Проблема происхождения языка
§ 214. Проблема происхождения человеческого языка является частью более
общей проблемы антропогенеза (происхождения человека) и социогенеза, и решаться
она должна согласованными усилиями ряда наук, изучающих человека и человеческое
общество. Процесс становления человека как биологического вида Homo sapiens
(«человек разумный») и одновременно как существа «наиболее общественного из всех
животных» 1 продолжался миллионы лет.
Предшественниками человека были не те виды человекообразных обезьян,
которые существуют сейчас (горилла, орангутанг, шимпанзе и др.), а другие,
восстанавливаемые по ископаемым останкам, обнаруженным в разных частях Старого
Света. Первой предпосылкой очеловечения обезьяны было углублявшееся разделение
функций ее передних и задних конечностей, усвоение прямой походки и вертикального
положения тела, что освободило руку для примитивных трудовых операций.
Освобождением руки, как указывает Ф. Энгельс, «был сделан решающий шаг для
перехода от обезьяны к человеку·»2 . Не менее важно, что человекообразные обезьяны
жили стадами, и это в дальнейшем создавало предпосылки для коллективного, общественного труда.
Известный по раскопкам древнейший вид человекообразных обезьян,
усвоивших прямую походку,— это австралопитек (от лат. australis 'южный' и др.-греч.
pоthйkos 'обезьяна'), живший 2—3 млн. лет тому назад в Африке и южных частях
Азии. Австралопитеки еще не изготовляли орудий, но уже систематически применяли
в качестве орудий охоты и самозащиты и для выкапывания кореньев камни, сучья и т.
п.
Следующая ступень эволюции представлена древнейшим человеком эпохи
раннего (нижнего) палеолита — сперва питекантропом (букв. «обезьяночеловеком») и
другими близкими разновидностями, жившими около миллиона лет тому назад и
несколько позже в Европе, Азии и Африке, а затем неандертальцем3 (до 200 тыс. лет
тому назад). Питекантроп уже обтесывал по краям куски камня, которые использовал
как рубила — орудия универсального
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К.·, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 488.
2 Там же. С. 486.
1 Название от долины Neandertal в Германии, где в 1856 г. были найдены кости первобытных
людей этого типа.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
применения, и умел пользоваться огнем, а неандерталец изготовлял из камня,
кости и дерева уже специализированные орудия, разные для разных операций, и, по-видимому, знал начальные формы разделения труда и общественной организации.
«...Развитие труда,— как указывал Ф. Энгельс,— по необходимости способствовало
более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты
случаи взаимной поддержки, совместной'деятельности, и стало ясней сознание пользы
этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря,
формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то
сказать друг другу» 1 . На этой ступени произошел большой скачок в развитии мозга:
исследование ископаемых черепов показывает, что у неандертальца мозг был почти
вдвое больше, чем у питекантропа (и в три раза больше, чем у гориллы), и уже
обнаруживал признаки асимметрии левого и правого полушарий (см. § 14), как и
особого развития участков, соответствующих зонам Брока и Вернике. С этим
согласуется и то, что неандерталец, как показывает изучение орудий той эпохи,
преимущественно работал правой рукой. Все это позволяет считать, что у
неандертальца уже был язык: потребность в общении внутри коллектива «создала себе
свой орган» 2 .
§ 215.Каким же был этот первобытный язык? По-видимому, он выступал в
первую очередь как средство регулирования совместной трудовой деятельности в
складывавшемся человеческом коллективе, т. е. главным образом в апеллятивной и
контактоустанавливающей, а также, конечно, и в экспрессивной функции (см. § 7), как
это мы наблюдаем на определенной ступени развития у ребенка (см. § 15). «Сознание»
первобытного человека запечатлевало не столько предметы окружающей среды в
совокупности объективно присущих им признаков, сколько «способность этих
предметов «удовлетворять потребности» людей» 3 . Значение «знаков» первобытного
языка было диффузным: это был призыв к действию и вместе с тем указание на орудие
и продукт труда.
«Природная материя» первобытного языка тоже была глубоко отлична от
«материи» современных языков и, несомненно, кроме звуковых образований широко
использовала жесты. У типичного неандертальца (не говоря уже о питекантропе)
нижняя челюсть не имела подбородочного выступа, и полости рта и зева были в сумме
короче и иной конфигурации, чем у современного взрослого человека (полость рта
скорее напоминала соответствующую полость у ребенка на первом году жизни). Это
говорит о довольно ограниченных возможностях образования достаточного количества
дифференцированных звуков. Способность сочетать работу голосового аппарата с
работой органов полости рта и зева и быстро, в доли секунды, переходить от одной
артикуляции к другой тоже не была еще развита в нужной мере. Но мало-помалу
положение менялось: «...неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно
преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта
постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим» 1.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Маркс К·. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 489.
2 Там же. 3 Маркс К· Замечания на книгу А. Вагнера «Учебник политической экономии» //
3 Маркс К·, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 377.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
§ 216. В эпоху позднего (верхнего) палеолита (около 40 тыс. лет тому назад,
если не раньше) на смену неандертальцам приходит нео°нтроп, т.е. 'новый человек',
или Homo sapiens. Он уже умеет изготовлять составные орудия (типа топор 4-
рукоятка), что не встречается у неандертальцев, знает многоцветную наскальную
живопись, по строению и размерам черепа принципиально не отличается от
современного человека. В эту эпоху завершается становление звукового языка,
выступающего уже как полноценное средство общения, средство общественного
закрепления формирующихся понятий: «...после того как умножились и дальше
развились... потребности людей и виды деятельности, при помощи которых они
удовлетворяются, люди дают отдельные названия целым классам... предметов» 2 . Знаки
языка постепенно получают более дифференцированное содержание: из диффузного
слова-предложения мало-помалу выделяются отдельные слова — прототипы будущих
имен и глаголов, а язык в целом начинает выступать во всей полноте своих функций
как инструмент познания окружающей действительности.
Подытоживая все изложенное, мы можем сказать словами Ф. Энгельса:
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми
главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в
человеческий мозг» 3 .