Связывание и разрешение
Ключи символизируют власть открывать и закрывать; связывание и разрешение — власть запрещать и дозволять. Однако ведутся споры о том, к какому из аспектов деятельности Церкви относится эта фигура речи: 1) дозволение или запрещение присоединиться к Церкви в зависимости от отклика человека на Благую Весть; 2) предоставление такого доступа сначала иудеям, а затем и язычникам, как это делал Петр в день Пятидесятницы, и позднее в доме Корнилия (Деян. 2; 10); 3) прощение или непрощение грехов, осуществляемое священниками римско-католической церкви; 4) установление правил поведения в церковном устройстве и дисциплине — так сказать, закрытие дверей для определенного поведения, связывание его как запретного, и открытие дверей для иного поведения, разрешение его как дозволительного; 5) прием или отвержение исповедовавших ученичество, которые из-за гонений отреклись от Иисуса, а позже захотели вновь приобщиться к Церкви.
Предсказание страданий
Далее Иисус углубляет понимание учеников, рассказывая им о Своей грядущей смерти и воскресении и о необходимости для каждого, кто хочет быть Его последователем, подвергнуть опасности свою жизнь, открыто став Его учеником. См. Мф. 16:21-28. Даже возражая Иисусу, Петр все же обращается к Нему «Господи!» и призывает на Него милость Бо-жию. Как и в конце Нагорной проповеди, Иисус говорит о Себе как последнем Судии всего человечества; а фраза «увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» выявляет в приближающемся преображении Иисуса предвосхищение Его второго пришествия.
Преображение
Во время преображения Иисуса и последующей беседы с Ним ученики Петр, Иаков и Иоанн обретают понимание Его как нового и большего Моисея, а Иоанна Крестителя — как Илии. См.Мф. 17:1-13. Лицо Иисуса сияет подобно тому, как сияло лицо Моисея после его общения с Богом на горе Синай (Исх. 34:29-30). Однако Иисус, «с нами Бог», больше Моисея; поэтому Его лицо сияет «как солнце». Петр снова обращается к Нему «Господи!», и все три ученика падают на лица свои в крайнем страхе. На пути вниз с горы ученики показывают также, что они уже обрели понимание грядущей смерти и воскресения Иисуса; еще они приобрели новое понимание того, что Илия, хотя и должен прийти, чтобы устроить все, после страданий Иисуса тем не менее уже приходил в лице Иоанна Крестителя, чьи страдания были прообразом страданий Иисуса.
Маловерие
Углубившееся понимание учеников требует дополнения в виде более глубокой веры; поэтому следующий рассказ об изгнании беса у подножия горы Преображения завершается укором Иисуса маловерам. См. Мф. 17:14-20. Иисус еще раз предсказывает Свою смерть и воскресение. Глубокая печаль учеников при этом предсказании свидетельствует о том, что они его поняли. См. Мф. 17:22-23. Ежегодная подать на содержание храма и его служб взималась со всех иудеев мужского пола в возрасте старше девятнадцати лет, где бы они ни жили, даже в диаспоре. См. Мф. 17:24-27.
Монета Петра
Петр понимает, что Иисус платит подать, однако благодаря Его словам понимает также и то, что он и Иисус свободны от подати, и лишь во избежание соблазна для иудеев он и Иисус все-таки подать заплатят. Статир, который обнаружится во рту рыбы, по стоимости равен двум дидрахмам, так что его достаточно для уплаты подати как за Петра, так и за Иисуса. Довод относительно освобождения от подати — а именно, то, что цари не берут подати со своих сынов, — подразумевает, что Иисус и Петр (и другие ученики) принадлежат к царской семье в том Царстве, для храма Царя которого и собирается эта подать
Беседа о христианском сообществе
Темой четвертой беседы Иисуса в Евангелии от Матфея является христианское сообщество. Царство Небесное выступает определяющим фактором этого сообщества. Входящие в него должны стать как дети (Мф. 18:1-3). Это определяется через их смирение (Мф. 18:1-4). Тот, кто принимает уподобившихся детям учеников, принимает Самого Иисуса (Мф. 18:5), а соблазнить (по-видимому, склонить к вероотступничеству, к отречению от христианской веры) одного из малых сих (то есть учеников, уподобившихся детям) означает навлечь на себя суд (Мф. 18:6-7). Человеку также необходимо самоограничение, чтобы удержать от соблазна (по-видимому, опять же от вероотступничества, Мф. 18:8-9) самого себя. Отец Небесный хочет, чтобы ни один из заблудившихся (то есть согрешивших) малых сих не был презираем в Церкви и чтобы он по мере возможности был возрожден через личное обличение, церковное вразумление и молитву (Мф. 18:10-20; ср. сходные правила для жизни сообщества в Кумране, изложенные в Дамасском документе 9:2 и в Дисциплинарном руководстве 6:1). А пострадавший ученик должен простить обидевшему его собрату, при необходимости — неоднократно (Мф. 18:21-35). См. Мф. 18:1-35. «Ангелы их на небесах» (Мф. 18:10) зачастую понимаются как обоснование представлений об ангелах-хранителях, однако такие ангелы, скорее всего, должны были бы сопровождать своих подопечных, а не оставаться на небесах.
