Система жертвоприношений
В храме совершались жертвоприношения и проводились другие обряды, связанные с системой жертвоприношений. Священническое законодательство в Библии упоминает пять основных видов жертвоприношений (Лев 1-7): жертва за грех, жертва мирная и т.д. Приятно, что заповеди учитывали финансовый достаток человека: от бедняков требовали меньшего (напр., Лев 5:7-13). Алтарь был местом двух обязательных ежедневных жертвоприношений. Согласно Исх 29:38-42, каждый день следовало приносить на жертвенник двух однолетних ягнят, одного утром, а другого между сумерками и вечером (ср. также Числ 28:4, 8). Кроме того, существовали подробные наставления о приношениях каждую субботу (Числ 28:9-10), каждое новолуние (Числ 28:11-15) и каждый праздник (Числ 28-29). В одних случаях в жертву приносились животные, в других — плоды; часто при этом совершались возлияния. Система требовала, чтобы наличествовали места для животных, оборудование для обращения с ними и средства, чтобы смывать кровь и остатки. Согласно
-[248]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
библейским заповедям, служить у алтаря имели право только священники (Исх 28; Числ 18).
Храмовый культ требовал огромных расходов. Храму иногда дарились подарки, но обычно средства взимались путем податей: ежегодный сбор в половину сикля с каждого взрослого еврея. Исх 30:11-16 говорит о таком налоге во времена скитаний в пустыне (ср. 38:26), а во времена Ездры и Неемии народ решил: «Поставили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потребности для дома Бога нашего: на хлебы предложения, на всегдашнее хлебное приношение и на всегдашнее всесожжение, на субботы, на новомесячия, на праздники, на священные вещи и на жертвы за грех для очищения Израиля, и на все, совершаемое в доме Бога нашего» (Неем 10:32-33). Из Исх 30:11-16, видимо, стали вычитывать указание на ежегодную выплату (ср. 2 Пар 24:4-10), а не на одноразовую выплату в жизни (как эта заповедь понималась в Кумране: см. 4Q159, фрагмент 1, строки 6-7). Как бы то ни было, подать в половину сикля стала обязательной для каждого еврейского мужчины, достигшего двадцати лет. Упоминание о ней есть в Евангелии от Матфея (Мф 17:24-27). После 70 года н.э. всех евреев Римской империи обязали выплачивать ежегодный налог «в пользу Капитолия вместо того, что прежде тот же налог взимался на нужды храма» (Иудейская война, 7.218), то есть на храм Юпитера Капитолийского.
Праздники
Храм бьи центром религиозных празднований. Ветхий Завет содержит заповеди о ежегодном праздничном цикле, а также некоторых других празднованиях. Основной источник информации на сей счет — Лев 23 и Числ 28-29 (см. также Втор 16).
(1) Пасха
Исход из Египта вспоминали каждый год 14-го числа первого месяца. Значительная часть библейских уставов о Пасхе содер-
-[249]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
жится в Исх 12, где они вставлены непосредственно в рассказ о событиях исхода. Приносились в жертву годовалые барашки без изъяна (отобранные для каждого семейства 10-го числа первого месяца). Барашков закалывали, а кровью их мазали косяки домов («...и пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения» Исх 12:23). Исх 12 также подробно объясняет, какой должна быть пасхальная трапеза и из чего она должна состоять.
(2) Праздник опресноков
На следующий день после Пасхи начинался семидневный праздник, также посвященный исходу из Египта. В его первый и последний дни проводились собрания. Исх 12 говорит о Пасхе и опресноках: «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших, ибо кто будет есть квасное, душа та истреблена будет из общества сынов Израилевых» (ст. 18-19). Запрет вкушать квасное связывается со скоростью, с которой израильтяне покидали Египет: «И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу» (12:39).
Это первый из трех паломнических праздников. Дело в том, что всего в году были три случая, когда «должен являться весь мужеский пол пред лицо Владыки, Господа» (Исх 23:17; см. ст. 14-15). В эпоху второго храма это означало паломничество в иерусалимский храм. Не сказано, что Пасха один из таких праздников (ср., однако, Втор 16:2: «и закалай пасху Господу, Богу твоему...на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его»), но большие толпы людей стекались на Пасху и дни опресноков в Иерусалим. Приношения на дни опресноков упомянуты в Лев 23:8 и Числ 28:19-25, где даны подробности.
-[250]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
За разделом об опресноках Книга Левит также упоминает обряд «возношения снопа» (Лев 23:9-14). Точная дата не упомянута, но сказано, что возношение первого снопа жатвы относится к «завтрашнему дню после отдохновения» (Лев 23:11; цит. по пер. И. Шифмана). Со дня «возношения снопа» шел отсчет 49 дней до праздника недель (см. ниже).
