Единицы исторического процесса
Этнос. В переводе с греческого – «народ». Этносам предшествовали род, племя, народность. Для рода и племени характерно наличие кровных связей, народность характеризует единство территории и хозяйства. Для этноса не имеет значение и это: его признаками являются общность культуры, языка, самосознания.Народы отличаются друг от друга, прежде всего, по этим признакам.
Другие критерии различия народов:
· по уровню социально-экономического развития;
· по отношению к государству – государство-образующие (создали национальное государство) и не государство-образующие этносы;
· по численности – малые народы (до 10 млн. человек), большие народы – (от 10 до 100 млн. человек), народы-супергиганты (свыше 100 млн. человек).
Страна. Государственно-организованное общество, имеющее определенную территорию и границы, единство которой поддерживается политической силой государства, наличием общего экономического пространства, культурным единством народов. Последний фактор очень важен, если страна является многонациональной: если он действует, то из разных народов формируется нация – социоэтническое образование с общими духовными ценностями. Каждый народ имеет самосознание, но в многонациональных странах необходим уровень надэтнической самоидентификации, чтобы представители разных этносов осознавали себя не только носителями культуры своего народа, но и гражданами страны.
Локальная цивилизация. Социокультурная система, имеющая пространственно-временные границы и универсальную для нее систему ценностей. Понятие локальной цивилизации ввел А.Тойнби. К одной локальной цивилизации принадлежит не только множество народов, но и стран: это значит, что локальная цивилизация должна иметь надэтнические и надстрановые признаки. А.Тойнби считал, что главную роль в специфике локальных цивилизаций играет религия. В настоящее время этим фактором считается система ценностей в целом.
Человечество. Это понятие имеет несколько смыслов:
Во-первых, человечество как род, отличный от животных;
Во-вторых, человечество как некое единство:
· система народов, стран и локальных цивилизаций;
· субъект исторического процесса.
Человечество как род существует с момента его возникновения в глубокой древности безотносительно к его численности. Человечество как система народов, стран и локальных цивилизаций в основных чертах сложилось к середине XIX века под воздействием сформировавшегося мирового рынка. Впоследствии системное единство человечества нарастало. Во второй половине XX века человечество окончательно стало системой благодаря процессу глобализации.
Глобализация – это формирование надэтнических, надстрановых, надцивилизационных тенденций развития, единого мирового пространства, в котором свободно перемещаются знания, товары, капиталы, люди. Главный эффект глобализации в том, что уходит в прошлое модель автономного развития народов, стран, локальных цивилизаций: они вовлекаются в общие тенденции, резко возрастает их взаимозависимость. Этот процесс носит системный и многоплановый характер: глобализация осуществляется во многих формах – экономическая, информационная, политическая, в сфере образования, культурная. Конечный итог – выход развития за рамки народов, стран, локальных цивилизаций.
Человечество как субъектисторического процесса должно совершать коллективные действия для решения проблем, общих для всех народов, стран, локальных цивилизаций. В этом смысле человечество еще не сложилось, находится в стадии формирования. Существуют факторы, способствующие этому:
· необходимость решения глобальных проблем современности;
· различные программы международного сотрудничества;
· решение сложных творческих, научных задач;
· усиление контактов между народами, странами и цивилизациями.
Однако существуют и противодействующие факторы:
· жесткая конкуренция в глобальной экономике;
· продолжающаяся борьба за геополитическое влияние;
· продолжение войн между странами;
· межнациональная, межрелигиозная, межрасовая рознь.
2. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ. В социальной философии К.Маркса общественно-экономическая формация(ОЭФ) – «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». В основе каждой ОЭФ лежит способ производства, включающий в себя производительные силы и производственные отношения. Последние образуют ее экономический базис, которому соответствует политико-идеологическая надстройка.
Последовательность смены ОЭФ выявляет внутреннюю логику мировой истории. В первичной ОЭФ (первобытной/архаичной) человек выделяется из природы и создает предпосылки цивилизации. Вторичные ОЭФ (антагонистические) развивают производительные силы и культуру до такой степени, когда дальнейший прогресс становится возможным лишь на основе устранения социальных антагонизмов. Период антагонистического общества делится по форме собственностина средства производства на рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации. Третичной ОЭФ является коммунистическое общество, вбирающее в себя все позитивное, созданное в предшествующих формациях и реализующее конечную цель исторического развития – достижение свободы.
Смена ОЭФ объясняется противоречием между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые в определенный момент превращаются в оковы развития производительных сил. Переход к новой ОЭФ совершается путем социальной революции, состоящей в смене данного способа производства исторически более прогрессивным.
