Слава и чествование Святителя в С.
Итак, и по свидетельствам отечественных истории и предания, и по свидетельствам даже иностранцев о нашем отечестве, русский народ сохранил до самого последнего времени особенное благоговение к Святителю Николаю, и Святитель за это вместе с другими святыми во всех бедствиях нашей земли дивно хранил ее под своим покровом. Мы прибавим к этому, что никакие посторонние влияния не могли ослабить этой внутренней тесной связи между Святителем и народом нашим.
Царь Петр энергично начал насаждать западноевропейское просвещение в своем государстве, и иностранцами-учителями начала наполняться Русская земля, равно как и русские ученики часто стали посещать заграничные области. Однако это западное влияние, сделав большой переворот во всех других сторонах жизни государства, прошло почти незаметно для религиозной жизни русского народа, задев только слегка и только самый верхний слой его, и в частности – нисколько не уменьшило славы Святителя среди него. В доказательство этого мы имеем самый очевидный и убедительный пример – отношение к Святителю второй нашей славной столицы, города Санкт-Петербурга. Мы еще ни разу не упоминали об этом создании царя Петра, но теперь должны подробно рассказать о нем, потому что если Москва – сердце России, то С. – Петербург сделался душой ее, и знать о его отношении к великому Чудотворцу так же важно для суждения о всей славе Угодника Божия в нашей земле, как знать то же о Москве. Итак, что же мы здесь видим? Нередко можно слышать такие отзывы об этом царствующем городе, что и основан-то он царем не веровавшим, и похож-то он больше на город иностранный, чем на русский, и жители-то его, хотя и русские, больше также – неверующие и иностранцы, чем русские. И все это – неправда, скажем мы, как это подтверждает уже одно отношение этой столицы к св. Николаю. И прежде всего – известно, что сам великий основатель ее всегда был истинным искренним сыном православной Церкви и с величайшим благоговением относился к великому Святителю, покровителю земли Русской. Припомним, что он был в числе поклонников святого чудотворного образа Святителя Можайского, и в вечную память об этом благоговении даровал особую милость его храму. Укажем также его усердие в чествовании образа Святителя Гостунского, без молебна перед которым царь никогда не оставлял первопрестольного града. В свою очередь, подавляющее большинство русского населения новой столицы принесло в нее и свою исконную привязанность к милосердому Угоднику Божию и различными способами проявляет ее. Не заметить этого могло только поверхностное наблюдение. Одна из древнейших церквей столицы посвящена имени того же Чудотворца, несколько других храмов и много приделов также посвящены ему же. Правда, их как и вообще всех храмов, здесь не столько, сколько в Москве, но ведь Москва бьется сердцем для России уже шесть веков, а Петербург живет только два века. После образов Господа и Владычицы Богородицы – чьих изображений больше всего вы увидите на улицах столицы, в часовнях и особых киотах? Того же Святителя, и посмотрите, с какой верой чуть не каждый мимо проходящий обращается с молитвой и крестным знамением к нему. После щедролюбивой и благочестивой Москвы – где бывает еще столько воззваний о помощи на построение храмов св. Чудотворцу по разным уголкам нашего отечества, и где еще больше оказывается эта помощь, если не в Петербурге? После первопрестольной столицы – где еще хранится и чествуется в храмах столько святынь имени великого Святителя, если не в царствующем граде св. Петра, в виде чествуемых образов или святых мощей Угодника? Святыни эти служат наглядным свидетельством как особенного благоговения столичного населения к Святителю, так и особенного, бодрствующего и над новой столицей покрова и благоволения Святителя.
Николо-Богоявленский Морской собор в С. – Петербурге. Фото 1913 г.
