Человека к миру. Субъект и объект познания

Теория познания – общая теория, уясняющая общую природу познавательной деят-ти человека в любой области жизни.

Чел-во всегда стремилось к знанию. Развитие от примитивного и ограниченного до всестороннего и глубокого проникновения в сущность окружающего мира. Одновременно развивалось производство, искусство, менялась картина мира. Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые добывают знания, другие – знания о знании (философы).

Гносеология –наука, которая изучает природу чел-го познания и определяет путь к истине.≠ Эпистемология –проблемы естественно-научного познания.

Знание:1. Знание как данность, добытый факт. 2. Процесс узнавания.

Гносеология – объективная сторона знания; психология – субъективные процессы, связанные с познанием.

На современном этапе гносеология – результат обобщения всей истории развития познания мира. Природа человеческого познания, переход от поверхностного представления к постижению их сущности; путь постижения истины и ее критерии; как чел-к впадает в заблуждения и как преодолевает их; какой практический смысл имеет достоверное знание о мире, чел-ке и чел-ом обществе.

Оптимизм, агностицизм и скептицизм.

Виды познания. Множество; различаются: общее – научное, зависит \ не зависит от особенностей познающего субъекта, пассивное или авторское и т.д.

Житейское п.: основывается на наблюдении и смекалке, носит эмпирический хар-р, лучше согласовывается с житейским опытом. Предшественник иных форм знания. Констатация и описание фактов. Развивается и обогащается по мере научного прогресса и худож-го познания, связь с культурой, языком.

Научное п.: объяснение фактов, причинность. Предсказательная сила, творческий хар-р. понимание дейст-ти в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов, за случайным находит необходимое, за единичным – общее.

Практическое п.: создает новую вещь, а не просто открывает закономерности и узнает общий принцип.

Художественное п.: целостное отображение мира и чел-ка в мире. образность

Человек всегда должен считаться с объективной действительностью. Не считаться – поток бед и несчастий, неудачи. Субъект и объект соотносительны.

Субъект – сложная иерархия, фундамент которой – все социальное целое. Высший производитель мудрости – все человечество. Менее крупные общности – отдельные народы, каждый из которых – субъект познавательной деят-ти. Он копит сведения о мире по крупицам из века в век. В обществе выделяются группы индивидов, специальное назначение которых – производство знаний, имеющих жизненную ценность. Это сообщества ученых. В этих сообществах есть индивиды, способности которых обусловливают высокие познавательные достижения (входят в историю).

Субъект – живая личность: страсти, интересы, черты хар-ра, темперамент, ум и пр.

Сообщество: межличностные отношения, противоречия, общие цели, действия и пр.

Некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности.

Субъект познания д\сознательно относиться не только к объекту, но и к себе, своей познавательной деят-ти, к условиям, нормам, методам ее.

Объект – фрагмент бытия в фокусе познания. Не просто реальность, а познанная реальность. Т.е. она становится фактом сознания, следовательно, фактом социума.

Объект и субъект не могут существовать друг без друга.

Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлена мысль исследователя. (Пример: человек – объект познания многих наук, но каждая наука рассматривает его под отдельным углом зрения: медицина – недуги и способы лечения, психология – психику).

Человек сам создает необходимые предпосылки своего исторического существования. Т.о., объект социально-исторического познания не только познается, но сначала создается. Т.о., человек в процессе познания имеет дело с результатами собственной деят-ти, значит с самим собой. Он и субъект и объект познания. Т.о., социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он исследует свою исторически создаваемую общественную сущность.

28. Понятие закона. Законы мат-го мира и законы науки.

Закон – объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся, внутренняя связь м\д явлениями (закон Архимеда).

Понятие закон близко к понятию сущности – совокупность глубинных связей процессов, определяющих важнейшие черты и тенденции развития объектов. Познание закона – переход от явления к сущности путем абстрактного мышления, отвлечения от множества несущественных признаков.

Типы законов:

1.по широте охвата: частные – действуют в рамках одной формы движения материи. Объективно обладают точной количественной и качественной определенностью и м\б выражены математически.

общие – в рамках нескольких форм движения материи (З. тяготения).

всеобщие – одновременно во всех формах (З. диалектики)

2. по механизму действия:

однозначного действия = динамические. Законы простейших систем, которые выражают однозначную связь между элементами. Зная эти законы, мы можем довольно точно предсказать и рассчитать результаты их действия (законы механики). Все законы науки.

многозначного действия = вероятностные, статистические, лакунообразные. Законы природы и общественного развития. Выражают статистически среднее взаимодействие элементов системы. В рамках системы элементы могут вести себя случайно; статистические законы выражают равнодействующую общность. (поведение людей – все обязаны трудиться, но люди могут воровать, общество в целом эти жить не может).

3. по хар-ру порождаемых изменений: повторяющиеся – предмет порождает самого себя. Законы функционирования – предмет поддерживается на одном уровне.

законы развития – (революция)

4. по месту проявления: общественные – субъективные. По сути объективные, но реализуются только благодаря сознательной деят-ти людей.

природные – объективные, слепые.

Законы материального мира и общества – объективные, вне зависимости от нашего сознания.

Законы науки – наше знание о природе. Оно формируется людьми; это объективность иного рода. В чел-ом сознании отражаются законы материального мира, но это отражение не полное – проблема абсолютной и относительной истины.

Законы общественного развития –существенные взаимосвязи важнейших элементов социальной системы, имеют общий необходимый хар-р. определяют общественное развитие.

Особенности:

1. не столь долговечны, как законы природы;

2. отличия в механизме действия (см. выше). Механизм социальных законов основан на противоречивом взаимодействии субъективных и объективных факторов. В этом отличие законов природы от законов общества.

Человека к миру. Субъект и объект познания - student2.ru Среда 1→→потребности 1→→интересы 1→→цель 1

Среда 2 →→потребности 2→интересы 2→цель 2

Цель направляет на изменения не удовлетворяющей человека среды.

Наши рекомендации