Человека к миру. Субъект и объект познания
Теория познания – общая теория, уясняющая общую природу познавательной деят-ти человека в любой области жизни.
Чел-во всегда стремилось к знанию. Развитие от примитивного и ограниченного до всестороннего и глубокого проникновения в сущность окружающего мира. Одновременно развивалось производство, искусство, менялась картина мира. Теория познания исторически развивалась во взаимодействии с наукой. Одни ученые добывают знания, другие – знания о знании (философы).
Гносеология –наука, которая изучает природу чел-го познания и определяет путь к истине.≠ Эпистемология –проблемы естественно-научного познания.
Знание:1. Знание как данность, добытый факт. 2. Процесс узнавания.
Гносеология – объективная сторона знания; психология – субъективные процессы, связанные с познанием.
На современном этапе гносеология – результат обобщения всей истории развития познания мира. Природа человеческого познания, переход от поверхностного представления к постижению их сущности; путь постижения истины и ее критерии; как чел-к впадает в заблуждения и как преодолевает их; какой практический смысл имеет достоверное знание о мире, чел-ке и чел-ом обществе.
Оптимизм, агностицизм и скептицизм.
Виды познания. Множество; различаются: общее – научное, зависит \ не зависит от особенностей познающего субъекта, пассивное или авторское и т.д.
Житейское п.: основывается на наблюдении и смекалке, носит эмпирический хар-р, лучше согласовывается с житейским опытом. Предшественник иных форм знания. Констатация и описание фактов. Развивается и обогащается по мере научного прогресса и худож-го познания, связь с культурой, языком.
Научное п.: объяснение фактов, причинность. Предсказательная сила, творческий хар-р. понимание дейст-ти в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов, за случайным находит необходимое, за единичным – общее.
Практическое п.: создает новую вещь, а не просто открывает закономерности и узнает общий принцип.
Художественное п.: целостное отображение мира и чел-ка в мире. образность
Человек всегда должен считаться с объективной действительностью. Не считаться – поток бед и несчастий, неудачи. Субъект и объект соотносительны.
Субъект – сложная иерархия, фундамент которой – все социальное целое. Высший производитель мудрости – все человечество. Менее крупные общности – отдельные народы, каждый из которых – субъект познавательной деят-ти. Он копит сведения о мире по крупицам из века в век. В обществе выделяются группы индивидов, специальное назначение которых – производство знаний, имеющих жизненную ценность. Это сообщества ученых. В этих сообществах есть индивиды, способности которых обусловливают высокие познавательные достижения (входят в историю).
Субъект – живая личность: страсти, интересы, черты хар-ра, темперамент, ум и пр.
Сообщество: межличностные отношения, противоречия, общие цели, действия и пр.
Некий безличный логический сгусток интеллектуальной активности.
Субъект познания д\сознательно относиться не только к объекту, но и к себе, своей познавательной деят-ти, к условиям, нормам, методам ее.
Объект – фрагмент бытия в фокусе познания. Не просто реальность, а познанная реальность. Т.е. она становится фактом сознания, следовательно, фактом социума.
Объект и субъект не могут существовать друг без друга.
Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлена мысль исследователя. (Пример: человек – объект познания многих наук, но каждая наука рассматривает его под отдельным углом зрения: медицина – недуги и способы лечения, психология – психику).
Человек сам создает необходимые предпосылки своего исторического существования. Т.о., объект социально-исторического познания не только познается, но сначала создается. Т.о., человек в процессе познания имеет дело с результатами собственной деят-ти, значит с самим собой. Он и субъект и объект познания. Т.о., социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он исследует свою исторически создаваемую общественную сущность.
28. Понятие закона. Законы мат-го мира и законы науки.
Закон – объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся, внутренняя связь м\д явлениями (закон Архимеда).
Понятие закон близко к понятию сущности – совокупность глубинных связей процессов, определяющих важнейшие черты и тенденции развития объектов. Познание закона – переход от явления к сущности путем абстрактного мышления, отвлечения от множества несущественных признаков.
Типы законов:
1.по широте охвата: частные – действуют в рамках одной формы движения материи. Объективно обладают точной количественной и качественной определенностью и м\б выражены математически.
общие – в рамках нескольких форм движения материи (З. тяготения).
всеобщие – одновременно во всех формах (З. диалектики)
2. по механизму действия:
однозначного действия = динамические. Законы простейших систем, которые выражают однозначную связь между элементами. Зная эти законы, мы можем довольно точно предсказать и рассчитать результаты их действия (законы механики). Все законы науки.
многозначного действия = вероятностные, статистические, лакунообразные. Законы природы и общественного развития. Выражают статистически среднее взаимодействие элементов системы. В рамках системы элементы могут вести себя случайно; статистические законы выражают равнодействующую общность. (поведение людей – все обязаны трудиться, но люди могут воровать, общество в целом эти жить не может).
3. по хар-ру порождаемых изменений: повторяющиеся – предмет порождает самого себя. Законы функционирования – предмет поддерживается на одном уровне.
законы развития – (революция)
4. по месту проявления: общественные – субъективные. По сути объективные, но реализуются только благодаря сознательной деят-ти людей.
природные – объективные, слепые.
Законы материального мира и общества – объективные, вне зависимости от нашего сознания.
Законы науки – наше знание о природе. Оно формируется людьми; это объективность иного рода. В чел-ом сознании отражаются законы материального мира, но это отражение не полное – проблема абсолютной и относительной истины.
Законы общественного развития –существенные взаимосвязи важнейших элементов социальной системы, имеют общий необходимый хар-р. определяют общественное развитие.
Особенности:
1. не столь долговечны, как законы природы;
2. отличия в механизме действия (см. выше). Механизм социальных законов основан на противоречивом взаимодействии субъективных и объективных факторов. В этом отличие законов природы от законов общества.
Среда 1→→потребности 1→→интересы 1→→цель 1
Среда 2 →→потребности 2→интересы 2→цель 2
Цель направляет на изменения не удовлетворяющей человека среды.