Лекции по истории государства и права зарубежных государств в новейшее время

Лекции по истории государства и права зарубежных государств в новейшее время

Лекции по развитию конституционного права в новейшее время

Вопросы к экзамену:

63. Конституционное право США в новейшее время.

64. Правовое регулирование экономики, трудовых и социальных отношений в США в 30-е годы XX века в период «Нового курса» Ф. Рузвельта (1933-1938 гг.).

Конституционное право Великобритании в новейшее время.

Конституционное право Франции в новейшее время. Конституции Франции 1946 и 1958 гг.

67. Веймарская Конституция 1919 г. в Германии. Государственно - политическая эволюция Веймарской республики (1919-1933 гг.). 68. Юридическое оформление национал - социалистической диктатуры в Германии (1933 - 1934 годы).

69. Государственный механизм национал – социалистической диктатуры в Германии. Сущность тоталитарного политического режима.

70. Образование ФРГ и ГДР. Конституция ФРГ 1949 года.

Вопросы к экзамену с планом:

1. Конституционное право США в новейшее время: двухпартийная система, республиканская и демократическая партии, отсутствие фиксированного членства, структура партий, политические платформы партий, система первичных выборов (праймериз), лоббизм, закон о регистрации лоббизма 1946 г., поправки к конституции в сфере избирательного права 1920, 1964 и 1971 гг., отмена ценза грамотности (1975 г.), президент и конгресс, возрастание роли президента в законодательном процессе, военной и внешнеполитической сфере, в сфере регулирования экономического развития, указное право и делегированное законодательство, поправка к Конституции США 1951 г. о переизбрании президента, рост федеральных органов исполнительной власти, сочетание «системы заслуги» и «системы добычи» при комплектовании государственных служащих, кабинет министров и министерства (департаменты), появление новых министерств в экономической и социальной сфере, исполнительные агентства – ведомства: межрегиональная торговая комиссия (1887 г.), федеральная резервная система (1913 г.), федеральная торгово-промышленная комиссия (1914 г.), федеральная комиссия по средствам коммуникации (1934 г.) и др., исполнительный аппарат (администрация) президента: бюджетное управление (1921 г.), совет национальной безопасности (1947 г.), создание Центрального разведывательного управления (1947 г.), законодательная защита прав негров, решение Верховного суда 1954 г. о неконституционности сегрегации в школах, законы о гражданских правах 1957 и 1964 гг.

2. Правовое регулирование экономики, трудовых и социальных отношений в США в 30-е годы XX века в период «Нового курса» Ф. Рузвельта (1933-1938 гг.): укрепление финансовой системы государства, регулирование деятельности предпринимателей в промышленности, закон о восстановлении промышленности 1933 г., «кодексы честной конкуренции», государственное регулирование в аграрной сфере, борьба с безработицей, резкое увеличение занятости населения, рудовое и социальное законодательство – закон о трудовых отношениях (Закон Вагнера) 1935 г., федеральный закон о социальном страховании рабочих по безработице и по старости 1935 г., федеральный закон о справедливых условиях труда 1938 г.

3. Конституционное право Великобритании в новейшее время: эволюция двухпартийной системы, консервативная и лейбористская партии, законодательное признание государственного статуса за оппозиционной партией по законам о министрах короны 1937 и 1964 гг., «теневой» кабинет министров, изменения в избирательном праве – избирательные реформы 1918, 1928 и 1969 гг., реформирование палаты лордов во второй половине XX века, акт о парламенте 1949 г., акт о пожизненных пэрах 1958 г., акт о палате лордов 1999 г., верховенство Кабинета министров, осуществление правительством исполнительной и законодательной власти, исчезновение парламентского вотума недоверия правительству.

