Структура дисциплины (модуля). Федеральное государственное бюджетное образовательное
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Нижегородский институт
Кафедра истории государства и права
Утверждена ученым советом РАНХиГС (в составе ОП ВО) Протокол № _____ от «__» _________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.Б.2. История
по направлению
40.03.01. Юриспруденция
профиль «Государственно-правовой», «Гражданско-правовой», «Уголовно-правовой»
академический бакалавр
очная, заочная, очно-заочная формы обучения
Нижний Новгород, 2015 г.
Автор–составитель:
Д.и.н., доцент, профессор кафедры ___________________Чернышова Анна Владимировна
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой истории государств и права
Протокол от «____»_________ 2015 г. № _____
Заведующий кафедрой
истории государства и права ______________ Халин А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Цель и задачи дисциплины……...…………………………………………….. | |
2. | Планируемые результаты обучения по дисциплине………………………... | |
3. | Место дисциплины в структуре ОП ВО……………………………………… | |
4. | Объем дисциплины…………………………………………………………….. | |
5. | Содержание и структура дисциплины………………………………………... | |
6. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине………….………………………………………………………. | |
7. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……... | |
8. | Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине…………………………………………….……………………… | |
9. | Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)………. | |
9.1. Основная литература……………………………………………………… | ||
9.2. Дополнительная литература……………………………………………… | ||
9.3. Интернет-ресурсы, справочные системы………………………………… | ||
10. | Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины…...…. |
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: сформированность у студентов систематизированных профессионально значимых знаний по отечественной и мировой истории; умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- обеспечение усвоения студентами систематизированных знаний об основных событиях и исторических личностях, формирование умений оценивать их и выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе;
- формирование и закрепление у студентов понимания сущности основных тенденций, этапов и закономерностей развития отечественной и мировой истории;
- формирование у студентов понимания роли России в мировом историческом развитии, воспитание и развитие чувства патриотизма;
- выработка у студентов навыков использования исторического опыта общественного развития в современных условиях;
- формирование навыков анализа исторических источников, умения применять методику исторического исследования при работе с документами.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Таблица 1.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОК-2 | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | Знать: З1 - периодизацию мировой и отечественной истории; З2 - основные события, даты и персоналии каждого этапа мировой и отечественной истории. З3 – особенности политических, социальных и экономических процессов на различных этапах отечественной и мировой истории. |
Уметь: У1 - анализировать процессы мирового и отечественного общественного развития в различных исторических условиях, У2 – выявлять исторический опыт, актуальный в современных условиях. У3 – ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах мировой и отечественной истории | ||
Владеть: В1 – методами сравнительно-исторического анализа изучения общественных явлений и институтов В2 – навыками определения основных черт политических, социальных и экономических процессов в различных исторических условиях | ||
ОПК-2 | способность работать на благо общества и государства | Знать: З1 - содержание и результаты деятельности выдающихся исторических личностей во всех сферах общественных отношений |
Уметь: У1 – определять черты исторических личностей, позволяющие им решать общественно важные задачи | ||
Владеть: В1 – навыками анализа деятельности исторических личностей с точки зрения общественных интересов |
Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «История» (Б1.Б.2) входит в Базовую часть модуля Б.1 и осваивается на 1 курсе.
Дисциплины, на которых базируется дисциплина :Дисциплина «История» является начальной в ОП ВПО
Дисциплины, для которых дисциплина является предшествующей:
- Б1.Б.1 Философия
- Б1.Б.9 История государства и права России
- Б1.Б.10 История государства и права зарубежных стран
- Б1.В.ОД.4 Политология
Объем дисциплины (модуля)
Таблица 2.
Объем дисциплины
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | ||||||||||||||||||||||
Всего | Семестр, курс3 | ||||||||||||||||||||||
Очная форма обучения | |||||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | - | - | |||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | |||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | экзамен | экзамен | ||||||||||||||||||||
час. | |||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 108/3 | 108/3 | |||||||||||||||||||||
Очно-заочная форма обучения | |||||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | |||||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | |||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | экзамен | экзамен | ||||||||||||||||||||
час. | |||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 108/3 | 108/3 | |||||||||||||||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | |||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | |||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | |||||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | |||||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | |||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СР) | |||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | экзамены | экзамены | ||||||||||||||||||||
час. | |||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | 108/3 | 108/3 | |||||||||||||||||||||
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3.
