Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях 3 страница

2. Выпишите основные исторические даты периода правления Екатерины II: Семилетняя война, Манифест о вольности дворян, деятельность Уложенной комиссии, русско-турецкие войны, крестьянская война Е.Пугачева, присоединение Крыма к России.

3. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II:

3.1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

3.2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Свой ответ аргументируйте.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Какое из приведенных понятий связано с эпохой дворцовых переворотов:

а: хованщина

б: опричнина

в: смута

г: бироновщина

2. Новый орган управления, созданный при Екатерине I:

а: Верховный Тайный Совет

б: Кабинет Министров

в: Государственный Совет

г: Сенат

3. Пригласив Анну Иоанновну царствовать в России «верховники» предложили ей подписать документ, ограничивающий права императора и называвшийся:

а: конституция

б: указ об ограничении императорской власти

в: условия

г: кондиции

4. Россия получила выход к Черному морю в результате:

а: Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.

б: Крымской войны

в: Семилетней войны

г: русско-турецких войн второй половины XVIII в.

5. Внешнеполитическое событие, относящееся к царствованию Екатерины II:

а: участие России в разделах Польши

б: война со Швецией

в: средиземноморские походы эскадры Ушакова

г: война с Австро-Венгрией

6. Одной из причин пугачевского бунта было:

а: поражение России в русско-турецких войнах

б: право иностранным купцам беспошлинно торговать на Волге

в: введение рекрутской повинности

г: ликвидация вольностей и свобод казачества

7. Пугачевское восстание происходило в:

а: 1767 – 1771 гг.

б: 1773 – 1775 гг.

в: 1780 – 1785 гг.

г: 1770 – 1775 гг.

8. Предводитель крестьянской войны Емельян Пугачев провозгласил себя:

а: чудом спасшимся царевичем Дмитрием

б: бежавшим из заключения Иваном VI

в: мужем Екатерины Петром III

г: новым правителем России Емельяном I

9. Обязательная служба дворян государству была упразднена при:

а: Екатерине II

б: Павле I

в: Петре III

г: Анне Иоанновне

10. Последовательность правления монархов в 1725 – 1762 гг.:

а: Екатерина I

б: Петр II

в: Анна Иоанновна

г: Елизавета Петровна

11. Крупный государственный деятель, создатель Черноморского флота и основатель Севастополя, фаворит Екатерины II:

а: Александр Меньшиков

б: Григорий Потемкин

в: Эрнест Бирон

г: Александр Радищев

12. К внутренней политике Павла I относится:

а: восстановление элементов самоуправления в губерниях и городах

б: принятие закона о престолонаследии

в: расширение прав и привилегий дворянства

г: губернская реформа

13. «Золотым веком дворянства» называют период правления:

а: Елизаветы Петровны

б: Петра I

в: Павла I

г: Екатерины II.

14. Присоединение Крыма к Российской империи произошло при:

а: Павле I

б: Петре I

в: Екатерине II

г: Елизавете Петровне

15. Процесс обращения государством церковной собственности в светскую, называется:

а: национализация

б: коммуникация

в: секуляризация

г: интернационализация

Семинар 8.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х ВЕКЕ.

КРИЗИС САМОДЕРЖАВИЯ И ПОПЫТКИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

Цель и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проявления кризиса российского самодержавия в XIX в. Показать половинчатый характер русских реформ – от реформ к контрреформам. Охарактеризовать изменения в геополитическом положении Российской империи в первой половине ХIХ века (трансформация внешнеполитического образа государства от «Спасителя Европы» до «Жандарма Европы»). Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России в первой половине XIX в. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

План семинарского занятия:

1. Внутренняя политика Александра I (либеральные реформы 1801 – 1811 гг.).

2. Внешняя политика Александра I (направления, цели, ход и результаты). Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги.

3. Реакционные реформы 1815 – 1825 гг. «Аракчеевщина».

4. Николай I - внутренняя и внешняя политика.

5. Россия в ХIХ в: Выбор пути общественного развития (основные направления русской политической мысли):

5.1. движение декабристов (тайные общества программные документы, восстание 14 декабря 1825 г.);

5.2. либеральное - западники и славянофилы;

5.3. консервативное - «теория официальной народности».

