Глава 1. шариатское движение в кабарде
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Институт истории и международных отношений
Кафедра отечественной истории
БУХУРОВА ЗАЛИНА ХАБИЛОВНА
Шариатское движение в Кабарде
И Западной Черкесии
В эпоху Кавказской войны
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По специальности 030401 – История
Научный руководитель –
Доцент, к.и.н. Урушадзе Амиран Тариелович
Рецензент –
Доцент, к.и.н. Бородин Сергей Витальевич
Ростов-на-Дону – 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | ||
ВВЕДЕНИЕ | ||
ГЛАВА 1. ШАРИАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КАБАРДЕ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII – НАЧАЛЕ XIX ВВ. | ||
1.1 Предыстория шариатского движения: особенности исламизации кабардинцев до начала Кавказской войны | ||
1.2 Шариатское движение в Кабарде на начальных стадиях Кавказской войны | ||
1.3 Судебные преобразования и миграции кабардинцев в конце XVIII – первой четверти XIX в. | ||
ГЛАВА 2. ПОСЛЕДСТВИЯ ШАРИАТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КАБАРДЕ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В. | ||
2.1 Роль шариата в общественно-политической жизни кабардинцев во второй четверти XIX в. | ||
2.2 Движение Шамиля в контексте похода в Кабарду в апреле 1846 г. | ||
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ШАРИАТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЧЕРКЕСИИ НА ЗАВЕРШАЮЩЕМ ЭТАПЕ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ | ||
3.1 Учреждение «мехкеме» как одна из форм проявления шариатского движения на Западном Кавказе в 40-е гг. XIX в. | ||
3.2 Деятельность наиба Шамиля Мухаммеда-Амина в Западной Черкесии в конце 40-х – 50-х гг. XIX в. | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.В настоящее время большую актуальность приобрело научное исследование проблем, связанных с функционированием различных конфессий на территории Кавказа и их влияние на общественно-политическую ситуацию в регионе. Это объясняется и попытками деструктивных сил создать теократические объединения в регионе и мобилизовать на это общественные массы под лозунгами конфессиональной направленности.
Исследование этнополитической и конфессиональных процессов на территории Кавказа показывает, что предпосылки формирования религиозных течений различного толка на Кавказе уходят корнями вглубь веков. Поэтому исследование шариатского движения у черкесов в Кабарде и Северо-Западном Кавказе в период Кавказской войны во многом имеет важное значения для понимания всего происходящего на этой территории в настоящее время. В этом и заключается практический интерес к исследованию данной темы.
Шариатское движение у черкесов в период Кавказкой войны – явление сложное и многосоставное. Сложность определяется неоднозначными оценками исследователей. Многосоставность – тем, что в это движение были вовлечены представители различных черкесских субэтносов, проживавших в то время на данной территории, и тем, что на разных этапах Кавказской войны и на разной территории оно приобретало специфические черты. В целом же, под шариатским движением понимается объединение черкесов по конфессиональному принципу в период Кавказской войны как реакция на политику Российской империи по включению данной территории в свой состав.
В историографии Кавказской войны есть некоторые работы, посвященные шариатскому движению черкесов на разных территориях в разное время. Однако комплексная работа, позволяющая представить это явление как непрерывный процесс – отсутствует. Это, в свою очередь, также определяет актуальность поставленной проблемы.
Объектом настоящего дипломного проекта являются различные субэтнические группы черкесов, проживавшие в последней трети XVIII – первой половине XIX в. в Кабарде и Западной Черкесии; а предметом – шариатское движение в эпоху Кавказской войны.
Общая характеристика поставленной проблемы. Дипломная работа посвящена недостаточно исследованной в кавказоведении проблеме. В ходе исследования планируется рассмотреть шариатское движение в Кабарде в последней трети XVIII – начале ХХ в. и его последствия во второй четверти XIX в., а также особенности шариатского движения в Западной Черкесии на завершающем этапе Кавказской войны. Для этого предполагается изучить труды ведущих исследователей-кавказоведов по данной теме и проанализировать источники.
В дипломной работе выдвигается следующая рабочая гипотеза: шариатское движение в Кабарде и Западной Черкесии в период Кавказской войны возникло как ответ на мероприятия российских властей по включению данных территорий в состав империи; в целом это движение не помешало России покорить Кавказ, однако после Кавказской войны шариат продолжал применяться в определенных сферах общественной жизни черкесов. Это во многом объясняется тем, что в это время конфессиональное сознание оставалось важнейшим, но не самым главным элементом повседневной жизни черкесов.