Остановим свое внимание прежде всего на главном столичном храме имени Угодника. Это Богоявленский Морской Николаевский собор. Богоявленским он называется потому, что главный алтарь верхнего этажа его освящен в честь праздника св. Богоявления, но главный престол его в нижней церкви посвящен св. Николаю. Кроме того, он еще называется «морским» или «св. Николы морского». Заслуживает внимания это сочетание в названии храма – «морской Николаевский». Оно вовсе не случайное. Известно, что Святитель Николай считается и чествуется, как особый покровитель всех плавающих по водам. Из жития Угодника мы видим, что множество благодеяний Святителя, оказанных им людям во время мореплавания и при жизни его и еще больше после смерти, дают полное основание для этого чествования. Поэтому и наши моряки искони чествуют Угодника, как своего защитника, и весь русский флот считает его особенным своим покровителем. Поэтому, когда еще в тридцатых годах XVIII столетия морские служащие первого русского флота в местности, прилегающей к нынешнему собору, на левом берегу Мойки, образовали особое поселение, и для их религиозных нужд была построена у нынешнего Синего моста сначала в 1730 году часовня, а летом 1733 года походная полотняная церковь, то и часовня эта, и церковь были посвящены имени Святителя Николая, заступника утопающих. В 1743 году эта полотняная церковь была заменена постоянной деревянной, существовавшей до 1761 года, времени окончания нынешнего собора. В 1753 году заложен, по указу императрицы Елизаветы, нынешний каменный храм. Так как жители окружающей храм местности были исключительно моряки высших и низших чинов, то поэтому и новый каменный храм строился под наблюдением Адмиралтейств-коллегий и для адмиралтейских морских служителей. Почти всеми работами заведовал состоявший при Адмиралтействе архитектор Чевакинский (ученик Растрелли), и под его руководством собор был воздвигнут необычайно прочно, роскошно и красиво, в стиле Возрождения, замечательно напоминающем все постройки Растрелли. В 1760 году, 5 декабря был освящен главный престол Святителю Николаю (вместе с приделом Иоанна Предтечи), а в 1762 году 20 июля – верхний престол в честь св. Богоявления (вместе с другим приделом св. Димитрия Ростовского). На этом последнем освящении присутствовала сама императрица Екатерина II и тогда же повелела именоваться новому храму собором. Так возник «морской Николаевский собор», и так объясняется его название.
Один из великолепнейших храмов столицы, в первое время уступавший в великолепии только Воскресенскому собору, сначала военный морской – он указывает собой начало морского величия России под покровом великого Святителя, потому что несомненно и здесь, как и во всем, наше отечество обязано всем благословению Божию и предстательству святых угодников. С этим сознанием, очевидно, строился этот великолепный храм. Побуждаемая сознанием этого великая императрица прибыла на торжество освящения его и возвеличила его. То же общее русское православное сознание побуждало и впоследствии все успехи русского флота прежде всего и торжественнее всего ознаменовывать в этом храме благодарением Богу, Его Матери и Его великому Угоднику. Так, в 1770 году, дважды – 28 мая и 14 сентября, в присутствии императрицы, столица благодарственным молебном в этом соборе радостно торжествовала победы своего молодого флота: 28 мая – пленение им морского флота нескольких городов в море, а 14 сентября – истребление им всего турецкого флота при Чесме 24 июля. Поэтому же, наконец, в этом же соборе покровителя русского флота установлено торжественное благодарственное молебствие по поводу этой последней победы 24 июля, и при этом указом 1777 года высочайше повелено к обычному царскому многолетию прибавлять возглашение вечной памяти государю императору Петру I как «основателю русского флота и виновнику морских побед».
Главнейшей святыней этого славного храма Мирликийского Святителя является частица мощей Угодника в маленьком хрустальном (в серебряной вызолоченной оправе) медальоне вместе с частицей мощей св. мученика Александра (I в.). Святые мощи пожертвованы в собор государыней императрицей Александрой Феодоровной в 1847 году 5 декабря. Подлинность их удостоверяется бывшей при них, теперь хранящейся в С. – Петербургской консистории, Латинской грамотой – свидетельством начальника Римской сокровищницы – sacrarii, Иосифа, еп… Порфирского: testamur nos… dono dedisse particulas, caesas ex ossibus s. s. Alexandri m. et Nicolai ep. Mur. Ex aut-enticis monumentis anulsas… – говорит грамота. Кроме того, над каждой частичкой есть латинская надпись на самом медальоне. В 1851 году неизвестный жертвователь соорудил для святых мощей сребро-позлащенную ризу (стоимостью 406 руб.) для ковчега их, и в этом-то ковчеге на аналое они всегда открыты для чествования православных. Перед мощами находятся: подсвечник серебряный с двумя хрустальными лампадками – приношение Святителю (в 1851 году 9 мая) великого князя Константина Николаевича с супругой Александрой Иосифовной за дарование первенца, и вызолоченная серебряная лампадка, на четырех цепях, утвержденных в короне – дар великого князя Николая Михайловича и супруги его Ольги Феодоровны (14 апреля 1859 г.) также в благодарность за дарование им сына.
