Чернышевский Николай Гаврилович
1828-1889
Продолжение
Чернышевский сам создавал свой роман как руководство к действию, видел в нем нечто вроде завета. На это указывает подзаголовок. "Из рассказов о новых людях". Понятие нового человека много говорит (взято из Нового завета - Апостол Павел говорит о христианине как о новом человеке). Два типа завета, два типа отношений человека с богом: Ветхий и Новый заветы. Эти два типа отношений с богом изложены в "Слове о законе и благодати". Ветхий завет - закон, система предписаний. Благодать - то, с чем ассоциируется новый завет. Благодать - это нечто вроде творческих отношений человека и бога, религиозное вдохновение. Читатели увидели в романе Ветхий завет. Идеологический роман. Явление стимулирующее, но не воплощающее жизнь. Самый феминистский русский роман. Носителем всего хорошего является женское начало. Ольга Сократовна узнается в Вере Павловне. Памятник Ольге Сократовне.
Е гг
1866(68)-нач 1881г
1866г - Преступление и наказание.
1881г-Смерть Достоевского. Заканчивается эпоха больших романов. 1866г - покушение, начало реакции, закрытие журналов. 1868г- появляются первые народнические работы и организации. 81г- убийство Александра 2 и начало правления Александра 3.
Народническое движение составляет лицо русской жизни. Нечаевское дело (1869г). Речь идет об убийстве. "Народная расправа". Сама фигура Нечаева, который скрылся за границу. История получила гласность. Нечаев - политический авантюрист, исповедующий цинизм и аморализм. Сам характер преступления - убили своего, убеждения которого поменялись. Это убийство бросало зловещий отсвет на революционные группы. В эту организацию входили довольно известные люди: Ткачев, историк Прыжов.
70е гг- Хождение в народ (1874). Власть отреагировала резко. Многих осудили. Следующая волна-жизнь с народом. Люди устраивались кузнецами, учителями, но это тоже заканчивалось плохо, т.е. примерно тем же самым. Причиной неудачи хождения в народ было само устройство общества. Люди, входившие в это движение, испытывали чувство близкое к отчаянию. Создается вторая организация "Земля и воля". 1878г - она раскладывается на две ветви: «Черный передел» (мирные способы изменения положения народа) и «Народная воля» (курс на насильственное изменение, террористические действия). 1877г- начало террора. Вера Засулич стреляла в губернатора Трефонова, ранила его. Отомстила за то, что тот подверг телесному наказанию народника. Была подвергнута суду и оправдана. Это событие показало симпатию общества к террору. Показало двойственность власти. Боязнь издержек (власть не готова). Требование, чтобы правительство не мешало революционной деятельности, но аресты продолжались. Кравчинский (!). 1878г - террор против правительства, которую ведет народная воля. Они выбирают целью царя. Главой правительства становится генерал Лорис-Меликов. Он пытался совместить жесткое противодействие террору с гуманитарными мерами. Он выпустил обращение к жителям Петербурга с просьбой оказать нравственное противодействие террору. На стороне террора было моральное преимущество. Общество было враждебно или равнодушно к царю.
70е-Балканские войны. Общество приняло это близко к сердцу. Скобелев-герой балканских войн, который снискал некоторое народное признание.
Интеллектуальный климат
Накука vs история. Левые vs правые. Левые перестают интересовался наукой. Им важна общественная борьба. Правые слоняются в сторону историософии. Данилевский "Россия и Европа". Соловьев - начало философской работы. Господствующая идеология - Народничество. Труды – «Исторические письма» Лаврова (1868). Два труда J (1870-1871) Азбука социальных наук и «О положении рабочего класса в России». Ряд теоретиков: Ткачев, Михайловский, Кропоткин, Бакунин. Они верили в прогресс умственный и технический. Прогресс совершается благодаря труду народа, который является двигателем и жертвой прогресса, а плодами этого прогресса пользуется маленькая группа людей, а народ ничего не получает. Критически мыслящая личность - вершина прогресса. Эта личность должна понять всю эту ситуацию и ощутить себя в долгу перед народом. Они хотели отдать долг народу. Важна идея общины. Народ может прийти к социализму, не проходы через капитализм. Но все же не любили они теорию. Хотели действовать.
Литература как институт
Журнальный период. Основные журналы эпохи: Отечественные записки. Некрасов совместно с Елисеевым и Салтыковым. Это левый народнический журнал. Ведущий критик - Михайловский. Печатается народническая литература. Главный его оппонент Катков с его Русским вестником. На левом фланге у Современника союзник и конкурент журнал Дело (Благосветлов). Там печатали Ткачева. Журнал стремившийся занять центристскую позицию - Вестник Европы (Стасюлевич). Дневник писателя, выпускавшийся Достоевским. Издание, которое заполнял один человек. Журнал одного автора. Был очень популярен. Продолжали возникать эфемерные славянофильские издания. Например, Заря.
Литературные полемики
Литература никого не интересует даже литературную критику. Что касается самой литературы: время прозы и большого романа. Корпус больших романов написан в 70е. Что касается драматургии: то же самое. Но складывается театр Островского. Поэзию по-прежнему никто не читает. Некрасов - популярный поэт. Печатались эпигоны Некрасова. Расцвет революционной поэзии. Интерес к поэзии - следующая эпоха.