор». 20 мин.
4. Советская внешняя политика 1930-х гг.: - эпоха «признания СССР»: Советский Союз в системе международного - права в 1930-е гг.; - Советский Союз и мировое коммунистическое движение в 1930-е гг.; - Советско-германские отношения в 1930-е гг. 40 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 372 – 384, 492 – 497.

Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С. 91-94.

Рекомендованная литература по теме:

7. Деревянко А. П. История России: Учеб. пособие. М.. 2006. 560 с.

8. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

9. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

10. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

11. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

12. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.

Интернет-источники:

1. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.

2. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.

3. http://sovietera.net/ – Сайт о СССР.

Задания для самостоятельной работы(выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Дать определение понятиям: модернизация, коллективизация, индустриализация, культурная революция, репрессии, тоталитаризм, Коминтерн, Лига наций, стахановец, раскулачивание, ГУЛАГ.

2. Дать краткую характеристику историческим личностям: И.В. Сталин, Г.Г. Ягода, Н.В. Ежов, С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе, А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов, М.Н. Тухачевский.

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Под коллективизацией в СССР понимается:

а: создание системы крупных агрогородов

б: объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в колхозы

в: развитие фермерского хозяйства

г: возрождение крестьянской общины

Главным источником проведения индустриализации в СССР было (-а, -и)

а: конфискация имущества у богатых

б: использование ресурсов деревни за счет коллективизации

в: поступления средств от экспорта машин и оборудования

г: продажа за границу предметов искусства

3. По мнению И.В. Сталина, 1929 г. стал «Годом великого перелома» в связи с:

а: выполнений заданий первой пятилетки

б: окончанием гражданской войны

в: массовым вступлением крестьян-середняков в колхозы

г: завершением индустриализации

4. Политика советской власти в 30-е годы, целью которой было формирование нового типа личности (советского человека):__________________________

5. В период индустриализации в СССР преимущественно развивались:

а: пищевая и легкая промышленность;

б: сельскохозяйственное машиностроение;

в: тяжелая индустрия;

г: железнодорожное строительство.

6. В Советском Союзе к началу 1940-х гг. был(о)…

а: преодолено технико-экономическое отставание от европейских государств;

б: достигнут высокий уровень обеспечения населения товарами легкой промышленности;

в: вытеснен ручной труд в промышленности и сельском хозяйстве;

г: создан современный военно-оборонный комплекс.

7. По развитию тяжелой индустрии СССР в середине 1930-х гг. вышел в мире на:

а: 1-е место;

б: 2-е место;

в: 3-е место;

г: 4-е место.

8. Коллективизация - это:

а: создание артелей и коммун по всей стране;

б: идеология, оправдывавшая уравниловку и нарушения трудового законодательства;

в: название курса ВКП(б) по ликвидации инакомыслия в стране;

г: повсеместное создание колхозов.

9. Ликвидация кулачества как класса, сопровождавшая коллективизацию, означала:

а: переселение в другие регионы страны;

б: насильственное включение в колхозы;

в: лишение их собственности и политических прав или физическое уничтожение;

г: высылка за границу.

10. Отметьте ошибку: «В 30-40-е гг. колхозы позволили…»:

а: улучшить техническое оснащение сельского производства;

б: выполнять планы хлебозаготовок;

в: импортировать зерно и получать средства на нужды государства;

г: обеспечить высокий уровень жизни крестьян.

11. Формирование аппарата власти, подчинившего себе все сферы жизни, завершилось…

а: после окончания гражданской войны;

б: после окончания политики военного коммунизма;

в: после свертывания НЭПа;

г: в 30-е годы.

Семинар 14.

Наши рекомендации