Методические рекомендации по СРС
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА АНАЛИЗА НАУЧНЫХ РАБОТ
При анализе работ ученых-лингвистов необходимо освещение следующих вопросов:
― Историческая эпоха, в которую была создана данная работа.
― Что было достигнуто в этой области до вклада ученого-языковеда?
― Основные положения анализируемых работ.
― Что нового внес автор в данную область лингвистических знаний?
― Практическое и теоретическое значение работы. Использование данных исследований последующими учеными и современными лингвистами. Возникновение школ, течений.
― Личное отношение студента к анализируемому труду и его автору.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2003.
2. Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003.
3. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. – М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2003.
4. Левицкий Ю.А. Общее языкознание. – М.: КомКнига, 2005.
5. Левицкий Ю.А., Боронникова Н.В. История лингвистических учений. – М.: ВШ. 2005.
6. Сусов И.П. История языкознания. – М.: АСТ Восток-Запад, 2006.
7. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка: Учебное пособие. – М Изд-во Флинта: Наука, 2004.
8. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. – М.: Флинта: Наука, 2004.
Дополнительная литература
Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм. — М., 1991.
1. Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М.: Языки русской культуры, 1999.
2. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. — М., 1966.
3. Амирова Т.А. Из истории лингвистики XX века. — М., 1999.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1974.
5. Березин Ф.М. История лингвистических учений. – М., 1984.
6. Березин Ф.М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX – начало XX вв.). — М.: Наука, 1968.
7. Березин Ф.М. История русского языкознания. — М., 1979.
8. Березин Ф.М. История советского языкознания: Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия. — М., 1981.
9. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1979.
10. Блумфилд Л. Язык. — М., 1968.
11. Будагов Р.А. Очерки по языкознанию. — М., 1953.
12. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. — М., 1965.
13. Будагов Р.А. Портреты языковедов XIX–XX вв. Из истории лингвистических учений. — М., 1988.
14. Буслаев Ф.И. Историческая грамматика. — М., 1959.
15. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. — М., 1992
16. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т.1–2. — М., 1963.
17. Виноградов В.В. История русских лингвистических учений. — М., 1978.
18. Головин Б.Н. Общее языкознание. — М., 1983.
19. Звегинцев В.А. История языкознания ХIХ-ХХ вв. в очерках и извлечениях. – М., 1964-1965.
20. История лингвистических учений: Древний мир. — Л., 1980.
21. История лингвистических учений: Средневековый Восток. — Л.,1981.
22. История лингвистических учений: Средневековая Европа. — Л., 1985.
23. История лингвистических учений: Позднее Средневековье. — СПб., 1991.
24. Кацнельсон С.Л. Общее и типологическое языкознание. — Л., 1988.
25. Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974.
26. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. – М., 1979.
27. Курилович Е. Очерки по лингвистике. — М., 1962.
28. Лингвистическая типология: Сборник статей. — М., 1985.
29. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М., Большая Российская энциклопедия, 2002.
30. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. — М.,. 1952. — Т.7.
31. Лоя Я.В. История лингвистических учений. – М., 1968.
32. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. — М., 1938.
33. Мещанинов И.И. Проблемы развития языка. — Л., 1975.
34. Нелюбин Л.Л. Перевод и прикладная лингвистика. — М., 1983.
35. Общее языкознание / Под. ред. А.Е. Супруна. Минск, 1983.
36. Пауль Г. Принципы истории языка. — М., 1986.
37. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М.,1956.
38. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. — М., 1958–1969. — Т. 1-4.
39. Потебня А.А. Слово и миф. — М.: Правда, 1989.
40. Прикладное языкознание. — СПб., 1996.
41. Реформатский А.А. Введение в языкознание. — М., 1996.
42. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. — М., 1990.
43. Сахарный А.В. Введение в психолингвистику: Курс лекций. — ЛГУ, 1989.
44. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. — М., 1993.
45. Смирницкий А.И. Сравнительно-исторический метод и определение языкового родства. — М.1955.
