Дошечка 21 (с. 215) (III 21, с. 96)
Се, Храбрый оборет ту силу злую, 0б( £(нть опояшет вас. Приходилось ведь нам рванье беречь и вот, храни Богам мы ставили. И строим стены из дуба, и за теми часто - еще другую стену, и там храним Богов наших изображения. Есть у нас многие
Возможно, "и головой уничтожать часть (их)".
Возможно, "и мы так же делаем".
Т.е. "если тяжело придется".
Т.е. обносить кремлем-оградой.
Места хранения; "храмы", видимо, того же корня, с перегласовкой суффикса.
храни у Новаграда на Волхове реке. Есть и у Киева града в Боголесах. И вот, есть у нас храни на Волыни Дулебской и у Сурожи на море Солнечном и море Синем.
И вот, великая обида нам, потому как храни Сурожские захвачены врагами, и Боги наши, во прах брошенные, валяться должны. Вот ведь, нет у Русичей силы одержать победы над врагами.
И вот, рванье у нас как у странника, который ночью идет по лесам и порвал одежду свою на куски. Так же рванье у нас, Русичи, на русском теле. И не заботимся мы о том, и тщимся на хранях славить Богов, которые не приемлют жертв наших, ибо оскорблены нашей леностью.
Не Птица ли Матерь Всех славу речет нам и просит нас от них Отцовскую Славу защитить? И нет у нас дерзости встать на рать, да и мечами своими брать землю нашу, врагами отобранную. Вот ведь тысячу и триста лет храним мы Святыни наши, а сегодня жены наши говорят, что блаженны мы и потеряли разум, и есьмы как какая-то овца малая перед теми. И не смеем одеть оружие и мечом разить врагов наших.
Вот, Купалич идет к нам и речет нам, что нам надобно встать гордыми и чистыми, телом и душами нашими. И повергнемся к стопам Его, чтобы шел Он с нами и нас хранил, ведя к борьбе суровой. И там встали бы мы лицом к Сварге. И се, в битву идя, хвалим мы Богов наших в брани - как и в мирные дни. И се, Купалич речет нам, что достоимся мы до того времени и будем за славу свою почтены, а также со Отцами сопри-частны.
Дошечка 22(с. 216) (III 22,с. 24, эо)
Еще ведь рассказывают о том, как квасура была от Богов получена, тайна, как приготовлять сурину. А это ведь у нас жажды утоление, которое бывает на Радогощ, чтобы о Богах нам радоваться и плясать, венки бросая к Сварге, - и поем, славу Богам сотворяя квасурой.
Был ведь муж сильный, Богами вразумленный. И вот ведь тот Ладо, к нему прий-дя, и говорит ему бросить меды в воду и осуривать их на Солнце. Тут-то сура сделается, потому что меды будут бродить и в сурицу претворяться. И пьем мы ее во славу Божескую.
И ведь было то в веках до Кия, а муж этот был в тот раз весьма отмечен, назван Отцом Благомиром, и он получил от Сварожича поучение, как приготовлять квасуру, которая называется еще суриной. И она-то есть во радость нашу (неразборчиво - О.г.).
Вот ведь есть у нас Овсеня дни, как пожню сотворим и наурадогощуемся оттого. Но иногда, как кто не удержит своего естества в случае чего и скажет безумное, то это разве что от Чернобога. А другой, который радуется - то от Белобога.
Так же нам надобно отыскивать друзей и врагов ... ковать мечи-то наши на утверждение силы, и ими, силою Божескою, поражать врагов наших с обеих сторон.
Тот ведь Богомир наречен так Твастырем, потому как Тот ему поручил о Славянах, чтобы они, как Боги рекли им, Сего хвалили. Вот ведь установил он роды у себя, потому как Боги - причина родов, а мы - Родов тех роды.
Также и Сварог есть Отец наш, а прочие суть сыны. И им надобно кориться Ему. Также и мы ведь покорны Родичу, потому как он есть Отец роду, а те роды-то вы есте, те, которые были и до Кия, до князей киевских.
на радагьцк - "на Радогощ", т.е. во время праздника Радогощи, и "на радость". л Кажется, радгъць и радогьцк - не только одного корня, но одно и то же слово. " "Благомир", если в слове "БЪГ0М1р(" пропущено "/'.
Вот,(? неразборчиво - О.т) после готской войны опорушили всё, и Русколань оставили, к Кию побежали, чтобы поселилиться в землях тех - там, где ходили на битву со степью вражеской и себя оборонять от тех.
И так было лет за тысячу триста от Отцов киевских, триста от жизни в Карпатах и тысячу - от Кия града.
Иная часть пошла в Голунь и там и осталась, а другая - к Кию граду. И первая есть Русколань, и вторая - Кияне, которые Сурень-то чтят, со скотом ходят и стада водят десять веков по земле нашей.
Вот ведь Голунь была город славный и три сотни городов сильных имела. И Киев град имел меньше на полудне - десять городов всего, и сёл немного. А вообще были-то себе во степях все роды и жито меняли на полудне. И его Грекам давали в обмен за золотые цепи и кружки464, и ожерелья. И господам всё носили в обмен на питье винное от Греков, и делали то сами, для той мены.
И те Русы на полудне создали город сильный Сурожь, какой не построить Грекам, а они его разгромили и Русов поубивать хотели. И потому пойдем на них и разгромим селения греческие. Эллины ведь эти враги Русколанам и враги Богам нашим. Грецкола-не ведь не Богов почитают. И как бы человеки они, из камня сделаны, подобия мужам. А наши Боги суть Понятия.