Историографический обзор показывает, что в научной литературе данная проблемам недостаточно разработана, несмотря на существование значительного корпуса исследований, посвященных религии черкесов в последней трети XVIII – первой половине XIX в. Поэтому историографию проблемы характеризуют в основном исследования, в определенной мере касающиеся распространяя мусульманской религии у черкесов в обозначенный период. Историографию данной темы можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный.
В дореволюционный период о распространении ислама и его роли в традиционном адыгском обществе в XVIII–XIX вв. первыми писали Хан-Гирей[1] и Ш. Ногмов[2]. Распространение шариата и характеристика роли ислама в общественных отношениях в Кабарде и на Северном Кавказе в XVIII–XIX в. рассматриваются в обстоятельном введении к сборнику «Адатов кавказских горцев» Ф.И. Леонтовича[3], а также в работах С. Броневского[4], И. Бларамберга[5], И.В. Шаховского[6], Н.Ф. Грабовского[7], В.А. Потто[8], В.Н. Кудашева[9] и др. В это время тематика шариатского движения как реакции на политику России по включению территории Кавказа в вой состав в исследовательской литературе специально не рассматривалась, а сам термин «шариатское движение» указанными авторами еще не применялся.
Одним же из первых советских исследователей, затрагивавших проблемы функционирования шариата у кабардинцев, был А.М. Ладыженский[10]. Однако данная проблема в его работах затрагивалась фрагментарно. Обзор судебной практики у кабардинцев с применением норм шариата в первой половине XIX в. дает В.К. Гарданов. Во введении к изданным им материалам по обычному праву кабардинцев рассматривается место мусульманского права в судопроизводстве[11]. В историографии советского периода можно выделить и ряд других работ, например, труды Т.Х. Кумыкова[12]. Первым же на рубеже 80–90-х гг. ХХ в. о шариатском движении у кабардинцев конца XVIII – начала XIX в. писал Р.У. Туганов[13]. Таким образом, в историографии советского периода наблюдается повышение исследовательского интереса к мусульманской проблематике на Кавказе, к этому же периоду относится и введение в научный оборот термина «шариатское движение».
В современный период исламская проблематика рассматривалась в трудах Х.М. Думанова[14], Н.М. Емельяновой[15], Ж.А. Калмыкова[16], Б.К. Мальбахова[17], К.Ф. Дзамихова[18], И.Л. Бабич и А.А. Ярлыкапова[19], А.Х. Карова[20], С.И. Аккиевой[21], А.Х. Мукожева[22], В.А. Матвеева[23], З.Х. Мисрокова[24], В.А. Дмитриева[25], М.В. и Ю.Ю. Клычниковых[26], А.Д. Панеш[27], Я.А. Гордина[28] А.Ю. Чирга[29], С.Г. Кудаевой[30], М.Г.Хафизовой[31] и др.[32] В их работах исследованы этапы исламизации черкесов (в том числе и кабардинцев), обращали внимание на синкретизм религиозных воззрений и сохранение доисламских традиций и т.п. В этом ряду следует особо выделить работы В.Х. Кажарова, который особое внимание уделяет социально-политическим аспектам шариатского движения и его роли в истории Кабарды в конце XVIII – первой четверти XIX в.[33] В целом, в современной историографии поставленные в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. проблемы шариатского движения получили дальнейшее рассмотрение. Однако они в основном рассматривались в работах, посвященных отдельным эпизодам Кавказской войны, а как перманентное явление в Кабарде и Западной Черкессии до сих пор не рассматривались.
Таким образом, предшествующая историография сделала немало в разработке истории ислама среди черкесов в период Кавказской войны. Несмотря на широкий спектр рассмотренных вопросов, данная работа является первым комплексным исследованием роли ислама в общественно-политической жизни черкесов в 1763–1864 г.
В целом историографический обзор позволяет сформулировать цели и задачи данного дипломного проекта. Так, цель настоящей дипломной работы определяется поставленной в названии проблемой и заключается в исследовании особенностей шариатского движения у черкесов Северного и Северо-Западного Кавказа в период Кавказской войны.
