Занятие 2. Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль
Вопросы:
1. Создание книги и ее композиция.
2. Элемент и приемы пародии в отношении рыцарских и церковных идеалов.
3. В какой мере взаимно дополняют или исключают друг друга следующие оценки романа: явление “народной смеховой культуры” /М. Бахтин/; роман, в котором “вместо героя выступает деклассированная богема, если не просто шпана” /А. Лосев/; “нравственная автобиография целого периода Возрождения” /А. Веселовский/?
4. Роль и изменение образа Панурга в свете данных трех точек зрения.
5. Черты романа - эпоса нового времени.
Литература
Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 583 – 598; 120 – 138.
Шайтанов И. О. Франсуа Рабле// Шайтанов И. О. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. М., 1997. С. 250 – 283.
Дополнительно
А. Н. Веселовский. Раблэ и его роман. Опыт генетического объяснения// А. Н. Веселовский. Избранные статьи. Л.,1939.
М. М. Бахтин. Формы времени в хронотопе: Очерки по исторической поэтике.//
М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Раздел 7. Раблезианский хронотоп.
Предлагаемые темы сообщений:
1. Какое место в истории романного жанра занимает книга Рабле
2. Пародия как путь создания романной формы
3. Утопическая идея и ее преломление в романном жанре: Рабле и Т.Мор
Занятие 3. Сравнительный анализ “Ричарда III” и “Макбета”
Вопросы:
1. Меняется ли тип героя и отношение к нему Шекспира? В чем состоит жанровое отличие хроники и трагедии?
2. Как и за что осуществляется моральное наказание в обеих пьесах? Показывает ли Шекспир раскаяние, муки совести героя?
3. Средневековое представление о закономерностях человеческой жизни, выраженное в жанре моралитэ. Как с этим жанром связан “Ричард III” по своей концепции и драматической технике?
4. В чем смысл учения Н. Макиавелли о сущности истории и о характере политического деятеля? как это учение соотносится с философией гуманизма?
Тексты:
Ричард III, Макбет
Литература
Л. Е. Пинский. Шекспир. - М., 1971. - С. 12-27; 48-61.
Шайтанов И.О. Уильям Шекспир // Шайтанов И.О. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. - М.: Просвещение, 1997. - С. 345-389.
Шведов Ю. Ф. Исторические хроники Шекспира. - М., 1964. Или в кн.: Шведов Ю. Ф.. Вильям Шекспир. - М., 1977. Главы: Поэт и мыслитель; Кулак нам совесть.
Дополнительно
Макиавелли Н. Государь // Н. Макиавелли. Избранные сочинения. - М., 1982.
Мор Т. История Ричарда III. - М., 1973.
Шайтанов И.О. Истоки шекспировского жанра; Летопись жизни и творчества Шекспира; Анализ шекспировского текста: Вступительный монолог Ричарда Глостера (“Ричард III”); Комментарий к “Ричарду III”; // У. Шекспир. Пьесы; Сонеты. - М.: Олимп, 1997. - С. 5-24; 614-630; 731-741.
Предлагаемые темы сообщений:
1. Можно ли считать учение Макиавелли гуманистическим по своей сути?
2. Герой хроники и герой трагедии
3. Отношение шекспировского героя со Временем
Занятие 4. "Дон Кихот" Сервантеса
Вопросы:
1. Сюжет и композиция "Дон-Кихота". Структура и способ повествования. Функции вставных новелл.
2. "Логика" безумия Дон-Кихота: существуют ли правила преображения реальности в его сознании? Соотношение фантазии и реальности, субъективного и объективного в "Дон-Кихоте". Изменение этого соотношения на протяжении романа.
3. Дон-Кихот и ренессансная идея Человека.
4. Первый и второй том: история создания, изменение точки зрения на мир и на героя, изменение ситуации, характер смеха, отголоски различных жанров и т.п. Самосознание Дон-Кихота и Санчо в первом и втором томе. Герой романа, знающий о том, что он герой романа. Полемика с Авельянедой.
5. "Дон-Кихот" как роман нового времени. Жанровые особенности романа. Рыцарский, пасторальный и плутовской романы в жанровой ткани "Дон-Кихота". Ренессансные "миф о рыцаре" и "пасторальный миф".
