Основные социальные регуляторы
Мораль – форма общественного сознания, фиксирующая модель должного поведения, опирающаяся на систему норм и правил, регулирующих общение между людьми. Задача морали – гармонизировать общественные и личные интересы, функции морали – регулятивная, воспитательная, ориентирующая.
Основными характеристиками морали являются:
· всеобъемлющий характер– моральные нормы проникают во все сферы общественной жизни и оказывают на них воздействие;
· внеинституциональность– мораль не является строго организованной сферой, в отличие от науки или права;
· императивность– нормы морали апеллируют к чувству долга.
Нормы морали базируются на определенных ценностях, санкционируют многие общественные устои, регулируют поведение человека в различных сферах общества, претендуют на абсолютность, не терпят исключений, однако их исполнение поддерживается лишь силой общественного воздействия, духовным авторитетом. В морали громадное значение имеет самосознание личности, позволяющее человеку самому. Без давления извне принять моральные нормы.
Право– это форма общественного сознания, выражающая принципы справедливости, свободы и равенства людей в общественных отношениях.
Равенство – применение равной меры к заведомо неравным индивидам в политическом, имущественном, семейном и иных отношениях. По Гегелю, право есть «царство реализованной свободы»: правовой порядок означает реальную возможность для индивида реализовать свои интересы без произвола с чьей бы то ни было стороны. Свобода должна быть равной для всех или ее не будет совсем: свобода одного человека завершается там, где начинается свобода другого. Поэтому право является мерой свободы индивидов. Справедливость – соблюдение баланса интересов, эквивалентность прав и обязанностей людей друг к другу.
Главной единицей права является закон – нормативный акт, устанавливающий права и обязанности субъектов правовых отношений. Закон предполагает коллективное согласие людей с определенными принципами их взаимоотношений в обществе. Однако закон и право не являются тождественными друг другу: если закон не соответствует принципам справедливости, свободы и равенства, он не является правовым (по Августину, несправедливый закон не есть закон).
СРАВНЕНИЕ | МОРАЛЬ | ПРАВО |
Обязательность | Нормы морали не обязательны к исполнению | Нормы права обязательны к исполнению |
Реализация | Нормы морали формируются в практическом, жизненном опыте, воспроизводятся повседневно силой общественного мнения | Нормы права формулируются, закрепляются, проводятся в жизнь специальными учреждениями (институциональность права) |
Характер | Доминирует сопереживательный, эмоциональный компонент | Доминирует рациональный, логический компонент, аргументация |
Регуляция | Во многом ограничивается кругом «своих» | Характеризуется универсальным охватом |
Право, с одной стороны, – это орудие государственной политики, с другой стороны, – механизм осознания самим обществом пределов дозволенного.
Политика как организационная и регулятивно-контрольная сфера деятельности, как последовательность определенных действий, нацеленных на достижение необходимого результата. Политическое действие должно быть целенаправленным, непрерывным, спланированным, рациональным, прагматичным. Для политики характерны универсальность, всеохватывающий характер, способность воздействовать на любые сферы жизни общества. Субъектами политики могут быть государства и различные социальные группы, интересы которых на уровне государства представляют политические партии. Главная функция политики заключается в том, чтобы регулировать и управлять процессами в различных сферах общества, находить баланс интересов различных социальных групп. Политика является одной из сил, преобразующих общество.
Идеология – система взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности, фиксируются социальные проблемы и конфликты, выдвигаются цели и программы деятельности, направленной на закрепление, изменение (развитие) существующих общественных отношений. Наиболее известными идеологическими системами являются либерализм, консерватизм и радикализм (левого и правого толка). Идеология не только отражает общественные реалии, но и оказывает на общество преобразующее, обратное воздействие, поскольку направленность политики всегда является выражением определенных идеологических установок, результатом политики может быть принятие определенных норм права.
Религия – форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное. Религия осуществляет сакрализацию (делает священными, возводит в Абсолют) некоторые ценности, делает их для верующих неподвластными для времени ориентирами поведения, подлежащими неукоснительному соблюдению. Религия способна регулировать весь спектр общественных отношений, все сферы общества – от семейных отношений до политики и экономики.
Функции религии:
· мировоззренческая – формирует определенный взгляд на мир и место в нем человека, вырабатывает отношение человека к миру;
· компенсаторная – дает человеку силы противостоять невзгодам бедам и страданиям, утешает человека, даруя надежду на бессмертие;
· аксиологическая – вырабатывает духовные ценности;
· нравственная– формирует духовный мир человека;
· регулятивная – управляет поведением людей, влияет на общество.
Экономика – сфера материальных отношений между людьми, включающая в себя отношения собственности, а также производства, распределения и потребления материальных благ. Собственность – это признание обществом права индивида владеть и распоряжаться определенным имуществом. С точки зрения функционирования экономики существует две крайности: парадигма свободного от государства рынка и парадигма контролируемого государством рынка. Экономика никогда не бывает саморегулирующейся, ее функционирование всегда зависит от остальных социальных регуляторов. Понятие «экономические законы» не является отвлеченной абстракцией и выражает определенную мотивацию людей (религиозную или рациональную) к деятельности.
К.Маркс утверждал, что духовные явления общества вторичны по отношению к материальным явлениям. На самом деле это не так: мораль, право, идеология, религия – это духовные регуляторы общества, от которых во многом зависят материальные отношения. Духовное и материальное как минимум равноценны или духовное часто является определяющим по отношению к материальному.