Связывание и разрешение

Ключи символизируют власть откры­вать и закрывать; связывание и разрешение — власть запре­щать и дозволять. Однако ведутся споры о том, к какому из аспектов деятельности Церкви относится эта фигура речи: 1) дозволение или запрещение присоединиться к Церкви в зависимости от отклика человека на Благую Весть; 2) предо­ставление такого доступа сначала иудеям, а затем и язычни­кам, как это делал Петр в день Пятидесятницы, и позднее в доме Корнилия (Деян. 2; 10); 3) прощение или непрощение грехов, осуществляемое священниками римско-католичес­кой церкви; 4) установление правил поведения в церковном устройстве и дисциплине — так сказать, закрытие дверей для определенного поведения, связывание его как запретно­го, и открытие дверей для иного поведения, разрешение его как дозволительного; 5) прием или отвержение исповедовав­ших ученичество, которые из-за гонений отреклись от Иису­са, а позже захотели вновь приобщиться к Церкви.

Предсказание страданий

Далее Иисус углубляет понимание учеников, рассказы­вая им о Своей грядущей смерти и воскресении и о необходи­мости для каждого, кто хочет быть Его последователем, под­вергнуть опасности свою жизнь, открыто став Его учеником. См. Мф. 16:21-28. Даже возражая Иисусу, Петр все же обра­щается к Нему «Господи!» и призывает на Него милость Бо-жию. Как и в конце Нагорной проповеди, Иисус говорит о Себе как последнем Судии всего человечества; а фраза «уви­дят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» вы­являет в приближающемся преображении Иисуса предвос­хищение Его второго пришествия.

Преображение

Во время преображения Иисуса и последующей беседы с Ним ученики Петр, Иаков и Иоанн обретают понимание Его как нового и большего Моисея, а Иоанна Крестителя — как Илии. См.Мф. 17:1-13. Лицо Иисуса сияет подобно тому, как сияло лицо Моисея после его общения с Богом на горе Синай (Исх. 34:29-30). Однако Иисус, «с нами Бог», больше Мои­сея; поэтому Его лицо сияет «как солнце». Петр снова обра­щается к Нему «Господи!», и все три ученика падают на лица свои в крайнем страхе. На пути вниз с горы ученики показы­вают также, что они уже обрели понимание грядущей смер­ти и воскресения Иисуса; еще они приобрели новое понимание того, что Илия, хотя и должен прийти, чтобы устроить все, после страданий Иисуса тем не менее уже приходил в ли­це Иоанна Крестителя, чьи страдания были прообразом стра­даний Иисуса.

Маловерие

Углубившееся понимание учеников требует дополнения в виде более глубокой веры; поэтому следующий рассказ об из­гнании беса у подножия горы Преображения завершается укором Иисуса маловерам. См. Мф. 17:14-20. Иисус еще раз предсказывает Свою смерть и воскресение. Глубокая печаль учеников при этом предсказании свидетельствует о том, что они его поняли. См. Мф. 17:22-23. Ежегодная подать на со­держание храма и его служб взималась со всех иудеев муж­ского пола в возрасте старше девятнадцати лет, где бы они ни жили, даже в диаспоре. См. Мф. 17:24-27.

Монета Петра

Петр понимает, что Иисус платит подать, однако благодаря Его словам пони­мает также и то, что он и Иисус свободны от подати, и лишь во избежание соблазна для иудеев он и Иисус все-таки по­дать заплатят. Статир, который обнаружится во рту рыбы, по стоимости равен двум дидрахмам, так что его достаточно для уплаты подати как за Петра, так и за Иисуса. Довод от­носительно освобождения от подати — а именно, то, что ца­ри не берут подати со своих сынов, — подразумевает, что Иисус и Петр (и другие ученики) принадлежат к царской се­мье в том Царстве, для храма Царя которого и собирается эта подать

Беседа о христианском сообществе

Темой четвертой беседы Иисуса в Евангелии от Матфея является христианское сообщество. Царство Небесное вы­ступает определяющим фактором этого сообщества. Входя­щие в него должны стать как дети (Мф. 18:1-3). Это опреде­ляется через их смирение (Мф. 18:1-4). Тот, кто принимает уподобившихся детям учеников, принимает Самого Иисуса (Мф. 18:5), а соблазнить (по-видимому, склонить к вероот­ступничеству, к отречению от христианской веры) одного из малых сих (то есть учеников, уподобившихся детям) означа­ет навлечь на себя суд (Мф. 18:6-7). Человеку также необхо­димо самоограничение, чтобы удержать от соблазна (по-ви­димому, опять же от вероотступничества, Мф. 18:8-9) самого себя. Отец Небесный хочет, чтобы ни один из заблудившихся (то есть согрешивших) малых сих не был презираем в Церк­ви и чтобы он по мере возможности был возрожден через лич­ное обличение, церковное вразумление и молитву (Мф. 18:10-20; ср. сходные правила для жизни сообщества в Кумране, изложенные в Дамасском документе 9:2 и в Дисципли­нарном руководстве 6:1). А пострадавший ученик должен простить обидевшему его собрату, при необходимости — не­однократно (Мф. 18:21-35). См. Мф. 18:1-35. «Ангелы их на небесах» (Мф. 18:10) зачастую понимаются как обоснование представлений об ангелах-хранителях, однако такие анге­лы, скорее всего, должны были бы сопровождать своих подо­печных, а не оставаться на небесах.

