Святой Дух или веельзевул
Но каково происхождение этой власти? См. Мк. 3:20-35. Иисус имеет в Себе Святого Духа, а не нечистого духа веельзевула (одно из названий сатаны), и поэтому в Его власти обрести Себе новых родственников, вместо того чтобы уступить домогательствам разыскивающих Его родственников по плоти. Они-то, по-видимому, и утверждают, что Он одержим нечистым духом. Их утверждения дополнены обвинением книжников в том, что Он обращается к начальнику бесов для изгнания бесов подчиненных, обвинением, которое, как Иисус с помощью иносказаний показывает в Своем ответе на него, абсурдно в личностном, политическом, бытовом и физическом аспектах. Кроме того, это обвинение, как предостерегает Иисус, представляет собой непростительный грех. (Отметим: верующие в Иисуса, по самому своему определению, никогда не припишут Его власть сатане вместо Святого Духа.)
Притчи
См. Мк. 4:1-34. Здесь Иисус употребляет Свою власть для того, чтобы изложить Свое учение огромной толпе, состоящей как из внешних, так и из Его новых родственников («окружающие Его, вместе с Двенадцатью»; ср. высказывания в Мк. 3:31-35). То, что Он сидит в лодке, соответствует обычной позе древнего иудейского учителя, однако необычная необходимость в лодке вызвана натиском толпы (ср. Мк. 3:9-10). Слово «притчи», хотя способно нести многие смысловые оттенки, в основном означает «сравнения». Притча о семени и земле представляет собой притчу о притчах, в которой отвержение Иисуса некоторыми людьми и признание Его другими сравнивается с определенными земледельчес кими явлениями. Но почему Он вообще говорит притчами? Ответ разделяется на две части: 1) чтобы с осуждением скрыть истину от внешних, которые не откликнулись с верою на Его прямые речи; 2) чтобы с помощью толкования прояснить истину в награду для ближних, которые откликнулись с верою на Его прямые речи. Та тайна, что Бог устанавливает Свое Царство, Свое правление, посредством слова, а не оружия, посредством дел милосердия, а не актов насилия, требует разъяснения; и ближние получают его в уединении благодаря истолкованию притч Иисусом, истолкованию, которое помогает им понять и другие притчи. Согласно этому истолкованию, Божие царствование осуществляется в тех людях, которые воспринимают слово Иисуса сразу, глубоко и безраздельно, а не в тех, кто колеблется, усваивает его только поверхностно и позволяет другим заботам заглушить его72. (Чтобы понять притчу о семени и почве, необходимо знать, что из-за отсутствия достаточно развитой дорожной сети сельские жители зачастую протаптывали тропинки прямо через посевы, что палестинские земледельцы нередко сеяли семена до вспашки поля, что иногда в почве оставались семена прошлогодних терниев, что в почве бывало много камней и что семена, посеянные в тонком почвенном слое, всходят раньше, поскольку тепло, аккумулированное нижележащей скалой, ускоряет проращивание и поскольку такие семена имеют только одно направление для роста. Урожай с количеством собранного зерна, в тридцать раз превышающим посев, то есть сам-тридцать, является средним, урожай сам-шестьдесят — очень хорошим, и сам-сто — исключительным (ср. Быт. 26:12)) Сияние свечи символизирует пояснения Иисуса. Ничто из того, что в притче скрыто для внешних, не остается скрытым для внутренних. Верующие, уже достигшие некоторого понимания, тем самым обогащаются новым пониманием, а неверующие, понимания не имеющие, все глубже погрязают в своем невежестве — точно так же, как в финансовом мире деньги приносят прибыль, а отсутствие начального капитала не позволяет вести дело. Слова Иисуса просвещают и обогащают верующих с могуществом, непостижимым для человека, точно так же, как семя дает плод непостижимым для него образом. И как же велик плод, вырастающий из таких крошечных начатков, — подобно тому, как куст горчицы достаточно велик, чтобы давать тень птицам, хотя семя, из которого он вырос, меньше всех семян! Иисус продолжает произносить такие притчи столько времени, сколько позволяет внимание собравшихся, а затем, в соответствии со Своим обещанием, наедине разъясняет значение всех этих притч внутренним, Своим ученикам.
Чудеса
Далее Марк переходит от ряда притч Иисуса к ряду Его деяний. Первое из них, чудо в природе, свидетельствует о Его власти над ветром и морем, символизирующими разрушительные силы хаоса. Второе, экзорцизм, свидетельствует о Его власти над целым легионом бесов, которые вынудили свою жертву жить в обители мертвых, в гробах, занимаясь самоистязаниями. Третье и четвертое чудо, исцеление и воскрешение, свидетельствуют о власти Иисуса над осквернением и над неизбежностью смерти. См. Мк. 4:35 — 5:43. «Другой берег моря» — это восточный берег озера, именуемого также «море Галилейское». Отправление в путь вечером и сон Иисуса подразумевают ночное плавание. Представляется, что на сопровождающих лодках плыли члены новой семьи Иисуса, те, кто исполняет волю Божию; двенадцать апостолов были в одной лодке с Иисусом (ср. Мк. 3:32-35; 4:10,34).
Усмирение бури
Подробности в описании бури подчеркивают власть Иисуса, усмирившего ее. Страх и неверие учеников сильно контрастируют с Его божественным спокойствием. Разумеется, ученики верят в Него и в Его проповедь в целом; но даже последние чудеса не дали им достаточно веры для такой опасности, как нынешняя. Однако их страх сменяется благоговением, когда ветер и волнение сменяются полным штилем.
Легион
Прибыв на другой берег, Иисус и Его ученики попадают в настоящую страну язычников.73 (В ранних рукописях, в переводах и в трудах отцов Церкви существуют разночтения по поводу того, писал ли Марк о стране Герасинской, Герге-синской или же Гадаринской. Свидетельства в пользу «страны Герасинской » наиболее весомы, однако Гераса находится километрах в пятидесяти от побережья. Гадару отделяет от побережья километров восемь. Гергеса расположена прямо на берегу, и поблизости имеется крутой обрыв, соответствующий упоминанию « крутизны » в рассказе. Более того, фраза о том, что Иисус пошел проповедовать в Десятиградие (Мк. 5:20), по-видимому, свидетельствует в пользу Гергесы, так как Гераса и Гадара принадлежали к Десятиградию (союзу десяти городов), а Гергеса — нет) Упоминание неудачных предшествующих попыток укротить одержимого, который встретил Иисуса на берегу, делает тем более впечатляющим изгнание бесов, осуществленное после этого Иисусом. Попытка защититься от Иисуса, показывая знание Его личного имени («Иисус») и титула («Сын Бога Всевышнего»), дает читателям Марка ответ на недавний вопрос учеников: «Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк. 4:41). Иисус не преуспел в экзорцизме, пока не выяснил, что имеет дело не с одним нечистым духом, а со многими, имя которым «легион». Они предпочли вселиться в свиней, лишь бы не быть изгнанными из той страны. Наличие стада свиней подтверждает, что это была языческая территория, так как Моисеев Закон объявляет свиней нечистыми для иудеев. Утопление свиней, в которых Иисус позволил войти бесам, превращает их изгнание в уничтожение. Страх жителей, которые пришли и увидели, что бывший одержимый теперь не беснуется, а одет и находится в здравом уме, подчеркивает могущество Иисуса. Ту же роль играет и контраст между просьбой бывшего бесноватого быть с Иисусом и его прежней попыткой оградиться от Него, и то обстоятельство, что бывший бесноватый, перевыполняя наказ Иисуса рассказать обо всем домашним, идет и проповедует в Десятиградии.