Развод и повторный брак

На пути в Иудею через Заиорданье Иисус продолжает проявлять Свою власть Сына Божиего, ниспровергая обще­принятые представления. См. Мк. 10:1-12. То, что фарисеи называют разрешением Моисея разводиться, Иисус называ­ет заповедью Моисеевой, однако Он отменяет эту заповедь, указывая, что она написана из-за жестокосердия фарисеев, и апеллируя в обход Моисея непосредственно к первоначаль­ному Божиему замыслу при творении. Согласно этому за­мыслу, человек не должен расторгать установленное Богом единство супругов. Поэтому, как Иисус позже разъясняет ученикам, повторный брак после развода представляет со­бой прелюбодеяние, то есть блуд с чужим супругом или суп­ругой. В иудейском обществе только муж мог разводиться с женой, а не жена с мужем; и прелюбодеяние мужчина совер­шал по отношению к мужу другой женщины, поскольку она считалась его собственностью, а не по отношению к своей же­не, которая тоже была не более чем собственностью. Однако в разъяснении ученикам статус жены более высок, так как в нем указывается, что прелюбодеяние совершается по отно­шению к ней, и упоминается (хотя и не одобряется) право языческих женщин разводиться с мужьями.

И снова Иисус ниспровергает общепринятые представле­ния, уча как власть имеющий: взрослые должны подражать детям, приходящим к Иисусу и принимающим Царство Божие; богатому войти в Царство почти невозможно; оставив­ший свой дом и семью ради Иисуса и Евангелия получит во сто крат больше как во время сие, так и в вечности; Иисус примет смерть в Иерусалиме, куда направляется вместе с другими паломниками, а потом воскреснет; Его самоотвер­женное служение, включающее в себя смерть ради искупле­ния многих, представляет собой пример служения для уче­ников, стремящихся к почестям. См. Мк. 10:13-45.

Дети

Иногда детей приносят к Иисусу, чтобы Он коснулся их для благословения, а не для исцеления. Фраза «как только один Бог» (Мк. 10:18) перекликается с Мк. 2:7, где Иисус прощает грехи, как Бог, так что и здесь Иисус подразумевает Свою божественность, связывая предполагаемую в Нем бла­гость с безраздельностью благости Бога.

Богатство

Указание на то, что благ один только Бог, предваряет указание на недостаточ­ность даже полного соблюдения заповедей Божиих тем чело­веком, который стремится к вечной жизни. Для этого бога­тый человек должен продать все свое имение, деньги раздать нищим и следовать за Иисусом. Иудейские равви запрещали раздавать все имение, чтобы человек не оказался вынужден жить за счет подаяния. Ученики озадачены, поскольку они, как и большинство людей, считали богатство благословени­ем от Бога (см., например, Иов 1:10; Пр. 10:22), а не препят­ствием для входящих в Божие Царство. Верблюд, несущий на себе бремя, не может пройти через узкие ворота, тем более через ушко иголки, а богатство — это бремя, которое только Бог способен снять с его жертв. Сообщество учеников и их семей даст во сто крат больше новых домов, братьев, сестер и всего остального тем, кто все оставил, чтобы последовать за Иисусом. Изумление и страх тех, кто идет с Иисусом в Иеру­салим, оттеняют Его изображение у Марка в качестве Сына Божиего и Христа. Он обладает божественным предведением и способен предсказать как судьбу учеников, так и Свою

Чаша и крещение

«Чаша и крещение» означают страдание и смерть. Стра­дания и смерть Иисуса в качестве искупления спасут «мно­гих».

Дорога, идущая из Иерихона на запад и немного к югу, ведет в Иерусалим. Обычно толпы стекались к Иисусу в ожи­дании чуда, но сейчас они, по-видимому, жаждут, чтобы Он, прибыв в Иерусалим, вновь установил царство Давида (ср. Мк. 11:9-10). То, что Он идет во главе их в Иерусалим, навер­няка означает, что Он собирается объявить войну, разбить римлян и взойти на престол Давида (ср. Мк. 10:32). См. Мк. 10:46-52. Следование за Иисусом по дороге создает контраст с сидением на обочине дороги и доказывает, что Вартимей — больше не слепой и не нищенствует. Он выпрашивал деньги у прохожих, но нуждался в исцелении от Иисуса — и полу­чил его.

Торжественный вход

См. Мк. 11:1-10. Гора Елеонская находится сразу за доли­ной потока Кедрон к востоку от Иерусалима. Поэтому путь Иисуса и других паломников из Галилеи проходит по этой горе, через Вифанию на ее южном склоне, а также через Виф-фагию, вероятно, на ее западном склоне, обращенном к Иерусалиму. В эпизоде с поиском молодого осла проявляет­ся божественное предведение Иисуса: Он в мельчайших де­талях предсказывает, как будет найдено искомое. Право ре­квизировать осленка дает божественная сущность Иисуса; и то, что Он едет верхом, в то время как остальные идут пеш­ком, соответствует этой сущности. То же самое можно ска­зать в отношении седла из пожертвованных одежд, покры­тия из таких одежд и срезанных ветвей на дороге и в отноше­нии приветственных восклицаний толпы. Первоначально слово «осанна» означало «спаси сейчас», то есть было молит­вой, но со временем стало означать просто приветствие. Да­же высшие небеса присоединились к этому восклицанию.

Итак, Иисус входит в Иерусалим и храм, чтобы осмотреть их. Время уже слишком позднее для того, чтобы предпри­нять что-либо в отношении того, что Он видит, и Он знает, что в Иерусалиме у Него есть враги (см. Мк. 10:33-34); поэ­тому Он с апостолами удаляется и проводит ночь в Вифании. См. Мк. 11:11-26.

Наши рекомендации