Конституционное право Франции в новейшее время: кризис Третьей республики, нестабильность исполнительной власти, ограничение роли парламента и усиление исполнительной власти правительства, падение Третьей республики (1940 г.) и гитлеровская оккупация, авторитарное правительство Виши, установление Временного правительства во главе с де Голлем (1944 г.), предоставление избирательного права женщинам (1944 г.), Учредительные собрания 1946 г. и принятие Конституции 1946 г., установление Четвёртой республики, Конституция 1946 года, закрепление «социальной республики», парламентарная республика, преобладание Национального собрания, пропорциональная избирательная система, сенат, президент, Совет министров, отход от нежизнеспособных принципов Конституции 1946 г., неспособность чрезмерного парламентаризма обеспечить политическую стабильность в стране, война в Алжире (1954 г.) и падение Четвёртой республики, установление Пятой республики, Конституция 1958 года и избрание де Голля президентом страны, усиление исполнительной власти президента, правительства и ослабление парламента, закрепление в Конституции смешанной (полупрезидентской) республики, президент как «арбитр нации», широта его конституционных полномочий, национальное собрание и сенат, ограничение законодательных полномочий парламента, делегированное законодательство, конституционный совет, президентство де Голля (1958-1969).

5. Веймарская Конституция 1919 г. в Германии. Государственно - политическая эволюция Веймарской республики (1919-1933 гг.): падение кайзеровской Германской империи в ходе ноябрьской революции 1918 г., Национальное Учредительное собрание, история создания и принятия Веймарской конституции 1919 г., германский федерализм (укрупнение земель, сфера исключительного законодательства империи, сфера конкурирующего законодательства, сфера имперского законодательства о принципах, «имперская экзекуция»), Рейхстаг и рейхсрат (имперский совет), пропорциональная избирательная система, президент и правительство (канцлер), права и свободы граждан, принципы социального государства, смешанная (полупрезидентская) республика, усиление президентской власти при президентах Ф. Эберте и П. Гинденбурге, неустойчивость правительств Веймарской республики, президентские правительства периода экономического кризиса 1930-1932 гг., широкое использование президентом права роспуска рейхстага, политические партии в период Веймарской республики, либеральные партии – немецкая народная, демократическая, умеренно консервативная католическая партия центра, левоцентристская социал-демократическая партия, консервативная немецкая национальная народная партия (националисты), леворадикальная коммунистическая партия, праворадикальная немецкая национал-социалистическая рабочая партия (НСДАП), слабость социальной базы Веймарской республики, кризис парламентаризма, причины роста влияния НСДАП.

6. Юридическое оформление национал - социалистической диктатуры в Германии (1933 - 1934 годы): назначение А. Гитлера канцлером коалиционного правительства, роспуск рейхстага и назначение досрочных выборов, декрет президента «В защиту германского народа» 4 февраля 1933 г., декрет президента «Об охране народа и государства» 28 февраля 1933 г., установление чрезвычайного положения в Германии, закон рейхстага «Об устранении бедственного положения народа и государства» 24 марта 1933 г., чистка чиновничьего аппарата, ликвидация самостоятельности земель и превращение Германии в централизованное унитарное государство, закон правительства об унификации в провинциях 31 марта 1933 г., закон правительства об унификации земель и империи 7 апреля 1933 г., закон о переустройстве империи 14 февраля 1934 г., закон об имперских наместниках 1935 г., упразднение местного самоуправления, установление однопартийной системы, насильственная ликвидация левых партий – коммунистической и социал-демократической, закон от 14 июля 1933 г. против образования новых партий, запрещение профсоюзов, выборы в рейхстаг (ноябрь 1933 г.), закон об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933 г., закон о верховном главе Германской империи от 1 августа 1934 года, легитимация нацистского режима народными референдумами.

