Рассмотрите карту и выполните задания 8-10
История - 1
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) учреждение патриаршества в России
2) битва на р. Альте между братьями Ярославичами и половцами
3) распад Франкской империи
2. Установите соответствие между событиями, и их датами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
СОБЫТИЯ | ДАТЫ | ||||
А) Грюнвальдская битва Б) Флорентийская уния В) Гренгамское сражение Г) принятие первого русского Судебника | 1) 1550 г. 2) 1410 г. 3) 1497 г. 4) 1720 г. 5) 1439 г. 6) 1223 г. | ||||
А | Б | В | Г | ||
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Появление всех, за исключением двух, относятся к XVI−XVII в.
1) Соборное уложение; 2) стрельцы; 3) закупы; 4) коллегии; 5) разинщина; 6) раскольники.
Найдите и запишите порядковые номера терминов, понятий, относящихся к другому историческому периоду
4. Напишите пропущенное слово.
Ханские чиновники, собиравшие с русских земель дань в XIII – начале XIV вв., назывались______________.
Ответ: ________________________.
5. Из приведенного списка выберите три события, относящиеся к эпохе правления Петра I. Запишите соответствующие цифры в таблицу в порядке возрастания.
1) открытие Славяно-греко-латинской академии
2) введение рекрутской повинности
3) введение в России Григорианского календаря
4) захват русскими войсками крепости Азов
5) введение «Табели о рангах»
6) создание полков «иноземного строя»
6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Год | Участник |
Начало строительства Десятинной церкви в Киеве | 989 г. | ____________ (А) |
Сражение на р. Сити | ____________ (Б) | ____________ (В) |
____________ (Г) | 1453 г. | Константин XI |
____________ (Д) | 1565 г. | ____________ (Е) |
Пропущенные элементы:
1) Юрий Всеволодович
2) битва при Гастингсе
3) Владимир Святославич
4) присоединение Твери к Московскому княжеству
5) отмена кормлений
6) 1238 г.
7) Иван IV
8) учреждение опричнины
9) 1378 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д | Е |
7. Прочтите отрывок из сочинения историка.
«В конце августа <…> Баторий появился под стенами Пскова. Удобное время уже было пропущено; весна и лето прошли в приготовлениях и сборах: иначе и быть не могло, так как поляки не давали королю своему никаких средств. Началась продолжительная осада. Русские на этот раз защищались упорно, 8 сентября Баторий сделал пролом в стене, взял две башни, войско его уже врывалось в город; но русские, ободряемые князем Шуйским, выгнали врагов и подняли на воздух Свиную башню, которою овладели было королевские воины. Баторий потерял разом до 5000 человек. После этой неудачи король и Замойский с большим трудом поддерживали дисциплину в войске. Наступила глубокая осень; началась дурная погода; ещё другой-третий раз делали приступ, рыли подкопы – ничто не удавалось! Баторий отправил отряд овладеть Псково-Печерским монастырем; и там не было удачи. Король объявил, что решается во что бы то ни стало взять Псков осадой и будет зимовать под городом, приказывал копать землянки и строить избы для воинов; а тем временем в его стане ощущался недостаток съестных припасов, сделалась дороговизна, падали лошади, убегали люди. Отойти от Пскова, не взявши его и не заключивши мира, было бы срамом для Батория: ропоту в Польше не было бы и предела. Баторий потерял бы свою воинскую честь и своё нравственное влияние».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) События, описанные в данном отрывке, произошли в ходе Ливонской войны.
2) События, описанные в отрывке, предшествовали присоединению к России Казанского ханства.
3) Автор считает, что взятие Пскова было очень важно для Батория.
4) Автор пишет, что войска Батория легко захватили Псково-Печерский монастырь.
5) Война, в ходе которой произошли события, описанные в отрывке, закончилась победой России.
6) Война, в ходе которой произошли описанные события, длилась около 25 лет.
Рассмотрите карту и выполните задания 8-10.