Смена формаций образует магистральную линию истории, определяет ее единство. У всех народов исходным пунктом является первобытнообщинный строй. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается многообразием: не каждый народ проходит через все классовые формации; существуют локальные особенности, переходные формы от одной к другой. Античный способ производства в Европе и азиатский способ производства на Востоке – это формы перехода от первобытного к классовому обществу. Еще одним вариантом является сосуществование в одну историческую эпоху различных формаций.
Теория ОЭФ признает поступательный, прогрессивный характер развития общества, ведет к выводу о неизбежности смены капитализма коммунизмом. История имеет магистральную линию с наличием вариантов развития.
Понятие «цивилизация» было выдвинуто в середине XVIII века в рамках французского Просвещения. Просветители называли «цивилизованным» общество, устроенное на началах разума и справедливости. В XVIII-XIX веках в западноевропейской мысли утвердилось четыре подхода к трактовке цивилизации.
Цивилизация как высший этап прогресса.Эту трактовкувыдвинули еще античные историки Геродот и Тацит. Пытаясь объяснить общие черты в культурах народов, они выделили три стадии развития хозяйства – охота и собирательство, скотоводство и земледелие – и, соответственно, стадии развития – дикость, варварство и цивилизацию. Цивилизация – это преодоление первобытного состояния, начало целенаправленной, организованной социальной жизни.
В середине XIX века в Европе возникла наука о народах мира – этнология. Э.Тэйлор и Л.Морган подкрепили античную концепцию материалом о хозяйстве, культуре, социальной организации разных народов. Ф.Энгельс, опиравшийся на идеи Л.Моргана, тоже являлся сторонником этой трактовки цивилизации.
Главными идеями этой концепции являются стадиальность истории, наличие универсальных законов, вера в прогресс, трактовка национальных историй как частных случаев универсальных закономерностей. Народы быстрее или медленнее движутся в одном направлении. Европейские народы являются воплощением прогресса, их путь задает общий вектор развития всего человечества. Принцип европоцентризма – европейский путь развития является универсальным, пригодным для всех народов и стран, несмотря на различия их культур.
Этноисторическая концепция цивилизации. Накопленные этнологией факты свидетельствовали о большом многообразии культур в неевропейском мире. Возникло противоречие между культурно-историческим многообразием народов и идеей универсальности пути развития. Ф.Гизополагал, что, с одной стороны, существует специфика культур народов, но, с другой стороны, имеет место и «цивилизация» как прогресс всего человеческого рода. С радикальным воззрением выступил Т.Жуффруа: у каждого народа существует своя, особая цивилизация. В XX веке сходные идеи обосновал Л.Гумилев.
Локально-историческая концепция цивилизации. Зародилась во второй половине XIX века благодаря концепциям культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и локальных культур О.Шпенглера, но, прежде всего, с именем А.Тойнби,обосновавшего понятие локальной цивилизации, связана эта концепция. Локальная цивилизация характеризуется универсальной для нее системой ценностей. На этом основании разграничивают Запад и Восток как наиболее общие цивилизационные типы.
Мыслитель | Понятие. труд | Главная идея |
Н.Я.Данилевский | Культурно-исторический тип. «Россия и Европа» | Культурно-исторические типы (всего их десять) проходят фазы этнографическую, государственную и цивилизационную. Сферами деятельности являются религиозная, культурная (научная, художественная, техническая), политическая и экономическая. В китайской, египетской, индийской, вавилонской и иранской культуре они были смешаны. Затем возникли «одноосновные» типы – еврейский (религия), греческий (культура), римский (политика). Европа Нового времени – «двуосновная»: политическая и культурная (с наукой и техникой). Славянский мир будет «четырехосновным» типом с гармонией сфер. |
О.Шпенглер | Локальная культура. «Закат Европы» | История – процесс самозарождения и умирания «культур» как живых организмов, их целостность обеспечивает «душа». Они индивидуальны, уникальны и несопоставимы, диалог невозможен, нет общечеловеческой культуры. Семь из восьми культур умерло, «фаустовская» (западноевропейская) – существует. Культура перерождается в цивилизацию – «обездушенную жизнь» – и умирает. Это переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от «героизма» к «механической работе». Цивилизация – финал культуры как «становления», неизбежная судьба, в том числе и западной культуры. |
А.Тойнби | Локальная цивилизация. «Постижение истории» | Изначально выделил 21 цивилизацию, впоследствии – 13. Их развитие – модель «вызов – ответ». «Вызов» – проблема, встающая перед цивилизацией из-за природы (стимул «бесплодной земли» и «новой земли») или людей (стимулы «удара» и «давления»). Вызовы и ответы определяют специфику цивилизации, ее ценности. Новая цивилизация возникает, во-первых, из примитивных обществ: ответ на вызов берет на себя «творческое меньшинство», носитель «жизненного порыва», и ведет за собой большинство; во-вторых, на основе предшествующей. Хранителем кода цивилизации является религия. |
Они отрицали европоцентризм, универсальные законы прогресса человечества, его магистральную линию, общечеловеческую культуру (А.Тойнби – в меньшей степени), придерживались модели времени как круговорота.
