Каменноостровский цикл 3 страница
13. Поэзия 1820-х гг. Основные пути развития.
На протяжении 1820-х гг. русская поэзия претерпевает значительную эволюцию. Направление и характер этой эволюции постепенно прояснятся для нас в ходе дальнейшего изложения; сейчас же отметим, чтоона носит не локальный, а общий характер, затрагивая и тематический репертуар, и жанровую систему, и глубинные пласты поэтического мышления и поэтического языка. Эти-то изменения дают нам право выделять «тридцатые годы» в качестве особого периода в истории русской поэзии, условно обозначая его как «лермонтовский», в отличие от «пушкинского»периода 1820-х гг.
Внутри самой поэтической системы 1820-х гг. стали обнаруживаться кризисные явления. Одним из наиболее очевидных было появление эпигонства. К концу 1820-х гг. даже заурядные версификаторы легко усваивали внешние формы пушкинского стиха, технические приемы, некоторые особенности поэтического языка. То, что при своем возникновении было открытием, теперь стало многократно воспроизводиться; лирические ситуации, образный строй, метафорический язык теряли новизну, стирались, превращались в набор поэтических шаблонов.
Опасность вульгаризации «большой поэзии» оказывалась, таким образом, совершенно реальной. При общем высоком уровне стиховой техники понижался уровень поэтической содержательности: она не создавалась заново, а воспроизводилась по готовым образцам.
В гражданской поэзии 1820-х гг. в литературу проецировались политические доктрины философов и социологов XVIII в.; наследием XVIII в. была сохранявшаяся жанровая система; самые принципы пушкинской «школы гармонической точности» — логической ясности слова, композиционной симметрии, строго рассчитанного соотношения частей и целого — опирались на рационалистическую эстетику предшествовавшего столетия. Отнюдь не случайно все поэты пушкинского круга оказывались в большей или меньшей степени связаны с поэтической традицией XVIII в. — главным образом французской.
Этот тип поэта генетически связан с «поэтами-пророками» гражданской поэзии 1820-х гг., но уже далеко не тождествен им. Он не обличитель, а созерцатель и мудрец. Его удел — проникать в тайны мироздания.
Любомудры пытались создать и чистый тип философской лирики, где содержанием была бы абстрактно-философская идея, воплощенная в конкретно-образной форме. Предметный мир их стихов постоянно тяготел к символическому расширению; более того, символический смысл образа на каждом шагу подавлял, а иногда уничтожал его чувственную оболочку. Вещи становились знаками идей, стихи превращались в прямые аллегории. Аллегорическая природа поэзии любомудров нередко подчеркивалась и логически-рассудочным композиционным строением, заключавшим в себе сравнение или антитезу. Так построены «Три розы» (1826) Веневитинова и многие стихи Шевырева («Лилия и роза», 1825; «Две чаши», 1826; «Звуки», 1827, и др.). На этом пути любомудры не добились больших поэтических успехов, однако культивируемые ими принципы получили дальнейшее развитие у Тютчева и раннего Лермонтова, у которых мы также нередко находим сравнения-аллегории и строго логические, даже двухчастные композиции.
Сближение поэтической мысли с философией в известной мере предопределило обращение любомудров к одической традиции. К концу 1820-х гг. наследие ее — «высокий» стиль, изобилующий архаизмами и славянизмами, синтаксическая и ритмическая затрудненность — культивируется ими совершенно сознательно. Это реакция на техническую легкость эпигонов пушкинской школы и одновременно ревизия пушкинского поэтического языка. Любомудры упрекают Пушкина в недостаточной философской и интеллектуальной насыщенности творчества; поэзия мысли, по их мнению, должна и говорить затрудненным, метафизическим языком.
14. Концепция мира и человека в поэзии декабристов: К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского, В.Ф. Раевского.
