Каменноостровский цикл 11 страница
- А.А. терпит бедствие от стихии, пытается найти защиту у гос-ва
- Сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе
- Умирая, А.А. взбунтовался
- Финал – бунт стихии против искажённой гос-венности
- Гос-во подавляет ч-ка
- Коренной порок русского гос-ва – в людях, кот-ые сидят на местах
- Влияние на дальнейшую литературу
- На место очерковой литературы во 2 пол. 40х – повесть
- Внимание к внутреннему мру, психологии, самосознанию маленького ч-ка
- Отказ от сильных, личностных героев, связанных с романтизмом
- Принципиальное равенство всех людей как носителей общ-ных черт
- Противопоставление маленького «гигантизму» романтического героя
- Достоевский «Бедные люди»
i. Полемизирует с «Шинелью» устами героя
ii. Противопоставляет «Станционного смотрителя»
1. Произведение, где в центре – бедный, бесправный чиновник
2. Но его чувства извлечены из глубины его сознания
iii. Явная преемственность Гоголя
- Много последователей Гоголя
i. «Ш.» − высший образец и эталон
ii. По мере развития творческих принципов конфликт становится отчётливее
iii. Межклассовый конфликт
iv. Бутков «Петербургские вершины»
1. Контраст соц. классов как скрытая разрушительная сила
2. Современное общ-во как бесчеловечного и антагонистического
- Огромное влияние на теорию-практику натуральной школы
i. В гуманистическом аспекте
- Открывает новую страницу в истории русского реализма
i. Защита и оправдание в «маленьком ч-ке» Ч-ка, который обесчеловечен невыносимыми условиями
- Предвосхищает основной худ. принцип натуральной школы
i. Оправдание благородной чел-кой природы
ii. Преследование ложных и неразумных основ общественности
53. Повесть Н.В. Гоголя «Коляска».
К социально-бытовым повестям «Миргорода» но некоторым своим особенностям примыкает появившаяся несколько позже них повесть «Коляска». С повестями «Миргорода» «Коляску» сближает изображение провинциально-дворянской среды, жизни обитателем мелких городков. Обрисовка тусклого прозябания владетелен усадеб, чиновных особ, развернутая в повести о ссоре и в «Старосветских помещиках», находит в «Коляске» свое непосредственное продолжение.
По своей внутренней структуре «Коляска» делится на два звена, на две части. Первая из этих составных частей описание городка Б., вторая - рассказ о помещике Чертокуцком. Картины, изображающие маленький провинциальный городок, запечатлевают атмосферу, уклад, общий тон жизни героев повести.
Рисуя город Б. до того, как в нем остановился кавалерийский полк, писатель насыщает повествование колоритными бытовыми деталями.
Описание «городского» быта в «Коляске» сразу же обрастает социально-типологическими зарисовками. Так же как изображение быта переходит в типологические зарисовки, так и описание провинциально-дворянской среды в «Коляске» тесно соединяется с раскрытием образа главного героя, его «приключений». Между первым разделом повести И ее второй частью существует тесная связь; герои предстает здесь как составной элемент определенной сферы жизни.
Подобно Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу, Чертокуцкий принадлежит к «сливкам» провинциально-дворянской среды. Человек «размашистого» характера, Чертокуцкий ведет «широкий» образ жизни, постоянно находится в поисках новых впечатлений и удовольствий. «
«Аристократ» Чертокуцкий желает предстать перед окружающими во всем блеске своего положения. Но блеск этот показной, фальшивый. «Деятельность» Чертокуцкого носит пустопорожний характер, его огромная чванливость имеет своей изнанкой душевную скудость и трусость. Рассказ о пребывании Чертокуцкого на обеде у генерала и «конфузе», приключившемся затем с ним, построен таким образом, что в нем резко сопоставлены два совершенно разных облика героя - важного, самоуверенного барина и ничтожного хвастунишки, жалкого труса. И если первое - видимость, то второе - подлинное существо героя.
Беря в качестве основы сюжетного развития повести один эпизод из жизни действующего лица, писатель рисует характер Чертокуцкого, глубоко раскрывая призрачность его внешней значительности. И так же, как коляска, которую Чертокуцкий расписывал как необыкновенную, оказались на деле самой неказистой, так и «представительным» герой оказался человеком непривлекательного облика, не заключающим в себе «совершенно ничего хорошего».
Изображая героя в единстве со средой, Гоголь создал в «Коляске» значительные художественные обобщения, развенчивавшие знать, тех, кто считал себя солью земли. В этом плане «Коляска» явилась своего рода соединительным звеном между «поместными» повестями и «Мертвыми душами».
54. Повесть «Шинель», ее влияние на русскую литературу.
Сюжет повести возник из канцелярского анекдота о чиновнике, страстном охотнике, который утерял на первой своей охоте ружье, приобретенное неутомимыми трудами и лишениями, и едва не умер от переживаний; сослуживцы собрали ему денег на новое ружьё.