7. Государственный механизм национал – социалистической диктатуры в Германии. Сущность тоталитарного политического режима: конституционные основы национал - социалистической диктатуры (декрет президента «Об охране народа и государства» 28 февраля 1933 г., установление постоянного чрезвычайного положения в Германии, закон рейхстага «Об устранении бедственного положения народа и государства» 24 марта 1933 г., закон о верховном главе Германской империи от 1 августа 1934 г., легитимация нацистского режима народными референдумами), сохранение однопартийного рейхстага, отсутствие руководящих коллегиальных органов в нацистском государстве, противоборство нескольких инстанций в одной сфере, установление тоталитарного политического режима в нацистском государстве, монополия национал - социалистической партии, централизация партийного аппарата (фюрер, рейхсляйтеры, гауляйтеры), сращивание партии с государственным аппаратом, концентрация всей полноты власти в руках обожествляемого фюрера, нацистские корпоративные организации, Гитлер-югенд, государственный контроль над средствами массовой информации, нацистская пропаганда, манипуляция сознанием, применение террора, террористический аппарат нацистской диктатуры (штурмовые отряды – СА, охранные отряды – СС, гестапо, уголовная полиция – крипо, служба внешней разведки, концлагери, войска СС, вооружённые силы (вермахт), отличие тоталитарного режима от авторитарного, падение нацистской диктатуры.

8. Образование ФРГ и ГДР. Конституция ФРГ 1949 года:оккупация и раскол Германии, Потсдамские соглашения о Германии, административно-территориальное переустройство немецких земель в западных оккупационных зонах, упразднение Пруссии, воссоздание немецкой государственности «снизу верх», возрождение политических партий – Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХДС), Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Свободной демократической партии (СвДП), Социалистической единой партии Германии (СЕПГ), начало «холодной войны» между СССР и США и раскол Германии, создание экономического совета (1948 г.), образование ФРГ и ГДР, оккупационный статус ФРГ по Статут 1949 г. и его отмена в 1955 г., разработка и принятие Конституции ФРГ 1949 г., основные черты конституции ФРГ 1949 г. (ФРГ – демократическое, правовое и социальное государство, ограничение референдума, отказ от прямых выборов президента, провозглашение принципов миролюбивой внешней политики, учреждение Федерального конституционного суда, закрепление основ правового положения политических партий), германский федерализм (статус субъектов федерации – земель, исключительная компетенция федерации, конкурирующая компетенция федерации и земель, компетенция по принятию основ федерального законодательства, исключительная компетенция земель), бундесрат, бундестаг, смешанная система выборов бундестага, заградительный барьер, федеральный президент, федеральное правительство, федеральный канцлер, конструктивный вотум недоверия, партийная система ФРГ – система двух с половиной партий, две ведущие политические партии ФРГ и две партии –союзника, расширение германской федерации в 1990 г., прекращение существования ГДР.

Двухпартийная система

Исторически сложившаяся во второй половине XIX в. двухпартийная система сохранялась и в новейшее время. Решающую роль при выборах президента, конгресса, губернаторов играют республиканская и демократическая партии. Они имеют наиболее широкую поддержку избирателей и попеременно находятся у власти. Западная двухпартийность – это в рамках одного правящего класса соревнуются два политических клана разной направленности идеологической или региональной.

Политические партии образовались в XIX веке: Демократическая - в 1828 г., Республиканская - в 1854 г. После гражданской войны с отменой рабства расхождения между демократами и республиканцами стали минимальными. Опорой республиканцев являются северо-восток и северо-запад страны. Её поддерживают средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. Демократическая партия имеет сильную опору на юге и юго-западе. Нередко её избирателями являются малоимущие слои населения, а также негры и латиноамериканцы.

С 1930-х годов демократическая партия со времени президента Франклина Рýзвельта (1933-1945 гг.) в бóльшей степени стала сторонницей государственного регулирования экономики и социальной помощи нуждающимся гражданам. Демократы со второй половины XX века выступают за защиту прав негров, латиноамериканцев. Республиканская партия выступает за поощрение частного предпринимательства, за сокращение налогов на предпринимателей, ограничение чрезмерных расходов на социальную помощь нуждающимся на образование, медицину, пособия по безработице). Ведь эти социальные мероприятия требуют значительных финансовых средств и приводят к росту налогов, паразитизму и нежеланию работать у нуждающихся.