Наряду с психологическим течением русского романтизма возникло и гражданское, социальное течение. Его ядро составляли литераторы-декабристы. Поэтому гражданский романтизм часто принимают за декабристский романтизм. Однако, декабристский – только часть гражданского, ведь понятие гражданского намного шире. Декабристы отводили литературе служебную роль и рассматривали её как средство агитации и пропаганды своих взглядов. Это, однако, не отменяло внимание за качеством лит. продукции. Разнообразие литературных вкусов и дарований не мешает выделить общие тенденции декабристского романтизма. Задачи дек. Литературы состояли в воспитании гражданских чувств и взглядов читателей. С позиции декабристов, чувства эти воспитываются не в узком семейном кругу ( Жуковский), а общественном, на конкретных исторических примерах. Историческое прошлое разных народов становится наиболее частым объектом изображения. Главным в деятельности этого общества было воспитание любви к отечеству. Члены этой организации были страстными патриотами России. Путь национального развития декабристы видели в том, чтобы обратиться к русским или общеславянским сюжетам. Одними из самых выдающихся поэтов декабристов стали Катенин. Глинка, Рылеев. Одним из самых ярких поэтов-декабристов младшего поколения был Кондратий Федорович Рылеев. Первоначально в его поэзии соседствую два жанра – ода и элегия. Особенность его творчества заключается в том, что Рылеев сочетает традиции гражданской поэзии прошлого столетия и достижения новой, романтической поэзии Жуковского и Батюшкова. Герой элегий обогащается чертами общественного человека, гражданские же страсти получают достоинства живых эмоций. В. К. Кюхельбекер был одним из активнейших деятелей декабристского движения. До 1825 г. он выступал преимущественно как поэт-лирик и как критик, теоретически и практически пропагандируя высокую и национально-самобытную поэзию. В качестве драматурга Кюхельбекер стремился создать трагедию в духе гражданского романтизма («Аргивяне»). В поздней лирике Кюхельбекера иногда слышатся ноты трагической безнадежности и религиозного примирения. Но дух протеста сохранился у Кюхельбекера до последних его дней. Наряду с лирикой (в которой теперь над одой преобладает элегия) Кюхельбекер создает исключительный по своим масштабам и форме цикл романтических поэм. Условия времени и обстоятельства личной жизни вносили в эпос Кюхельбекера трагедийное начало. И все же его поэмы проникнуты духом высокого героизма и тяготеют к эпической монументальности. Как и прежде, Кюхельбекер прибегает к исторической символике. Кюхельбекер сознательно стремится вернуть оде утраченный к началу XIX века статус "старшего жанра". Почему же именно ода должна взять на себя функции "старшего" жанра у романтиков-декабристов? Поэт, по Кюхельбекеру, - одновременно и индивидуальная, уникальная, и универсальная личность, вбирающая в себя все "естество" мироздания, а потому он может испытывать только необыкновенные чувства, в момент вдохновения изливающиеся в непосредственном лирическом высказывании. Романтическая концепция творческого акта находит, таким образом, органическое художественное воплощение в оде с ее восторгом в качестве психологической доминанты. Прежде всего, бросается в глаза определенная разница в облике лирических героев од Рылеева и Кюхельбекера. Герой Рылеева погружен в коллизии "рокового времени", его мышление подчеркнуто исторично. Он четко выделяет "наш век" из бесконечной вереницы эпох и пытается угадать смысл происходящего в современном мире, ждет некоего срока, часа, когда произойдет резкий слом исторической ситуации ("Видение"). Лирический герой стремится "угадать" свое место в исторических катаклизмах, делает свой выбор, осознавая причины и следствия происходящего (по крайне мере, он в этом убежден). Заметна определенная умозрительность мирообраза в рылеевских одах. Поэту дорога идея бесконечного изменения и обновления бытия, но его не интересует конкретика этих изменений. Поэтому его стихотворения бедны описаниями, в них отсутствует пластика, живопись. Рылеев предпочитает оперировать абстрактными определениями и понятиями, активно обращаясь к приемам метонимии, эмблемы. Лирический герой Рылеева оказывается своего рода "генератором идей" "рокового времени". Главное для поэта - четко и точно сформулировать идею, мысль, лозунг, его лирический герой - мастер убеждать призывать, объяснять. Жесткий синтаксис призван передать логику его мысли. Рылеев избегает неожиданных ассоциаций, ему не по вкусу "лирический беспорядок". Сила таланта Рылеева - в умении превратить рациональную идею в источник эстетического наслаждения, его ясные, законченные формулировки привлекают читателя