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Содержание тем (разделов) | Коды компетенций | Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1) | |
Тема 1 | История как наука и учебная дисциплина | Цель истории как науки и учебной дисциплины. Объект, предметы и методы исследования. Периодизация мирового и отечественного исторического развития. Виды исторических источников. Цель, задачи, междисциплинарные связи и структура учебного курса. Методика самостоятельной и аудиторной работы студентов. Формы и критерии оценки результатов учебной работы | ОК-2 | З1 В1 | |
Тема 2 | Роль России в мировом развитии в X-XVII вв. | Основные периоды мирового и отечественного исторического развития в средние века: ранее средневековье, высокое средневековье, позднее средневековье. Основные направления государственного и общественного развития в Европе и на Востоке в Х-ХVII вв. Реформация. Раннебуржуазные революции. Великие географические открытия и их последствия. Политическая история русских земель Х-ХVII вв.: развитие системы государственного управления, общественно-политическое движение. Особенности экономического развития русских земель в Х-ХVII вв., особенности и основные направления расширения территории страны. Причины, сущность и основные этапы складывания системы крепостного права в России. Эволюция социальной структуры русского общества в в Х-ХVII вв. Роль церкви в развитии русского общества: в политической, экономической, социальной и духовной сферах. | ОК-2 | З1, З2, З3 У1, У2, У3 В1, В2 | |
ОПК-2 | З1 У1 В1 | ||||
Тема 3 | Европеизация России в XVIII веке | Основные тенденции исторического развития Европы в XVIII в.: укрепление абсолютизма, формирование национальных государств, буржуазные революции, развитие мануфактурного производства, идеология и культура эпохи Просвещения. Причины перехода к европеизации России, факторы способствующие этому процессу. Основные направления европеизации в I четв. XVIII в : создание регулярного государства, укрепление армии, развитие экономики, развитие крепостного права, изменения в сфере культуры и быта. Основные направления и результаты внешней политики России в I четв. XVIII в. Особенности развития науки и культуры. Основные черты исторического развития России в период «дворцовых переворотов» (1725-1762 гг.): нестабильность политической системы, укрепление крепостного права, особенности развития науки и культуры. Особенности европеизации России во II пол. XVIII в.: реализация идей «просвещенного абсолютизма» при Екатерине II. Война под предводительством Е.Пугачева и ее влияние на политическую историю России. Изменение административно-территориального деления России. «Золотой век» российского дворянства. Основные направления и результаты внешней политики России во II пол. XVIII в. Особенности развития науки и культуры. | ОК-2 | З1, З2, З3 У1, У2, У3 В1, В2 | |
ОПК-2 | З1 У1 В1 | ||||
Тема 4 | Основные тенденции мировой и российской истории в XIX-нач. XX вв. | Основные тенденции мировой истории: буржуазные революции, промышленный переворот, развитие рабочего и социалистического движения, борьба за передел поделенного мира в международных отношениях. Основные направления развития российского общества в I четв. XIX в.: колебание власти в методах государственного управления, первые попытки решить «крестьянский вопрос», формирование оппозиционного общественно-политического движения (декабристы). Основные направления и результаты внешней политики России в I четв. XIX в. Отечественная война 1812 г.: причины, основные этапы, результаты, последствия для отечественной и мировой истории. Особенности развития России во II четв. XIX в.: усиление централизации госуправления, «николаевская бюрократия», новые попытки решить «крестьянский вопрос», развитие общественно-политической мысли. Основные направления и результаты внешней политики России в II четв. XIX в. Крымская война: причины, основные этапы, результаты и последствия. Основные направления развитие России во II пол. XIX в: реформы Александра II и Александра III, их цели, суть, результаты и последствия; развитие общественно-политического движения, промышленный переворот и его последствия, зарождение рабочего и социал-демократического движения. Основные направления и результаты внешней политики России во II пол. XIX в. Особенности развития России в начале ХХ в: консерватизм государственного управления, противоречия в развитии экономики, первая русская революция: ее причины, этапы и последствия в политической и социально-экономической сферах. Первая мировая война: причины, цели участников, основные этапы, роль России, результаты и последствия для мирового развития и России. | ОК-2 | З1, З2, З3 У1, У2, У3 В1, В2 | |
