Концепции исторического развития

Тема 1

История –наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Особенности изучения прошлого человечества

Реально существующее прошлое

 
  Концепции исторического развития - student2.ru

Исторический источник (все остатки прошлой жизни)

Концепции исторического развития - student2.ru

Научно воссозданная картина прошлого

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо. Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге или на папирусе – особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из древних книг и надписей, высеченных на камне, мы узнаём о первых государствах, правителях, обычаях и законах, основных направлениях внешней и внутренней политики, экономических и социальных особенностях, социальном неравенстве, религиозных верованиях.

До наших дней дошли знаменитые постройки и сооружения, например такие, как Египетские пирамиды, Великая Китайская стена и др. Изучение всего этого помогает нам воссоздать быт людей того времени, особенности их жизни, культуры, , религии, выявить уровни социального неравенства и пр.

Найти следы людей в далёком прошлом не всегда легко. Некоторые переживают тысячелетия и остаются на поверхности земли; другие разрушаются, и их остатки покрываются землёй. Учёные ведут раскопки, чтобы добыть из земли старинные вещи, узнать устройство жилища. процесс раскопок трудоёмок Сначала археологи занимаются поиском памятников прошлого. Они внимательно осматривают поверхность земли. Останки древнего поселения или города видны по следам оборонительных сооружений: рвов, валов,. Пирамиды и курганы до сих пор возвышаются над поверхностью земли. Но чаще историки находят сообщения о существовавших поселениях в древних летописях и книгах с помощью фотоснимков с самолётов, разведки аквалангистами морского дна.

Основными орудиями при раскопках остаются простая лопатка, кисточка. Мелкие вещи – украшения, останки посуды, орудия труда. Это вещественные источники.

К археологическим памятникам относятся поселения, курганы, городища, стоянки, …

Всё это есть исторические источники.

Исторический источник- это памятник, который даёт информацию о жизни людей в прошлом.

Концепции исторического развития - student2.ru Концепции исторического развития - student2.ru Виды исторических источников

Концепции исторического развития - student2.ru ПИСЬМЕННЫЕ Концепции исторического развития - student2.ru

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

УСТНЫЕ

1. Письменные источники –грамоты, законы, договоры, приказы деловая переписка, дневники, письма, журналы, газеты и т.д.

2. Вещественные источники –орудия труда, оружия жилища, древние монеты, изделия ремесла, остатки погребений и пр.

3. Устные источники –былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки и пр.

4. Лингвистические источники –сопоставление и анализ языков, названий городов, др. населённых пунктов, рек и озёр.

Существует целые ряд вспомогательных исторических дисциплин, более узко изучающих те или иные виды исторических источников – ВИД.

Это:

1. Палеография – исследует внешние признаки рукописных и печатных источников в их историческом развитии.

2. Археология – наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

3. Геральдика – изучает гербы как исторический источник.

4. Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях людей и целых семей.

5. Ономастика – наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения и преобразования.

6. Нумизматика – наука о монетах и других формах денег, а также о материалах и инструментах для их изготовления.

7. хронология – наука о системах исчисления времени

8. Сфрагистика – наука о печатях

9. Метрология – наука о мерах веса, длины, объёма, площади.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные исторические источники.

2. Вспомогательные исторические дисциплины

Концепции исторического развития

План

Наши рекомендации