Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях

Явился Петр. Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг – и все переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и совершенное присвоение обычаев европейских... Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному государю и личным его достоинствам и славным подвигам. Он имел великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным; завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завел мануфактуры, училища, академию, наконец поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы. Говоря о превосходных его дарованиях, забудем ли почти важнейшее для самодержцев дарование: употреблять людей по их способностям? Полководцы, министры, законодатели не родятся в такое, или такое царствование, но единственно избираются... Чтобы избрать, надобно угадать; угадывают же людей только великие люди – и слуги Петровы удивительным образом помогли ему на ратном поле, в Сенате. И, славя славное в сем монархе, оставим ли без замечания вредную сторону его блестящего царствования? Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях.

Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей.

В необыкновенных усилиях Петровых видим всю твердость его характера и власти самодержавной. Ничто не казалось ему страшным. Церковь российская искони имела главу сперва в митрополите, наконец в патриархе. Петр объявил себя главою церкви, уничтожив патриаршество, как опасное для самодержавия неограниченного.

Но великий муж самыми ошибками доказывает свое величие: их трудно или невозможно изгладить – как хорошее, так и худое делает он навеки. Сильною рукою дано новое движение России; мы уже не возвратимся к старине!

Текст №4

С.М. Соловьев(1820 – 1879) – русский историк. История России с древнейших времен.

Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, бедный, слабый, не принимавший участия в общей европейской жизни; неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным, но без завоевательных стремлений, успокоившимся, как только приобретено было необходимое для его внутренней жизни. Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в история цивилизации. Гений Петра высказался в ясном уразумении положения своего народа и своего собственного как вождя этого народа, он сознал, что его обязанность – вывести слабый, бедный, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации. С какой бы точки зрения мы ни изучали эпоху преобразования, мы должны прийти в изумление перед нравственными и физическими силами преобразователя. Силы развиваются упражнением, и мы не знаем ни одного исторического деятеля, сфера деятельности которого была бы так обширна. Родившись с умом необыкновенно возбужденным, чутким ко всему, Петр изощрил эту чуткость до высшей степени, с малолетства прислушиваясь и приглядываясь сам ко всему, не направляемый, не ограничиваемый никем, а возбуждаемый обществом, уже стоявшим на повороте, колебавшимся между двумя направлениями, волнуемым уже вопросами о старом и новом. У Петра была старинная русская богатырская природа, он любил широту и простор: отсюда объясняется, что кроме сознательного влечения к морю он имел еще и бессознательное; богатыри старой Руси стремились в широкую степь, богатырь новой стремился в широкое море Богатырским силам соответствовали страсти, не умеренные правильным, искусным воспитанием. Мы знаем, как мог разнуздываться сильный человек в древнем русском обществе, не выработавшем должных границ каждой силе; могло ли такое общество сдерживать страсти человека, стоявшего на самом верху? Но одна наблюдательная женщина-современница отозвалась совершенно справедливо о Петре, что это был очень хороший и вместе очень дурной человек.

Текст №5

Григорий Талицкий,московский книгописец, 1690-е гг.

Пришла кончина света и антихрист настал. Об этом говорит евангелие и библейские книги. В апокалипсисе Иоанна Богослова, в главе 17 написано: антихрист будет восьмой царь. А по нашему счету – третье сложение Римской монархии царей Греко-российских, восьмой царь – Петр Алексеевич. Он-то и есть антихрист. Да и лета сошлись. Царствующий град Москва – Вавилон, жители его вавилоняне, слуги антихристовы. И какой Петр царь. От такого царь нужно отступать, не надо его ни слушать, ни платить ему податей.

Текст №6

Иван Никитин,белгородский священник, 1705 г.

Такие се подати стали, уму непостижимы, а ныне-де и до нашего брата священника дошло. Никак же в нашем царстве государя нет, а ныне-де у нас не государь царствует – антихрист.

Текст №7

Д. С. Мережковский(1866 – 1941), русский писатель

Петр – язычник в облике христианина, «русский леший».

Он (Петр) конечно, верит в бога, как сам говорит, «уповает на крепкого в бранях Господа». Но иногда кажется, что Бог его – вовсе не христианский Бог, а древний языческий Марс или сам рок – Немезида. Если был когда-нибудь человек, менее всего похожий на христианина, то это Петр. Какое ему дело до Христа? Настоящий дикарь-каннибал. В просвещенном европейце – русский леший. Иногда эти шутки ужасны, особенно во время святочных попоек, так называемого славления. Таскаю людей на канате из проруби в прорубь. Спаивают до смерти. Так, играя с людьми, существо иной породы, фавн или кентавр, калечит их и убивает нечаянно.

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. В 1613 г. на российский престол был избран:

а: Алексей Михайлович Романов

б: Федор Никитич Романов

в: Михаил Федорович Романов

г: патриарх Филарет

2. Восстание под предводительством Степана Разина произошло:

а: 1667 – 1671 гг.

б: 1606 – 1607 гг.

в: 1773 – 1777 гг.

г: 1648 – 1652 гг.

3. Сутью церковной реформы Никона являлось:

а: исправление и унификация богословных книг и обрядов по старорусскому образцу

б: отказ от некоторых основ православного вероучения

в: исправление и унификация богословных книг и обрядов по греческому образцу

г: запрет на приобретение церковью и монастырями какого-либо имущества

4. Первое высшее учебное заведение в России, появившееся в 1687 г.:

а: Славяно-греко-латинская академия

б: Московский университет

в: Морская академия

г: Академия художеств

5. Последовательность закрепощения крестьян:

а: установление «Юрьева дня»

б: введение «Заповедных лет»

в: введение «Урочных лет»

г: издание Соборного Уложения

6. При Петре I Россия присоединила к себе:

а: побережье Балтийского моря

б: Сибирь

в: Украину

г: часть территории Польши

7. Россия была провозглашена империей при царе (царице):

а: Иване Грозном

б: Петре I

в: Екатерине Великой

г: Павле I

8. Составная часть политики меркантилизма, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции:

а: абсолютизм

б: протекционизм

в: либерализм

г: консерватизм

9. Сенат при Петре I создавался как:

а: высший судебный орган

б: высший орган управления церковью

в: совет руководителей, возглавлявших коллегии

г: высший орган управления страной на время отсутствия царя в столице

10. Законодательный акт, принятый в царствование Петра I:

а: «Табель о рангах»

б: «Манифест о вольности дворянства»

в: «Жалованная грамота городам»

г: «Соборное уложение»

11. «Приписными» назывались:

а: свободные крестьяне, работавшие на мануфактурах

б:крепостные крестьяне, работавшие на мануфактурах

в: крестьяне, принадлежавшие императорской семье

г: крестьяне, несшие рекрутскую повинность

12. В рамках военной реформы Петр I:

а: ввел всеобщую воинскую повинность

б: ввел рекрутскую повинность

в: реформировал стрелецкое войско

г: ввел созыв дворянского ополчения

13. Противником России в Северной войне была:

а: Англия

б: Османская империя

в:Швеция

г: Саксония

14. Полтавская битва произошла в:

а: 1380 г.

б: 1700 г.

в:1709 г.

г: 1721 г.

15. В 1719 г. в Петербурге был открыт для свободного посещения первый музей в России:

а: Эрмитаж

б: Кунсткамера

в: Русский музей

г: Военно-морской музей.

Семинар 7.

Наши рекомендации