Прощение

«До седмижды семидесяти раз» (или, в альтернативном переводе, «до семидесяти раз по семи») означает произволь­ное количество (здесь прощение контрастирует с отмщением в семьдесят раз всемеро, которым Ламех хвалится в Быт. 4:24). «Десять тысяч» — это наибольшее число в древнегре­ческом языке, а «талант» — самая крупная денежная едини­ца. Десять тысяч талантов соответствуют заработку за более чем пятнадцать лет тяжелого физического труда97. (Так в оригинале. По смыслу — свыше 200 000 лет, так как каждый талант равен заработку за 20 с лишним лет непрерывного труда: 1 талант = 60 мин = 6000 драхм. Драхма приравнивалась к динарию, то есть к дневной плате. — Прим. перев) Через не­реальность одалживания царем такой большой суммы рабу подчеркивается необъятность долга человеческого греха пе­ред Богом и подразумевается, что предполагаемая расплата путем простой продажи в рабство жены и детей должника имеет окраску ироническую (и шокирующую, так как у иудеев была запрещена продажа жен в рабство), его обеща­ние выплатить весь долг (если государь потерпит) абсурдно, прощение государем долга, по меньшей мере, неординарно, а раб, душащий и сажающий в темницу своего товарища за сравнительно скромный долг (сто динариев, соответствую­щие примерно четырехмесячному заработку), неимоверно жесток. Истязания, которым государь подвергает немило­сердного раба, символизируют вечное наказание и указыва­ют на ложность ученика, который не прощает от чистого сердца своему собрату. Фраза «пока не отдаст ему всего дол­га» подразумевает вечность наказания, поскольку немило­сердный раб не может надеяться выплатить все. У людей нет искреннего сожаления о своих грехах перед Богом, коль ско­ро они не прощают тех, кто согрешил против них. Прощение должно быть рождено в сердце, точно так же, как получено. Если прощения в сердце нет, это свидетельствует, что мило­сердие Божие не только не оценено, но и не принято

Развод и новый брак

По пути в Иерусалим Иисус приходит в южное Заиорданье, где некие фарисеи подвергают Его испытанию, предложив Ему проблему толкования, о которой спорили их равви: дозволяет ли Моисеев закон разводиться с женой вообще по любой причине (мнение равви Гиллеля и его последовате­лей) или же только по причине ее безнравственного поведе­ния (мнение равви Шаммая и его последователей; см. Вт. 24:1, и в особенности — малопонятное выражение «находит в ней что-нибудь противное»). В то время как фарисеи утвер­ждают, будто бы Моисей заповедовал разводиться, Иисус указывает, что Моисей всего лишь позволил это. См. Мф. 19:1-12. Судя по реакции учеников, решивших, что, соглас­но учению Иисуса, лучше уж не жениться вовсе, они расце­нили упомянутое им допустимое исключение в случае пре­любодеяния как относящееся только к разводу, а не к пов­торному браку (ср. Мф. 5:31-32, где о повторном браке мужа ничего не сказано, когда речь заходит о допустимости иск­лючения в случае прелюбодеяния жены). В таком случае, коль скоро ученики правильно поняли Иисуса, Он по-ново­му определяет развод: как расторжение брачного союза без права на повторный брак.

Скопцы

Следующее высказывание Иисуса о скопцах — о тех, кто родился скопцом, о тех, кто был оско­плен врагами или хозяевами, и о тех, кто сам себя оскопил — по-видимому, описывает в такой терминологии холостую жизнь человека, который развелся со своей женой из-за ее прелюбодейства и, ради приобщения к Царству Небесному, не вступил в повторный брак. В противном случае, в этом вы­сказывании Иисуса речь идет о самооскоплении.

Точно так же, как в предшествующем повествовании про­должала отслеживаться тема жизни сообщества, которой была посвящена беседа в Мф. 18, здесь в повествовании при­нимается к рассмотрению еще один вопрос жизни сообщест­ва верующих: приобщение к Церкви детей. Упрек учеников пришедшим к Иисусу детям основан на общепренебрежи­тельном отношении к детям в древнем мире.

Совершенство

Антиподом по отношению к пришедшим к Иисусу детям выступает ото­шедший от Него с печалью богатый юноша. Фраза «если хо­чешь быть совершенным» означает также «если хочешь быть взрослым» и связана с юным возрастом богача. Такое совершенство или зрелость соотносятся с ученичеством са­мим по себе, а не с некоей повышенной его ступенью. См. Мф. 19:13-26.

В отличие от юного богача, замечает Петр, он сам и дру­гие ученики все оставили, чтобы последовать за Иисусом. И Петр интересуется, какова же будет их награда. В словах Иисуса нет упрека, они прямо отвечают на поставленный во­прос, обещая, что при возрождении Израиля Двенадцать ся­дут на престолах судить двенадцать колен Израилевых. См. Мф. 19:27 — 20:16. В обещании Иисуса двенадцати апостолам они соответствуют «первым», то есть первоначальным еврейским ученикам. Тогда «последними», по-видимому, должны быть позднейшие ученики из язычников (ср. пере­ход от миссии среди евреев к миссии среди язычников в Мф. 10 и поручение Иисуса апостолам научить все народы в Мф. 28:18-20). В целом, следовательно, этот раздел учит, что пришедшие позднее язычники должны невозбранно приниматься в сообщество Иисуса ранее вошедшими в него евреями.

Наши рекомендации