Ресурсы Интернет и электронные издания
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Планируемые результаты изучения истории учащимися включают:
ü овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
ü способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
ü умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
ü готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
ü хронологию, работу с хронологией;
ü исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
ü Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
ü Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей , на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание.
ü Различать факт (событие) соотносить единичные исторические факты , называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
Уметь:
ü указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; -
ü работать с учебной и внешкольной , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
ü использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
ü показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
ü рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
ü объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование, ЭОР | Домашнее задание | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ | |||||||||||
Введение. Живое Средневековье | Урок новых знаний | Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени | умение определять понятия, создавать обобщения, | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Лента времени, учебник | Прочитать введение, повторить исторические источники | ||||
Древние германцы. Сибирь и Великое переселение народов | Урок новых знаний | формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося | умение определять понятия, создавать обобщения, | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Учебник,карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 1, ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев» | ||||
Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках | Комбинирован ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, | Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы | Учебник,карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 2, проч. рассказ о суассонской чаше | ||||
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | Комбинирован Ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | умение обобщать факты | Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы | Учебник,карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 3, с. 18, вопрос №4, | |||||
Западная Европа в IX – XI веках | Комбинированный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям | Работа с картой, выписка важных фактов, | Учебник, карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.» | § 4, вопрос «как жили норманны в 8-11 веках » | ||||
Культура Западной Европы в раннее Средневековье | Комбинированный | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | умениестроить логическое рассуждение, умозаключение | формирование целостного мировоззрения | Составление таблицы | Презентация, иллюстрации учебника | § 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья | ||||
Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы» | Комбинированный | Презентация | |||||||||
Византия при Юстиниане. Культура Византии | Комбинированный | Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников | формулировать и обосновывать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | Иллюстрации учебника,карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» | § 6,7 вопросы | ||||
Образование славянских государств | Комбинированный | Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников | формулировать и обосновывать выводы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | Иллюстрации учебника,карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» | § 8, вопросы, тетрадь | ||||
Арабский мир в VI – XI вв. | Урок новых знаний | способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | устанавливать причинно-следственные связии делать выводы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | карта «Арабы в VII-XI вв.» | § 9, 10 сост. Сочинение «самое важное достижение арабов» | ||||
В рыцарском замке | Комбинированный | умение понимать законы «Рыцарской чести» | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями | Учебник, презентация | § 11 придумать девиз и изобразить герб феодала | ||||
Средневековая деревня и ее обитатели | Комбинированный | Уметь подтверждать выводы примерами | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни | Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями | Учебник, таблица «Средневековое общество» | § 12,вопросы | ||||
Формирование средневековых городов | Комбинированный | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | Работа с картой, делать выводы по карте | Учебник,карта «Западная Европа вXI- начале XIII в.» | § 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе» | |||||
Горожане и их образ жизни | Комбинированный | Умение характеризовать условия и образ жизни горожан | строить логическое рассуждение, делать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сложного плана | Видеофрагмент, учебник, презентация | § 14, подготовить краткое сообщение о как возник один из городов | ||||
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | Комбинированный | знать особенности религиозных верований католической церкви | Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Составление плана, таблицы, работа с картой | карта «Европа в XIII в.» | § 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками» | ||||
Крестовые походы | Комбинированный | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; | Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами | карта «Европа в XIII в.» | § 16, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод | ||||
Обобщающий урок по теме «Средневековое общество и католическая церковь в XI-XIII веках» | Комбинированный | строить логическое рассуждение | карта «Европа в XIII в.», презентация | ||||||||
Как происходило объединение Франции | Комбинированный | воспитание уважения к историческому наследию | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | § 17, | ||||
Что англичане считают началом своих свобод | Комбинированный | развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию | строить логическое рассуждение | уважение прав и свобод человека | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | § 18 | ||||
Столетняя война | Комбинированный | Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | владение устноймонологической контекстной речью | уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой, составление таблицы | карта «Европа в XIII в.», | § 19, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк? | ||||
Крестьянские восстания во Франции и в Англии | Комбинированный | Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии | анализировать и обобщать факты | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Составление сравнительной таблицы | Учебник | §20,сравнительная таблица | ||||
Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии | Комбинированный | умение работать с разными источниками информациями | смысловое чтение; | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сравнительной таблицы | карта «Европа в XIV-XVвв.» | §2 1- 22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого. | ||||
Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве | Комбинированный | воспитание уважения к историческому наследию | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | §22 | ||||
Обобщающий урок по теме «Западная Европа (XI - XV вв.)» | Комбинированный | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | карта «Европа в XIV-XVвв.» презентация | ||||||||
Германия и Италия в XII - XV вв. | Комбинированный | Знать особенности, даты развития Германии и Италии | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сравнительной таблицы | карта «Европа в XIV-XVвв.» | § 23,таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.» | ||||
Гуситское движение в Чехии | Комбинированный | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе | Работа с картой | карта «Европа в XIV-XVвв.» | § 25, составить план - конспект | ||||
Завоевания турками – османами Балканского полуострова | Комбинированный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | уважение прав и свобод человека; | Работа с картой | Учебник | § 26, составить кроссворд по теме | ||||
Образование и философия. Средневековая литература и искусство | комбинированный | искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию | владение устноймонологической контекстной речью | формирование целостного мировоззрения | Составление сложного плана, составление таблицы | учебник | §27, заполнить таблицу. §2 8, заполнить таблицу | ||||
Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | Комбинированный | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира | Составление сложного плана, составление таблицы | Учебник, видеофрагмент | §29 – 30 ,составить викторину | |||||
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века | Комбинированный | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Сравнительная таблица | Презентация, учебник | §31, 32 составить сравнительную таблицу | ||||
ПОУ: «Штурм крепости» | Комбинированный | формулировать и обосновывать выводы | Презентация | ||||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||||||||||
Введение в предмет «Древнейшие народы на территории России» | Урок новых знаний | раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян | формулировать и обосновывать выводы | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Прочитать «Введение», § 1, подготовить пересказ с выделением главных фактов | |||||
Восточные славяне | Комбинированный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. | §2, проработать карту и составить по ней рассказ | |||||
Формирование древнерусского государства | Комбинированный | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию | умение работать индивидуально и в группе,аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Выписка нужных материалов из текста | §3 , анализ исторического источника | |||||
Первые киевские князья | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Выписка нужных материалов из текста | §4, подготовить индивидуальные сообщения | |||||
Князь Владимир Святославович Принятие христианства | Комбинированный | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого | способность решать творческие задачи | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Составление плана по тексту и его запись | §5 , самостоятельно дать оценку принятия христианства | |||||
Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | Комбинированный | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Оценивать свою работу и деятельность одноклассников | §6, анализ «Русской Правды» | |||||
Культура Древней Руси IX – XII вв. | Комбинированный | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | Определение причинно – следственныхмежпредметных связей | §7, приготовить презентацию по теме | |||||
Быт и нравы Древней Руси | Комбинированный | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | способность решать творческие задачи | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | Определение причинно – следственныхмежпредметных связей | §8, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия. | |||||
Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.» | Комбинированный | составлять тезисы | Определение причинно – следственных межпредметных связей | знать все даты и понятия, работа над ошибками | |||||||
Начало раздробления Древнерусского государства | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | умение определять понятия, устанавливать аналогии | Выписка нужных материалов из текста | §9, знать все княжества по карте, документ с. 83-84 | ||||||
Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества | Комбинированный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | составлять тезисы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | §10 - 11, составить сравнительную таблицу | |||||
Нашествие с Востока | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | устанавливать причинно-следственные связи | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Составление плана по тексту и его запись | §12 , подготовить устные сообщения о Ордынских ханах | |||||
Борьба Руси с западными завоевателями | Комбинированный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | умениеиспользовать речевые средства | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, | Выписка нужных материалов из текста | §13,, составить рассказ битвы по схеме | |||||
Русь и Золотая Орда | Комбинированный | способность применять понятийные приемы исторического анализа | Умение логического рассуждения, умозаключения | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Составление плана-схемы изученной темы | §14 , анализ исторических документов | |||||
Русь и Литва (Повторение понятий и дат) 15 минут | Комбинированный | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | работать индивидуально и в группе: | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | §15, проработать карту и составить по ней рассказ | |||||
Культура русских земель в XII - XIII вв. | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира | Составлять сложный план | §16 Проанализировать «Поучения детям» В.Мономаха с. 136-137 | |||||
Повторительно-обобщающий урок по теме«Русь во второй половине XII - XIII в..» | Комбинированный | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; | знать все события и даты | ||||||||
Предпосылки объединения русских земель. Роль Московского княжества в объединении русских земель | Комбинированный | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог | § 17, установить причинно – следственные связи | |||||
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. | Комбинированный | формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством | представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | формирование целостного мировоззрения | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников | §18, подготовить устное сообщение | |||||
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. | Комбинированный | Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства | Умение работать в группе | уважение к культуре других народов, толерантность. | Составление характеристик деятелей | § 19, работа с картой, составить рассказа по ней | |||||
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение анализировать и обобщать факты | формирование целостного мировоззрения | Установление межпредметных связей | § 20, , прочитать дополнительную литературу по теме | |||||
Московское государство в конце XV- начале XVIвв | Комбинированный | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | формулировать и обосновывать выводы | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; | Формулировать проблемные вопросы | § 21, закончить составлять схему управления при Иване III, знать понятия и термины | |||||
Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв | Комбинированный | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | представлять результаты в виде схемы | формирование целостного мировоззрения | Составление хронологических таблиц | § 22, составить схему | |||||
ПОУ«Образование единого русского государства» | Комбинированный | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Формулировать и обосновывать выводы | знать термины и даты | |||||||
Реформы Избранной рады. Начало правления Ивана IV | Комбинированный | формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности | Формулировать и обосновывать выводы | осознание своей этнической принадлежностизнание истории | Правильное применение счета лет, соотнесение года, века, тысячелетия и эры | §23, подготовить устные сообщения | |||||
Внешняя политика Ивана IV. | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение анализировать и обобщать факты | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Чтение исторической карты, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. | § 24, подготовить устные сообщения по карте с. 205 | |||||
Опричнина | Комбинированный | Уметь работать с историческими источниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | § 25, проанализировать исторические документы | |||||
Просвещение , устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. | Комбинированный | Умение составлять сравнительную таблицу | анализировать и обобщать факты | формирование целостного мировоззрения | Выписка нужных материалов из текста, чтение исторической карты | § 26, составить таблицу по теме | |||||
Архитектура и живопись в XIV – XVIвв | Комбинированный | Умение составлять сравнительную таблицу | представить результаты в виде таблицы | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России | Составление плана по тексту и его запись | § 27, закончить таблицу, сделать вывод | |||||
Быт XV – XVI вв. | Комбинированный | способность применять понятийный приемы исторического анализа | представить результаты в виде таблицы | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия | Составление плана по тексту и его запись | § 28, написать творческое сочинение | |||||
Итоговое повторение | Комбинированный | ||||||||||
Итоговая контрольная работа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.» | Комбинированный | Знать исторические термины и даты | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Тестовые задания | ||||||