(3) Вторая Пасха
Для тех, кто осквернился через прикосновение к трупу или был в дальней дороге во время Пасхи, был предусмотрен дополнительный срок празднования: 14-й день второго месяца (Числ 9:9-12).
(4) Праздник Недель
Название второго паломнического праздника связано с тем, что отсчет его даты велся от дня «возношения снопа»: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу» (Лев 23:15-16). Неясность даты «возношения снопа» приводила к разнобою с празднованием Недель. Скажем, одни праздновали в начале третьего месяца. Автор Книги Юбилеев и кумраниты, считая от 26-го числа первого месяца, ставили праздник Недель на 15-е число третьего месяца. Иными словами, они усматривали в Лев 23:11-16 указание на недельную субботу после праздника опресноков. Другие на основании Лев 23:11 полагали, что обряд «возношения» должен происходить в день после первого дня опресноков, то есть 16-го числа первого месяца («суббота/отдохновение» в данном случае понимается не буквально как еженедельная суббота, а как «праздник» — иногда это значение в Библии встречается).
Автор Книги Юбилеев и кумраниты связывали праздник Недель с заветом, который был заключен с Ноем и обновлен с Авраамом, Исааком, Иаковом и народом при Синае: все эти обряды
-[251]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
происходили в третьем месяце (Исх 19:1). В грекоязычном мире праздник Недель стал известен под названием Пятидесятница на том основании, что он попадает на 50-й день после «возношения снопа». В Деян 2 мы встречаем известную картину: на этот паломнический праздник в Иерусалим сходятся евреи не только из Иудеи, но и из диаспоры.
(5) Первый день седьмого месяца
В раввинистический период 1-го числа седьмого месяца праздновалось новолетие (евр. Рош га-Шана). В библейских текстах и источниках периода второго храма это название не встречается, но ясно, что дата имела особый статус даже в Ветхом Завете. Она обозначена как день покоя и священного собрания (Лев 23:23-25). Числ 29:1-6 указывает, какие жертвы необходимо принести в это время и называет его «днем трубного звука» (ст. 1; см. Лев 23:24).
(6) День Искупления
Лев 16 и другие отрывки датируют День Искупления 10-м числом седьмого месяца. Это не праздник в обычном смысле слова, но день торжественный: «В седьмой день, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришелец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши...» (Лев 16:29-31). Глава описывает приношения и обряды этого дня, единственного дня в году, когда первосвященнику дозволялось входить в святая святых. Искупление проводилось не только для народа, но и для святилища. Известен обряд с двумя козлами: бросались жребии о двух козлах, и один приносился Господу в жертву за грех, а другой предназначался для таинственного Азазела. На последнего козла символически возлагали все грехи Израиля, совершенные за истекший год, и прогоняли в пустыню (ст. 21-22)-
-[252]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
(7) Праздник Кущей
Ровно спустя полгода после праздника опресноков, в конце сбора урожая, израильтяне отмечали праздник Кущей. В древние времена он, видимо, имел большое значение: неслучайно именно в этот праздник был освящен храм Соломонов (3 Цар 8:2, 65-66). Не утратил он значимости и впоследствии. Одно из самых подробных описаний этого праздника в источниках периода второго храма содержится в Евангелии от Иоанна (гл. 7-8). Там слова и действия Иисуса увязаны с обрядами праздника. В ходе одного обряда служители набирали воду из Силоамского источника и приносили ее в храм; именно аллюзией на него звучат слова Иисуса, где он объявляет себя источником воды живой (7:37-39). В ходе другого двор освещался светильниками— таков контекст высказывания о «свете миру» (8:12-59). В какой-то момент еще в ветхозаветные времена к празднику был добавлен восьмой день (Лев 23:36).
(8) Ханука
Как мы уже видели, Хануку учредили Маккавеи в память о новом освящении храма и алтаря после того, как те были осквернены языческим культом. Сразу было определено, что праздник должен длиться восемь дней, начиная с 25-го числа девятого месяца (1 Макк 4:52-59). Длина праздника, возможно, смоделирована по образцу праздника Кущей: 2 Макк называет Хануку «праздником кущей в месяце кислеве» (2 Макк 1:9). Иосиф именует ее праздником света (Иудейские древности, 12.325; см. 2 Макк 1:8). В Ветхом Завете Ханука не упоминается (вероятно, из-за поздней датировки). Нет ее и в кумранских календарях (возможно, из-за ассоциации с Маккавеями).