46. Смирнов С.В. Отечественные филологи-слависты серед. 18- нач. 20вв.: Справочное пособие. – М.: Изд-во Флинта: Наука, 2001.
47. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. — М., 1933.
48. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. — М., 1977.
49. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. — М., 1990.
50. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. — М., 1975.
51. Сумерки лингвистики: Из истории отечественного языкознания: Антология, сост. В.Н. Базылева, В.П. Нерознак. – М.: Академия, 2001.
52. Трубецкой П.С. Избранные труды по филологии. — М., 1987.
53. Теньер Л. Основы структурного синтаксиса. — М., 1988.
54. Фортунатов Ф.Ф. Избранные труды, т. 1– 2. — М., 1956.
55. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 1972.
56. Хомский Н. Язык и мышление. — М., 1972.
57. Хрестоматия по истории русского языкознания / Составитель Ф.М. Березин. – М., 1977.
58. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. — М., 1941.
59. Швейцер А.Д. Теория перевода: Статус, проблемы, аспекты. — М., 1988.
60. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — Л., 1974.
61. Языковые универсалии и лингвистическая типология. — М., 1969.
62. Якобсон Р. Избранные работы. — М., 1985.
63. Якобсон Р. Избранные работы: Язык и его функционирование. — М., 1986.
Вопросы к зачету по курсу «Общее языкознание»
1. Проблемы языкознания в древнем мире.
2. Языкознание в средние века.
3. Языкознание в эпоху Возрождения и Просвещения.
4. Открытие сравнительно-исторического метода и становление сравнительно-исторического языкознания.
5. Натуралистическое направление в языкознании XIX века. А. Шлейхер
6.Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта – основателя теоретического языкознания.
7. Логико-грамматическое направление в языкознании XIX века.
Ф.И. Буслаев — крупнейший представитель логико- грамматического направления в России.
8. Психологическое направление в языкознании XIX века.
А.А. Потебня — глава психологического направления в России.
9. Младограмматическое направление. «Принципы истории языка» Г. Пауля.
10. Критика младограмматизма в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в. Социологическое и эстетическое направления в языкознании конца ХIХ – нач. ХХ в.
11. Казанская лингвистическая школа. И.А. Бодуэн де Куртенэ, его вклад в языкознание.
12. Лингвистическая деятельность В.А. Богородицкого и Н.В. Крушевского.
13. Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов — основоположник формально-грамматического направления в русском языкознании.
14. Лингвистическая деятельность А.А. Шахматова
15. Лингвистическая деятельность А.М. Пешковского.
16. Лингвистическая концепция Ф де Соссюра.
17. Пражский лингвистический кружок.
18. Датский структурализм.
19. Американский структурализм.
20. Советское языкознание 1918-1950-х гг., его главные особенности.
21. Научные заслуги академика В.В. Виноградова.
22. “Новое учение о языке” Н.Я. Марра, его критика.
23. Лингвистические взгляды Л.В. Щербы.
24. Современные направления лингвистических исследований.
Форма отчетности по СРС:
1. Конспекты по указанным темам
2. Доклады по указанным темам.
3.Составление таблицы данных
Контрольные тесты
по курсу «Общее языкознание»
Контрольное задание № 1
1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Индии?
а) Аристотель;
б) Панини;
в) Марк Теренций Варрон.
2. Основоположниками какого лингвистического метода были ученые-германисты Ф. Бопп, Я. Гримм, Р. Раск?
а) описательного;
б) сравнительно-исторического;
в) компонентного анализа.
3. Вильгельм фон Гумбольдт является...
а) представителем натуралистического направления в языкознании;
б) автором работы “Немецкая грамматика”;
в) основоположником общего языкознания.
4. Для кого из выдающихся лингвистов характерен психологический подход при анализе языковых явлений?
а) А.А. Потебня;
б) Шлейхер;
в) Ф.И. Буслаев.
5. Кто из ученых-лингвистов определял фонему как обобщенное выражение всех антропофонических свойств звуков, как фонетический тип?
а) Л.В. Щерба;
б) Н.С. Трубецкой;
в) И.А. Бодуэн де Куртенэ.
