Занятие 2. Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

Вопросы:

1. Создание книги и ее композиция.

2. Элемент и приемы пародии в отношении рыцарских и церковных идеалов.

3. В какой мере взаимно дополняют или исключают друг друга следующие оценки романа: явление “народной смеховой культуры” /М. Бахтин/; роман, в котором “вместо героя выступает деклассированная богема, если не просто шпана” /А. Лосев/; “нравственная автобиография целого периода Возрождения” /А. Веселовский/?

4. Роль и изменение образа Панурга в свете данных трех точек зрения.

5. Черты романа - эпоса нового времени.

Литература

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1965.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 583 – 598; 120 – 138.

Шайтанов И. О. Франсуа Рабле// Шайтанов И. О. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. М., 1997. С. 250 – 283.

Дополнительно

А. Н. Веселовский. Раблэ и его роман. Опыт генетического объяснения// А. Н. Веселовский. Избранные статьи. Л.,1939.

М. М. Бахтин. Формы времени в хронотопе: Очерки по исторической поэтике.//

М.М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. Раздел 7. Раблезианский хронотоп.

Предлагаемые темы сообщений:

1. Какое место в истории романного жанра занимает книга Рабле

2. Пародия как путь создания романной формы

3. Утопическая идея и ее преломление в романном жанре: Рабле и Т.Мор

Занятие 3. Сравнительный анализ “Ричарда III” и “Макбета”

Вопросы:

1. Меняется ли тип героя и отношение к нему Шекспира? В чем состоит жанровое отличие хроники и трагедии?

2. Как и за что осуществляется моральное наказание в обеих пьесах? Показывает ли Шекспир раскаяние, муки совести героя?

3. Средневековое представление о закономерностях человеческой жизни, выраженное в жанре моралитэ. Как с этим жанром связан “Ричард III” по своей концепции и драматической технике?

4. В чем смысл учения Н. Макиавелли о сущности истории и о характере политического деятеля? как это учение соотносится с философией гуманизма?

Тексты:

Ричард III, Макбет

Литература

Л. Е. Пинский. Шекспир. - М., 1971. - С. 12-27; 48-61.

Шайтанов И.О. Уильям Шекспир // Шайтанов И.О. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения. - М.: Просвещение, 1997. - С. 345-389.

Шведов Ю. Ф. Исторические хроники Шекспира. - М., 1964. Или в кн.: Шведов Ю. Ф.. Вильям Шекспир. - М., 1977. Главы: Поэт и мыслитель; Кулак нам совесть.

Дополнительно

Макиавелли Н. Государь // Н. Макиавелли. Избранные сочинения. - М., 1982.

Мор Т. История Ричарда III. - М., 1973.

Шайтанов И.О. Истоки шекспировского жанра; Летопись жизни и творчества Шекспира; Анализ шекспировского текста: Вступительный монолог Ричарда Глостера (“Ричард III”); Комментарий к “Ричарду III”; // У. Шекспир. Пьесы; Сонеты. - М.: Олимп, 1997. - С. 5-24; 614-630; 731-741.

Предлагаемые темы сообщений:

1. Можно ли считать учение Макиавелли гуманистическим по своей сути?

2. Герой хроники и герой трагедии

3. Отношение шекспировского героя со Временем

Занятие 4. "Дон Кихот" Сервантеса

Вопросы:

1. Сюжет и композиция "Дон-Кихота". Структура и способ повествования. Функции вставных новелл.

2. "Логика" безумия Дон-Кихота: существуют ли правила преображения реальности в его сознании? Соотношение фантазии и реальности, субъективного и объективного в "Дон-Кихоте". Изменение этого соотношения на протяжении романа.

3. Дон-Кихот и ренессансная идея Человека.

4. Первый и второй том: история создания, изменение точки зрения на мир и на героя, изменение ситуации, характер смеха, отголоски различных жанров и т.п. Самосознание Дон-Кихота и Санчо в первом и втором томе. Герой романа, знающий о том, что он герой романа. Полемика с Авельянедой.

5. "Дон-Кихот" как роман нового времени. Жанровые особенности романа. Рыцарский, пасторальный и плутовской романы в жанровой ткани "Дон-Кихота". Ренессансные "миф о рыцаре" и "пасторальный миф".