(9) Пурим
Согласно Книге Есфири, праздник Пурим («жребиев») был установлен в память о спасении евреев от замысла Амана истребить еврейский народ и об их победе над своими врагами. Отмечается
-[253]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
он 14-го числа двенадцатого месяца (см. также 2 Макк 15:36, где он назван «днем Мардохеевым»). В кумранских текстах опять же не фигурирует, как нет среди них и Книги Есфири. Возможно, дело в том, что по 364-дневному календарю Пурим выпадал на субботу.
Хотя эти девять праздников праздновались большинством евреев, кумраниты не признавали Хануку и Пурим, но добавили два праздника первых плодов: праздник вина (3-го числа пятого месяца) и праздник масла (22-го числа шестого месяца). Более того, из-за своего специфического 364-дневного календаря они справляли почти все свои праздники в другие дни, чем остальные евреи.
Иногда в источниках упоминаются и другие праздники, например день взятия иерусалимской крепости при Симоне (1 Макк 13:52; дата — 23-е число второго месяца) или день Никанора (2 Макк 15:36; дата— 13-е число двенадцатого месяца, как раз перед Пуримом). После 70 года они исчезли. Александрийские евреи праздновали день перевода Пятикнижия на греческий язык (Филон, Жизнь Моисея, 2.41-43), а 3 Макк утверждает, что описанное в ней избавление от гонений также было поводом для праздника (6:30-36; ср. Иосиф, Против Аниона, 2.55).
Другие формы богослужения
Не следует думать, что иерусалимский храм был исключительно местом для жертвоприношений. Источники упоминают и о других храмовых службах, а также о других местах, где поклонялись Богу.
(1) Музыка
Из Библии ясно видно, что во времена второго храма музыка была важной частью богослужения. Согласно Числ 10:10, при всесожже-ниях и на праздники следует трубить в трубы. Некоторые источники возводят происхождение богослужебной музыки к Давиду,
-[254]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
сладкоголосому певцу Израилеву. Книги Хроник (послепленные переработки текстов вроде 3-4 Цар, подчас отражающие условия и реалии второго храма) сообщают, что этот великий царь назначил певцов-левитов и музыкантов числом около четырех тысяч, «прославляющих Господа на музыкальных орудиях, которые он сделал для прославления» (1 Пар 23:5). Они должны были «становиться каждое утро благодарить и славословить Господа, также и вечером, и при всех всесожжениях, возносимых Господу в субботы, в новомесячия и праздники по числу, как предписано о них, — постоянно пред лицом Господа» (23:30-31). Три основные группы левитских музыкантов — это сыновья Асафа, Емана и Идифуна, «чтобы они провещавали на цитрах, псалтирях и кимвалах» (25:1; ср. ст. 6-7). Как описывает летописец, на посвящении храма Соломонова участвовали певцы-левиты со своими инструментами, а священники трубили в трубы. Мы даже узнаем некоторые слова хвалы: «Ибо Он благ, ибо вовек милость Его» (2 Пар 5:12-13). Эти слова (видимо, цитата из Пс 135:1?) напоминают, что певцы часто исполняли библейские псалмы: неслучайно имя Асафа упомянуто в названиях Пс 49, 72-82; Емана — в названии Пс 87, Иди-фуна — в названии Пс 76. Также л свитская группа сыновей Ко-реевых (1 Пар 6:22) упоминается в названиях Пс 41, 43-48, 83-84, 86-87. Есть и другие указания на использование псалмов: скажем, Пс 112-117 («Халлель»; ср. Мф 26:30 пар.) пели на Пасху, а «песни восхождения» (Пс 119-133), видимо, были для паломников, восходивших в Иерусалим на три великих праздника. Название Пс 91 определяет его как «песнь на день субботний».
Книги Хроник, Ездры и Неемии часто упоминают о левитских музыкантах и их трудах (напр., 2 Пар 7:6; 8:14; 15:14; 20:19; 23:13, 18; 30:21; 34:12; 35:15; Ездр 2:41, 70; 3:10-11; 7:7; Неем 7:44, 73; 11:17; 22-23; 12:8, 27-29, 36, 42). Одно из ярких описаний содержится в 2 Пар 29:25-30. Царь Езекия
поставил левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами...И стали левиты с музыкальными орудиями Давидовы-
-[255]-
Джеймс Баядеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
ми и священники с трубами. И приказал Езекия вознести всесожжение на жертвенник. И в то время как началось всесожжение, началось пение Господу, при звуке труб и орудий Давида, царя Израилева. И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение. По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нем преклонились и поклонились. И сказал царь Езекия и князья левитам, чтобы они славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца, и они славили с радостью, и преклонялись и поклонялись.