Прощение
«До седмижды семидесяти раз» (или, в альтернативном переводе, «до семидесяти раз по семи») означает произвольное количество (здесь прощение контрастирует с отмщением в семьдесят раз всемеро, которым Ламех хвалится в Быт. 4:24). «Десять тысяч» — это наибольшее число в древнегреческом языке, а «талант» — самая крупная денежная единица. Десять тысяч талантов соответствуют заработку за более чем пятнадцать лет тяжелого физического труда97. (Так в оригинале. По смыслу — свыше 200 000 лет, так как каждый талант равен заработку за 20 с лишним лет непрерывного труда: 1 талант = 60 мин = 6000 драхм. Драхма приравнивалась к динарию, то есть к дневной плате. — Прим. перев) Через нереальность одалживания царем такой большой суммы рабу подчеркивается необъятность долга человеческого греха перед Богом и подразумевается, что предполагаемая расплата путем простой продажи в рабство жены и детей должника имеет окраску ироническую (и шокирующую, так как у иудеев была запрещена продажа жен в рабство), его обещание выплатить весь долг (если государь потерпит) абсурдно, прощение государем долга, по меньшей мере, неординарно, а раб, душащий и сажающий в темницу своего товарища за сравнительно скромный долг (сто динариев, соответствующие примерно четырехмесячному заработку), неимоверно жесток. Истязания, которым государь подвергает немилосердного раба, символизируют вечное наказание и указывают на ложность ученика, который не прощает от чистого сердца своему собрату. Фраза «пока не отдаст ему всего долга» подразумевает вечность наказания, поскольку немилосердный раб не может надеяться выплатить все. У людей нет искреннего сожаления о своих грехах перед Богом, коль скоро они не прощают тех, кто согрешил против них. Прощение должно быть рождено в сердце, точно так же, как получено. Если прощения в сердце нет, это свидетельствует, что милосердие Божие не только не оценено, но и не принято
Развод и новый брак
По пути в Иерусалим Иисус приходит в южное Заиорданье, где некие фарисеи подвергают Его испытанию, предложив Ему проблему толкования, о которой спорили их равви: дозволяет ли Моисеев закон разводиться с женой вообще по любой причине (мнение равви Гиллеля и его последователей) или же только по причине ее безнравственного поведения (мнение равви Шаммая и его последователей; см. Вт. 24:1, и в особенности — малопонятное выражение «находит в ней что-нибудь противное»). В то время как фарисеи утверждают, будто бы Моисей заповедовал разводиться, Иисус указывает, что Моисей всего лишь позволил это. См. Мф. 19:1-12. Судя по реакции учеников, решивших, что, согласно учению Иисуса, лучше уж не жениться вовсе, они расценили упомянутое им допустимое исключение в случае прелюбодеяния как относящееся только к разводу, а не к повторному браку (ср. Мф. 5:31-32, где о повторном браке мужа ничего не сказано, когда речь заходит о допустимости исключения в случае прелюбодеяния жены). В таком случае, коль скоро ученики правильно поняли Иисуса, Он по-новому определяет развод: как расторжение брачного союза без права на повторный брак.
Скопцы
Следующее высказывание Иисуса о скопцах — о тех, кто родился скопцом, о тех, кто был оскоплен врагами или хозяевами, и о тех, кто сам себя оскопил — по-видимому, описывает в такой терминологии холостую жизнь человека, который развелся со своей женой из-за ее прелюбодейства и, ради приобщения к Царству Небесному, не вступил в повторный брак. В противном случае, в этом высказывании Иисуса речь идет о самооскоплении.
Точно так же, как в предшествующем повествовании продолжала отслеживаться тема жизни сообщества, которой была посвящена беседа в Мф. 18, здесь в повествовании принимается к рассмотрению еще один вопрос жизни сообщества верующих: приобщение к Церкви детей. Упрек учеников пришедшим к Иисусу детям основан на общепренебрежительном отношении к детям в древнем мире.
Совершенство
Антиподом по отношению к пришедшим к Иисусу детям выступает отошедший от Него с печалью богатый юноша. Фраза «если хочешь быть совершенным» означает также «если хочешь быть взрослым» и связана с юным возрастом богача. Такое совершенство или зрелость соотносятся с ученичеством самим по себе, а не с некоей повышенной его ступенью. См. Мф. 19:13-26.
В отличие от юного богача, замечает Петр, он сам и другие ученики все оставили, чтобы последовать за Иисусом. И Петр интересуется, какова же будет их награда. В словах Иисуса нет упрека, они прямо отвечают на поставленный вопрос, обещая, что при возрождении Израиля Двенадцать сядут на престолах судить двенадцать колен Израилевых. См. Мф. 19:27 — 20:16. В обещании Иисуса двенадцати апостолам они соответствуют «первым», то есть первоначальным еврейским ученикам. Тогда «последними», по-видимому, должны быть позднейшие ученики из язычников (ср. переход от миссии среди евреев к миссии среди язычников в Мф. 10 и поручение Иисуса апостолам научить все народы в Мф. 28:18-20). В целом, следовательно, этот раздел учит, что пришедшие позднее язычники должны невозбранно приниматься в сообщество Иисуса ранее вошедшими в него евреями.