Тексты:

Сервантес Сааведра, М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский

Литература

Ауэрбах Э. Мимесис. М., 2000, Глава XIV, "Зачарованная Дульсинея"

Бочаров С.Г. "О композиции "Дон-Кихота" /в сборнике Сервантес и всемирная литература. - М., 1969

Шкловский В.Б. Повести о прозе: размышления и разборы. М., 1966, т.1. Глава "Рождение нового романа".

Дополнительно:

Пискунова С.И. "Дон Кихот" Сервантеса и жанры испанской прозы XVI-XVII веков. М., 1998, главы 8-11.

Предлагаемые темы сообщений:

  1. Дон-Кихот и Санчо: два персонажа или единый образ? Диалог рыцаря и оруженосца, его роль в романе.
  2. "Дон Кихот" и проблема пародии.
  3. Карнавальная образность и карнавальный смех у Сервантеса.
  4. Эразм, эразмизм, "новые христиане" и проблематика "Дон-Кихота".

Занятие 5. Проблема классицизма в поэме Мильтона «Потерянный рай».

Вопросы:

1. Художественная задача Мильтона по созданию христианского эпоса: творческая история поэмы.

2. Трансформация библейского сюжета у Мильтона.

3. Проблема эпического героя. Могут ли Бог и Адам выступать в данной функции?

4. Актуальные современные аллюзии в поэме Мильтона (научные открытия, исторические события).

5. Классичен ли стиль Мильтона? Точка зрения Т. С. Элиота.

Тексты:

Мильтон Дж. Потерянный рай

Библия, Бытие (гл. 1-3)

Литература

Элиот Т. С. Мильтон I; Мильтон II //Элиот Т. С. Избранное: Религия, культура, литература. Т. 1-2. М., 2004. С. 590-619.

Дополнительно

Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма “Потерянный рай”. - М., 1998.

Предлагаемая тема доклада:

Мильтоновский Сатана – потенциальный герой романтизма.

Занятие 5. Сюжет о Доне Жуане в испанском и французском театре 17 в.: Тирсо де Молина и Мольер.

Вопросы:

1. Время создания комедий Мольера и Тирсо, сюжетные источники.

2. Отсутствующие и добавленные элементы фабулы в комедии Мольера.

3. Структура комедий, географическая и временная локализацию действия.

4. Система персонажей испанской и французской комедий:

- Дон Хуан и Дон Жуан: соотношение образа с системой амплуа испанской и французской комедии, степень активности образов, игровое начало, соотношение Бог - Дьявол - Дон Хуан (Дон Жуан);

- женские образы: количество, социальные характеристики, роль в организации фабулы;

- функция слуги у Мольера и Тирсо;

- персонажи, отсутствующие у Мольера или у Тирсо;

- функция Каменного гостя.

5. Понятие эстетической справедливости в испанской и французской комедии. Иерархия грехов у Тирсо и Мольера, ее отражение на сюжетно-композиционном уровне.

6. Специфика развязки.

7. Дидактическая сверхзадача Тирсо и Мольера. Степень аллегоризма комедии Тирсо и Мольера.

Источники:

Мольер. Дон Жуан

Тирсо де Молина. Севильский озорник, или каменный гость.

Литература:

Смирнов А.А. Образ Дона Жуана у Мольера // Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. - М.; Л., 1965. - С. 123 –147.

Нямцу А.Е. Легенда о Дон Жуане в мировой литературе. – Черновцы, 1998.

Предлагаемая тема доклада:

Фольклорные, литературные и исторические источники сюжета о доне Хуане и Каменном госте.

Занятие 6. Трагедия Расина и Еврипида: модификации жанра.

Вопросы:

1. Работа Расина с античными источниками.

2. Специфика системы персонажей. Тип трагического героя.

3. Поэтика заглавия («Ипполит» у Еврипида, «Федра» у Расина»)

4. Любовь и власть.

5. “Трагическая вина”. Специфика развязки.

6. Человек у Расина и Еврипида.

Источники:

Еврипид. Ипполит.

Расин Ж. Федра.

Литература:

Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1994. - С. 142 – 208.

Жирмунская Н.А. Трагедии Расина // Э. Расин. Трагедии. - М., 1977. - С. 5 – 33.

Дополнительно

Бахмутский В. Время и пространство во французской классицистической трагедии 17 в.// Бахмутский В. В поисках утраченного. - М., 1994. - С. 84 – 112.

Наши рекомендации