Развод и повторный брак
На пути в Иудею через Заиорданье Иисус продолжает проявлять Свою власть Сына Божиего, ниспровергая общепринятые представления. См. Мк. 10:1-12. То, что фарисеи называют разрешением Моисея разводиться, Иисус называет заповедью Моисеевой, однако Он отменяет эту заповедь, указывая, что она написана из-за жестокосердия фарисеев, и апеллируя в обход Моисея непосредственно к первоначальному Божиему замыслу при творении. Согласно этому замыслу, человек не должен расторгать установленное Богом единство супругов. Поэтому, как Иисус позже разъясняет ученикам, повторный брак после развода представляет собой прелюбодеяние, то есть блуд с чужим супругом или супругой. В иудейском обществе только муж мог разводиться с женой, а не жена с мужем; и прелюбодеяние мужчина совершал по отношению к мужу другой женщины, поскольку она считалась его собственностью, а не по отношению к своей жене, которая тоже была не более чем собственностью. Однако в разъяснении ученикам статус жены более высок, так как в нем указывается, что прелюбодеяние совершается по отношению к ней, и упоминается (хотя и не одобряется) право языческих женщин разводиться с мужьями.
И снова Иисус ниспровергает общепринятые представления, уча как власть имеющий: взрослые должны подражать детям, приходящим к Иисусу и принимающим Царство Божие; богатому войти в Царство почти невозможно; оставивший свой дом и семью ради Иисуса и Евангелия получит во сто крат больше как во время сие, так и в вечности; Иисус примет смерть в Иерусалиме, куда направляется вместе с другими паломниками, а потом воскреснет; Его самоотверженное служение, включающее в себя смерть ради искупления многих, представляет собой пример служения для учеников, стремящихся к почестям. См. Мк. 10:13-45.
Дети
Иногда детей приносят к Иисусу, чтобы Он коснулся их для благословения, а не для исцеления. Фраза «как только один Бог» (Мк. 10:18) перекликается с Мк. 2:7, где Иисус прощает грехи, как Бог, так что и здесь Иисус подразумевает Свою божественность, связывая предполагаемую в Нем благость с безраздельностью благости Бога.
Богатство
Указание на то, что благ один только Бог, предваряет указание на недостаточность даже полного соблюдения заповедей Божиих тем человеком, который стремится к вечной жизни. Для этого богатый человек должен продать все свое имение, деньги раздать нищим и следовать за Иисусом. Иудейские равви запрещали раздавать все имение, чтобы человек не оказался вынужден жить за счет подаяния. Ученики озадачены, поскольку они, как и большинство людей, считали богатство благословением от Бога (см., например, Иов 1:10; Пр. 10:22), а не препятствием для входящих в Божие Царство. Верблюд, несущий на себе бремя, не может пройти через узкие ворота, тем более через ушко иголки, а богатство — это бремя, которое только Бог способен снять с его жертв. Сообщество учеников и их семей даст во сто крат больше новых домов, братьев, сестер и всего остального тем, кто все оставил, чтобы последовать за Иисусом. Изумление и страх тех, кто идет с Иисусом в Иерусалим, оттеняют Его изображение у Марка в качестве Сына Божиего и Христа. Он обладает божественным предведением и способен предсказать как судьбу учеников, так и Свою
Чаша и крещение
«Чаша и крещение» означают страдание и смерть. Страдания и смерть Иисуса в качестве искупления спасут «многих».
Дорога, идущая из Иерихона на запад и немного к югу, ведет в Иерусалим. Обычно толпы стекались к Иисусу в ожидании чуда, но сейчас они, по-видимому, жаждут, чтобы Он, прибыв в Иерусалим, вновь установил царство Давида (ср. Мк. 11:9-10). То, что Он идет во главе их в Иерусалим, наверняка означает, что Он собирается объявить войну, разбить римлян и взойти на престол Давида (ср. Мк. 10:32). См. Мк. 10:46-52. Следование за Иисусом по дороге создает контраст с сидением на обочине дороги и доказывает, что Вартимей — больше не слепой и не нищенствует. Он выпрашивал деньги у прохожих, но нуждался в исцелении от Иисуса — и получил его.
Торжественный вход
См. Мк. 11:1-10. Гора Елеонская находится сразу за долиной потока Кедрон к востоку от Иерусалима. Поэтому путь Иисуса и других паломников из Галилеи проходит по этой горе, через Вифанию на ее южном склоне, а также через Виф-фагию, вероятно, на ее западном склоне, обращенном к Иерусалиму. В эпизоде с поиском молодого осла проявляется божественное предведение Иисуса: Он в мельчайших деталях предсказывает, как будет найдено искомое. Право реквизировать осленка дает божественная сущность Иисуса; и то, что Он едет верхом, в то время как остальные идут пешком, соответствует этой сущности. То же самое можно сказать в отношении седла из пожертвованных одежд, покрытия из таких одежд и срезанных ветвей на дороге и в отношении приветственных восклицаний толпы. Первоначально слово «осанна» означало «спаси сейчас», то есть было молитвой, но со временем стало означать просто приветствие. Даже высшие небеса присоединились к этому восклицанию.
Итак, Иисус входит в Иерусалим и храм, чтобы осмотреть их. Время уже слишком позднее для того, чтобы предпринять что-либо в отношении того, что Он видит, и Он знает, что в Иерусалиме у Него есть враги (см. Мк. 10:33-34); поэтому Он с апостолами удаляется и проводит ночь в Вифании. См. Мк. 11:11-26.