В США предпринимались попытки создать другие партии помимо республиканской и демократической, выдвинуть «третьего кандидата» на президентских выборах. Все эти попытки закончились провалом. «Третьи» партии имели временный характер и быстро распадались, не сумев поколебать сложившуюся двухпартийную систему. Зрелое конституционное государство приходит к двухпартийной системе, системе двух партий примерно равной силы и весьма близким по своим программам. Она обеспечивает стабильность и устойчивость государственного строя США. На всех выборных государственных постах республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. Соперничество партий заставляет их учитывать интересы различных групп населения, отказываться от крайностей. Поскольку цели партий сходны, государственный курс в целом остаётся тем же.

Две ведущие партии США представляют собой организованные объединения - машины, ориентированные на выборы президента, конгресса, губернаторов штатов, депутатов законодательных собраний штатов. Партии не имеют фиксированного членства. Они имеют разветвлённый аппарат, партийные комитеты в каждом штате и в столице. В каждой партии выделяются три элемента:

1. Партийные лидеры, которые вырабатывают политическую программу, возглавляют избирательные кампании, осуществляют государственное руководство, выступают от лица партии.

2. Профессиональные партийные работники и специалисты - функционеры, которые на профессиональной, постоянной основе занимаются организационной работой по ведению избирательных кампаний, информационным, техническим обслуживанием партийных лидеров, координацией деятельности партийных органов.

3. Сторонники, избиратели, активисты. Для того чтобы быть демократом или республиканцем, не требуется признавать устав, располагать письменным удостоверением и платить регулярные членские взносы. Единственное обязательство, которое необходимо выполнять, - это время от времени поддерживать кандидатов партии на многочисленных выборах.

Среди избирателей выделяется группа активистов - избирателей, сотрудничающих с партийным аппаратом в организации кампаний на добровольной основе, а также группа зарегистрированных избирателей, числящихся в списках приверженцев партии, более или менее регулярно поддерживающих на выборах разного уровня её кандидатов, участвующих в партийных съездах.

Непрерывность в деятельности партии обеспечивается системой различного уровня постоянных комитетов. Партийные комитеты построены в соответствии с конституционно установленной системой выборных органов государственной власти. Низовой партийной ячейкой является комитет избирательного участка во главе с «капитаном участка», назначаемый вышестоящим партийным органом. Партийные структуры далее включают комитеты районов в городах, комитеты графств, комитеты городов и комитеты штатов. Высшими органами партий являются национальные конвенты - съезды. Они проводятся раз в четыре года, в год президентских выборов. На них избираются национальные партийные комитеты, действующие между съездами.

К президентским выборам партии принимают политические платформы, выражающие общепартийные установки на предстоящие четыре года. В этот документ включаются требования различных фракций партии. Членов партии объединяет общность политических взглядов и желание одержать победу на выборах. Хотя партии и приводят к власти руководителей государства, сами они в значительной степени остаются в стороне от процесса государственного управления.

Во второй половине XIX в. чрезвычайно возросла роль партийных боссов. Они контролировали партийный механизм проведения выборов и предоставляли политическим деятелям услуги в достижении политических целей. Партийные собрания и съезды выдвигали кандидатов на выборные должности соответствующих органов власти. Эта система находилась под контролем продажных партийных боссов и полностью отстраняла рядовых членов партии и граждан от выдвижения кандидатов на выборные должности всех уровней.

В начале XX века зародился новый способ выдвижения кандидата от партии на пост президента США или губернатора штата, именуемый прáймериз. Целью праймериз являлось ограничение или даже исключение контроля партийных боссов над процессом выдвижения кандидатур на посты в аппарате власти. Праймериз представляют собой первичные выборы, в ходе которых выдвижение кандидатур стало доступно многим желающим, а избиратели подавали голоса за кандидатов в кандидаты. Сами избиратели, как предполагается, помимо партийных боссов, партийного аппарата решают, кто должен быть кандидатом партии на предстоящих выборах в конгресс по округу, в губернаторы, президенты.

