Женщина сирофиникиянка
Даже в чужих землях молва о Иисусе не дает Ему уединиться. Во время странствия через пределы Тирские (Тир — древний финикийский порт на Средиземноморском побережье к северу от Галилеи) женщина-язычница разыскивает Его с просьбой изгнать беса из ее малолетней дочери. Чтобы избежать огласки, Он пытается отослать ее, сравнивая иудеев, в частности Своих учеников, с детьми, а язычников, в частности ее дочь, — со щенками. Иудеи в тот период не обинуясь величали язычников «псами», но Иисус говорит о «собачках», то есть щенках, в соответствии с возрастом девочки. Не смутившись, женщина хватается за упоминание Иисусом щенков вместо взрослых собак и предлагает считать исцеление своей дочери малой крохой милосердия, которая может достаться и щенкам под столом. Оценив ее остроумие, Иисус объявляет, что бес вышел. Как убеждается женщина, вернувшись домой (дочери с ней не было), Иисус действительно изгнал беса на расстоянии и не произнеся ни слова. См. Мк. 7:24-30
Исцеление глухого и косноязычного человека
странствие на север, на восток и на юг, через Сидон и Десятиградие, возвращает Иисуса к морю Галилейскому. См. Мк. 7:31-37. На чрезвычайную трудность исцеления глухого и косноязычного указывает то, что в данном случае Иисус отводит его от толпы, использует физические средства, бросает взор на небо, вздыхает и произносит целительные слова. Вложение перстов в уши — выразительный жест, который символизирует и означает открывание ушей для слышания; сплевывание, словно освобождение отчего-то во рту, что мешает говорить внятно, — тоже выразительный жест, и — в сочетании с приложением слюны от здорового языка Иисуса к скованному языку глухонемого — помогает освободиться от преграды для речи. Настолько поразительно это чудо, что, несмотря на повеление Иисуса никому о нем не рассказывать, люди, приведшие глухого, предают этот случай гласности.
Насыщение четырех тысяч
Совершается еще одно чудо насыщения, но на этот раз довольно далеко от поселений, где можно было бы купить еды; и хлебов теперь семь, а не пять, рыб — несколько, а не две, число же людей составляет четыре, а не пять тысяч, и остатков набирается семь полных корзин вместо двенадцати (в отличие от Мк. 6:30-44). См. Мк. 8:1-9. Отметим, что опять не выражено никакого восхищения чудом. Кажется, никто даже не заметил, что свершилось чудо.
Никаких небесных знамений
Прибытие на лодке Иисуса с учениками в пределы Далмануфские задает некоторую загадку, поскольку из других источников о Далмануфе ничего не известно. Так как лодка отплыла со стороны Десятиградия (то есть восточного берега моря Галилейского), направилась она, вероятно, на Галилейский (западный) его берег. Где бы это в точности ни происходило, теперь фарисеи требуют от Иисуса знамения с неба, надо понимать — не еще одного из совершенных Им земных чудес, которые они склонны были объяснять данною Иисусу силою сатаны (Мк. 3:22-30), а небесного знака, поданного Богом. Иисус отвечает на их вызов, но не знамением с неба, а краткой отповедью, достаточно впечатляющей, чтобы отмести подобные претензии. Его вздох из глубины души, риторический характер Его вопроса, торжественный вводный оборот перед отказом («Истинно говорю вам») и усиливающая отрицание еврейская идиома в греческом тексте Марка («роду ли сему дастся знамение», что подразумевает: «никаких знамений не будет!») — все это подчеркивает категоричность Его отповеди. См. Мк. 8:10-21. При возвращении на восточный берег Иисус предостерегает учеников относительно «закваски фарисейской и закваски Иродовой», а они понимают это как намек на то, что они забыли взять с собой хлебов. Они ошибаются; однако и Марк не разъясняет, что здесь имелось в виду, поскольк Теперь Иисус и ученики прибывают в Вифсаиду, куда ранее не смогли попасть из-за противного ветра (Мк. 6:45-56). Здесь Иисусу предстоит исцеление слепого, сравнимое по трудности с уже совершенным Им исцелением глухого и косноязычного (Мк. 7:31-37). Опять Он ищет уединенное место и использует слюну как своего рода целительный бальзам. Этот случай труден, потому что исцеление происходит в два приема: 1) Сначала больной может видеть только смутно; люди на расстоянии выглядят для него словно деревья, многочисленные ветки и листья которых сливаются, особенно когда колышутся на ветру подобно мельтешащей толпе; 2) после еще одного возложения рук Иисуса зрение становится ясным даже на расстоянии. Указание идти домой, не заходя в селение, должно показать, что исцеление совершилось: бывшему слепому больше не нужны провожатые, которые отвели бы его домой; он способен сам найти дорогу. См. Мк. 8:22-26у Иисус начинает говорить о другом. Иисус указывает на другую ошибку учеников: они не понимают, что Он чудесным образом создал изобилие хлебов при насыщении пяти тысяч и четырех тысяч человек. Поэтому им не следует думать, будто бы то обстоятельство, что у них только один хлеб на всех, может хоть в малейшей степени заботить Иисуса.