Темы докладов и сообщений:

1. Политический портреты Александра I.

2. Движение декабристов – попытка изменения политического устройства Российской империи.

3. М.М. Сперанский – проект реформы государственного управления.

4. Политический портрет Николая I.

5. Крымская война 1853 – 1856 гг. (причины, ход, итоги).

6. Золотой век русской культуры.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гордин Я. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 года.- Л., 1989.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

6. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

8. Российские самодержцы 1801-1917 гг. - М, 1994.

9. Россия на рубеже веков: Политические портреты.- М., 1991

10. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. С.Н. Валка. -М.; Л., 1961. С. 86-100, 143-152, 222-231

11. Судьбы реформ и реформаторов в России. - М., 1999

12. Эйдельман Н.Я. Грань веков: политическая борьба в России.- М.,1992

13. http://decemb.hobby.ru/-Музей декабристов. На сайте размещены новости, мемуары, алфавитный указатель, статьи, фото-галерея и др. материалы

Задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите даты основных исторических событий: учреждение министерств, закон о «вольных хлебопашцах», Тильзитский мир, Отечественная война, русско-турецкая война, русско-шведская война, выступление декабристов, царствование Николая I, Крымская война, Кавказские войны, Венский конгресс.

2. Дайте краткую характеристику историческим лицам. М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, С.С. Уваров, М.И. Кутузов, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, П.И. Багратион, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Ушаков.

3. Дайте определения следующим историческим понятиям: Государственный совет, министерства, конституция, республика, ограниченная монархия, реформы, революция, либерализм, консерватизм, III отделение, негласный комитет, военные поселения, ассигнация.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Александр I правил в период:

а: 1801 – 1825 гг.

б: 1825 – 1855 гг.

в: 1805 – 1825 гг.

г: 1855 – 1881 гг.

2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:

а: Г.А. Потемкин

б: М.М. Сперанский

в: А.Х. Бенкендорф

г: Е.Ф. Канкрин

3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:

а: республика

б: конституционная монархия

в: самодержавная монархия

г: сословно-представительная монархия

4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

1: Сенат

2: Земский Собор

3: Боярская Дума

4: Государственная Дума

5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а):

а: разработка проектов отмены крепостного права

б: внешняя разведка

в :политический сыск и борьба с государственной изменой

г: координация действий министерств

6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:

а: западники

б: евразийцы

в: патриоты Отечества

г: славянофилы

7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

1: Д.В. Давыдов

2: С.С. Уваров

3: П.Д. Киселев

4: М.М. Сперанский

а: участник Отечественной войны 1812 г

б: реформатор государственной системы в период правления Александра I

в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I

г: автор «теории официальной народности»

8. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

9. Название программы декабриста П. Пестеля:

а: «Конституция»

б: «Русская правда»

в: «Статут»

г: «Зеленая книга»

10. Министерства были созданы в России:

а: при Иване Грозном

б: при Петре I

в: при Екатерине II

г: при Александре I

11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:

а: освобождение крестьян от крепостной зависимости

б: отмену «заповедных лет»

в: право государственных крестьян покупать новые земли

г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика

12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:

а: Д.И. Фонвизина

б: А.С. Пушкина

в: А.И. Солженицына

г: М.А.Булгакова

13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:

а: И.П. Павлов

б: А.П. Чехов

в: Н.И. Пирогов

г: И.М. Сеченов

15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:

а: хованщина

б: бироновщина

в: аракчеевщина

г: ежовщина

Семинар 9.

РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Цель и задачи семинарского занятия:

Дать характеристику Александру II и Александру III как политическим деятелям и личностям. Дать анализ буржуазным реформам 60 – 70-х гг. XIX в и показать их незавершенность. Рассмотреть зарождение буржуазных отношений и особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в пореформенный период. Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России во второй половине XIX в.

План семинарского занятия:

1. Отмена крепостного права и решение крестьянского вопроса.

2. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в.: земская, судебная, военная реформы, реформы в области просвещения и медицины.