афористической броскостью и точностью. Таким образом, Рылеев весьма избирателен по отношению к стилевым традициям XVIII века. В его творчестве мы встречаемся с сильно модифицированной под влиянием романтического мироощущения, но все же узнаваемой традицией стилевой "ясности и простоты" сумароковской оды. В лирике Рылеева старая стилевая традиция, столкнувшись с новым, романтическим мироощущением, актуализируется, давая неожиданный эффект. С 1827-39 центральной частью литературного наследия Одоевского являются стихи на национально-исторические темы, завершающие эту традицию декабристской поэзии. Будучи непосредственным откликом на поражение восстания, они разрабатывают тему разгрома древнерусской вольности и отличаются суровым и трагическим лиризмом. Но, в отличие, например, от «Дум» Рылеева, Одоевский стремится везде выдержать древнерусский колорит, избегая прямых аллюзий и анахронизмов и в ряде случаев основываясь непосредственно на исторических реалиях. Интерес к национальной тематике обусловил и частые обращения поэта к народнопоэтическому творчеству. В центре национально-исторических стихов Одоевского — драматическая судьба гибнущего за свободу героя. Для Александра Ивановича характерно также усиленное внимание к теме народа и его роли в историческом процессе, что явилось отражением размышлений Одоевского над судьбами восстания декабристов. Соотношение между «героем» и «народом» для поэта, однако, не вполне ясно, и он остается в пределах представления о надклассовости передового общественного борца. Александр Иванович разрабатывает и характерную для декабристской лирики тему поэта и поэзии, осложняя образ поэта-гражданина философско-эстетической проблематикой. Вообще для творчества Одоевского Александра Ивановича характерно усиление философского начала, которое в значительной мере трансформирует у него традиционный жанр элегии и даже анакреонтическую и любовную лирику, приводя к появлению своеобразных философских медитаций и лирических монологов. «Куда несетесь вы, крылатые станицы?» и другие; нередко, особенно в последние годы творчества, в них звучат ноты одиночества и почти безнадёжности. В то же время поэт продолжает интенсивно развивать и традиции гражданской поэзии декабризма. Около 1815 началась поэтическую деятельность Раевского. Первые его опыты — подражательные любовные элегии, анакреонтические стихи, написанные под сильным влиянием Батюшкова. К началу 1820-х гг. в них усиливается философский и сатирический элемент, звучат инвективы против самодержавия и наряду с этим против политического индифферентизма, праздности, расслабляющего эпикуреизма («Элегия 1», «Элегия 2»). Общественным содержанием Раевский наполняет и традиционный жанр дружеского послания («Послание П. Г. Приклонскому»). Теми же тенденциями обусловлено обращение Раевского к жанру сатиры («Сатира на нравы», «Смеюсь и плачу») и к «высокой» одической фразеологии. Эстетическая программа Владимира Федосеевича была сформулирована им в беседах и спорах с Пушкиным, с которым он близко общался в Кишиневе в 1821—22. Следы этих споров сохранились в воспоминаниях современников, а также в сцене Раевского «Вечер в Кишиневе» (1822, опубликована в 1934) и послании «К друзьям в Кишинев» (1822, опубликована в 1890). Владимир Федосеевич резко выступает против традиционных формул элегической поэзии и призывает Пушкина отказаться от любовной лирики, ища источник поэтических тем в истории вольного Новгорода и Пскова. Сам Раевский пытался, хотя и не до конца удачно, преодолеть влияние элегических традиций в своем творчестве («Послание другу»), сочетая их с гражданской патетикой и философской проблематикой. В стихах из крепости («Певец в темнице», «К друзьям в Кишинев») он развивает и усиливает тираноборческие мотивы. В Сибири Раевский сохраняет интерес к политическим проблемам; его стихи этого периода проникнуты сознанием исторической необходимости личной трагедии («Предсмертная дума»), мотивы скорби и иногда усталости не снимают их исторического оптимизма («Мой милый друг, твой час пробил...»). Хотя Раевский, занятый повседневным трудом, обращается к поэзии редко, в его сибирских стихах как бы кристаллизуются лучшие особенности его поэтического творчества. |
15. Творчество К.Ф. Рылеева («Думы», поэмы «Наливайко», «Войнаровский»).
Кондратий Федорович Рылеев (1795 — 1826). Громкую известность доставило ему сатирическое послание «К временщику» (1820). Оно бесстрашно направлено против царского любимца — всемогущего графа Аракчеева. В стихотворном цикле «Думы» (печатались частями с 1821 г., целиком — в 1825 г.) поэт пытался пробудить в своих современниках гражданскую доблесть примерами, почерпнутыми из русского исторического прошлого.
