С.А.Ошеров. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия

Ответьте на поставленные вопросы:

1. Разделяете ли вы мнение С.Ошерова, что Вергилию не удалось сделать исход конфликта между Энеем и Дидоной достаточно убедительным и для читателя страсть Дидоны остается «Существеннее и ценнее, чем миссия главного героя»?

2. Согласны ли вы с оценкой С.Ошеровым VI кн. как «переломной» в общей истории героя?

3. Как вы понимаете слова Энея, обращенные к Асканию, в которых герой подытоживает свою судьбу:

Учись у меня трудам и доблести, сын мой,

Быть счастливым учись у других.

В.Топоров. Эней – человек судьбы

Подумайте над следующими вопросами:

1. Какой смысл вкладывает В.Топоров в понимание «хтонизма» героя?

2. Какие сходные эпизоды у Гомера и Вергилия сравнивает В.Топоров? Согласны ли вы с их комментарием?

3. Находите ли вы удачным определение Энея как «человека судьбы»?

Ф.Зелинский. Из жизни идей. Спб.,1995.

Мотив разлуки (фрагмент) С. 402-409

Ознакомьтесь с фрагментом статьи Ф.Зелинского, где сравнивается IV песнь «Энеиды» и «Послание Дидоны» Овидия. Ответьте на вопросы и выполните задание:

1. Как объясняет Ф.Зелинский различия в образах героинь у Вергилия и Овидия?

2. Почему общий замысел поэмы Вергилия требовал именно такого характера героини?

3. Как повлияла на образы героинь жанровая специфика каждого из произведений?

4. Приведите свои примеры в подтверждение или опровержение (в зависимости от вашей позиции) суждений Ф.Зелинского.

А.Ахматова. «Не пугайся – я еще похожей»

Прочитайте стихотворение А.Ахматовой. Подумайте над следующими вопросами:

1. С чем связано обращение А.Ахматовой к образам Энея и Дидоны?

2. Как соотносит А.Ахматова ценности страсти и исторической миссии вкупе со связанной с нею славой?

3. Почему А.Ахматова выбирает для эпиграфа именно эти строки из «Энеиды»?

Против воли я твой, царица, берег покинул.

«Энеида», книга шестая

Не пугайся, - я еще похожей

Нас теперь изобразить могу,

Призрак ты – иль человек прохожий,

Тень твою зачем-то берегу.

Был недолго ты моим Энеем,

Я тогда отделалась костром,

Друг о друге мы молчать умеем,

И забыл ты мой проклятый дом.

Ты забыл те, в ужасе и в муке,

Сквозь огонь протянутые руки

И надежды окаянной весть.

Ты не знаешь, что тебе простили…

Создан Рим, плывут стада флотилий

И победу славословит лесть.

И.Бродский. Дидона и Эней

Ознакомьтесь со стихотворением И.Бродского и подумайте над рядом поставленных вопросов:

1. Почему в самом тексте стихотворения имена Энея и Дидоны не употребляются?

2. Какие реминисценции из «Энеиды» встречаются в образах стихотворения?

3. В чем смысл особого выделения последней строки?

4. Можно ли отнести это стихотворение И.Бродского к образцам философской лирики?

Великий человек смотрел в окно,

а для нее весь мир кончался краем

его широкой, греческой туники,

обильем складок походившей на

остановившееся море.

Он же

смотрел в окно, и взгляд его сейчас

был так далек от этих мест, что губы

застыли. Точно раковина, где

таится гул, и горизонт в бокале

был неподвижен.

А ее любовь

была лишь рыбой – может, и способной

пуститься в море вслед за кораблем

и, рассекая волны гибким телом,

возможно, обогнать его… но он –

он мысленно уже ступил на сушу.

и море обернулось морем слез.

но, как известно, именно в минуту

отчаянья и начинает дуть

попутный ветер. И великий муж

покинул Карфаген.

Она стояла

перед костром, который разожгли

под городской стеной ее солдаты,

и видела, как в мареве костра,

дрожавшем между пламенем и дымом,

беззвучно распадался Карфаген

задолго до пророчества Катона.

Элиот. Что такое классика ?

Вопросы литературы. 1988. №8. С.191-199

Ознакомьтесь с фрагментом эссе англо-американского поэта Т.С.Элиота. С этим текстом он обратился к членам Общества Вергилия, созданного в 1944 г. при Лондонском университете.

Подумайте над следующими вопросами:

1. Какую характеристику понятия «классика» предлагает в своем эссе Т.С.Элиот?

2. Согласны ли вы с Элиотом, что Вергилий как никто другой соответствует этой характеристике?

3. Какой смысл вкладываете вы в понятие «классик», «классика»?

4. Разделяете ли вы мнение Элиота об «истощающем» воздействии классики?

Занятие 9

Римская лирика и её жанровое своеобразие.

Катулл. Гораций. Овидий.

1. Традиции древнегреческой лирики в римской поэзии.

2. Поэзия неотериков. Художественные открытия в лирике Катулла.

3. Философско-эстетические взгляды Горация и их отражение в его поэтической деятельности.

4. Жанровое своеобразие творчества Горация.

5. Разнообразие тематики одической поэзии Горация.

6. Концепция любви в элегиях Овидия.

7. Риторико-психологические вариации в любовно-мифологических элегиях сборника «Героини» Овидия.

8. Основные темы «Скорбных элегий» Овидия.

Тексты

Гай Валерий Катулл. Лирика.

Квинт Гораций Флакк. Оды. Сатиры. Эподы.

Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Героини. Скорбные элегии.

Исследования

Борухович В.Г. Квинт Гораций Флакк. — Саратов, 1993.

Вулих Н.В.Овидий. — М., 1996.

Шталь И.В.Поэзия Гая Валерия Катулла. — М., 1977.

Ярхо В.Н., Полонская К.П.Античная лирика. — М., 1977.

Занятие 10

Античный роман.

Наши рекомендации