Эволюция ударных гласных
Историческая фонетика. Развитие звуковой системы. 11 -18 века.
Английская система звуков претерпела глубокие изменения за ту тысячу лет, что прошла после ОЕ периода, причём эти изменения затронули не только произношение отдельных слов, но в ещё большей степени всю систему фонем и словесного ударения. И время этих изменений, и их интерпретация не раз были предметом горячих споров и научных дискуссий. Мы будем придерживаться относительной датировки этих явлений, имея постоянно в виду тот факт, что каждое изменение в языке начинается незаметно для говорящих на этом языке и задолго до того момента, когда оно осознаётся говорящими и отражается на письме.
Эволюция системы словесного ударения в MdE и МnЕ.
Как известно, в ОЕ ударение было фиксировано обычно на первом корневом слоге и никогда не сдвигалось при склонении или спряжении. Однако в последующие века эта система значительно видоизменилась. Словесное ударение обрело бо̀льшую позиционную свободу и начало играть более важную роль в словоизменении. Эти перемены связаны с фонетической ассимиляцией французских заимствований среднего периода. В позднесреднеанглийской поэзии мы находим множество слов, в которых ударение падает на разные слоги, и хотя поэзия вообще допускает сдвиги в ударении из соображений ритма и рифмы, этот факт свидетельствует о растущей свободе в месте ударения, мы читаем у Чосера: 'shortly, vert'u, na'ture, cou'rage, 'sondry, 'chamres, 'gardin, 'prison, aven'ture, etc.
По-видимому, когда французские слова вошли в английский язык, они сохраняли какое-то время ударение на последнем или предпоследнем слоге, как это было на их родной почве, но едва ли это положение длилось долго. Постепенно, по мере того, как эти заимствованные слова усваивались местным населением, словесное ударение стало сдвигаться поближе к началу слова в соответствии с общегерманской традицией. В науке это получило название «рецессивная» тенденция ‘the recessive tendency’ от англ. to recede - отступать. В двусложных словах ударение сдвинулось, отступило на первый слог, точь-в-точь как в исконных германских словах: 'virtue, 'nature, 'river, 'pigeon, 'mutton, 'courage.
В словах трёх- и более сложных место ударения определяется действием, помимо рецессивной, ещё одной, ритмической тенденции. Ритм - это повторение определённых элементов с определённой частотностью на определённом расстоянии. Согласно ритмической тенденции, регулярно чередуются ударные и неударные слоги, и на расстоянии одного слога от оригинального, то есть исконного ударения появляется второстепенное ударение. Это новое ударение либо закрепилось в слове в качестве второстепенного (e.g. ,recom'mend, ,conso'lation, ,deco'ration, ,manifes'tation), либо становилось единственным или главным (e.g. 'consecrate, 'evident, a'bility, ne'cessity, 'organize, 'recognize, 'exercise etc).
Во многих многосложных словах обе тенденции действовали сообща и вызывали разнообразные сдвиги ударения при словоизменении:
to 'demonstrate - ,demon'stration - de'monstrative
to 'illustrate - ,illus'tration - ill'ustrative
to com'pare - com'parison - 'comparable.
Заметим, что во многих приставочных глаголах, заимствованных или образованных в Late MdE и в Early МnЕ, ударение не сдвигалось на приставку, как когда-то и в англосаксонском: to ac'cept, to en'gender, to be'friend, to mis'take, to for'get, to ex'cuse, to re'cycle, etc.
В соответствующих существительных иногда, но не всегда! ударение отступало на приставку: 'present, 'increase, 'discord, 'import, 'infamous.
При спряжении глаголов ударение не сдвигается никогда!
Итак, в современном английском языке ударение стало относительно свободным, его место в слове фиксировано при формообразовании и подвижно при словоизменении.
Изменение гласных в MdE и МnЕ
Одна из самых замечательных страниц в истории английского языка - это эволюция гласных звуков, особенно ударных. Модификация неударных гласных была более простой и однонаправленной. В этот период граница между ударными и неударными гласными становится нестрогой, относительной, поскольку система словесного ударения обрела бо̀льшую свободу, когда одна и та же гласная может быть ударной в одной позиции и безударной в другой.
В исследуемый период истории английского языка главное направление эволюции безударных гласных -то же, что и раньше - ослабление артикуляции (в количестве и в качестве) особенно в безударных окончаниях; отсюда и название этого периода, данное ему Henry Sweet’ом ‘the period of levelled endings’. Все окончания стали иметь «е» или «i», в отличие от ОЕ с его пятью гласными. В последующий период (the period of lost endings) это «е» отпадало, хотя сохранилось в написании, и более того, его добавили в написание древних слов, никогда не имевших такого окончания, поскольку «е» стало восприниматься как показатель долготы корневого гласного. Сравните ОЕ stān, rād, hām, rās - MdE stone, rode, home, bone, life, wife, mice, mouse, house, etc.
Эволюция ударных гласных
Самые значительные, самые заметные и далеко идущие перемены случились в системе ударных гласных. Ударные гласные изменились а) качественно и количественно; b) под влиянием соседних звуков и самостоятельно; с) в одиночку и вместе с окружающими звуками. Достаточно сказать, что ни один древний долгий монофтонг и все дифтонги не остались неизменными на этом долгом пути; лишь пара кратких гласных дошла до наших дней: ОЕ is, of > is, of.
Долгие гласные были самыми изменчивыми и исторически нестабильными из английских звуков. Во все времена они демонстрировали сильную тенденцию к сужению и дифтонгизации, в отличие от кратких, которые были склонны к бо̀льшей открытости. Количественные и качественные изменения шли обычно рука об руку, тесно взаимодействуя.