3. Восточный вопрос во внешней политике России.

3.1. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

3.2. Присоединение к России Средней Азии.

4. Развитие общественной политической мысли в России во второй половине XIX в. (консервативное, либеральное, народническое, революционное движения).

5. Внутренняя политика Александра III. Противоречия реформ второй половины XIX в.

Темы докладов и сообщений:

1. Исторический портрет Александра II.

2. Исторический портрет Александра III.

3. Начало развития капитализма в пореформенной России.

4. Реформа земской медицины.

Рекомендованные материалы по теме:

1. Боханов А. Н. Император Александр III. М., 1998.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

6. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

7. Ляшенко Л. М. Царь — освободитель: жизнь и деяния Александра II. М., 1994.

8. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

9. Российские самодержцы 1801 — 1917 гг. М., 1994.

10. Россия на рубеже веков: Политические портреты. М., 1991.

11. Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1999.

12. Супоницкая И.М. Американский раб и русский крепостной: типология и специфика принудительного труда // «Вопросы истории», 2000г., №9

13. Эйдельман Н. Я. Грань веков: политическая борьба в России. М., 1992.

14. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

15. Российская империя. Том III. Диск 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте краткую характеристику историческим личностям: Александр II, Александр III, М.Т. Лорис-Меликов, К.П. Победоносцев, Д.А. Милютин, Г.В. Плеханов, М А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Д.В. Каракозов, С Ю. Витте, М Д. Скобелев, А.М. Горчаков.

2. Заполните таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века»:

Название реформы Год введения реформы Суть реформы
       
       
       
  …    

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Александр II правил в период:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1801 – 1825 гг.

г: 1879 – 1894 гг.

2. Годы царствования Александра III:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1894 – 1917 гг.

г: 1825 – 1855 гг.

3. Окончательное раскрепощение крестьян произошло в:

а: 1649 г.

б: 1850 г.

в: 1861 г.

г: 1917 г.

4. Отмена крепостного права произошла в царствование:

а: Александра I

б: Николая I

в: Александра II

г: Александра III

5. Органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате буржуазных реформ 60 – 70-х годов XIX в.:

а: Земства

б: Дворянские собрания

в: Общины

г: Вече

6. Согласно судебной реформе 1864 г. было(а):

а: отменено телесное наказание для всех сословий

б: введена должность прокурора

в: введена состязательность суда, введен институт адвокатуры

г: была отменена смертная казнь

7. Представители общественной мысли России XIX в., отрицавшие культурные, духовные ценности общества и выступавшие против пережитков крепостного права:

а: диссидентами

б: еретиками

в: раскольниками

г: нигилистами

8. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:

а: Николая I

б: Николая II

в: Александра II

г: Александра III

9. Писатель и историк, отстаивавший монархическую форму государственного устройства России и написавший первую многотомную "Историю государства Российского":

а: А.С. Пушкин

б: Н.М. Карамзин

в: А.А. Аракчеев

г: А.Н. Радищев

10. Герой Крымской войны 1853 – 1855 г.:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

11. Император, получивший в народе имя «Миротворец»:

а: Петр I

б: Александр I

в: Александром III

г: Николай II

12. «Циркуляр о кухаркиных детях» 80-х годов XIX в. связан с политикой царского правительства в отношении:

а: всеобщей воинской повинности

б: национальных окраин

в: рабочего вопроса

г: народного образования

13. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 – 1870-х гг.:

а: крестьянской реформы

б: земской, городской реформ

в военной реформы

г: школьной реформы

14. Александр III вступил на престол после:

а: восстания декабристов

б: убийства народовольцами его отца

в: поражения России в Крымской войне

г: убийства заговорщиками Павла I

15. Даты 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:

а: экономическими и социальными реформами

б: присоединением Средней Азии

в: возникновением первых рабочих организаций

г: открытием новых университетов.

Семинар 10.