В ходе голосования члены партии, зарегистрированные как избиратели штата, утверждают партийного кандидата на пост президента, которого партийная организация штата обязана представить национальному съезду партии. Избиратели также утверждают на национальный съезд партии депутатов. Они обязаны голосовать на съезде за кандидата, утверждённого на первичных выборах. На первичных выборах, которые длятся в штатах с февраля по июнь каждого выборного президентского года, фактически предопределяются кандидаты на пост президента США от каждой партии. Национальный съезд по итогам первичных выборов утверждает партийного кандидата на пост президента. Затем начинаются непосредственно выборы, во время которых борьбу непосредственно за должность ведут два кандидата - от демократической партии и от республиканской.

Лоббизм

Неотъемлемым элементом политической системы США является лоббúзм - это влияние групп давления - лоббúстов на депутатов с целью принятия определённых законов. В стенах конгресса действует несколько тысяч отдельных лиц, а также большое число частных организаций, профессионально оказывающих влияние на депутатов с целью принятия определённых законов. К лоббистам относятся представители фирм, банков, общественных объединений: профсоюзов, ветеранских, женских, молодежных и др., этнических объединений. Например, еврейских, китайских и др. этносов. Они направляются в конгресс с целью содействия принятию законов в интересах заинтересованных лиц. Специальный закон 1946 г. обязал лоббистов регистрироваться, сообщать, чьи интересы они представляют, кто их финансирует и каков их гонорар. Они должны ежегодно предоставлять отчёты о расходовании финансовых средств.

В США считается, что лоббизм не является нарушением независимости конгресса, а приближает его к практическим потребностям заинтересованных лиц. Лоббисты организуют разъяснительную работу, контролируют власть, формируют общественное мнение и способствуют принятию конструктивных актов. Вместе с тем они нередко осуществляют закулисный подкуп депутатов, игнорируют интересы других социальных групп. Например, в 1995 г. конгрессу не удалось провести закон, ограничивающий ношение оружия. Лоббисты торговцев стрелкового оружия оказали давление на конгрессменов, угрожая организацией провала на следующих выборах.

Президент и конгресс

С конца XIX в. возросло значение президентской власти. Ведущую роль в государственном аппарате стал играть президент. При этом сохранялся сильный и влиятельный конгресс. Расширение полномочий президента вызывалось усложнением внутри и внешнеполитических проблем, экономическими кризисами, повышением роли правительства в социально - экономической сфере, увеличившейся важностью внешнеполитических задач, возможностью президента как лидера нации непосредственно обращаться к народу по телевидению и радио. Государственное регулирование экономики, принявшее особенно бурный характер в годы «нового курса» Ф. Рузвельта (1933-1938 гг.), требовало гибкости, оперативности и непосредственной связи с реализацией программ, что больше подходит исполнительной власти.

США как мировая держава со времён первой мировой войны перешли к активной внешней политике. Она требует максимальной секретности, быстроты принятия решений, информированности. Две мировые войны, установление авторитарных режимов в Европе после первой мировой войны, вызов нацистской Германии, создание советской (этатистской) конституционной модели в СССР и многих других государствах, «холодная» война, необходимость концентрации крупных ресурсов и сил страны в сфере инициативной внешней политики оказались невозможны без усиления власти президента. Президент значительное внимание уделяет внешней политике и военному управлению.

Президент активно участвует в законодательном процессе. Юридическим средством воздействия президента на конгресс является право отлагательного вето на законопроект, принятый конгрессом. Законопроект возвращается президентом в конгресс. Он может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. Вето президента преодолеть практически невозможно. Ведь ни одна партия не обладает квалифицированным большинством, а мнения партий по законопроектам часто противоположные. Обычно вето президента преодолевается примерно в 10 % случаев, а в 90 % случаев остается непреодолённым. Это означает, что президент, наложив вето, фактически может отменять законы, принятые конгрессом. Президенты стали более часто использовать право вето.

