Учебный модуль 4. Русские земли в XIII-XV вв. в мировой истории средневековья
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
Технологии и дизайна»
Кафедра философии и истории
ИСТОРИЯ
Методические указания к изучению курса и выполнению контрольных заданий
для студентов заочной формы обучения
Санкт-Петербург
Утверждено
на заседании кафедры
Протокол №
Рецензент:
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета М.М. Галанов.
Методические указания разработаны на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы учебной дисциплины «История» для студентов 080100.62, 080200.62, 073900.62, 040400.62 , 034700.62 , 031600.62, 262200.62, 262000.62, 230700.62 заочной формы обучения. В них содержатся общие требования к изучению курса, учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, методические указания к выполнению контрольной работы, примерная тематика контрольных работ, вопросы к зачету (дифференцированному) зачету, экзамену.
1. 1. Цели освоения дисциплины.
История (в переводе с греческого языка – исследование, узнавание, рассказ) – это наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Основная цель изучения учебной дисциплины «История» – помочь формированию у студенческой молодежи исторического мышления, освоению накопленного предыдущими поколениями мирового и отечественного исторического опыта (как положительного, так и отрицательного), осознанию особенностей и исторического места России в мировом сообществе. Вдумчивое отношение к отечественной истории поможет студентам почувствовать себя наследниками великой культурно-исторической традиции и определить свое место в возрождении истинного величия нашего Отечества.
Цель преподавания курса «Истории» состоит в реализации требований Государственного стандарта к уровню исторических знаний выпускников вуза, выработки у студентов умения применять полученные знания в своей практической деятельности, направленной на расширение кругозора и исторического уровня молодого специалиста, правильной ориентации его в разнообразной и сложной современной жизни.
Завершив изучение курса истории, выпускник должен:
- иметь представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, владеть основами исторического мышления;
- иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними;
- иметь научное представление об основных этапах в развитии человеческой цивилизации и месте в этом процессе России, знать хронологию основных исторических событий;
- иметь представление об основных типах и формах человеческой цивилизации и их характерных чертах;
- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;
- уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторических материалов;
- развивать способность к аналитическому мышлению, стремление к расширению своей эрудиции на основе интереса к истории.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: данная дисциплина относится к общекультурным компетенциям бакалавриата (ОК). Логически и методически взаимосвязана со всеми дисциплинами социально-гуманитарного цикла.
2. Содержание разделов (модулей) и тем дисциплины. Краткое содержание курса:
Учебный модуль 1. История в контексте гуманитарного знания. Методо-
Логия науки.
Тема 1. Методология и теория исторической науки. Сущность, формы и функции исторического знания. Предмет и объект изучения истории, основные отрасли и направления исторической науки: вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Взаимосвязь исторической науки с другими гуманитарными дисциплинами. Формационная и цивилизационные модели исторического развития. Движущие силы истории. Роль субъективного фактора в истории и проблема многофакторного подхода.
Учебный модуль 2. Исторические источники и научные исследования.
Тема 2. Исторические источники и научные исследования. Методы исторического исследования. Классификация исторических источников. Важнейшие принципы исторического исследования. Исторический факт и исторический источник. Классификация исторических источников. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Общее и особенное. Методология и теория исторической науки. Социальные функции исторической науки. Историческое сознание и основные ступени его формирования.
Учебный модуль 3. Особенности становления государственности в России и мировой истории.
Тема 3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Объективные предпосылки формирования человеческой цивилизации. Типы цивилизаций в древности. Вклад древневосточных цивилизаций в мировую культуру.
Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных ре
гионов. Кризис единой древнеримской империи: возникновение христианства. Западная Римская и Византийская империи. Падение Западной Римской империи (476 г.) и завершение истории античной цивилизации. Влияние культурного наследия античной цивилизации на дальнейшее развитие мировой культуры.
Формирование в раннем Средневековье двух новых видов цивилизации: Евро -
пейско-христианской (Западной) и Арабо-мусульманской (Восточной). Распро-
странение ислама. Культурные, нравственные и правовые основы Европейской
цивилизации.
Раскол христианства на православие и католицизм (VIII – IX вв.) и формирование двух ветвей Европейской цивилизации: Восточной и Западной. Роль Византийской цивилизации в формировании русской культуры и государственности. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.
Тема 4 . Древнерусская государственность.
Проблема этногенеза славян. Расселение славян в III – IX вв. Образование трех славянских ветвей – западной, восточной и южной. Народы, обитавшие на территории европейской части России до прихода туда восточных славян. Быт, занятия и верования восточных славян.
Основные этапы становления государственности в Древней Руси. Норманнская теория. Древняя Русь и кочевники. Социально-экономические и политические отношения в Древней Руси. Принятие христианства и влияние Византийской культуры на развитие древнерусского общества. Древняя Русь, Западная Европа и Восток в XI – XII вв.
Тема 5. Русские земли в XIII-XIV вв.
Политическое раздробление и социально-политические изменения в древней Руси. Княжеские усобицы. Новгородская земля. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Борьба Руси против монгольской и шведско-немецкой агрессии. Быт и культура Руси в XIII-XIV вв. Место Древней Руси в Средневековой Европе. Русь и средневековые государства Европы и Азии. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
Учебный модуль 4. Русские земли в XIII-XV вв. в мировой истории средневековья.
Тема 6. Возвышение Москвы. Специфика формирования единого российского государства. Влияние монгольского фактора на особенности формирования московской государственности и социально-экономических отношений в государстве. Формирование сословной системы организации общества. Великое княжество Литовское и Русь. Внутренняя и внешняя политика русского государства при Иване III. Свержение монгольского ига. Достижения в культуре и искусстве XIII-XV вв.