Тема 6. Новейшее время в мировой истории
Новейшее время в истории человечества. Факторы, закономерности и тенденции развития человечества в Новейшее время. Формирование двухполюсной структуры мира и её распад в конце XX века. Фашизм и тоталитаризм. Мировые войны и их воздействие на всемирно-исторический процесс. Крах колониальной системы мира. Неоколониализм. Мировой терроризм. Алармистские кризисы современности. Влияние научно-технического прогресса на эволюцию социально-экономической и политической жизни общества. Интеграция. Глобализация.
Специфика развития стран Западной Европы и Северной Америки в XX – начале XXI вв. Особенности эволюции государств Азии, Африки и Латинской Америки в Новейшее время. Мировая культура в эпоху модерна и постмодерна.
Факторы, тенденции и этапы развития России в советский период. Российская федерация на современном этапе. Особенности культурного развития России в Новейшее время.
Программные вопросы
1. Предмет и задачи курса «История».
2. Факторы исторического развития и варианты периодизации истории человечества.
3. Факторы, закономерности и этапы развития человечества в первобытную эпоху.
4. Первобытная эпоха на территории России.
5. Культурные достижения первобытной эпохи.
6. Факторы, закономерности и этапы развития человечества в эпоху Древности.
7. Специфика развития древневосточных государств.
8. Особенности эволюции античных государств.
9. Культурные достижения эпохи Древности.
10. Факторы, закономерности и этапы развития человечества в эпоху Средневековья.
11. Специфика исторической эволюции стран Западной Европы в эпоху Средневековья.
12. Специфика исторической эволюции восточных стран в эпоху Средневековья.
13. Этапы и специфика исторического развития Руси в IX-XV вв.
14. Особенности исторического развития России в эпоху Московского царства (XVI-XVII.
15. Культурные достижения эпохи Средневековья.
16. Этапы развития русской средневековой культуры.
17. Факторы, закономерности и этапы развития человечества в Новое время.
18. Гуманистические ценности эпохи Возрождения и новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни западноевропейского общества в раннее Новое время (XIV-XVI).
19. Ценности эпохи Просвещения и новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни стран Западной Европы и Северной Америки в XVII-XVIII вв.
20. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие стран Западной Европы и Северной Америки в XIX веке.
21. Основные черты и тенденции развития восточных государств в Новое время.
22. Этапы развития Российской империи в XVIII-началеXX вв.
23. Взлет русской культуры в XVIII-началеXX вв.
24. Факторы, тенденции и этапы исторического развития человечества в Новейшее время.
25. Специфика развития стран Западной Европы и Северной Америки в XX – начале XXI вв.
26. Особенности эволюции государств Азии, Африки и Латинской Америки в Новейшее время.
27. Этапы и тенденции развития России в советский период (1917-1991).
28. Россия на современном этапе.
29. Особенности культурного развития России в Новейшее время.
30. Мировая культура в эпоху модерна и постмодерна.
Практические занятия
После завершения лекционного курса проводится практическое занятие, на которое учебным планом отводится 4 часа. Выбор темы и формы занятия преподаватель осуществляет самостоятельно.
Цель практического занятия – акцентировать внимание студентов на наиболее актуальных и сложных для усвоения проблемах курса и упрочить знания по основным вопросам дисциплины «История». Практическое занятие должно также способствовать приобретению студентами соответствующих практических навыков и наилучшей подготовке к прохождению собеседования и сдаче экзамена. Возможные формы проведения: доклады, подготовка рефератов, деловые и ролевые игры, организация дискуссионных клубов, экспресс-опрос, тестирование и др. под руководством преподавателя.
Выбор конкретной темы практического занятия и методики его проведения определяется преподавателем в зависимости от особенностей работы данной учебной группы и текущей политико-экономической и социокультурной ситуации в стране и мире.
Содержание практических занятий
№ п/п | Тема | Часы* |
1. | Факторы и закономерности исторического процесса | |
2. | Этапы всемирно-исторического развития человечества | |
3. | Россия во всемирно-историческом процессе | |
4. | Основные культурные достижения человечества | |
5. | Специфика исторического развития восточной и западной цивилизаций |
Интерактивные занятия.
Интерактивные занятия по дисциплине «История» не предусмотрены.
6.5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||
1. | История экономики | + | + | + | + | + | + |
2. | История экономических учений | + | - | + | + | + | + |
3. | Философия | + | - | + | + | + | + |
4. | КСЕ | + | - | + | + | + | + |
5. | Политология | + | - | + | + | + | + |