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX – XX ВЕКОВ.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ САМОДЕРЖАВИЮ

Цель и задачи семинарского занятия:

Дать оценку политическим, социальным, экономическим и духовным процессам, происходившим в России в конце XIX – начале XX вв. Охарактеризовать Николая II как политика и личности. Проанализировать особенности развития капитализма в России и мире. Рассмотреть причины, цель, характер, ход и итоги революции 1905 – 1907 гг. Дать оценку деятельности Государственных дум Российской империи. Рассмотреть ход аграрной реформы П.А. Столыпина и её результаты. Показать попытку трансформации государственного устройства России (от абсолютной монархии к «думской» монархии).

План семинарского занятия:

1. Исторический портрет Николая II.

2. Развитие капитализма в России в начале ХХ в. Особенности и общие черты с общемировой практикой. Деятельность С. Ю. Витте.

3. Революция 1905 – 1907 гг. Причины, цель, характер, ход и значение.

4. Формирование многопартийной системы в России.

5. Третьеиюньский государственный переворот. Сущность третьеиюньской монархии.

6. Характеристика политического курса П. А. Столыпина. Аграрная реформа.

Темы докладов и сообщений:

1. Политический портрет Николая II.

2. Деятельность I – IV Государственных Дум.

3. П. А. Столыпин и его реформы.

Рекомендованные материалы по теме:

1. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.

2. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

3. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Т. 1.

5. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

6. История России. Курс лекций Екатеринбургского университета. Екатеринбург, 1995. Т. 2.

7. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

8. Зырянов П. Н. Столыпин без легенд. М., 1990.

9. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

10. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

11. Мельгунов С. П. Последний самодержец. М., 1990.

12. Пушкарёв С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

13. Российские самодержцы. 1801 — 1917. М., 1994.

14. Царствование Николая II в цифрах и фактах // Отечественная история. М., 1994. № 3.

15. http://imperator.spbnews.ru/ - сайт о Николае II.

16. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.

17. Российская империя. Том IV. Диск 1, 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте краткую характеристику историческим личностям: Николай II, Императрица Александра Фёдоровна, Г.Е. Распутин, В.М. Пуришкевич, Г.А. Гапон, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, М.В. Родзянко, А.И. Гучков, П.А. Кропоткин, В.М. Чернов, П.А. Милюков, П.А. Столыпин, С.О. Макаров, В.В. Верещагин.

2. Дайте определения следующим историческим понятиям: монополистический капитализм, империализм, партия, многопартийная система, парламент, Государственная Дума, революционная ситуация.

3. Заполните таблицу « Партии Российской империи»:

  Название партии, год основания Лидеры партии   Основные положения программы
Революционные 1. 2. 3.    
Либеральные     1. 2.    
Монархические     1. 2.    

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Годы правления Николая II:

а:1896 – 1917 гг.

б:1894 – 1917 гг.

в: 1881 – 1917 гг.

г: 1899 – 1918 гг.

2. Финансовую реформу 1897 г., в результате которой был введен золотой рубль, провел:

а: М.М. Сперанский

б: К.П. Победоносцев

в: М.А. Бакунин

г: С.Ю. Витте

3. Партия, принявшая в 1903 г. на II съезде программу, ставившую целью установление диктатуры пролетариата:

а: РСДРП

б: «Союз освобождения»

в: «Союз 17 октября»

г: «Союз благоденствия»

4. По завершении русско-японской войны Россия потеряла:

а: Среднюю Азию

б: Финляндию

в: Южный Сахалин

г: Аляску

5. Первая русская революция началась с:

а: Обуховской обороны

б: Декабрьского вооруженного восстания

в: Штурма Зимнего дворца

г: "Кровавого воскресенья"

6. До 1905 г. Россия представляла собой государство по типу:

а: аристократической республики

б: конституционной монархии

в: самодержавной монархии

г: демократической республики

7. Соотнесите имена лидеров и партий начала XX в.:

Кропоткин П. А. партия большевиков
Милюков П. А. партия кадетов
Чернов В. М. партия эсеров
Ленин В. И. партия анархистов

8. Последовательность исторических событий революции 1905 – 1907 гг.:

а: Созыв I Государственной Думы

б: Манифест Николая II о даровании политических свобод

в: «Кровавое воскресенье»

г: Новый избирательный закон - «третьеиюньская монархия»

9. Первая русская революция завершилась:

а: победой демократических сил

б: значительными уступками царизма в политической сфере

в: полным поражением правительственных сил

г: принятием «Манифеста 17 октября»

10. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

а: Сенат

б: Земский Собор

в: Боярская Дума

г: Государственная Дума

11. Центральное место в деятельности I и II Государственных Дум (1906 – 1907 гг.) занимал:

а: национальный вопрос

б: аграрный вопрос

в: военный вопрос

г: вопрос налоговой политики

12. Столыпинская аграрная реформа в России началась в:

а: 1861 г.