Сирах также возводит музыкальные аспекты богослужения к Давиду: «И поставил пред жертвенником песнопевцев, чтобы голосом их услаждать песнопение [некоторые копии добавляют: "...и ежедневно они пели его хвалы"]. Он дал праздникам благолепие и с точностью определил времена, чтобы они хвалили святое имя Его и с раннего утра оглашали святилище» (47:9-10). Описав жертвоприношения, сделанные первосвященником Симоном при помощи священников, он добавляет: «Тогда сыны Аароновы восклицали, трубили коваными трубами и издавали громкий голос в напоминание пред Всевышним» (50:16). Когда народ падал ниц, «песнопевцы восхваляли Его своими голосами, в пространном храме раздавалось сладостное пение» (ст. 18).
Эту картину музыки с жертвоприношениями дополняют некоторые кумранские тексты. Одно из сочинений называется «Песни субботнего всесожжения». Они расписывают песни по тринадцати субботам одной из четвертей года. Еще один любопытный текст из одиннадцатой пещеры связывает музыку с Давидом и системой жертвоприношений. «ГОСПОДЬ дал ему умный и блестящий дух, и он написал 3600 псалмов и 364 песни, чтобы петь перед жертвенником на ежедневное вечное жертвоприношение, и для всех дней года; и 52 песни для субботних приношений; и 30 песен для новолуний, для праздников и Дня Искупления» (HQPsa 27.4-8).
Источники упоминают о музыке, которая сопровождала особые события, в частности освящение храма Иудой Маккавеем
-[256]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
и его товарищами (1 Макк 4:54 [см. 2 Макк 10:7]; 1 Макк 13:51; ср. также Иудифь 15:14-16:17).
(2) Молитва
Конечно, молились люди и задолго до второго храма, но в наших источниках мы находим особенно большое число молитв в разных формах и контекстах. Неудивительно, что молились во времена бедствия и что такие молитвы часто содержат исповедание грехов (напр., Неем 1:4-11, когда он услышал об ужасных условиях в Иерусалиме; молитва Азарии; молитва Манассии). Молилась Иудифь перед исполнением своего замысла о спасении народа (9:2-14), также и Товит (3:2-6), Сарра (3:11-15) и Товия (8:5-8) (см. также добавление С греческой Книги Есфири о молитвах Мардохея и Есфири; Сусанна 42-43; 1 Макк 4:30-33; 3 Макк 2:1-20; 6:1-15). Некоторые молитвы содержат обзор библейской истории и используют библейские примеры (напр., Ездра в Неем 9:6-37; Даниил в Дан 9:3-15).
Не вполне ясно, существовали ли во времена второго храма фиксированные молитвы. Надо полагать, что, коль скоро центром богослужения был храм, были и молитвы, связанные с храмовыми обрядами. 2 Пар 6, повествуя о молитве Соломона на посвящении храма, неоднократно упоминает о молитвах лицом к храму (6:24, 26, 29, 32, 34-35, 39); Ис 56:7 называет храм «домом молитвы», а Даниил молился лицом к храму трижды в день (6:10; в Деян 3:1 Петр и Иоанн пошли «в храм в час молитвы, в три часа дня»). В Лк 1:10 люди молятся в храме во время каждения. Кладезем информации о развитии иудейского богослужения являются кумранские тексты: среди них много молитв, причем часто привязанных к определенным фиксированным моментам. Например, 4Q503 - собрание вечерних и утренних благословений на каждый день месяца; 4Q504-506 дают богослужебные молитвы еженедельного цикла, а молитвы для праздников содержатся в 1Q34, lQ34bis, 4Q507-509. Могут возразить, что эти тексты принадлежали небольшой сектантской группе, а потому не отража-
-[257]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
ют обычаев, которым следовали остальные иудеи. Однако в них нет ничего сектантского, а потому они вполне могут отражать и широкую практику. Если так, то они показывают развитие фиксированных молитв во времена второго храма. Любопытно, что кумранская община считала свои молитвы (временной) заменой жертвоприношений: «...ради искупления вины преступления и греховного отступничества и ради (Божьего) благоволения к стране, (большего), чем из-за мяса всесожжении и жертвенного жира, ведь возношение словесное ради правосудия подобно приятному (аромату), справедливость и совершенство пути подобны предложению хлебной жертвы благоволения» (1 QS 9:4-5; цит. по пер. К. Б. Старковой).