В этом же соборе кроме того чествуется православными, как особая святыня – храмовая икона Святителя с деяниями его. Усердие богомольцев, притекающих к ней с молитвами Чудотворцу, очевидно уже из ее богатого украшения. Роскошная сребро-злащенная риза ее унизана множеством драгоценных камней – изумрудов (один —12 каратов), бриллиантов, алмазов, топазов, аметистов, аквамаринов и др., пожертвованных в разное время разными лицами, и стоит вся до 1000 рублей. Изображение Святителя также привлекает к себе внимание знатоков-археологов. Чисто греческого письма, сделанное яичными красками, на доске, оно, по их свидетельству, имеет за собой если не самую глубокую, то не менее чем 250-летнюю давность. Мы, впрочем, судить об этом можем уже из того, что драгоценная риза на нее (не считая камней) сделана еще в 40-х годах XVIII столетия, а в нынешний собор она перенесена еще из прежней деревянной церкви. «Помещается этот чествуемый образ в особом резном вызолоченном киоте, подле левого клироса, на западной стороне столба, поддерживающего храмовой свод, на значительном возвышении, с лестничкой к нему».
Замечателен своей исторической судьбой другой образ Святителя в этом храме, небольшого размера и в сребро-злащенной ризе. В 1813 году он был вывезен из Москвы французами и в 1835 году достался одному прусскому подданному, курляндскому уроженцу, золотых дел мастеру – Борнегофу. В том же 1835 году он поднес его императору Николаю I, а государем, по просьбе прихожан собора, образ дарован этому храму.
Иконостас Троицко-Петровского собора
Здесь же в соборе находится еще много икон Святителя, принадлежавших в разное время разным морякам и различным военным и частным морским командам. Эти иконы, свидетели многих событий, бедствий и опасностей, перенесенных прежними их владельцами во время их мореходных трудов, свидетели вместе с тем всех молитв их к Господу и предстателю пред Ним, Его святому Угоднику, являются самым лучшим и очевиднейшим доказательством веры и благоговения русских моряков к Святителю и славы Чудотворца среди них.
Особенно почитается народонаселением столицы, преимущественно лицами, готовящимися к супружескому союзу, икона Святителя Николая, так называемого «обручника», в Троицко-Петровском соборе на Петербургской стороне. И название это, и особенное благоговение к ней главным образом лиц брачующихся объясняется тем, вероятно, что Святитель на ней изображен внутри обручального кольца (или выражаясь точнее, ободка в виде кольца). Образ помещается в соборе с правой стороны у правого клироса, между дверью и окном, в особом позлащенном киоте, на возвышении, и украшен серебряной ризой с позлащенным венцом и изображениями по углам Иоанна Воина, Обретения главы Иоанна Предтечи, св. Анны Пророчицы и преподобной Феодосии.
Многие из петербуржцев, а из почитателей Святителя, конечно, все слышали о так называемом «Николае Труните». Под этим именем в народе известна Крестовоздвиженская церковь на Петербургской стороне в Большой Посадской улице. По церковным документам она называется Никольской, «что в Посадских слободах», «в Посадской улице, что в Трунилове доме». До нее здесь была церковь Рождества Богородицы, образовавшаяся из часовни, построенной с 1710 года в Посадской улице, для принесенной из Москвы Казанской иконы Богоматери. После упразднения этой церкви по причине ветхости (в 1721 г.) прихожане хлопотали о перенесении сюда же, в Посадскую улицу, домовой церкви князя Голицына, находившейся в доме комиссара строительной конторы С. – Петербургской крепости, И. И. Трунилова, что и было исполнено. 26 лет церковь была в этом доме, и потому за ней упрочилось название «Труниловской». Когда она обветшала, поблизости в 1760 году был заложен, а в 1767 году окончен новый трехпрестольный храм с приделом св. Николая и главным престолом Воздвижения Честного Креста. Церковь эта существовала почти до нашего времени. Наконец, в 1884 году заложен и в 1888 г. окончен и освящен с теми же тремя престолами нынешний каменный храм, на средства главным образом частных благотворителей и прихожан.
Такова история этого храма. Среди усердных почитателей св. Николая в столице этот храм более всего известен одним своим образом Святителя.