Сравнение | ЗАПАД (техногенная цивилизация) | ВОСТОК (традиционная цивилизация) |
Главная ценность | Новация, развитие науки и техники | Традиция, привычные методы деятельности |
Динамизм | Высокий темп социальных изменений, ценность времени, ускорение развития | Инерционность развития и отставание, замедленные темпы социальных изменений |
Отношение к миру | Открытое общество | Относительно закрытое общество |
Модель времени | Линейно-стадиальная модель с ориентацией в будущее, вера в прогресс | Циклическая модель времени с ориентацией в прошлое, авторитет традиции |
Взгляд на природу | Преобразование в интересах общества | Гармоничное слияние человека с природой |
Смысл жизни | Реализация творческих способностей | Духовно-нравственное преображение |
Человек в обществе | Индивидуализм, автономия личности, доктрина прав и свобод человека | Коллективизм, самосознание личности в коллективе |
Ценности человека | Рационализм, утилитаризм, приоритет материальных ценностей | Религиозное миросозерцание, приоритет духовных ценностей |
Социальная структура | Гибкая с возможностью вертикальной социальной мобильности | Жесткая с четкой и неизменной иерархией социальных ролей |
Стиль мышления | Либерально-демократический | Авторитарно-консервативный |
3. Миросистемный подход к истории.
В главной трехтомной работе И.Валлерстайна «Современная миросистема» обосновывается концепция миросистемного анализа(МСА), согласно которой исторический процесс – это не сосуществование и смена формаций или локальных цивилизаций, а становление и развитие современной миросистемы.
В концепции МСА исторический процесс понимается как сосуществование и смена исторических систем – долговременных, целостных комплексов с относительно автономной эволюцией, пространственно-временными границами, базирующихся на способе производства и обмена, развивающемся разделении труда. Каждая система исторична: начинает существовать в определенный момент, развивается и клонится к упадку (идея исторического круговорота).
Историческая система обладает формационными характеристиками (способ производства, разделение труда) и характеристиками локальной цивилизации (автономная эволюция, пространственно-временные границы, жизненный цикл от возникновения до гибели). Историческую систему нельзя отождествить ни с формацией, ни с цивилизацией: она «снимает» в себе их характеристики.
Исторические системы И.Валлерстайн разделил на мини-системы и миросистемы. Характеристиками мини-систем являются локальность, кратковременность, высокая гомогенность в плане культуры и управления. В современном мире они прекратили свое существование. Миросистемы существовали в двух структурных вариантах – мироимперии и мироэкономики.
В мини-системах все являлись непосредственными производителями. Мироимперии основывались на политической власти, мироэкономики – на торговле и накоплении капитала. В мироимпериях тоже существовали рынки и обмен, но они контролировались бюрократическими структурами: они собирали дань с непосредственных производителей и перераспределяли ее. В мироэкономиках прибавочный продукт, созданный непосредственными производителями, отчуждался в форме прибыли и распределялся среди буржуазии посредством рынка.
В период 8000 г. до н.э. – 1500 г. н.э. сосуществовали все исторические системы. Мироимперии были «сильной» формой, они разрушали и/или поглощали мини-системы и мироэкономики. В XV веке европейский капиталистический мироэкономика выжил и победил в борьбе с мироимперией Габсбургов. Последующие столетия стали временем экспансии европейского капитализма: он охватил весь земной шар, разрушая и поглощая мини-системы и мироимперии. К началу ХХ века на планете осталась одна историческая система – современная миросистема, основанная на европейском капиталистическом мироэкономике.