Синагога
В синагогах совершалось поклонение Богу, не связанное с жертвоприношениями. Они возникли в какой-то момент истории второго храма и служили нуждам еврейского народа в диаспоре, где храм был далеко. Вместе с тем известно, что существовали синагоги и на Святой земле, даже в Иерусалиме. Некоторые источники обозначают еврейские места богослужения греческим словом proseuche («молитва, место молитвы»). Если имеются в виду синагоги, то у нас есть сведения о зарождении их в Египте III века до н.э. (ср. это же слово в Деян 16:13, 16). Новый Завет упоминает синагоги неоднократно как в Палестине (например, Назарете), так и за ее пределами (см. особенно Деяния Апостолов).
Некоторые источники содержат информацию о происходившем в синагогах. У Филона Александрийского в «Особых законах» (2.62) читаем:
Итак, каждый седьмой день в каждом городе открыты тысячи школ здравомыслия, воздержанности, мужества, справедливости и других добродетелей, в которых изучающие сидят тихо, с открытыми ушами и полным вниманием, дабы утолить словами учителя
-[258]-
Глава 3. Синтез: вожди, движения и институты
жажду, и где особо опытный человек встает и излагает, что полезнее всего и что будет способствовать росту блага в жизни.
Здесь подчеркивается педагогическая роль службы. По-видимому, имеются также в виду чтение Писания («слова учителя») и его экспозиция. Аналогичную картину мы находим у Иосифа Флавия:
Он даже не оставил возможности оправдаться неведением, поскольку сделал знание закона самым важным и непременным условием воспитания и повелел слушать его не один раз, не два и даже не несколько раз, но каждую неделю собираться для чтения закона и подробно его изучать. Право же, другие законодатели, сколько я знаю, на это совсем не обращали внимания. (Против Аниона 2.175; цит. по пер. А. В. Вдовиченко)
В Лк 4:16-28 Иисус идет в субботу по обыкновению в назаретскую синагогу. «Он встал, чтобы читать Писание. Ему подали свиток пророка Исайи» (ст. 16-17; цит. по пер. В.Н. Кузнецовой). Очевидно, во время богослужения читались и пророческие книги, а не только закон. Иисус закончил читать; «свернув свиток, отдал его служителю и сел» (ст. 20), а затем стал изъяснять прочитанное (ст. 21; ср. Мф 4:23 и т.д.). В Деяниях апостол Павел ходит в местную синагогу, придя в очередной город. Когда он и его спутники пришли в Антиохию Писидийскую, они последовали своему обычаю (Деян 13:14-49): «И, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия, если у вас есть слово наставления к народу, говорите» (ст. 14-15). Павел откликнулся на приглашение, и его затем «просили говорить о том же в следующую субботу» (ст. 42). Согласно Мишне, одной из постоянных частей синагогальной службы была молитва (Мегилла 4.3).
На Святой земле археологи нашли лишь несколько синагог периода второго храма. Как мы уже знаем, одна из них была в Масаде. Другие найдены в Иродиуме и в Гамле (на Голанских высотах).
-[259]-
Джеймс Вандеркам. ВВЕДЕНИЕ В РАННИЙ ИУДАИЗМ
писания
Многие тексты, рассмотренные нами в главе 2, упоминают о более ранней израильской/еврейской литературе как особо авторитетной. По-видимому, в период второго храма не существовало Библии в нашем смысле слова (т.е. не существовало единого фиксированного корпуса богодухновенных текстов), но, без сомнения, считалось, что некоторые книги содержат божественное учение. Самый очевидный пример — Тора Моисеева, которую часто упоминают Ездра и Неемия, но сюда же относятся многие пророческие книги. Более того, одна из особенностей позднего пророчества в Ветхом Завете состоит в использовании им более древних пророческих текстов.
Иудейский канон Писания был зафиксирован, по-видимому, лишь после гибели Иерусалима в 70 году н.э. Он был трехчас-тным.
• Тора. Включала пять книг Моисеевых: Бытие, Исход, Числа,
Второзаконие.
• Пророки. Сюда входили книги Иисуса Навина, Судей, 1-2 Са
муила [= 1-2 Царств в синодальном переводе], 1-2 Царей
[= 3-4 Царств], Исайи, Иеремии, Иезекииля, а также двенад
цать Малых Пророков (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Ми
хей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия).
• Писания. Включали Псалмы, а также книги Притч, Иова, Руфи,
Есфири, Екклесиаста, Плач Иеремии, Песнь Песней, Даниила,
Ездры, Неемии и 1-2 Хроник [= 1-2 Паралипоменон].
Судя по всему, еще до окончательной формализации канона существовало деление писаний на разделы. Однако ни из чего не видно, что границы этих разделов были четко очерчены.