б: 1917 г.

в: 1906 г.

г: 1870 г.

13. Одним из направлений Столыпинской аграрной реформы было (-а):

а: ликвидация помещичьего землевладения

б : разрушение крестьянской общины

в: расширение помещичьего землевладения

г: укрепление крестьянской общины

14. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

П.А. Столыпин участник Отечественной войны 1812 г.
М.М. Сперанский   реформатор государственной системы в период правления Александра I
Д.В. Давыдов   автор земельной реформы в период правления Николая II
А.В. Колчак   руководитель Белого движения в Сибири после революции 1917 г.

15. Современник Николаю II:

а: А.А. Аракчеев

б: П.А. Столыпин

в: С.С. Уваров

г: М.М. Сперанский

Семинар 11.

ПАДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Цель и задачи семинарского занятия:

Выделить причины и результаты Первой мировой войны. Охарактеризовать революционную ситуацию накануне февраля и октября 1917 г. Выяснить причины и характер крушения Российской империи. Составить и обсудить политические портреты основных деятелей периода. Сформировать объективный взгляд на альтернативы политического развития страны в 1917 г. Проанализировать первые мероприятия Советской власти.

План семинарского занятия:

1. Первая мировая война:

1.1. причины европейской конфронтации накануне Первой мировой войны;

1.2. ход, основные сражения, итоги и последствия войны.

2. Февральская революция 1917 г. Причины, движущие силы, оценки.

3. Сущность двоевластия. Политические кризисы от Февраля к Октябрю 1917 г.

4. Октябрьская революция 1917 г.

4.1. ход революции. Октябрьская революция или Октябрьский переворот?

4.2. первые декреты Советской власти. Выход России из Первой Мировой войны;

4.3. первая реакция российского и мирового сообщества на Октябрьские события: оценки современников.

Темы докладов и сообщений:

1. А.Ф. Керенский – исторический портрет.

2. Л.Г. Корнилов: судьба офицера – судьба страны.

3. В.И. Ленин – исторический портрет.

Рекомендованные материалы по теме:

1. Боффа Дж. История Советского союза. М., 1994.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900 — 1991. М., 1992.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

6. Исупов В. А., Кузнецов И. С. История России с 1917 г. до наших дней. Новосибирск, изд-во НГУ, 1996.

7. Карр Э. Х. Русская революция от Ленина до Сталина 1917 — 1929 гг. М., 1990.

8. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.

9. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

10. http://sovetika.ru – Сайт о советской эпохе.

11. http://militera.lib.ru/ – Военная литература.

12. http://sovietera.net/–Сайт о СССР.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определения понятиям: Антанта, Тройственный союз, контрибуции, аннексия, сепаратный мир, двоевластие, революция, переворот, декрет, диктатура, республика.

2. Дайте краткую характеристику историческим личностям: Великий князь Николай Николаевич (младший), А.А. Брусилов, Г.Е. Львов, А.Ф. Керенский, В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Л.Г. Корнилов, А.П. Милюков.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

2. Поводом к началу Первой мировой войны послужили (-о):

а: противоречия между Россией и Германией

б: русско-австрийские противоречия на Балканах

в: конфликт на границе Германии с Польшей

г: убийство наследника австро-венгерского престола

3. Хронологические рамки Первой мировой войны:

а: 1853 – 1856 гг.

б: 1904 – 1905 гг.

в: 1914 – 1918 гг.

г: 1939 – 1945 гг.

4. Россия в годы Первой мировой войны входила в состав военного блока:

Наши рекомендации