Другие заповеди Иисуса Христа (раскрывают блаженства)
§ 8 А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
§ 9 и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
§ 10 и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
§ 11 Больший из вас да будет вам слуга:
§ 12 ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.(Мф 23, 8—12)
§ Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.(Мф. 26:41)
· 34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.(Ин 13, 34)
· 26 Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.
· 27 Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
Учение Иисуса Христа
Вера в Единого Бога: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10)
Прежде всего — Любовь к Богу и любовь ко всем людям (Мф.22:37—40)
Спасение
Необходимость рождения свыше силой Духа Святого (Ин.3 глава)
Необходимость крещения (рождения от воды и Духа): «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5)
Необходимость веры: «вера твоя спасла тебя, иди с миром.» (Лук.7:50)
Необходимость вкушения тела и крови Христовых в таинстве причащение (Ин.6:48—58)
Для принятия дарованного спасения от человека требуется и личная воля, которая проявляется в приложении собственных усилий в следовании за Богом (Мф.11:12)
Необходимость терпения: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19), (Лук.16:25)
Необходимость оказывать милосердие ближним: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф.25:40).
Личное благочестие
«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12)
Критика лицемерия: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк.12:1)
Необходимость отречения от самого себя (самопожертвование).
Терпение: «любите врагов ваших» (Мф.5:44), (Мк.8:34)
Развод с целью заключения нового брачного союза и брак с разведёнными является нарушением заповеди «Не прелюбодействуй». «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лк.16:18)
Необходимость проповедования Евангелия всем людям (всем народам), последующего их крещения «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», чтобы они соблюдали все повеления Христа.(Мф.28:19,20).
Все эти заповеди сделанные И.Х. легли в основу морали и вероучения христианства, как религии нравственноти и приближения человека к богу.
Служение богу в христианстве превратилось в служение человеку, ибо христианское вероучение основанное на заповедях И.Х. (заповеди любви в Нагорной проповеди) утверждает, что любить бога, не полюбив человека, невозможно. Учение И.Х. переносит Царство божье в сердце человека, а отсюда бог и моральный закон становятся тождественными.
Христианство открывает личность, через идею личностного спасения (индивидуализм). Человек в христианской теологии приобретает самостоятельную ценность а в картине мира занимает центральное место. Но высшей ценностью признаётся не её земное существование, а бессмертие души.
Ситуация человека мыслится в христ. антропологии крайне противоречивой. Изначально человек есть носитель "образа и подобия" бога и постольку сам есть как бы бог; X. отнесло к людям слова псалма: "Я сказал: вы боги" (пс. 81, 6, см. Еванг. от Иоанна, 10, 34). Однако "грехопадение" разрушило богоподобие человека, обратив его в свою противоположность, после чего и стало метафизически необходимым боговоплощение: "Как войдет человек в бога, если бог не войдет в человека?" - вопрошает Ириней Лионский (3 в.). Этим была создана предпосылка для "обужения" человека, чье существование мыслится как бы "открытым" вертикально, в направлении бога (поэтому трансцендентные возможности человеч. природы непредставимы: "Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем", (1 посл. ап. Иоанна, 3, 2). Схождение бога к человеку есть одновременно требование восхождения человека к богу; прорыв естеств. миропорядка со стороны бога есть вызов, обращенный к человеку, от к-рого ожидается такой же прорыв силой его "выше чем человеческого" поведения (Фома Аквинский, III Sent., 34, I, 1 С).
Однако трансцендентное достоинство человека остается на земле скорее сокровенной возможностью, чем наглядной реальностью: во-первых, свободная воля человека способна отвергнуть божеств. дарение и разрушить себя самое, во-вторых, если человек и делает "правильный" выбор, его исход за пределы этого мира осуществляется лишь на мистич. уровне его бытия и лишен к.-л. наглядности - он доступен всем страданиям мира не меньше, а больше, чем люди "от мира сего". Больше того, он не защищен и от мучений духа - от искушений, внутр. унижения, самообвинений; христианину решительно запрещено в к.-л. ситуации считать себя абсолютно правым, и X. создает поистине виртуозную культуру усмотрения собств. виновности (напр., в "Исповеди" Августина). Именно в критич. состоянии полной утраты уверенности в своих силах вступает в действие "благодать": "сила Божия в немощи совершается" (2 посл. ап. Павла к коринф., 12, 7).
Чтобы обрести спасение, человек призывается усмотреть в самом себе ничто и в акте смирения раскрыть это ничто богу, предоставив ему творить из ничего "духовные дары", как он сотворил из ничего мир. Для христ. сознания всякое наглядное благополучие человека только оттеняет его метафизич. унижение и, напротив, всякое наглядное унижение может служить желанной фольгой для сокровенной прославленности (см. Посл. ап. Иакова, 1, 9-10).
Желательное ст. зр. X. состояние человека в этой жизни - не духовная анестезия, не спокойная безболезненность стоич. или буддийского мудреца, но, напротив, "сердце болезнующее", напряжение борьбы с собой и страдания за других.
Однако эта вовлеченность в происходящее мыслится относящейся только к духовно-этич. плоскости любви, сострадания и самоосуждения, но не к вещному плану бытия, к к-рому относится новозаветная формула: "иметь, как бы не имея". Так в христ. сознании сочетаются посюсторонность и потусторонность.