6. Ф.Ф. Фортунатов - представитель...
а) Казанской лингвистической школы;
б) Московской лингвистической школы;
в) Харьковской лингвистической школы.
7. Укажите основную лингвистическую работу А.М. Пешковского.
а) “Русский синтаксис в научном освещении”;
б) “Сравнительное языкознание”;
в) “О частях речи”.
8. Какую школу структурализма называют функциональной лингвистикой?
а) Датскую школу;
б) Пражскую школу;
в) Американскую школу.
9. Кто из представителей Пражского лингвистического кружка выдвинул понятие о смыслоразличительных оппозициях?
а) Б. Трнка;
б) Н.С. Трубецкой;
в) В. Матезиус.
10. Н.Я. Марр является...
а) автором книги “Общее языкознание”;
б) основоположником “нового учения о языке”;
в) известным фонетистом и фонологом.
Контрольное задание № 2
1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции?
а) Панини;
б) Дионисий Фракийский;
в) Махмуд Кашгарский.
2. Кто из представленных ученых ввел санскрит в научный обиход?
а) Вильям Джонс;
б) И.Ю. Скалигер;
в) Ж.-Ж. Руссо.
3. Представители какого лингвистического направления рассматривали язык как биологическое явление?
а) младограмматического;
б) формально-грамматического;
в) натуралистического.
4. Какая из перечисленных работ принадлежит Ф.И. Буслаеву?
а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”;
б) “Историческая грамматика русского языка”;
в) “Мысль и язык”.
5. А.А. Потебня – представитель...
а) Московской лингвистической школы;
б) Харьковской лингвистической школы;
в) Казанской лингвистической школы.
6. Представителями какого лингвистического направления были Г. Пауль, А. Лескин, К. Бругман, Б. Дельбрюк?
а) формально-грамматического;
б) младограмматического;
в) натуралистического
7. Основная работа А.А. Шахматова имеет название...
а) “Синтаксис русского языка”;
б) “Сравнительное языкознание”;
в) “О частях речи”.
8. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра?
а) антиномия объективного и субъективного в языке;
б) антиномия индивидуального и коллективного;
в) антиномия языка и речи.
9. Кому из ученых-структуралистов принадлежит учение о знаках и фигурах?
а) Л. Блумфилду;
б) Р.О. Якобсону;
в) Л. Ельмслеву.
10. Какая из указанных работ принадлежит Н. Хомскому?
а) “Основы структурного синтаксиса”;
б) “Члены предложения и части речи”;
в) “Аспекты теории синтаксиса”.
Контрольное задание № 3
1. Проблемы отношений между вещами и их именами и о взаимоотношениях самих слов (аналогия или аномалия) волновали ученых...
а) древней Индии;
б) древней Греции;
в) древнего Рима.
2. Для какой из перечисленных ниже грамматик характерно отождествление логических и языковых категорий?
а) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова;
б) “Русская грамматика” А.Х. Востокова;
в) “Грамматика Пор-Рояля А. Арно и К. Лансло.
3. Кому из лингвистов принадлежит знаменитая формула: “Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное”?
а) Я. Гримму;
б) В. фон Гумбольдту;
в) Ф. де Соссюру.
4. Ф. И. Буслаев – представитель...
а) логико-грамматического направления;
б) натуралистического направления;
в) психологического направления.
5. Какая из представленных работ принадлежит Г. Паулю?
а) “Сравнительное языкознание”;
б) “Мысль и язык”;
в) “Принципы истории языка”.
6. И. А. Бодуэн де Куртенэ – представитель...
а) Казанской лингвистической школы;
б) Московской лингвистической школы;
в) Харьковской лингвистической школы.
7. Какая из указанных антиномий представлена в учении Ф. де Соссюра?
а) антиномия понимания и непонимания;
б) антиномия индивидуального и коллективного в языке;
в) синхрония и диахрония.
8. Основоположником дескриптивной лингвистики является...
а) Л. Ельмслев;
б) Л. Блумфилд;
в) В. Матезиус.