Крестовоздвиженская церковь в Санкт-Петербурге
Богомольцы с особенной верой прибегают к нему и многие считают его чудотворным.
1) В большом придворном соборе Зимнего дворца в серебряном вызолоченном, с изображением распятия и над ним Спаса Нерукотворенного, кресте (одном из многих), в одном из пяти ковчежцев с святынями хранится перст св. Николая, и кроме того еще одна частица мощей Святителя хранится в образе его, во врезанном вверху его серебряном крестике.
Есть также частицы мощей св. Николая:
2) в церкви Смоленской Божией Матери на кладбище, в иконе Чудотворца, в крестике, врезанном в ней, с четырьмя частицами других святых. Кроме того этот же храм в качестве одной из священных своих древностей хранит один замечательный древний образ Святителя. Св. икона перешла в церковь по завещанию последнего из потомства сибирского купца Филатова, а род его благословил этой иконой святитель Иннокентий Иркутский. Образ украшен богатой серебряной ризой с дорогими камнями и хранится на жертвеннике.
3) в церкви св. великомученика Пантелеймона, в серебряном ковчежце – между мощами других святых угодников.
4) в частном владении священника той же церкви о. Александра Маляревского, вместе с мощами свв. Иоанна Златоустого, Александра Невского, преподобномученицы Анастасии и Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских чудотворцев, в крестике, врезанном в икону с изображением этих же святых угодников.
Кроме того, в церкви св. Симеона Богоприимца и св. Анны Пророчицы обращает внимание любителей старины характером живописи и своей давностью большой образ Святителя с изображением чудес его. Икона, в сребро-злащенной ризе, в особом иконостасе помещается на первой колонне с западного входа в церковь и особенно чествуется прихожанами.
Замечательная и драгоценностью своих украшений, и еще более своей историей икона Святителя хранится также в соборе всей гвардии, во имя Преображения Господня. Средний размером (63 х 54 см) образ окован роскошной ризой, сребро-злащенной, с драгоценными камнями (стоящей 3435 рублей). Украшен он так еще своим прежним владетелем, завещавшим потом образ собору, генерал-адъютантом, генералом от инфантерии Карлом Ивановичем Бистромом, а находящаяся внизу иконы на позолоченной доске надпись объясняет, почему этот генерал проявил на этом образе такое свое усердие и благоговение к Святителю. Мы читаем здесь: «Икона сия в продолжении всех войн и последней с турками в 1878 году находилась с генерал-адъютантом, командующим всею пехотой гвардейского экипажа, генерал-лейтенантом и кавалером Карлом Ивановичем Бистромом Первым, а при крепости Варне, на южной стороне оной, во время атаки, произведенной сильным турецким корпусом под начальством паши Омеро-Врионе, имевшего непременное намерение пробиться в крепость на помощь бывшему в оной гарнизону, и вместе с тем при вылазке из крепости в тыл отряда генерала Бистрома, была на барбете редута № 2. Причем неприятель, в десять раз превосходивший число русских, на всех пунктах отчаянного своего нападения остался побежден с значительной для него потерей. Победа сия впоследствии покорила нам крепость, не знавшую до того победителей, и послужила к успеху благополучного окончания войны». Точно так же сопутствовал образ генералу Бистрому в Польской кампании 1831 года, и если не чудом, то великой радостью было для Бистрома, заменявшей печаль о материальных потерях, то, что икона сохранилась с ним в целости до конца похода. Однажды польские мятежники отбили фургон с имуществом генерала и между прочим с иконой: все ими было разграблено и унесено, но икона оставлена.
Единоверческий храм св. Николая Чудотворца на Николаевской улице
Любопытствующий о всей славе Чудотворца в Петербурге может затем остановить свое внимание на прекрасном храме имени Святителя на Николаевской улице. Храм – единоверческий и построен в замечательном стиле, в виде квадратного двухъярусного четырехугольника с портиками и колоннами со всех четырех сторон каждого яруса, многокупольный. У храма в кампличке, у каменной площадки-постамента всей церкви, помещен над кружкой большой образ Святителя прекрасной древней византийской живописи. Лик св. Угодника невольно останавливает на себе внимание всех проходящих своим величием и выразительностью. Когда же бывает память Святителя, 6 декабря, и около образа делается тиковая палатка, тогда каждый, кажется, православный, идущий мимо, считает своим долгом зайти в эту сень, поставить свечу пред этим образом и приложиться к нему. Стекло рамы на это время отворяется, лобзающий икону прикасается к самому изображению, и лик Чудотворца, не отделяемый уже от взора никакой преградой, под светом множества свечей, кажется, смотрит, как живой, строго-серьезно и вместе с тем глубоко-милостиво.
