Тема 9. Общественно-политические движения России
Во второй половине XIX в.
План семинара
1. Революционные демократы (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский).
2. Народники: цели, основные направления и итоги их деятельности.
3. Революционные народники (народовольцы): цели, средства, итоги деятельности.
4. Народнические кружки в Вятском крае.
5. Зарождение рабочего движения.
Темы докладов
1. Революционное народничество в лицах.
2. «Хождение в народ» и его судьба.
3. Первые российские социал-демократы.
Доклады: Ст. Халтурин, А. А. Красовский
Методические рекомендации для студентов
Проследите эволюцию либерального и революционного движения во второй половине XIX в. Выясните, как радикальные общественные деятели искали ту общественную силу, которая сможет осуществить социальную революцию. Подумайте, чем привлек марксизм российских революционеров, почему многие мыслящие люди в конце XIX в. предпочли революционные идеи и организации либеральным.
Вопросы и задания для обсуждения
1. Назовите течения, определившиеся в революционном народничестве. Выясните, в чем было различие различных течений народников.
2. Как вы думаете, почему потерпело неудачу “хождение в народ”?
3. Чьими силами рассчитывали осуществить в России революцию социал-демократы?
4. Объясните, почему либеральное движение в России значительно уступало по масштабам революционному.
Литература
1. Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. – М., 1985.
2. История России : курс лекций / под ред. В. А. Бердинских. – Киров, 2004.
3. Кустова Е. В. Герцен в киоте // Родина. – 2013. – №5 (или Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря. – Т. 1. – Киров, 2012. (Гл. 5. «Отцы и дети» – о Красовских).
4. Левандовский А. Бомбисты // Родина. – 1996. – № 4.
5. Лященко Л. М. Революционные народники. – М., 1989.
6. Отечественная история : хрестоматия / под ред. В. А. Бердинских. – Киров, 2003.
7. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. – М., 1991.
8. Пантин И. К., Плимак Е. Г., Хорос В. Г. Революционная традиция в России. – М., 1986.
9. Пирумова Н. М. Земства и политика // Родина. – 1993. – № 5/6.
10. Революционеры и либералы. – М., 1990.
11. Россия и мир : учеб. книга по истории. – Ч. 1. – М., 2000.
12. Сергеев В. Д. Пропагандист с динамитом. Правда и миф и Степане Халтурине. – Киров, 1998.
13. Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия. – М., 1978.
Тема 10. Первая русская революция 1905–1907 гг. и становление парламентаризма в России
План семинара
1. Причины революции
2. Политические партии в России в начале ХХ в.: цели, программы, средства, социальный состав, лидеры (сравнительный анализ):
а) левые (большевики, меньшевики, эсеры, анархисты)
б) либерально-демократические (кадеты, октябристы)
в) монархические (Союз русского народа)
3. Основные этапы и события революции. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение.
4. Работа I и II Государственных дум (1906-1907 гг.): основные проблемы и попытки их решения
5. Итоги и оценки революции
Темы докладов
1. Николай II: исторический портрет.
2. Либеральное движение начала ХХ века в лицах.
3. Революционное движение начала ХХ века в лицах.
4. Гапон: личность в истории
Методические рекомендации для студентов
При рассмотрении основных событий Первой русской революции, обратите особе внимание на «кровавое воскресенье», восстание на броненосце «Потемкин», Всероссийскую октябрьскую политическую стачку, декабрьское вооруженное восстание. Особо следует остановиться на содержании и значении Манифеста 17 октября 1905 г. Анализируя программы партий, обратите внимание, как рассматриваются в них следующие вопросы: форма правления в России; рабочий вопрос; аграрный вопрос; национальный вопрос. Также укажите, кто был социальной опорой каждой партии. Отвечая на этот вопрос, нужно опираться на тексты исторических источников – программы партий, содержащиеся в хрестоматии по отечественной истории. Составьте сравнительную таблицу «Политические партии и их программы», а также схему «События Первой русской революции»: взаимодействие народа и власти.
Анализируя манифест 17 октября 1905 г., обратите внимание на структуру образованного парламента, место в ней Государственной думы и полномочия императора по отношению к Думе. Изучая 4-й вопрос, остановитесь на партийном составе I и II Думы, обсуждавшихся в них вопросах, отношениях с правительством. Постарайтесь понять причину разгона Николаем II обеих Дум. Подумайте, почему народ не откликнулся на Выборгское воззвание депутатов разогнанной I Думы.
Вторая часть семинара может проходить в форме ролевой игры «Работа Первой государственной думы». Студенты делятся на несколько групп – представителей 6 основных партий (можно разделиться на три основных политических направления, если студентов немного), а также социальные группы: крестьянство, рабочий класс, буржуазию, дворянство и пр. Каждая партия рассказывает свою программу. «Социальные группы» могут задавать «депутатам» вопросы, и в конце прений выносят свое решение – чью партию они поддерживают и почему.
Вопросы и задания для обсуждения
1. В Россиибуржуазные революции произошли значительно позже, чем на Западе. Чем это объясняется?
2. Как Вы оцениваете деятельность священника Георгия Гапона? Каковы, на Ваш взгляд, были мотивы этой деятельности?
3. Россия очень быстро превратилась в одно из самых многопартийных государств мира. Это произошло вследствие зрелости общественного движения или тщеславия политических лидеров?
4. Что принципиально отличало программы либеральных и революционных партий? В каких вопросах либеральные и революционные деятели могли найти взаимопонимание?
5. Проведите сравнительный анализ программ основных политических партий либерального, революционного и консервативного направлений: социал-демократов (РСДРП), эсеров (социалистов-революционеров), кадетов (конституционных демократов), октябристов («Союза 17 октября»), «Союза русского народа». Оформите ответ на этот вопрос в виде таблицы. В таблице следует отразить: 1) год образования партии, ее социальный состав, имена руководителей; 2) решение вопроса о государственном устройстве; 3) решение аграрного вопроса; 4) представления о национальном устройстве России; 5) методы борьбы.
6. Укажите черты сходства и различия между парламентами западных стран и Государственной думой в России. Можно ли назвать I и II Думу полноправным парламентом? Почему? Что явилось причиной разгона Николаем II, I и II Думы?
Литература
1. Верт Н. История Советского государства. 1900–1991. (любое издание)
2. История политических партий в России. – М., 1994.
3. Леонов С. В. Партийная система России (конец XIX в. – 1917 г.) // Вопросы истории. – 1999. – №11–12.
4. Отечественная история : хрестоматия / под ред. В. А. Бердинских. – Киров, 2003.
5. Революционеры и либералы в России. – М., 1990.
6. Самсонова Т. Н., Татарникова С. Н. Столыпинская концепция движения к правовому государству // Социально-политический журнал. – 1992. – № 6/7.
7. Секачев В., свящ. Трагедия священника Гапона // Нескучный сад. – 2004. – №1. URL: http://www.nsad.ru/articles/tragediya-svyashhennika-gapona
8. Тютюкин С. Россия, 1905-й // Свободная мысль. – 1995. – № 5.
9. Тютюкин С.В., Шелохаев В. Марксисты и русская революция. – М., 1996. – С. 5–41, 52–58.
10. Шацилло К. Первая Государственная дума // Отечественная история. – 1996. – №4.
11. Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до началаXX века. – М., 1986.
12. Российские либералы. – М., 2001.
13. Россия и мир : учеб. книга по истории. – Ч. 1. – М., 2000.
14. Семеникова, Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 2002.
15. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней : учеб. пособие. – М., 2002.