9. Представители какой школы структурализма развивали фонологические принципы учения И.А. Бодуэна де Куртенэ?
а) Пражской школы;
б) Американской школы;
в) Датской школы.
10. Л.В. Щерба является...
а) автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове) “;
б) основателем ленинградской фонологической школы;
в) основоположником “нового учения о языке”.
Контрольное задание № 4
1. Проблема создания международных языков волновала ученых....
а) античности;
б) эпохи средневековья;
в) эпохи Просвещения.
2. Какая из указанных антиномий представлена в учении В. фон Гумбольдта?
а) синхрония и диахрония;
б) парадигматика и синтагматика;
в) индивидуальное и коллективное в языке.
3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания в России связано с именем...
а) А.Х. Востокова;
б) Ф.И. Буслаева;
в) А. А. Потебни.
4. Представители какого лингвистического направления преувеличивали роль истории для языкознания?
а) натуралистического;
б) младограмматического;
в) формально-грамматического.
5. Автором какой лингвистической работы является И. А. Бодуэн де Куртенэ?
а) “Фонема”;
б) “Мысль и язык”;
в) “Рассуждение о славянском языке”.
6. А.М. Пешковский, А.А. Шахматов, Ф.Ф. Фортунатов - представители...
а) Казанской лингвистической школы;
б) Московской лингвистической школы;
в) Харьковской лингвистической школы.
7. Кто из перечисленных лингвистов был одним из последователей Ф. де Соссюра?
а) А.А. Шахматов;
б) Ш. Балли и А. Сеше;
в) Н.Я. Марр.
8. Представителями какой школы структурализма были З. Харрис, Б. Блок, Ч. Хоккетт?
а) Пражской школы;
б) Датской школы;
в) Американской школы.
9. Кто из представленных лингвистов был ближайшим учеником Н. Я. Марра, основоположника “нового учения о языке”?
а) В.В. Виноградов;
б) И.И. Мещанинов:
в) Л.В. Щерба.
10. Автором работы “Синтаксические структуры” является...
а) Э. Бенвенист;
б) Е. Курилович;
в) Н. Хомский.
Контрольное задание № 5
1. Кто из перечисленных ниже ученых был знаменитым языковедом древней Греции?
а) Яска;
б) Аристотель;
в) Махмуд Кашгарский.
2. Первой нормативно-стилистической научной грамматикой русского языка является...
а) “Славенская грамматика” Мелетия Смотрицкого;
б) “Грамматика словенска” Лаврентия Зизания;
в) “Российская грамматика” М.В. Ломоносова.
3. Кто из представленных лингвистов изображал развитие языков и их отношение друг к другу в виде родословного дерева?
а) А.Х. Востоков;
б) А. Шлейхер;
в) В. фон Гумбольдт.
4. Ф. И. Буслаев – автор работы...
а) “Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков”;
б) “Принципы истории языка”;
в) “О преподавании отечественного языка”.
5. Представителями какого лингвистического направления были Г. Штейнталь, А.А. Потебня?
а) психологического;
б) младограмматического;
в) формально-грамматического.
6. Для какого из указанных лингвистов характерен “атомистический” (изолированный) подход к языковым явлениям?
а) Ф. де Соссюр;
б) И.А. Бодуэн де Куртенэ;
в) Г. Пауль.
7. И.А. Бодуэн де Куртенэ является...
а) автором работы “Сравнительное языкознание”;
б) основателем Казанской лингвистической школы;
в) представителем натуралистического направления.
8. Представителями какой школы структурализма были Н.С. Трубецкой, Р.О. Якобсон?
а) Американской школы;
б) Пражской школы;
в) Датской школы.
9. В.В. Виноградов является...
а) Автором работы “Русский язык (Грамматическое учение о слове)”;
б) известным фонетистом и фонологом;
в) основоположником “нового учения о языке”.
10. Кто из представленных ученых является представителем Московской фонологической школы?
а) Л.В. Щерба;
б) М.И. Матусевич;
в) Р.И. Аванесов.