При этом верность исторической действительности отступает в «Думах» на второй план. Главная цель Рылеева — создать идеальный образ «верного сына отчизны», «друга народа», «вольного славянина».
Пафосом «борьбы свободы с самовластьем» проникнута романтическая поэма Рылеева «Войнаровский» (1825). Образы людей, жертвующих жизнью за свободу родины, поэт рисует всегда с особенной любовью. Таков и герой его неоконченной поэмы «Наливайко» (1824 — 1825).
Для Рылеева, как и для других поэтов-декабристов, характерен образ героя-одиночки. В его поэзии отразились сила и слабость дворянской революционности. Сила — в самоотверженном патриотизме, в беззаветном служении идее свободы; слабость — в недооценке исторической роли народа. Нужды его декабристы очень хорошо понимали, но опереться на народные массы не решались. Это и предопределило их поражение.
Проблема жанра думы:
Сам Рылеев в предисловии к циклу описал истоки жанра: «Дума, старинное наследие от южных братьев наших, наше русское, родное изобретение. Поляки заняли ее от нас. Еще до сих пор украинцы поют думы о героях своих…»
На самом деле жанр «дум» у русских отсутствует, т.е. Рылеев, вольно или невольно, мистифицировал своего читателя, вводя в заблуждение относительно существования соответствующей жанровой традиции в отечественной литературе.
Жанровая природа цикла вызвала у современников жаркую полемику. Было предпринято множество попыток охарактеризовать «думы» с точки зрения жанровой поэтики.
Версии жанровой принадлежности «дум»:
- гибридный жанр: элегия + героида (античный жанр, прославляющий героев)
- историческая песня
- элегия на историческую тему
Бесспорно присутствует в произведениях смешение лирического и эпического начала. По сути, это лирические стихотворения на историческую тему. Действующими лицами являются реальные исторические личности: Олег Вещий, княгиня Ольга, Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Курбский, Борис Годунов, Димитрий Самозванец, Богдан Хмельницкий и пр. При этом думы отличаются наличием отчетливо выраженной авторской позиции и субъективной интерпретацией исторических фактов. Сам жанр можно охарактеризовать как авторский, не имеющий прямых аналогов в мировой литературе.
Проблема историзма:
В начале XIX в. формируется понятие историзма как «портрета эпохи». Большой вклад в эту концепцию внес Н. М. Карамзин со своей «Историей государства Российского». Согласно этой концепции, каждая эпоха имеет свою «физиономию».
Но Рылеев демонстрирует свое собственное понимание историзма. В его «Думах» бесполезно искать достоверное описание прошлого. «Думы», с точки зрения профессионала, полны исторических ошибок и неточностей. Зато они дают представление об идеях декабристов. Цель создания «Дум» соответствует основным пунктам программы декабристов:
- проведение параллелей между прошлым и настоящим для извлечения уроков;
- утверждение основных для декабристов ценностей – демократии, равенства, патриотизма (просветительская функция литературы);
- воспитание чувства гордости за свою страну посредством описания героических деяний исторических лиц;
- утверждение неизменности русского национального характера.
Особенности построения:
Все думы выстроены по единой схеме:
Историческая справка, составленная по просьбе Рылеева историком П. М. Строевым. Содержит краткую исторически точную информацию о том лице, которому посвящена дума.
Стихотворный текст, который распадается на три части:
- вступление, где кратко характеризуется место действия;
- основная часть, наиболее пространная, как правило, представляющая собой монолог героя или рассказчика либо диалог действующих лиц;
- заключение, где сообщается об исходе событий либо формулируется авторская точка зрения на происходящее, своеобразная «мораль».
Поэма «Войнаровский».
Это первая поэма Рылеева. Современники оценили поэму как своеобразный «шаг вперед» по сравнению с «Думами». Однако поэма теснейшим образом связана с циклом и по сути вырастает из него.
Малороссийская тематика, представленная в поэме, пользовалась особой популярностью в русской литературе первой половины XIX в., особенно в 1810-1820-е гг. В цикл «Думы» Рылеевым уже были включены произведения, имеющие отношение к Малороссии («Богдан Хмельницкий» и «Петр Великий в Острогожске»). Также малороссийская тематика представлена в незавершенной поэме Рылеева «Наливайко». Поэма «Войнаровский» целиком посвящена одному из эпизодов малороссийской истории – заговору гетмана Мазепы против Петра I во время Северной войны (1700-1721). Кульминационной точкой в поэме становится Полтавская битва 1709 г.