Конституция не наделяет президента правом законодательной инициативы и участия в заседаниях палат при принятии законов. Он обходит это положение посредством ежегодных президентских посланий к конгрессу. В них сообщаются сведения о положении в стране, излагаются политические цели президента и обосновывается принятие конгрессом необходимых законов. Эти послания рассматриваются как программа законодательной деятельности конгресса. Начиная с «нового курса» Ф. Рузвельта президент стал лидером в области законодательной инициативы. Со времен президента Дуáйта Эйзенхáура (1953-1961) укоренилась практика обязательных ежегодных посланий. Они стали основой для законотворческой деятельности конгресса в текущем году.

Роль президента в законодательном процессе определяется не только конституционными обычаями, но и законами. Например, в соответствии с законом США о государственном бюджете 1921 г. президент обязан предоставлять конгрессу ежегодно бюджетное послание. Закон о занятости 1946 г. требует от президента ежегодного доклада об экономическом положении страны. Эти законы свидетельствуют о расширении полномочий президента в сфере регулирования экономического развития.

При осуществлении своих полномочий президент издаёт нормативные акты в форме исполнительных приказов, прокламаций, директив. Они во многом напоминают законы конгресса. Нормотворческая деятельность президента расширяется за счёт всё более частого применения делегированного законодательства, то есть законов, издаваемых президентом и министерствами в силу особых, предоставленных, делегированных им конгрессом полномочий на определённое время. По предложению того или иного комитета конгресса такие нормативные акты могут быть отменены конгрессом. В 1983 г. Верховный суд постановил, что нормативные акты президента могут быть отменены конгрессом путём принятия другого закона, утверждённого президентом.

Ядро компетенции президента составляет сфера внешней политики и военные полномочия. По конституции президент является верховным главнокомандующим армии и флота. Право объявления войны принадлежит конгрессу. Президент, не обладая правом объявления войны, фактически неоднократно её начинал, используя вооружённые силы за пределами США. Например, в 1950 г. он начал войну в Корее, в 1965 г. - во Вьетнаме. Известны случаи, когда конгрессу приходилось одобрять действия президента уже после начала войны. Например, в 1991 г. президент Джордж Буш старший обратился к конгрессу за резолюцией по поводу проведения боевых операций в Персидском заливе против Ирака уже после их начала.

Президент вправе направлять войска за границу без официального одобрения конгрессом в трёх случаях:

1. В случае агрессии со стороны иностранного государства. В этом случае действия президента рассматриваются как самооборона.

2. В случае угрозы безопасности граждан и собственности США за границей. В этом случае войска США обязаны предпринять все меры для спасения граждан и собственности США и сохранять нейтралитет по отношению к конфликтующим сторонам.

3. В связи с выполнением США принятых на себя международных обязательств по договорам о коллективной безопасности. Войска могут применяться для защиты американских интересов, в миротворческих целях, в целях борьбы с международным терроризмом.

США как единственная сверхдержава вместе с военным блоком НАТО предпринимают попытку за попыткой добиться признания за ними права вмешательства в дела любой страны, которая чем-то вызвала их недовольство, включая бомбовые и ракетные удары («гуманитарные бомбардировки») по её территории и введение туда своих вооружённых сил. В 1999 г. страны НАТО во главе с США предприняли агрессию против Югославии, расчленили её на части, отторгли часть её территории и уничтожили как единое государство. В 2002 г. США оккупировали Афганистан, а в 2003 г. без санкции Совета безопасности Организации объединённых наций (ООН) - Ирак. В 2011 г. осуществили агрессию против Ливии, подвергли её варварским бомбардировкам, свергли национальную власть, убили лидера страны, привели к власти варварский режим. Явно растёт число военных конфликтов с участием ведущих стран мира.

Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведёт международные переговоры, заключает международные договоры, которые вступают в силу после одобрения сенатом. Наряду с международными договорами президент может заключать с другими государствами исполнительные соглашения, которые не требуют одобрения сенатом. При этом четко не разграничивается, какие вопросы должны регулироваться международными договорами, а какие исполнительными соглашениями. Для обхода сената президенты и стали нередко заключать исполнительные соглашения.

Президент независим от конгресса. Он получает мандат от народа. Конституция не запрещала переизбрание президента. По обычаю, установленному первым президентом Д. Вашингтóном, президент не может занимать свою должность более двух сроков. Этот обычай нарушался Ф. Рузвельтом. Он, начиная с 1932 г. четырежды избирался президентом и умер в 1945 г. на своём посту. В результате в конституцию была внесена в 1951 г. двадцать вторая (XXII) поправка. В соответствии с ней одно лицо не может быть избрано президентом более чем два раза подряд.

На практике конгресс, как правило, не рискует возражать избранному народом президенту, который отличается решительностью, настойчивостью, эффективностью. Успех взаимодействия президента с конгрессом зависит и от наличия партийного большинства в законодательном органе. В тех случаях, когда президент и большинство конгресса относятся к одной политической партии, президент как лидер партии сравнительно легко добивается согласия конгресса на свои инициативы. Однако и в этом случае ему не всегда гарантирована поддержка, так как конгрессмены могут придерживаться других взглядов. Неудачи президента приводят к росту недовольства избирателей его политикой. В результате поддержка президента конгрессом уменьшается. Когда же президент и большинство в конгрессе принадлежат к разным партиям, то возникают острые противоречия между ветвями власти, иногда доходящие до угрозы импичмента.

Конституция 1946 года

Конституция в духе концепции «социального государства», «социальной республики» по формулировке конституции, предусматривала социально-экономические права граждан: право на труд и обязанность трудится, право на отдых, на материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право на бесплатное образование, право рабочих на объединение в профсоюзы, право на забастовки, допустимость и целесообразность национализации особо значимых для общества имуществ. Составной частью конституции считалась Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

По форме правления Франция являлась парламентарной республикой с возрастанием роли парламента даже по сравнению с третьей республикой. Преобладающее значение приобретало Национальное собрание. Оно избиралось на пять лет всеобщим мужчин и женщин, достигших 21 года, прямым, равным и тайным голосованием по пропорциональной избирательной системе. Депутатские места по округу делились между партиями пропорционально количеству голосов. Национальное собрание провозглашалось единственным законодательным органом, то есть признавалась недопустимость делегированного законодательства. Оно принимало бюджет, объявляло войну, утверждало международные договоры. Вторая палата - Совет республики наделялась лишь совещательными функциями. Она могла лишь предлагать поправки к законопроектам, которые Национальное собрание могло отвергнуть.

Президент республики по прежнему избирался на совместном заседании палат парламента сроком на семь лет и ограничивался в полномочиях, даже по сравнению с периодом Третьей республики. Исполнительная власть вручалась правительству - Совету министров. Оно назначалось президентом после вынесения вотума доверия, согласия абсолютным большинством Национального собрания. В случае выражения большинством голосов собрания недоверия, а также в случае отклонения в палате важного правительственного законопроекта правительство обязывалось уйти в отставку. Правительство могло распустить Национальное собрание только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия.

Падение монархии

Первая мировая война закончилась в ноябре 1918 г. поражением Германии. Поражение Германии привело к падению общегерманской монархии. Германское правительство в октябре 1918 г., осознав полную неспособность дальнейшего военного сопротивления, пыталось вступить в переговоры с победителями, в особенности с США, об условиях перемирия. Победители же ультимативно требовали устранения авторитарной монархии и отказывались вести мирные переговоры с императором Вильгельмом II и его правительством. Это являлось грубым внешним вмешательством во внутренние дела Германии и давлением на немцев.