Исцеление слепого
Теперь Иисус и ученики прибывают в Вифсаиду, куда ранее не смогли попасть из-за противного ветра (Мк. 6:45-56). Здесь Иисусу предстоит исцеление слепого, сравнимое по трудности с уже совершенным Им исцелением глухого и косноязычного (Мк. 7:31-37). Опять Он ищет уединенное место и использует слюну как своего рода целительный бальзам. Этот случай труден, потому что исцеление происходит в два приема: 1) Сначала больной может видеть только смутно; люди на расстоянии выглядят для него словно деревья, многочисленные ветки и листья которых сливаются, особенно когда колышутся на ветру подобно мельтешащей толпе; 2) после еще одного возложения рук Иисуса зрение становится ясным даже на расстоянии. Указание идти домой, не заходя в селение, должно показать, что исцеление совершилось: бывшему слепому больше не нужны провожатые, которые отвели бы его домой; он способен сам найти дорогу. См. Мк. 8:22-26
Исповедание Петра
Вблизи Кесарии Филипповой, расположенной довольно далеко на север от моря Галилейского и отличающейся от Кесарии на Средиземноморском побережье, Петр (которого сначала звали Симон — см. Мк. 1:16 и Мк. 3:16) исповедует Иисуса как Христа. Петр выражает тем самым и мнение других учеников. Иисус запрещает им рассказывать об этом. Толпа уже чуть не задавила Его, даже когда думала, что Он — всего лишь Иоанн Креститель, Илия или другой пророк, вернувшийся на землю. Что произойдет, если люди убедятся, что перед ними — не кто иной, как Христос? См. Мк. 8:27 — 9:1. Человеческое, о котором думает Петр, сводится к ожиданиям, что Иисус не примет страдания, а будет править в качестве Мессии. Божие, о котором Петр не думает, состоит в необходимости того, чтобы сначала свершились смерть и воскресение Иисуса.
Предсказание Страстей
Суровость отповеди Иисуса Петру свидетельствует о том, как категорична эта божественная необходимость. В соответствии с нею Иисус призывает людей взять крест свой и следовать за Ним. Слово «крест» здесь подразумевает не весь крест, который слишком тяжел, чтобы его нести, а верхнюю перекладину, которую осужденного нередко заставляли нести к месту казни, встречая по пути град оскорблений от собравшейся толпы. Таким образом, взять свой крест и следовать за Иисусом — означает подвергнуться гонениям, открыто признав себя Его учеником. Предсказание Своей смерти и воскресения, свидетельствующее о Его божественном предведении, Иисус дополняет предсказанием удела тех, кто откликнется на Его призыв, и тех, кто не откликнется. Эти дополнительные предсказания подчеркивают необходимость отклика. И наконец, делается предсказание, что некоторые из стоящих здесь не умрут, пока не увидят, вопреки кажущемуся отрицанию этого события страданиями Иисуса и учеников, как Царствие Божие приходит в силе
Преображение
См. Мк. 9:2-13. Преображение Иисуса является исполнением Его только что сделанного предсказания о том, что некоторые из стоящих рядом увидят, прежде чем умрут, Царствие Божие, пришедшее в силе. Блистание одежд Иисуса и Его беседа с Моисеем и Илией показывают, что приближающиеся страдания Иисуса и учеников не противоречат пришествию Царства Божиего в силе. Об отсутствии такого противоречия свидетельствует и место действия — высокая гора, блистание одежд Иисуса, Его беседа с Моисеем и Илией (единственные в Ветхом Завете лица, которым Бог являлся на горе), страх учеников, глас Бога Отца, глаголющий, что Иисус — Его Сын возлюбленный и велящий ученикам слушаться Его. Запрет Иисуса ученикам рассказывать о том, что они видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет, снова вызван необходимостью избежать скопления толп. Поскольку в Мал. 4:5 сказано, что Илия вернется перед наступлением дня Господня, и поскольку ожидалось, что в этот день произойдет воскресение мертвых, книжники утверждали, что Илия вернется перед воскресением мертвых. Поэтому ученики увидели в предсказании о том, что Иисус воскреснет, причем, по-видимому, до возвращения Илии, возможность противоречия. Иисус отвечает, что Илия и уже приходил в лице Иоанна Крестителя, и еще должен прийти — но не прежде страданий Иисуса; ведь Ему не было бы необходимости страдать, коль скоро Илия уже все вернул бы на свои места, то есть привел бы мир в состояние совершенства.
Изгнание беса
Изумление толпы при виде Иисуса, сошедшего с горы Преображения, наводит на мысль о последних отблесках сияния Его одежд. См. Мк. 9:14-29. Особую трудность изгнания беса в этом рассказе подчеркивают неудача учеников, подробное описание признаков одержимости, приступ в начале исцеления, длительность болезни и частота припадков, многословность повеления Иисуса при изгнании и Его высказывание о том, что только молитва может оказаться действенной при изгнании духов сего рода. Могущество Иисуса, однако, так велико, что Он изгоняет беса без молитвы. Крик и сильные сотрясения, после которых отрок кажется мертвым, пока Иисус не поднимает его, указывают не столько на трудность изгнания, сколько на его успех и окончательность.
Еще одно предсказание Иисусом Своей смерти и воскресения свидетельствует о Его божественном предведении. Невежество учеников оттеняет это предведение, а их страх — признак их благоговения перед Иисусом. См. Мк. 9:30-32.
По возвращении в Капернаум божественная власть Иисуса проявляется в ниспровержении Им общепринятых представлений. Он приравнивает величие к служению, первых — к последним, а верующих детей — к Себе и к Богу. Он утверждает, что человек может быть предан Ему и ученикам, хотя и не ходит за ними. Лучше быть утопленным в море, чем соблазнить верующее дитя совершить грех. Лучше Огонь и соль увечное тело на небе, нежели невредимое — в геенне. Огонь суда прольется на всякого, как соль сыплется из солонки; поэтому старайтесь иметь в себе лучшую соль мирных отношений вместо раздоров со своими собратьями — другими учениками. Не существует возможности обрести мир вне сообщества учеников. См. Мк. 9:33-50.