Тексты:
Сервантес Сааведра, М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
Литература
Ауэрбах Э. Мимесис. М., 2000, Глава XIV, "Зачарованная Дульсинея"
Бочаров С.Г. "О композиции "Дон-Кихота" /в сборнике Сервантес и всемирная литература. - М., 1969
Шкловский В.Б. Повести о прозе: размышления и разборы. М., 1966, т.1. Глава "Рождение нового романа".
Дополнительно:
Пискунова С.И. "Дон Кихот" Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII веков. М., 1998, главы 8-11.
Предлагаемые темы сообщений:
- Дон-Кихот и Санчо: два персонажа или единый образ? Диалог рыцаря и оруженосца, его роль в романе.
- "Дон Кихот" и проблема пародии.
- Карнавальная образность и карнавальный смех у Сервантеса.
- Эразм, эразмизм, "новые христиане" и проблематика "Дон-Кихота".
Занятие 5. Проблема классицизма в поэме Мильтона «Потерянный рай».
Вопросы:
1. Художественная задача Мильтона по созданию христианского эпоса: творческая история поэмы.
2. Трансформация библейского сюжета у Мильтона.
3. Проблема эпического героя. Могут ли Бог и Адам выступать в данной функции?
4. Актуальные современные аллюзии в поэме Мильтона (научные открытия, исторические события).
5. Классичен ли стиль Мильтона? Точка зрения Т. С. Элиота.
Тексты:
Мильтон Дж. Потерянный рай
Библия, Бытие (гл. 1-3)
Литература
Элиот Т. С. Мильтон I; Мильтон II //Элиот Т. С. Избранное: Религия, культура, литература. Т. 1-2. М., 2004. С. 590-619.
Дополнительно
Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма “Потерянный рай”. - М., 1998.
Предлагаемая тема доклада:
Мильтоновский Сатана – потенциальный герой романтизма.
Занятие 5. Сюжет о Доне Жуане в испанском и французском театре 17 в.: Тирсо де Молина и Мольер.
Вопросы:
1. Время создания комедий Мольера и Тирсо, сюжетные источники.
2. Отсутствующие и добавленные элементы фабулы в комедии Мольера.
3. Структура комедий, географическая и временная локализацию действия.
4. Система персонажей испанской и французской комедий:
- Дон Хуан и Дон Жуан: соотношение образа с системой амплуа испанской и французской комедии, степень активности образов, игровое начало, соотношение Бог - Дьявол - Дон Хуан (Дон Жуан);
- женские образы: количество, социальные характеристики, роль в организации фабулы;
- функция слуги у Мольера и Тирсо;
- персонажи, отсутствующие у Мольера или у Тирсо;
- функция Каменного гостя.
5. Понятие эстетической справедливости в испанской и французской комедии. Иерархия грехов у Тирсо и Мольера, ее отражение на сюжетно-композиционном уровне.
6. Специфика развязки.
7. Дидактическая сверхзадача Тирсо и Мольера. Степень аллегоризма комедии Тирсо и Мольера.
Источники:
Мольер. Дон Жуан
Тирсо де Молина. Севильский озорник, или каменный гость.
Литература:
Смирнов А.А. Образ Дона Жуана у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. - М.; Л., 1965. - С. 123 –147.
Нямцу А.Е. Легенда о Дон Жуане в мировой литературе. – Черновцы, 1998.
Предлагаемая тема доклада:
Фольклорные, литературные и исторические источники сюжета о доне Хуане и Каменном госте.
Занятие 6. Трагедия Расина и Еврипида: модификации жанра.
Вопросы:
1. Работа Расина с античными источниками.
2. Специфика системы персонажей. Тип трагического героя.
3. Поэтика заглавия («Ипполит» у Еврипида, «Федра» у Расина»)
4. Любовь и власть.
5. “Трагическая вина”. Специфика развязки.
6. Человек у Расина и Еврипида.
Источники:
Еврипид. Ипполит.
Расин Ж. Федра.
Литература:
Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 142 – 208.
Жирмунская Н.А. Трагедии Расина // Э. Расин. Трагедии. - М., 1977. - С. 5 – 33.
Дополнительно
Бахмутский В. Время и пространство во французской классицистической трагедии 17 в.// Бахмутский В. В поисках утраченного. - М., 1994. - С. 84 – 112.