ОПК-2 | З1 У1 В1 | ||||
Тема 5 | Влияние российских революций 1917 года на мировую и отечественную историю (1917-I пол. 1941 гг.) | Сравнительно-исторический анализ февральской и октябрьской революций в России: ситуация в стране, причины, задачи, движущиеся силы, основные события, результаты, последствия для России. Реакция в мире на революции 1917 г. в России: официальных властей, либеральной интеллигенции, демократической интеллигенции, рабочих и крестьян. Последствия октябрьской революции в России: создание новой политической системы, преобразования в экономике, социальной сфере и культуре. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, социальная база, цели и силы сторон, основные этапы, политика «военного коммунизма» в экономике, итоги, причины победы Красной Армии. Политический кризис начала 20-х годов в России. Переход к нэпу: причины, содержание, итоги, противоречия, причины свертывания. Создание СССР. Формирование однопартийной системы. Полоса признания СССР на международной арене. Основные тенденции политического и экономического развития стран Запада и Востока в 30-е годы: формирование очагов новой мировой войны, политика умиротворения агрессора странами западной демократии. Переход к форсированному строительстве социализма в СССР: индустриализация и коллективизация, их цели, методы реализации, итоги и последствия. Борьба с инакомыслием в партии и обществе. Основные направления внешней политики СССР в 30-е годы: борьба за коллективную безопасность, участие в военных конфликтах, расширение территории СССР, особенности и цели взаимоотношения с Германией. Укрепление обороноспособности страны: достижения и проблемы. | ОК-2 | З1, З2, З3 У1, У2, У3 В1, В2 | |
ОПК-2 | З1 У1 В1 | ||||
Тема 6 | Роль СССР во II мировой войне. | Причины войны, цели участников, основные этапы, силы сторон. Великая Отечественная война: причины, характеристика основных этапов, итоги. Источники победы: система государственного управления в политической, экономической и социальной сферах, идеологическая работа и культура. Последствия войны для СССР: политические, экономические, социальные, духовные. | ОК-2 | З1, З2, З3 У1, У2, У3 В1, В2 | |
ОПК-2 | З1 У1 В1 | ||||
Тема 7 | Основные тенденции мировой и отечественной истории в послевоенный период (II пол. 1940-х – I пол. 1980-х гг.) | Основные направления мирового развития после окончания II мировой войны: повышение авторитета левых партий в странах Европы, формирование социалистической мировой системы, крушение колониальной системы и его последствия, развертывание «холодной войны» между капиталистическими и социалистическими странами. Локальные войны: причины и последствия. Переход к политике «разрядки» в международных отношениях. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. Зарождение кризиса социалистической системы: причины, проявления, последствия. Эволюция политического режима в СССР в послевоенный период: от политики послевоенных репрессий к «оттепели» и умеренно-консервативному управлению. Основные тенденции экономического развития СССР: достижения и проблемы. Характерные черты социального развития СССР в послевоенный период: основные этапы, достижения и проблемы. Особенности развития образования и культуры СССР в послевоенный период: достижения и проблемы. Основные направления внешней политики СССР: достижения и проблемы. Причины и проявления застоя с 1970-х гг. Кризис советской системы: причины, проявления, последствия. | ОК-2 | З1, З2, З3 У1, У2, У3 В1, В2 | |
ОПК-2 | З1 У1 В1 | ||||
Тема 8 | Влияние «перестройки» в СССР на судьбу России и мировое развитие | Причины перехода к «перестройке». Внутренние и внешние факторы, влияющие на ситуацию в СССР. Основные направления перестройки: политические и экономические реформы, смена идеологических ориентиров, изменение целей и основных направлений внешней политики СССР. Последствия «перестройки»: экономический и социальный кризис, падение авторитета СССР на международной арене, кризис отечественной культуры. Распад СССР: предпосылки, основные этапы, последствия. Характерные черты развития России в постсоветский период (90-е годы): ликвидация советской системы государственного управления, «шоковая терапия» в экономике и ее последствия, углубление кризиса в социальной и духовной сферах, снижение роли России в международных отношениях. Основные направления ликвидации кризиса в 2000-е годы: укрепление вертикали власти, решение экономических и социальных проблем, повышение авторитета России в международных отношениях. | ОК-2 | З1, З2, З3 У1, У2, У3 В1, В2 | |
ОПК-2 | З1 У1 В1 |
Таблица 4.
Структура дисциплины (модуля)