Проблема историзма:
В поэме представлено то же самое отношение к истории, что и в цикле «Думы». С точки зрения исторической достоверности, хотя Рылеев и использовал в качестве источников «Историю Малой России» (изд. в 1822 г.) Д. Н. Бантыш-Каменского и неформальные беседы с историком-любителем, тоже декабристом А. О. Корниловичем, во многих местах он погрешил против исторической правды. В поэме прошлое изменено с целью проведения более четких параллелей с настоящим. Основная декабристская идея, которая реализуется в поэме – идея борьбы с тиранией. Для большей наглядности при воплощении данной идеи Петр I показывается как тиран, Мазепа и особенно его соратник Войнаровский воплощают в себе принцип бескорыстной борьбы за национальную независимость.
Особенности построения:
Структура поэмы полностью повторяет структуру «дум», отличается только объем произведения (по сути, «Войнаровский» - это развернутая дума).
Вступительные заметки документального характера: «Жизнеописание Мазепы», составленное А. О. Корниловичем, и «Жизнеописание Войнаровского», составленное А. А. Бестужевым.
Стихотворный текст, который распадается на три части:
- вступление, где описывается место действия (побережье р. Лены и Якутск, куда сослан Войнаровский);
- основная часть, представляющая собой монолог Войнаровского, описывающего свои злоключения историку Миллеру;
- заключение, где сообщается о смерти Войнаровского на могиле жены.
Поэма «Войнаровский» повлияла на возникновение замысла поэмы А. С. Пушкина «Полтава». Пушкин использовал в качестве основы своего сюжета историю заговора Мазепы против Петра Iи эпизод, который у Рылеева является второстепенным – взаимоотношения Мазепы и Кочубея, увенчавшиеся казнью Кочубея по оговору Мазепы.
Наиболее осязательные контуры приняла поэма «Наливайко», от которой до нас дошло свыше десяти отрывков (опубл. 1825). Облик Наливайки, как он вырисовывается в написанных поэтом страницах, гораздо больше соответствует историческим данным, чем фигуры Мазепы и Войнаровского. Значительно вернее с исторической точки зрения трактуются и события, изображаемые в поэме: борьба украинского народа с панской Польшей за национальную свободу. Знаменательная эволюция намечалась и в образе героя. Наливайко, которому были кровно близки страдания угнетенных масс, теснее связан с народом, чем это было обычно свойственно романтическому герою, в том числе и Войнаровскому. Судя по плану поэмы, в действии должны были принять участие и народные массы(«Восстание народа», «Поход», «Сражение»), Гражданский пафос поэмы не вступал в противоречие с сюжетом, не терял при этом политической злободневности. Неотразимое впечатление произвели на современников известные стихи из «Исповеди Наливайки», в которых словами героя Рылеев предсказал свою собственную гибель.
16. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: система образов, конфликт, художественное новаторство.
Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана накануне восстания декабристов, в 1824 году. Это реалистическое произведение, основной конфликт которого заключается в столкновении “века нынешнего” и “века минувшего”, то есть двух эпох русской жизни, двух мировоззрений.
Важное место в ней занимает изобличение пороков современного писателю общества, главную ценность для которого составляют “душ тысячи две родовых” и чин.
Недаром Фамусов пытается выдать Софью за Скалозуба, который “и золотой мешок, и метит в генералы”. Его мало волнует счастье дочери, вернее сказать, он уверен, что счастье - в деньгах и высоком положении в обществе. Словами Лизы Грибоедов убеждает нас, что не один Фамусов придерживается такого мнения: “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и с чинами”. Отношения в этом обществе складываются на основе того, насколько богат человек. Фамусов ставит в пример Чацкому Максима Петровича, который, чтобы достичь высокого положения, “сгибался вперегиб”. В этом обществе такие низкие люди, как Молчалин, “дойдут до степеней известных”, потому что угождают “всем людям без изъятья”.
Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, - крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда “арапка-девка” да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют “на борзые три собаки”, когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что “защиту от суда в друзьях нашли, в родстве”. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству.