Как ведь отбивались мы от Готов, которые надели на головы свои рога волов и коров и кожи на чресла свои, и так мнили устрашить Русских. И те сняли рубашки свои и, оголя чресла, пошли в битву и победили.
И на этот раз пойдем мы оголенными в битву и победим. А как станет Грецколан боязливо (?) вынимать мечик свой, и он будет быстро в Нави у Ямы, который ждет жертву свою в землю, чтобы пить кровь его и жизнь его умертвить, и тем жить-то там.
Дошечка 23(с. 216) (III 23,с. 108,120)
Вот ведь Новояры происходят от Старых, которые были тоже Русичи. И вот пошли до полудня и там ходили по степям десять веков.
Те-то ведь тоже есть Русы, избирают князей своих. И тех - от родов своих, и роды доботща от племени каждому князю своему. И из князей избирают князя старшего. И он есть вождь на войне. И так жили во земле той, когда варяги пришли на нас и там их поубивали.
И вот Грецколаны пришли на землю ту и сели на ней, и не заботились о Русах. Вот Русы-то вооружились мечами и напали (? неразборчиво - О.т.) на тех, и отогнали их до их берегов морских. Вот Грецколаны-то повели свои рати, в железную броню одетых. И была сеча там великая, и каркали вороны о пище мужской, которая брошена в поле, и выпивали глаза их. Каркают вороны о пиршестве, и великое каркание стояло над полем тем, и там ведь ели они глаза греческие, а глаза русские не трогали. Там-то защита у нас была, потому как Боги не хотели, чтобы Русы сгинули.
И там же борется Солнце с Месяцем за ту землю. И Небо борется за землю, чтобы земля та не подчинилась рукам эллинским, а оставалась русской.
И там же плачется мать о детях своих, проливших кровь на поле то. И то поле стало Русским. Новояры были там доныне, и земля та пребудет нашей от мечей и крови, пролитой за нее.
Т.е. монеты. В оригинале боагць.
нма- Яма, повелитель Царства мертвых, позже "яма"; в то время значение "яма" передавалось словосочетанием "Aipaкщка"- "дыра земляная".
И также Эллины сказали князю старшему нашему и велели ему, да пренебрегнет он в землю Неров ходить (буква после "л" неразборчива - О.т.), либо рабов брать, но да оставит берега морские себе.
Есть у нас указание на день наш, что Праотцы наши умерли в поле, и не взяли враги нашу землю. Вот ведь и сегодня есть у нас указание, что никто его не возьмет.
Вот ведь Германрех идет на нас от полуночи, и нам надобно оборонять земли свои и так идти на него. Вот ведь готская земля есть наша. И тут у Белогорья мы сели, усеяли костями своими и кровью своей полили, и она есть наша.
Се, речет Матерь Всех о нас и славу речет нам. Возьмем же тут мечи мы наши и идем до света в поле. Отразим врагов полуночных и отбросим врагов полуденных, и налетим на врагов западных, чтоб о нас говорили "Русичи Громичи", как об Отца нашего Перуна сынах, а Даждьбога внуках. Ведь Сварожич укажет нам, куда идти.
И тот Германрех отошел к полуночи, а Эллины - на полдень. И так соберем землю нашу вместе и не дадим сынов, потому как цены же не бывает за сынов своих.
Вот, идет в степях наших великое множество родов иных, и не приходится нам быть мирными, либо ждать помощи. Она-то ведь - в мышцах наших и на конце мечей, и ими мы сечем врагов.
Вот, речет Птица Матерь Всех нам, чтобы мы подняли мечи свои - на защиту свою и Её. Вот, бьет крыльями о землю и прах отрясает до Сварги. И вот, кидается на землю, и бьется за нас, потому как страшится за нас. И вот мы победили. Сделали мы, как Она кричит; ведь тот крик - до сердец наших. А это вот знать мы должны, как суру пьем: в сечу пойдем и там получим питье иное, Богами приготовленное. И оно напоследок нам будет как вода живая, в час тризны великой, каковая есть для всех, кто умер за землю свою.
Вот, Сварожич смотрит на нас со Сварги своей чудесной и, видя рати наши, считает их. А пальцев на них не всегда хватает, так считает он пальцы на ногах своих. И знает Пращур наш, что мы - сила великая, и не смогут одолеть нас враги наши.
И вот, понеслись мы на воинов и погнали их, пока те не падут наземь и не сдохнут от Мары. И Мара их заберет.
И вот, скажем в сердцах наших, что не вернемся к огнищам своим до тех пор, пока еще враги покушаются, и пренебрежем телами нашими, если враги возьмут землю нашу. И скажем о том, что Боги наши заботятся о ней . Ведь разобьем скулы себе (?), лучше уж возьмем детей [своих] на копья, чем поворачивать спины свои врагам.
Се, лядвеи наши отверзнем и натолчем земли нашей в них, чтобы удержать ее до самого смертного часа, а Мару увидим, дадим ей. Се, Мора отступится и скажет в ответ: "Нет у меня силы тут, чтоб одержать победу над Русичами".
И так слава полетит к Сварге. И там Боги рекут, что "храбры вы есте, Русичи, а есть у Нас место для вас подле Бога Войны Перуна и Даждьбога, Отца вашего".