8. Назовите московского князя, возглавившего поход русских войск, обозначенный на схеме.
Ответ: _________________.
9. Укажите год, в который произошли события, обозначенные на схеме.
Ответ: _______________
10. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрой «4» в легенде схемы обозначены действия литовских войск.
2) Цифрой «2» на схеме обозначена р. Волга.
3) В честь победы в сражении, обозначенном на схеме, в Москве был построен Храм Христа Спасителя.
4) Цифрой «1» на схеме обозначен г. Коломна.
5) Цифрой «3» на схеме обозначены действия войска рязанского князя Олега.
6) Войском, поход которого, обозначенный на схеме, был направлен с юга на север, командовал хан Батый.
11. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ | ||||
А) «Слово о полку Игореве» Б) «Домострой» В) картина «Боярыня Морозова» Г) роман «Тихий Дон» | 1) Автор – И.Е. Репин. 2) Произведение было написано в период руководства СССР Л.И. Брежнева. 3) Автор – священник Сильвестр. 4) Описываемые события произошли в XII в. 5) Автору была присуждена Нобелевская премия. 6) Сюжет иллюстрирует события церковного раскола. | ||||
А | Б | В | Г | ||
12. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Первые по времени обнаружения грамоты, одна из которых изображена на марке, найдены археологами на территории Киева.
2) Материал для письма, использованный при составлении данной грамоты, был значительно дешевле пергамена.
3) На грамотах, одна из которых изображена на марке, писали только официальные документы, исходящие от князя.
4) Город, где археологами обнаружено наибольшее количество грамот, одна из которых изображена на марке, был присоединён к Московскому княжеству в XIV в.
5) В городе, где археологами обнаружено наибольшее количество грамот, одна из которых изображена на марке, княжил Александр Невский.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
«Церкви старого Рима пали из-за неверия Аполлинариевой ереси; двери церквей второго Рима, города Константинополя, внуки Агари секирами рассекли. Теперь же это – третьего нового Рима, державного твоего царства святая соборная апостольская церковь, которая до края вселенной православной христианской верой по всей земле сильней солнца светится. Пусть знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одно твоё царство: один ты во всей поднебесной христианам царь.
Тебе подобает, царь, держать это со страхом Божиим; бойся Бога, давшего столько тебе; не надейся на золото, богатство и славу: всё это здесь собрано и здесь на земле останется. Вспомни, царь, того блаженного, который в руке (держа) скипетр и нося на своей голове венец царский, говорил: не прилагайте сердца к богатству, которое утекает. Премудрый Соломон сказал: богатство и золото познаётся не скрытое, но когда оказывают помощь тем, кто её требует <...> И ещё, царь, исполни две заповеди в твоём царстве <...> Не нарушай, царь, заповеди, которую положили твой прадед Константин, блаженный Владимир, великий богоизбранный Ярослав и другие блаженные святые, от корня которых и ты. Не обижай, царь, святых Божьих церквей и честных монастырей, – того, что дано Богу в наследство вечных благ, на память последнему роду. На это святой великий пятый (вселенский) собор положил страшное запрещение <...>
Как выше писал тебе, так и теперь говорю: помни и слушай, благочестивый царь, – все христианские царства сошлись в твоё единое, два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть; твоё христианское царство иным не заменится <...>».
13. Назовите автора данного послания. Укажите адресата послания. Укажите век, когда было написано это послание.
14. Укажите любые три совета (просьбы) адресату данного послания, содержащиеся в отрывке.
15. Укажите название церковно-политического течения, к которому принадлежал автор послания. Назовите церковно-политическое течение, противопоставляемое тому, к которому принадлежал автор послания. Укажите одно положение, отстаиваемое представителями церковно-политического течения, противопоставляемого тому, к которому принадлежал автор послания.
16. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).
17. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политическая раздробленность Древнерусского государства негативно сказалась на дальнейшем развитии нашей страны».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
18. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1019–1054 гг.; 2) 1725–1762 гг.; 3) 1917–1922 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.