Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси»
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается степень усвоения знаниевого и деятельностного компонентов школьного исторического образования. Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся структурированы в соответствии с основными компонентами исторических знаний: фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах (событиях, явлениях, процессах), локализованных во времени и пространстве; теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщённости, существенные причинно-следственные связи, позволяющие учащимся понять обусловленность исторических событий, явлений, процессов, тенденции и закономерности исторического развития; способы учебно-познавательной деятельности, позволяющие оперировать теоретическими и фактологическими знаниями, осваивать картографические умения, работать с источниками исторической информации; оценочные знания, включающие в себя знание различных точек зрения на исторические события и деятельность их участников, на основе которых формируется собственная гражданская позиция учащихся. Основными содержательными линиями являются: историческое время, историческое пространство и историческое развитие. Степень усвоения содержательного компонента исторического образования оценивается на основе таких критериев, как точность, правильность, осмысленность, полнота, обобщённость, системность, прочность, мобильность, действенность, самостоятельность, непротиворечивость.
Поурочный контрольрезультатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.
Тематический контрольрезультатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачёта и др.
Устанавливается следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:
Отметка в баллах | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
Узнавание отдельных объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и/или других средств обучения | |
Различение объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и/или других средств обучения | |
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти: фрагментарный пересказ и перечисление отдельных понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий без объяснения; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и/или других средств обучения | |
Воспроизведение программного учебного материала по памяти: определений понятий, описания исторических событий, явлений, процессов с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения, основных биографических сведений и деятельности исторических персоналий; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия, учебной карты, атласа) и/или других средств обучения | |
Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала: характеристика изучаемых объектов по плану (памятке); самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу | |
Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала: правильное использование терминологии, описание исторических событий, явлений, процессов с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи и отношения; самостоятельное осуществление способов деятельности по образцу | |
Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: конкретизация понятий, выводов примерами; анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов, имеющихся в учебнике (учебном пособии); самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму | |
Свободное владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов; обобщение изучаемого материала; обоснование и доказательство; раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов; использование внутрипредметных связей; самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму | |
Оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; использование межпредметных связей; оценка исторических фактов на основе изученного материала; выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера | |
Свободное оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; самостоятельное выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера; выполнение творческих заданий и работ |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок относятся: ошибки в основном фактологическом и теоретическом материале, неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений, процессов несущественными; неверное понимание причинно-следственных связей; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов деятельности; неумение использовать различные источники исторической информации; противоречия в ответе.
К категории несущественных ошибок относятся: погрешности изложения, не ведущие к искажению содержания; непоследовательное изложение; небрежное выполнение записей, стилистические погрешности в ответе; неправильное написание терминов.
Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 %, если в нём допущены соответственно несущественная и существенная ошибки.
При проведении выпускного экзамена ответ учащегося на каждый теоретический вопрос экзаменационного билета оценивается отдельно. Экзаменационная отметка определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных за выполнение каждого вопроса экзаменационного билета.