Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа. Выпишите из предложения все словосочетания:

Упражнение 1

Выпишите из предложения все словосочетания:

В жанровом отношении научный стиль довольно разнообразен.

Упражнение 2

Выпишите из предложений все словосочетания, разделяя их по следующим группам:

- предметы вместе с признаками;

- действия с их признаками;

- действия и обстоятельства их протекания;

- действия и их объекты.

Вдали послышался слабый шум поезда. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными ногтями. Лицо у Василия было красиво. Лодка шла вдоль берега и попадала в струи сыроватого ветерка. Он не испытал тоски бессонных ночей. Иван Иванович с упоением листал книгу. Она встала рано утором и с радостью отправилась в сад.

Упражнение 3

Выделите в словосочетаниях грамматически господствующий член и грамматически зависимый.

Золотое руно, противился искушению, янтарный берег, в любое время, прилечь в тени, кратко рассказывать, точно описывать, много узнал, встретил друзей, хорошо работал, красивая девушка, играющий в мяч, пригласил для беседы, большая группа, слушает музыку, ждал встречи, всякий город, выплавка стали, слишком сильный, вернулся поздно, молодая береза, наш дом, лодка с парусом, летящий самолет.

Упражнение 4

Определите, какие из словосочетаний являются простыми, а какие сложными, объясните свой выбор.

Красивый берег, красивый берег с отлогими откосами, машина нового образца, зеленое дерево, зеленое дерево с развесистыми ветвями, женщина средних лет, долго противился, увидел бабушку с дедушкой, встретил сестру с братом, противился искушению, долго противился искушению.

Упражнение 5

Распространите предлагаемые словосочетания.

Прилечь в тени, берег с откосами, поле с пшеницей, узнал много, встретил друзей, дотронуться до стекла.

Упражнение 6

Определите тип синтаксических отношений между членами словосочетаний:

- атрибутивные;

- объектные;

- релятивные;

- аппозитивные.

Твой сад, дом с мезанином, шелковая скатерть, желтый тюльпан, платье из ситца, люблю читать, касаться руками, пою песни, пришел вчера, очень поздно, захотел прилечь, идти медленно, вернулся назад, иду работать, пошел на встречу, река Волга.

Упражнение 7

Определите тип связи слов в словосочетании, распределите их по трем столбикам:

- согласование;

- управление;

- примыкание.

Добавьте к ним по два своих примера.

Большой город, ответил на вопрос, работал в саду, выше крыши, красивый дом, отмывать с радостью, школьный сад, южная сторона, слушать песни, сильнее ветра, разобраться в фактах, хлеб с маслом, шел медленно, был готов, раболтал здорово, вырезал ножом.

Упражнение 8

Составьте по два словосочетания при сильном и слабом управлении.

Упражнение 9

1. Определите тип словосочетаний в зависимости от морфологического выражения стержневого слова. Докажите свой выбор.

Говорил шепотом, черные от грязи, вслед за мной, второй от угла, сильно смешно, горячая до слез, милый друг, увидел мальчика, сильный враг, достойный соперник, пишу вечерами, поздно вечером, работаю по ночам, вышел из дома, очень обрадовался, наперекор всему, утренняя заря, визг машин, очень хороший, всегда прекрасное, совсем тепло, довольно холодно, что-то нехорошее, некто сильный, кто-то другой, два друга, несколько детей, третий с краю.

Упражнение 10

Придумайте словосочетания, основанные на различных правилах построения:

1) грамматически обусловленные;

2) семантически обусловленные;

3) лексически связанные;

4) определяемые синтаксическими отношениями.

Упражнение 11

Разберите предлагаемые словосочетания по схеме разбора словосочетаний (см. Приложение 2 «Схемы синтаксического разбора. Схема разбора словосочетания»).

