Отличие истории от других наук
Введение в историю
История как наука
Предмет истории
История (древнегреч.) – «повествование о том, что известно».
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.
Историческая наука стремится выявить закономерности развития человеческого общества в неразрывной связи с конкретными событиями.
Объект изучения истории — человеческое общество.
Предмет изучения — закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого.
Методы изучения истории
Методпредставляет собой способ изучения исторических процессов через их проявления - исторические факты, способ получения из фактов новых знаний.
К конкреткым методам относится: общенаучные, собственно исторические, специальные – заимствованные из других наук.
Общими методами для всех гуманитарных наук служат: логический, исторический.
Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и
только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.
Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.
Эти методы дополняют друг друга, так как если исчерпаны все познавательные возможности исторического метода, то можно сделать соответствующие выводы и обобщения с помощью логического метода.
Для изучения и исследования истории России обычно используют следующие методы:
· Хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке;
· Хронологическо – проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам;
· Проблемно – хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии;
· Синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами.
Выделяют также и другие методы для изучения и исследования истории страны: метод периодизации; сравнительно-исторический; ретроспективный; системно-структурный; статистический; метод социологических исследований, который взят из социологии и используется для изучения и исследования современных проблем.
Только при использовании всех перечисленных методов можно достовернее воссоздать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития, систематизировать исторические знания.
История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.
Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;
3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.
Функции истории
Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.
1. Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
2. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.
3. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
4. Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
Отличие истории от других наук
Первое отличие состоит в том, что в истории удельный вес теории-описания выше, чем в большинстве других общественных наук, хотя среди них есть дисциплины, где роль описания столь же высока, как и в истории — например, в этнологии и в психологии. Одной из причин большего, по сравнению с историей, удельного веса объяснений в общественных науках (экономике, социологии, политологии) , являются особенности разделения труда в системе знания. В современном обществе значительная часть работы по описанию этого общества вынесена за рамки «чистой» науки — в частности, ее берут на себя средства массовой информации.
Второе основное отличие истории от других общественных наук состоит не в том, что история менее теоретична, а в том, что она в меньшей степени занимается выработкой собственной теории, и в большей степени использует теоретический аппарат (включая теоретические понятия, концепции и способы объяснения) из других общественных наук. Еще в первой половине XX в. , когда история уже стала самостоятельной научной дисциплиной, ситуация была иной: теория создавалась (а не только использовалась) в рамках собственно исторических исследований: достаточно вспомнить работы М. Ве-бера, Н. Элиаса и многих других авторов. Теперь такие работы встречаются гораздо реже. Во многом. это определяется ограниченностью ресурсов, выделяемых обществом для изучения прошлых социальных реальностей.
В отличие от конкретных общественных наук, специализирующихся на изучении какой-то одной части одной социальной реальности (данного общества) , история изучает практически все элементы всех известных прошлых социальных реальностей. Конечно, в исторической науке также существует специализация, но если сравнить, например, количество историков, специализирующихся на изучении английской экономики раннего Нового времени (до промышленного переворота) с числом экономистов, занимающихся современной английской экономикой, ситуация станет очевидной. Более того, несмотря на специализацию, историки зачастую вынуждены заниматься изучением нескольких, а то и всех элементов той или иной прошлой реальности (особенно это относится к древним или мало известным обществам).