Мы, наконец, не опишем и не докажем, как следует, всего усердия целой новой русской столицы к Святителю, если не передадим здесь же всего о чудотворной иконе Угодника в Колпинском посаде, в Троицкой церкви военного ведомства. Посад этот находится в 23,5 верстах от Петербурга, на берегу реки Ижоры, впадающей в Неву. Таким образом, святыня эта по-видимому скорее иногородняя, нежели столичная; однако нельзя сказать этого в действительности. Образ этот так известен всем петербургским жителям, так часто и в таком количестве посещается ими, несмотря на расстояние, что мы с полным правом можем говорить о нем, как о принадлежащем Петербургу, присвоенном им себе и явившемся для него. В день 9 мая – престольный праздник в селе Колпино – столичное народонаселение самых разнообразных возрастов, званий и состояний толпами приезжает в посад для чествования Святителя, на пароходах и по железной дороге, которые устраивают в этот день для колпинских богомольцев особые рейсы и поезда. Первую половину дня чуть не каждый час поезда идут в Колпино, вторую – оттуда, и всегда – полные.
Перейдем однако к истории чудотворной иконы и познакомимся с обстоятельствами славы ее.
Образ не блещет внешним видом. Он небольшой (36х 27 см), с изображением чудес Угодника вокруг лика его, в сребро-злащенном окладе и в таком же киоте. Но дивен зато он бывшими от него знамениями. Первое из них, прославившее его, изложено в надписи на ризе его. «1713 года, месяца декемврия в 23 день, – говорится здесь, – на реке Ижоре, на пильной мельнице явился образ Святителя Николая Чудотворца. В том же 1713 году, в ноябре и декабре месяцах, бывшие работные люди при той пильной мельнице, в работе, лежало чревною болезнью и опухолью ножною, т. е. цинготного; и многие работные люди мерли. А в том декабре месяце 22 числа, в нощи, явился сей святой образ Святителя и Чудотворца Николая в больнице работному человеку, Каргопольского уезда, именем Иаков, который лежал такою же болезнью, близь смерти, с прочими больными, и велел свой святой образ с оной больницы снять, понеже оной образ лежал там на земли, никому не ведом и небрегом, и весьма обветшавши. И по свидетельству оного работного человека Иакова оной святой образ поновлен 1714 года, февраля 5 дня, тщанием и радением в бытность при той Ижорской мельнице дворянина Феоктиста Абрамовича сына Вындомского с прочими боголюбивыми мужи, и от того времени оная болезнь престала, и быша здоровы появлением Святителя и Чудотворца Николая образа, иже до днесь всем видим бысть».
Так начавшись, слава образа быстро достигла столицы и повлекла к нему множество богомольцев. Епархиальное начальство не могло, конечно, не обратить внимания на это явление. В 1763 году, при С. – Петербургском архиепископе Гаврииле (Кременецком), в Духовной Консистории производилось дело об открытии и чудотворной силе Колпинского образа, и таковые ею признаны были общенародно. С того времени слава его не уменьшается, а растет до нашего времени.
Икона Святителя Николая Угодника
Особенно прославило образ новое чудо от него, также обследованное и утвержденное Св. Синодом: исцеление от мучительной и безнадежной болезни купеческой жены Глафиры Ивановны Артамоновой – 26 сентября 1858 года, за литургией, в церкви посада, пред образом. «Страдая жесточайшими конвульсивными припадками и не имея возможности ходить, так как одна нога ее была иссохшей, она получила видение, что в день торжества столетия Колпинского храма (3 августа 1858 г.) она исцелится в Колпине, где Святитель Николай ожидает ее для исцеления в последних числах сентября или в начале октября месяца. Прибыв в Колпино 25 сентября, Артамонова вносима была в церковь к вечерне, утрени и обедне. Во время обедни, 26 числа, иссохшая нога ее «налилась», и Артамонова, получив способность ходить, сама, после обедни, понесла икону Святителя в часовню, построенную на месте явления иконы в пяти верстах от церкви. Затем больная исцелилась и от конвульсивных припадков».
Глава 10