Чтобы угодить победителям и спасти императора, правительство спешно провело через рейхстаг изменения конституции, которыми Германия превращалась в парламентарную монархию. Этих уступок оказалось недостаточно для держав - победительниц. Единственным средством спасти монархию являлось отречение императора Вильгельма II. Он упорно отказывался от этого. Даже умеренные руководители социал-демократической партии выступали за установление парламентарной монархии по образцу Англии. Они считали, что власть должна перейти к одному из сыновей Вильгельма. Германской монархии не суждено было сохраниться.

Немцы внезапно, без всякой подготовки узнали о полном военном поражении, а ведь ещё месяц назад большинство не верило в это. Многих немцев охватило разочарование и даже ненависть к монархическому режиму, доведшему страну до катастрофы. В таких условиях разочарования, ненависти и растерянности власти крупные города в начале ноября 1918 г. охватили стачки, стали создаваться революционные советы. Отдельные волнения происходили в армии. Деморализованная поражением армия стала выходить из повиновения командованию и отказывалась подавлять выступления силой.

9 ноября 1918 г. стачки и волнения охватили столичный Берлин. Войска больше не подчинялись императору. Германский император бежал из Германии за границу и отрёкся от престола. За ним отреклись от престола монархи, стоявшие во главе отдельных германских государств. Имперский канцлер передал свои полномочия лидеру социал-демократической партии Ф. Эберту. Верховная государственная власть оказалась в руках правительства, состоящего из руководителей социал-демократической партии. Германия провозглашалась республикой. Таким образом, падение монархии и установление республики в Германии произошло не в результате прямого революционного захвата власти, а давления со стороны победителей - стран Антáнты, забастовок и отдельных волнений в армии. Даже социал-демократы не являлись убеждёнными сторонниками республики.

Германское социал-демократическое правительство в условиях экономического и политического кризиса взяло курс на созыв Национального учредительного собрания. Оно должно было определить будущую форму правления в Германии и принять новую конституцию. По решению правительства возрастной ценз для мужчин понижался с 25 до 20 лет. Впервые избирательное право получали женщины.

В декабре 1918 г. левое крыло германской социал-демократии провозгласило создание Коммунистической партии Германии. Она поставила своей целью насильственное свержение существующего строя и установление советской республики по образцу Советской России. В январе 1919 г. коммунисты попытались вооружённым путём захватить власть в Берлине, но были разбиты правительственными войсками. Умеренные социал-демократы не желали уступать власть радикальным коммунистам. Благодаря союзу умеренных социал-демократов и военных Германия избежала установления советской республики, как это произошло в России в октябре 1917 г.

Германский федерализм

Конституция объявляла государство республикой, но сохраняло при этом прежнее название - Германская империя (рейх). Удержание этого наименования являлось данью немецкой исторической традиции. Оно указывало на связь с национальным объединительным движением 1848-1849 гг., когда название «Германская империя» устанавливалось во Франкфуртской конституции 1849 г. Оно подчёркивало правовую преемственность с кáйзеровской империей 1871-1918 гг., законы которой, за исключением противоречащих новому строю, оставались в силе.

Новая империя унаследовала от прежней её федеративное устройство. Субъекты германской федерации именовались не союзными государствами, как по конституции 1871 г., а землями. В результате укрупнения число земель составило восемнадцать. Земли обязывались иметь однородную форму правления: республиканские конституции, всеобщее избирательное право, однопалатные законодательные собрания - ландтáги, пользующиеся доверием ландтага правительства.

Конституция ограничивала права земель путём расширения сферы общеимперских федеральных законов. Явное преобладание империи перед землями в области законодательства проявлялось в том, что компетенция империи включала в себя гораздо бóльше вопросов, чем компетенция земель. При этом ими стали наиболее важные вопросы.

Конституция устанавливала:

1. Сферу исключительного законодательства империи (федерации): внешние связи, оборона, гражданство и эмиграция, монетная и таможенная система, почта и телегр

Наши рекомендации