Интересная книга, очень близко, горящий костер, тезисы доклада, группа словосочетаний, решить задачу, шестеро друзей, далеко от школы, свежая газета, поговорить с подругой, быстрее всех, поступить в институт, слева от дороги, сделать назло, утренняя заря, визг машин, очень хороший, всегда прекрасное, совсем тепло, довольно холодно.

Словарь по теме

Словосо­четание – это сочетание двух или более знаменатильных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.

Простые словосочетания состоят из минимального количества слов.

Сложные словосочетания возникают при распространении простого словосочетания словом или словосочетанием.

Атрибутивные (или определительные) отношения устанавливаются между господствующим членом сло­восочетания, обозначающим предмет, и подчиненным чле­ном, выражающим признак предмета (молодой дуб, вырази­тельное чтение, знамя из красного шёлка, наш дом, летящий самолёт, лодка с парусом).

Объектные отношения (или дополнитель­ные) — это отношения между господствующим членом сло­восочетания, обозначающим действие, и подчиненным чле­ном, выражающим объект этого действия.

Релятивные (или обстоятельственные) от­ношения — это отношения между господствующим членом словосочетания, обозначающим действие или признак, и под­чиненным членом, выражающим качество, количество дейст­вия (признака) или различные обстоятельства, в которых про­текает действие либо проявляется признак.

Аппозитивные отношения — отношения между определяемым словом иприложением.

Синтаксической связью назы­вается формальная зависимость членов словосочетания, выраженная тем или другим способом.

Синтаксические отношения опираются на значения слов, входящих в словосочетание, а синтаксические связи проявляются в формах слов.

Согласование — это такой тип синтаксической свя­зи, когда зависимое слово уподобляется по форме господст­вующему, а именно приобретает ту же форму рода, числа, па­дежа, которая свойственна господствующему слову.

Управление — это такой тип синтаксической связи, при котором зависимое слово употребляется в падежной фор­ме, требуемой грамматическими и семантическими особен­ностями господствующего слова.

Сильное управление – это когда господствующее слово до­пускает только одну форму зависимого.

Слабое управление - это когда форма зависимого слова не обусловлена грамматическими и семантическими особеннос­тями господствующего слова.

Примыкание — это такая синтаксическая связь, ко­торая не выражается ни формами словоизменения, ни слу­жебными словами.

Глагольные словосочетания - господствующий член мо­жет быть выражентой или иной глагольной формой. Зависимый член представлен формами косвенных па­дежей существительных, местоимений-существительных и субстантивированных слов, наречиями, деепричастиями, ин­финитивом

Субстантивные словосочетания - господствующий член выражается существительным или субстантивированным сло­вом. В качестве подчиненного члена выступают согласуемые слова: прилагательные, причастия, порядковые числительные, мес­тоимения-прилагательные; управляемые слова — существительные и местоимения-существительные с предлогами ибез предлогов); примыкающие слова — наречия и инфинитив.

Адъективные словосочетания - господствующий член представлен прилагательным. Зависимый член выражается формами косвенных падежей существительных и местоимений-существительных с предлогом и без предлога, а также наречиями и инфинитивом.

Наречные словосочетания - господствующий член — на­речие. Зависимый член выражается другим наречием или па­дежными формами существительного.

Местоименные словосочетания - господствующим чле­ном является местоимение. Зависимый член выражается при­лагательными, существительными в формах косвенных паде­жей, местоимениями.

Словосочетания с числительными обозначают определен­ное или неопределенное количество предметов.

Грамматически обусловленные словосочетания - подчиненное слово употребляется в той форме, кото­рой требуют грамматические особенности главного слова.

Семантически обусловленные слово­сочетания - главное слово; относящееся к определенной семантической группе, требует употребления подчиненного слова в определенной форме.

Лексически связанные словосочетания - главное слово обладает недостаточно определенным и четким лексическим значением, которое раскрывается и конкретизи­руется с помощью подчиненного слова, имеющего строго определенную форму.

Словосочетания, характеризуемые семантико-синтаксическими отношениями - главное слово ни грамматически, ни лексически не обусловливает подчи­ненной формы.