Члены фамусовского общества не признают книг: “Ив чтеньи прок-от невелик”. Собственно говоря, они и не понимают смысла книг. Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь. Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты.
В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии — Александр Андреевич Чацкий. Он один выступает против этого фамусовского общества, начиная борьбу за новую жизнь и за свою любовь. Чацкий спорит с Фамусовым по поводу образа жизни.
Фамусов не понимает главного героя, который требует “службы делу, а не лицам”. На балу Чацкий обращает против себя всех собравшихся, потому что существование его с фамусовским обществом невозможно. И общество это почувствовало, осмеяв его и объявив сумасшедшим.
Главный конфликт, на котором построена пьеса, - противостояние “века нынешнего”и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере необходимости, некоторыми законами ее построения.
Любое классицистическое произведение (драма) должно было строиться на принципах единства времени, места и действия, постоянства характеров.
Первые два принципа довольно строго соблюдены в комедии. В произведении можно заметить не одну, как было принято, любовную интригу (Чацкий — Софья, Софья — Молчалин, Молчалин - Лиза, Лиза — Петруша), но все они как бы выстраиваются “в одну линию”, не нарушая единства действия. В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В “Горе от ума” эта картина смазана: сама хозяйская дочь влюблена в “слугу” (Молчалина). Таким образом Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина, которого Фамусов “безродного пригрел и ввел в секретари...” (а теперь Молчалин готовится стать дворянином, женившись на его дочери).
Большинство классицистических произведений было построено на принципе: долг выше чувства. В комедии “Горе от ума” важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический.
Все герои классицистических произведений были четко разделены на положительных и отрицательных. Этот принцип соблюдается только в общих чертах: так называемое “фамусовское общество” противопоставляется герою, выражающему новые, прогрессивные взгляды. Но если рассматривать каждого представителя этого общества в отдельности, то выяснится, что каждый из них не так уж плох. Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном и воспитателем) в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы.
Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, склонностью к демагогии (не зря А. С. Пушкин недоумевал: зачем главный герой произносит пламенные речи перед этими тетушками, бабушками, репетиловыми), чрезмерной раздражительностью, даже злобой. (“Не человек - змея” - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.
В классицистической комедии обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями, над пороком. В “Горе от ума” количество отрицательных героев во много раз больше количества положительных (к положительным героям можно отнести Чацкого и еще двух внесценических персонажей — родственника Скалозуба, о котором он говорит: “Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книжки стал читать”; и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с пренебрежением сообщает: “...он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник”). А из-за несоответствия сил положительные герои в пьесе терпят поражение, “они сломлены силой старой”. Фактически же, Чацкий уезжает победителем, так как он уверен в своей правоте. Кстати, использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.
По законам классицизма жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер. Комедия Грибоедова не только сочетает в себе два этих типа, но еще вбирает в себя чисто драматический элемент. В комедии есть такие герои, как Скалозуб и Тугоуховские, смешные в каждом своем слове и действии. Или такие, как княжны, которым даже не дали имена (пародия на всех московских барышень) Платон Го-рич, “муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей, высокий идеал московских всех мужей”; безымянные господа N и П, необходимые, чтобы показать жестокий механизм распространения сплетни в светском обществе (элементы сатиры). В комедии использованы и другие приемы комического изображения: говорящие фамилии (Скалозуб, Молчалив, Репетилов, Горич, Тугоуховские, Фамусов), “кривое зеркало” (Чацкий-Репетилов).
Так же, как и все произведение сочетает в себе юмор и сатиру, главные герои его (Чацкий и Фамусов) неоднозначны. Над главой семейства и хозяином дома, Фамусовым, мы весело смеемся, когда он заигрывает с Лизой, из кожи вон лезет, чтобы выдать свою дочь за нелепого Скалозуба, но задумываемся над устройством общества того времени, когда он, взрослый и уважаемый всеми человек, опасается, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.
Чацкий еще более неоднозначный герой. Он в чем-то выражает точку зрения автора (выступает резонером), сначала иронизирует над московскими жителями, укладом их жизни, но, мучаясь от неразделенной любви (герой-любовник), озлобляясь, начинает обличать всех и вся (герой-обличитель).
Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии “Горе от ума” сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам “века минувшего”, проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.