Реализация этой цели требует постановки и решения следующих задач:
– изучить особенности исламизации кабардинцев до начала Кавказской войны;
– дать характеристику шариатского движения в Кабарде на начальных стадиях Кавказской войны;
– проанализировать судебные преобразования и миграции кабардинцев в конце XVIII – первой четверти XIX в. в контексте шариатского движения;
– определить роль шариата в общественно-политической жизни кабардинцев во второй четверти XIX в.;
– охарактеризовать поход имама Шамиля в Кабарду в апреле 1846 г. и оценить роль конфессионального фактора в его последствиях;
– изучить учреждение «мехкеме» как одну из форм проявления шариатского движения на Западном Кавказе в 40-е гг. XIX в.;
– исследовать деятельность наиба Шамиля Мухаммеда-Амина в Западной Черкесии в конце 40-х – 50-х гг. XIX в.
Хронологическими границами данного исследования выступают 1763–1864 гг. и связываются с рубежными датами в истории Кавказской войны, принятыми некоторыми черкесскими историками. Нижний хронологический рубеж определяется 1763 г. – основанием крепости Моздок. Большинство черкесских историков считают, что именно это дата является началом Кавказской войны, так как факт возведения указанной крепости на территории кабардинцев послужил причиной их военных выступлений, что повлекло за собой ответные боевые действия со стороны России. Верхний связывается с 1864 г. – датой окончания Кавказской войны. В этом году 21 мая в черкесском селении Кбааде было объявлено о завершении военных действий.
Географические рамкиможно условно разделить на две части. К первой относится территория Кабарды. Именно здесь на первом этапе Кавказской войны зародилось шариатское движение. К второй – территория Северо-Западного Кавказа – место проживания значительной части черкесских субэтносов (в том числе, и «беглых» кабардинцев), где в 40–50-е гг. XIX еще продолжалось сопротивление российскому натиску.
Источниковая база данной дипломной работы характеризуется, в основном, опубликованными сборниками архивных документов. Среди них: Акты, собранные Кавказской археографической комиссией; Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. (М., 1957, т. 2). Кроме этого в ходе работы были использованы источники, собранные и опубликованные Ф.И. Леонтовичем[34], В.К. Гардановым[35], Х.М. Думановым[36], Р.У. Тугановым[37], А.В. Сивером[38] и др. По видовой принадлежности можно выделить следующие группы источников: нормативно-правовые акты и делопроизводственные документы. К числу нормативно-правовых актов относятся обязательные к применению правоустанавливающие документы. Это, в первую очередь, приказы и распоряжения военной власти в регионе. Так, например, принятые А.П. Ермоловым в 1822 г. прокламации устанавливали основания, по которым и во второй половине 40-х гг. XIX в. определялся правовой статус тех кабардинцев, которые после похода Шамиля в Кабарду в 1846 г. перешли на его сторону. Наиболее информативную группу источников представляют собой делопроизводственные документы. Это рапорты военных властей, журналы боевых действий и т.п. Материалы этой группы позволяют воссоздать детальную картину военных действий и деятельности духовных лидеров черкесского народа во время Кавказской войны. В целом же, решение поставленных в рамках настоящего дипломного проекта в полной мере обеспечено информативными возможностями опубликованных сборников архивных документов.
Методологическую базу дипломной работы составляют традиционные для исторического исследования принципы историзма и научной объективности. С помощью принципа историзма предмет исследования был рассмотрен в его исторической динамике. На основе принципа научной объективности исследуемый предмет был критически оценен в тесной взаимосвязи с политическими условиями рассматриваемого периода.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Шариатское движение представляет собой одно из выражений черкесами нежелания мириться с политическим режимом, устанавливаемым Россией на территории Северного Кавказа в последней трети XVIII – первой половине XIX в.
2. Шариатское движение зародилось в конце XVIII в. в Кабарде. Оно стало одной из основных причин миграции кабардинцев на территорию Закубанья и Чечни, и привело к формированию мощного субэтнического массива кабардинцев в Западной Черкесии, известного в источниках и литературе под наименованиями – «хаджереты» или «беглые» кабардинцы. Конфессиональный фактор сыграл в этих процессах важнейшую роль. В этом плане следует учитывать и альтернативные направления этногенеза кабардинцев в этот период – формирования массива моздокских кабардинцев с доминированием в их среде христианской религии.
3. Наибольшую активность шариатское движение приобрело у западных черкесов в 40-е гг. XIX в. и связывается с деятельностью наибов Шамиля Сулеймана Эфенди и Мухаммеда-Амина. Внешним выражением было создание административно-политических объединений «мехкеме» у абадзехов в 1841 г., у «хаджеретов» – в 1846 г., у остальных черкесов – в 1849–1850 гг. Эти мехкеме существенно отличались от функционировавших в Кабарде в 1807–1822 гг. духовных судов «мехкеме».
Дипломная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. ШАРИАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В КАБАРДЕ