События «Шинели» завершаются не столь счастливо, как в анекдоте.
Повествование в «Шинели» ведётся от первого лица. Рассказчик со знанием дела описывает жизнь чиновников, среди которых выделяется своей крайней бедностью и ничтожностью Акакий Акакиевич Башмачкин. Он «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Этот мелкий чиновник, переписчик бумаг, служит мишенью для унижений и насмешек сослуживцев, деспотической грубости начальников. В ответ на оскорбления он говорит лишь одно: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». «И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены, — пишет Гоголь. — В нем слышалось что-то... преклоняющее на жалость, что один молодой человек, недавно определившийся, который, по примеру других позволил было себе посмеяться над ним, вдруг остановился как будто пронзенный, и с тех пор все как бы переменилось перед ним и показалось в другом виде...».
Хотя автор не скрывает мягкой иронической усмешки, подчёркивая духовную ограниченность своего героя, но при этом он показывает Башмачкина жертвой жестоких условий действительности. Отупляющая работа переписчика бумаг лишила его привязанностей и развлечений, возможности обрести духовные интересы, превратила в человека-функцию. Приходя домой со службы, Башмачкин думал только: «что-то бог пошлет переписать завтра». С любовью Акакий Акакиевич выводит буквы: наслаждение выражалось на его лице, когда он добирался до букв-фаворитов, он погружался весь в работу, забывая и обиды, причиняемые сослуживцами, и нужду, и даже заботу о личном уюте и о пище.
Композиционно повествование о жизни Башмачкина можно разделить на две части: «период капота (старой шинели)» и «период новой шинели». В каждый из этих периодов Акакий Акакиевич предстаёт перед читателем по-разному, мы наблюдаем развитие образа этого героя.
Как видим, после появления новой шинели у Акакия Акакиевича проявляются человеческие слабости и интересы. Шинель становится для него больше чем просто дорогой вещью, на которую ему пришлось собирать деньги около семи месяцев, во всем себе отказывая. Шинель — это не только средство защиты от холода и знак социальной значимости — она становится «подругой жизни», срастается с ним в одно целое: «существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто… какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу». Утратив шинель, Акакий Акакиевич утрачивает и саму жизнь. Таким образом, шинель можно рассматривать в повести как самостоятельный образ, символизирующий и цель, и смысл, и качество жизни главного героя. А. Григорьев писал по этому поводу: «…вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного…». Эта мысль перекликается с идеей некоторых литературоведов о том, что повесть «Шинель» — это история развития страсти, постепенно поработившей всего человека и погубившей его.
Башмачкин противопоставлен остальным персонажам повести. Большинство из них жестоки к нему, некоторые — просто равнодушны к страданиям маленького человека. Бесчеловечны и грубы издевательства, которым подвергается Башмачкин со стороны сослуживцев, беспочвен и неправеден гнев «значительного лица», которое, получив генеральский чин, тоже превращается в функцию, теряя человечность. Холодом веет со страниц повести, от физического и душевного холода страдает герой. Лишь у одного персонажа появились смутные угрызения совести, жалость к Акакию Акакиевичу.
Многие места в повести прямо перекликаются с житием св. Акакия: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и — жизнь после смерти.
Гоголь создал жанр русской социальной повести с характерным для нее изображением общественных контрастов.
Реализм писателя проявился и в жанровых сценах, и в городском уличном пейзаже, и в точных деталях столичной жизни.
Автор применяет в «Шинели» сказовую манеру повествования. Он рассказывает историю Акакия Акакиевича, описывая мельчайшие подробности быта и нравов окружающей его среды. Или сказ приобретает характер фамильярного многословия. Комический прием в этом случае состоит в том, что после такого заявления характеристика Петровича исчерпывается указанием на то, что он пьет по всяким праздникам без разбору. То же повторяется и по отношению к его жене. Такая манера повествования подчеркивает реальность явлений, их социально-типические признаки. Сказ придает речи сатирический характер. Значительную роль в «Шинели» играют каламбуры.
«Шинель» оказала огромное воздействие на русскую литературу. Современники и следующие поколения писателей и читателей — русских, а позднее и зарубежных, поняли значение этой повести очень широко. Ее воздействие определило самый гуманизм русской литературы.
55. «Ревизор» Гоголя. Вопрос о положительном лице в комедии.
Общее
- Звено м-ду «Мертвыми душами» и предшествующим
- Хотел «собрать всё дурное на Руси и посмеяться над ним»
- Все несправедливости
- Саморазвивающееся действие передаёт всю идею
- Каждый должен был увидеть в комедии себя и ощутить в себе «ревизора»
- Философия жизни героев
- Стяжательство ради стяжательства
- Комический эффект основан на недоразумении
- Каждый превратно истолковывает слова других
- Правда принимается за ложь, ложь – за правду