1.1.6 Контрольные задания к теме «Словосочетание»

Задание 1

Определите словосочетание, в котором называется предмет вместе с признаком:

А) слабый шум

В) шум поезда

С) вдоль берега

Д) нет правильного ответа

Задание 2

Определите словосочетание, в котором называется действие с их признаками:

А) слабый шум

В) белая береза

С) шел размашисто

Д) нет правильного ответа

Задание 3

Определите словосочетание, в котором называются действия и обстоятельства их протекания:

А) слабый шум

В) плыл мимо

С) красивые ногти

Д) нет правильного ответа

Задание 4

Определите словосочетание, в котором называются действия и их объекты:

А) грозил пальцем

В) выглядит красиво

С) красивый берег

Д) нет правильного ответа

Задание 5

Определите простое словосочетание:

А) красивый берег с отлогими откосами

В) зеленое дерево

С) долго противился искушению

Д) нет правильного ответа

Задание 6

Определите сложное словосочетание:

А) красивый берег с отлогими откосами

В) зеленое дерево

С) противился искушению

Д) нет правильного ответа

Задание 7

Определите тип атрибутивных синтаксических отношений между членами словосочетаний:

А) берег с откосами

В) слишком сильный

С) хороший дом

Д) нет правильного ответа

Задание 8

Определите тип объектных синтаксических отношений между членами словосочетаний:

А) очень устал

В) люблю книги

С) хороший дом

Д) нет правильного ответа

Задание 9

Определите тип релятивных синтаксических отношений между членами словосочетаний:

А) вернулся вчера

В) дотронулся до стекла

С) большой дом

Д) нет правильного ответа

Задание 10

Определите тип аппозитивных синтаксических отношений между членами словосочетаний:

А) инженер Петров

В) слишком сильный

С) хороший дом

Д) нет правильного ответа

Задание 11

Определите тип связи слов (согласование) в словосочетании:

А) берег с откосами

В) слишком сильный

С) хороший дом

Д) нет правильного ответа

Задание 12

Определите тип связи слов (управление) в словосочетании:

А) шел быстро

В) слушает музыку

С) красный шарф

Д) нет правильного ответа

Задание 13

Определите тип связи слов (примыкание) в словосочетании:

А) берег с откосами

В) присел отдохнуть

С) белая береза

Д) нет правильного ответа

Задание 14

Определите глагольное словосочетание:

А) случайный прохожий

В) сильный человек

С) открыл глаза

Д) нет правильного ответа

Задание 15

Определите субстантивное словосочетание:

А) случайный прохожий

В) свернул на шоссе

С) открыл глаза

Д) нет правильного ответа

Задание 16

Определите адъективное словосочетание:

А) случайный прохожий

В) свернул на шоссе

С) хмурый с утра

Д) нет правильного ответа

Задание 17

Определите наречное словосочетание:

А) случайный прохожий

В) довольно красиво

С) открыл глаза

Д) нет правильного ответа

Задание 18

Определите местоименное словосочетание:

А) случайный прохожий

В) что-то ласковое

С) открыл глаза

Д) нет правильного ответа

Задание 19

Определите словосочетание с числительным в роли главного слова:

А) случайный прохожий

В) пятый от леса

С) добрый друг

Д) нет правильного ответа

Задание 20

Определите грамматически обусловленное словосочетание:

А) любовь к Родине

В) вечерняя заря

С) дорога в лесу

Д) нет правильного ответа

Задание 21

Определите семантически обусловленное словосочетание:

А) дорога в лесу

В) чувство доверия

С) любовь к Родине

Д) нет правильного ответа

Задание 22

Определите лексически связанное словосочетание:

А) способствовали познанию

В) вечерняя заря

С) дорога в лесу

Д) нет правильного ответа

Задание 23

Определите лексически связанное словосочетание:

А) способствовали познанию

В) дорога через лес

С) добрый человек

Д) нет правильного ответа

Предложение

Наши рекомендации