Гносеологическая сторона: способно ли сознание познать окружающий мир?
Материалисты – гностики. Сознание – результат развития материального мира.
Объективный ид.: многие гностики.
Субъктивный ид.: агностики. Границы возможности человеческого познания.
Скептицизм:Человек познает мир, но он никогда не будет уверен в достоверности своих знаний.Агностицизм Канта: объективный внешний мир, сущность которого непознаваема. «Мы в мире, как собаки и кошки в наших библиотеках».
Агностицизм Юма: наши знания основываются на наших ощущениях, за их пределы мы выйти не можем. Нет достоверного знания.
Релятивизм: все в мире относительно, все непрерывно меняется. Наше сознание не отражение мира, а инструмент приспособления к меняющемуся миру.
Социальные и гносеологические корни материализма и идеализма.
Материализм:
1. социальные причины. Связь с общественными отношениями эпохи. Настроения прогрессивных общественных сил, их связь с производственной деятельностью, научным познанием мира. Основа атеизма – свободомыслия.
2. гносеологические причины. Материально-социальное происхождение человеческого сознания, практический опыт людей, наблюдения за окружающей дейст-тью. Выводы об объективности этого мира.
Идеализм:
1. социальные причины.
· Связь с историческими причинами. Низкий уровень производительных сил общества – незащищенность человекаперед силами природы – поклонение сверхъестественным силам природы. Сейчас: рисковые профессии.
· Разделение умственного и физического труда. Представление о том. Что умственная деятельность служит двигателем развития общества. Люди попали под влияние соц. сил. «Христос победил, потому что проиграл Спартак». Власть поддерживает церковь.
· Отчуждение. Результаты человеческой деятельность превращаются в силу. Господствующую над человеком. («Портрет» Гоголя, оружие). Эсхатологические настроения.
2. гносеологические причины. Абсолютизируются некоторые стороны духовного мира человека, «раздувается» разум.
· Объективно творческий характер человеческого сознания. Искусственная природа развивается из идей.
· Объяснения строгой упорядоченности в живой природе. Всякий порядок вносится разумом. Кто же навел порядок в природе? Как человек мог возникнуть из немыслящей материи? Телеология – объективно-идеологическая концепция, согласно которой мир развивается по заранее составленному плану. Мир движется к поставленной цели.
· Сложность абстрактных понятий, трудность связи их с конкретными реалиями. Проблема общего и единичного. Общее сесть существенное. Платон – идея лошадности. Спор же возник в Средние века по поводу универсалий. Общее существует в нашем сознании + общее есть сущность реальных явлений.
Метод в философии. Диалектика и метафизика.
Методы разные: по причине (детерминизм и индетерминизм), по разуму (рационализм и иррационализм), по воле (волюнтаризм и фатализм), по познанию и объяснению действительности ( диалектика и метафизика).
Метафизика – «после физики». 1. специфический раздел Философии. Проблемы первооснов бытия.
5противоположность диалектики (Гегель, марксисты). Метод познания мира, при котором явления дейст-ти и понятия, их отражающие, рассматриваются в изолированном друг от друга состоянии, в состоянии покоя. Отрицаются качественные изменения, только кол-ые. Т.к. метафизика возникла в средние века, то каждая наука рассматривает дейст-ть со своей стороны.
Широкое понимание метафизики – одностороннее понимание дейст-ти при умолчании значений других сторон знания. Характерна и для нашего времени. Основа – в мире есть стабильность.
Метафизика признает механическое движение, движение по кругу. Источник развития – вне предмета.
Формы: Античная, элейская метафизика. ПАРМЕНИД и ЗЕНОН. ПЛАТОН – неизменные идеи, постоянные сущности.
Средневековье: бог это идеальное начало. ФОМА АКВИНСКИЙ.
Материалисты. ГЕЛЬВЕЦИЙ, Ф.БЭКОН, ГОББС, ЛОКК. Обособленность материального и идеального.
20 век.
Диалектика – («выяснять истину», «вести беседу») – метод познания и объяснения дейст-ти, при котором явления мира и понятия отражающих сознаний рассматриваются во взаимодействии и в процессе изменения, порождаемо этим взаимодействием. Развитие – результат противоположных стороны. Переход количества в качество, отрицание старого новым и пр. (Детство и Отрочество Л.Н.Толстого).
Мир противоречив, сознание тоже должно быть противоречиво.
Объективная Д.: изменение самого мат. Мира. Непрерывность кач-ых изменений, сохранение на определенное время качества.
Субъективная Д.: изменение человеческого сознания для понимания диалектического мира.
Диалектика признает глубинные изменения. Источник развития – внутри предмета и внешние точки.
Формы: Античная, стихийная. ГЕРАКЛИТ, КРОТИЛ.
Идеалистическая. ГЕГЕЛЬ. Идея – мировой разум.
Материалистическая. МАРКС и ЭНГЕЛЬС. Материя сама по себе внутренне противоречива. Взаимодействие материального и идеального.
Теория синергетики – самоорганизующаяся материя. БОР.