Современная миросистема базируется на оси ядро – полупериферия – периферия. Ядро – группа высокоразвитых стран, занимающих выгодные позиции в международном разделении труда, накопление капитала протекает наиболее интенсивно в этой зоне. Периферия – группа слаборазвитых стран, подчиненных странам ядра. Зависимость выстраивается на основе неравномерного обмена: ядро получает наибольшую часть прибавочного продукта. Полупериферия является «буфером» между ними, «посредником» распределения мировой прибыли. Государства полупериферии обладают признаками и ядра, и периферии.
Сравнение | Формационный подход | Миросистемный анализ |
Главное понятие | Общественно-экономическая формация | Современная миросистема |
Время | Спиралевидное как единство линейно-стадиальной динамики и круговорота | Циклически-волновая, астадиальная модель времени с вероятностной логикой |
Общественный прогресс | На основе смены способов производства предсказывал коммунистическую формацию. Новая формация всегда прогрессивнее предыдущей. Капитализм неминуемо потерпит крах | Невозможно предсказать, какая историческая система возникнет в будущем, будет ли она прогрессивнее предыдущей. Отрицается неизбежность краха капиталистической системы, допускается возможность ее реорганизации |
Классы | Классовая борьба является главной движущей силой развития антагонистических формаций | Классовый фактор признается, но не считается решающим, главная роль – у расово-этнического: капитализм может погибнуть оттого, что слишком многие захотят жить при нем, миллионные массы с периферии двигаются в страны ядра |
Возникновение капитализма | Для К.Маркса капитализм был феноменом европейским, возникшим в эпоху Нового времени. Капитализм вырастает из товарного производства, капиталистическая формация зарождается в недрах феодального общества, это долгосрочный процесс. | И.Валлерстайн. как и К.Маркс, признает развитый капитализм явлением новоевропейским, но, как и М.Вебер, – наличие капитализма во всех исторических системах. В Европе не было долгосрочных предпосылок возникновения капитализма. Если капиталистические элементы существовали во всех исторических системах, то возникновение капитализма в Европе – случайная реализация одной из возможностей исторического развития. |
Природа капитализма | К.Маркс ставил на первое место в понимании капитализма производство. Капитализм характеризуется наличием свободного наемного оплачиваемого труда. К.Маркс исследовал «чистый капитализм» на примере Англии | И.Валлерстайн ставит на первое место в понимании капитализма обмен. Производство товаров возникает раньше современного капитализма, главное – контроль над их обращением. Признаками капитализма является сочетание свободного и несвободного, наемного и не наемного, оплачиваемого и неоплачиваемого труда. Капитализм многообразен и не сводится к «чистой форме» |
Многоукладность | К.Маркс признавал ее как сосуществование формаций разного уровня развития, при смене формаций, наличие в ставшей формации экономических укладов при определяющем способе производства | В современной миросистеме нет сосуществования и взаимодействия способов производства, существует только капитализм. Плантационное рабство в Вест-Индии XVIII века, рабство юга США XIX века, крепостное право в Восточной Европе XVII-XVIII веков – формы его реализации |
Сравнение | Цивилизационный подход (локальная версия) | Миросистемный анализ |
Главное понятие | Локальная цивилизация | Современная миросистема |
Уровень истории | Ориентирован на локальное измерение исторической реальности, и лишь затем – на глобальное (и то не всегда) | Ориентирован на глобальное измерение: исторические системы напоминают принцип локальности цивилизационного подхода, но локальность переводится в глобальность современной миросистемы |
Статус локальных цивилизаций | Его сторонники рассматривают цивилизации как реально существовавшие и существующие социокультурные образования | Цивилизация – это нынешнее представление о прошлом, когда социальные группы ощущают потребность подчеркнуть свою самобытность. Традиция и цивилизация – это современное «творение». Все государства полупериферии и периферии претендуют на обладание цивилизационным наследием: это идеология слабых и менее развитых государств, цель которых – освободиться от угнетения в системе |
Культура | Всегда подчеркивал роль культуры, духовных факторов в историческом развитии | Культура – это механизм защиты неравенства, поддержания функционирования системы путем маскировки неравноправия. На первый план выдвигаются экономические факторы, недооценка культуры |
Многообразие | Подчеркивает многообразие, самобытность, непохожесть культур | Указывает на универсализм как принцип современной миросистемы, ее экономического единства |
Автономность | Указывает на относительную автономность, самодостаточность локальных цивилизаций | Автономность не признается как самостоятельное явление: локальная специфика производна от системной логики |
Человечество | В концепциях Н.Я.Данилевского и О.Шпенглера отрицается существование его как целостности | Рассматривается как целостность в рамках современной миросистемы |
Время | Исторический круговорот | Циклически-волновое с вероятностной логикой |