Еще новые памятники славы и чудеса могущества и милосердия Святителя Николая (преимущественно XVIII–XIX вв.) на северо-западе, юго-западе и юге Европейской Руси
С началом XVIII века в истории нашего отечества начинается новая эпоха. Усилиями энергичного царя Петра Великого было покончено дело многих царей-предшественников – упрочение внешнего могущества земли Русской. Прошли те времена, когда даже святые угодники и подвижники ее являлись настоящими воинами за свою родину, когда они благословляли на битву с врагами или сами надевали латы, являлись заложниками и ходатаями пред врагами или становились на стены крепостей и делались защитниками их. Припомним Сергия Радонежского, его иноков Пересвета и Ослябю, митрополитов – Петра, Алексия и Иону, патриархов Гермогена и Филарета, иноков Дионисия, Авраамия и многих других. Прошло это время для нашего отечества, когда даже церковь, религия и ее служители – носители мира и любви – должны были ожесточаться и враждовать, чтобы защищать невинных от злобы иноплеменников, и когда имена славнейших его святых небесных и земных предстателей были почти всегда связаны с какими-нибудь ратными, воинскими подвигами. Вместо того эти небесные силы Церкви всецело сосредоточиваются теперь на врачевании телесных и душевных недугов мирной жизни нашего отечества. Церковь учит, благоустрояет, утешает, укрепляет в мирной борьбе, помогает своими благодатными средствами, действующими незримо, но сильно. В борьбе со стихиями мира сего она по-прежнему творит молитвами и силами вечных своих небесных предстателей, угодников Божиих, новые чудеса помощи человечеству в болезнях, опасностях, бедствиях и во всяких земных превратностях. Кто исчислит их – случаи этих превратностей, никогда не покидающих, в дни самого безмятежного счастья, ни одного человека? Живой вере христианина и небесной силе Церкви здесь вечный повод для постоянного взаимообщения.
Поэтому же и благодеяния Чудотворца теперь уже не связываются с бурными событиями Русской земли, а только с явлениями обычной и вечной немощи человечества в борьбе с природой и всевозможными телесными и душевными недугами. В бесчисленных местах нашего отечества, раскинувшегося теперь на необъятном пространстве Азии и Европы, бесчисленное множество лиц разных возрастов, званий и состояний с разными нуждами: больные, утопающие, замерзающие, в разных несчастиях, при пожаре, голоде, море и всякие другие, находящиеся на краю гибели и в разных бедствиях – обращались и обращаются к нему с молитвой об особенной помощи и – по вере – неисчетное число раз получали и получают ее от милостивого Святителя. Конечно, нет ни одного уголка – города или села – в нашем отечестве, где бы не могли поведать о каком-нибудь благодеянии, оказанном кому-либо Угодником! Где же указать всех облагодетельствованных, знать все места и обстоятельства этих благодеяний?! Мы можем поэтому назвать из них только места и лица, перечислить случаи – далеко известные милостями Чудотворца или обнародованные. И таких примеров у нас много, примеров милосердия, силы и славы Чудотворца и любви, веры и благоговения к нему русского народа.
Север и юг, запад и восток Руси, каждая область и почти каждая епархия сообщают нам об этом что-нибудь, все богаты милостью Святителя. Безразлично, откуда и с чего мы начнем новую главу летописи о славе и милосердии Чудотворца, и о страданиях и изливаемом в них Угодником утешении человечеству. Начнем с обзора епархии младшей, но правящей столицы.
Колпинская чудотворная икона св. Николая
Петербургским жителям известна и особенно почитается ими не одна Кол пинская икона Чудотворца. Кроме нее, как к чудотворному, многие из них прибегают также к образу Святителя в селе Никольском (верстах в 50 от Петербурга), в церкви имени Чудотворца. Замечательно, что этот образ, как и другой, почитаемый чудотворным, Валаамский, – резной из дерева, подобие Можайского, также с мечом (серебряным) в правой руке Святителя и градом (или храмом сребро-злащенным) – в левой. Так распространены на Руси образа Святителя этого вида и так они прославлены в народе чудесной силой. Размером однако он значительно меньше Можайского (43x31,5 см). Сверху по обыкновению усердием богомольцев он обделан сребро-злащенной ризой с украшениями; а митра и омофор Чудотворца сделаны из жемчуга. История образа, конечно, необычная, нам известно о ней следующее.
Находившийся сначала в местной часовне, потом в храме, впоследствии, когда было запрещено держать в церквах резные иконы, образ был вынесен в кладовую при церкви села. Долго, судя по времени первого запретительного о резных иконах указа (1722 г.), оставался он здесь. Однако Богу, прославляющему Своих святых, неугодно было оставить его забытым навсегда. Местная запись передает, что особые чудесные события заставили вспомнить о покинутом изваянии Угодника Божия и превратили его в святыню и утешение села и далеких окрестностей.
а) В 1773 году в село Никольское приехал один крестьянин, по имени Онисим (фамилия неизвестна), для заработков из Тотьмы (Вологодской губернии) и здесь тяжело заболел, так что потерял уже надежду на выздоровление. Этому несчастному во время его болезни явился во сне св. Николай и велел болящему взять его образ из церковной кладовой и, по совершении молебна в доме, поставить его в церковь. Потом явление повторилось. Когда Онисим сообщил о видении окружавшим его лицам, хозяева дома, где жил он, стали просить священника исполнить волю болящего. Но священник, недавно поступивший сюда, уверял, что такого образа в церкви нет. Тогда Святитель снова явился болящему и точно указал место, где находится образ. Образ был найден и, после молебна Святителю, поставлен в церкви, между тем как больной вскоре выздоровел. Таково было первое чудо, положившее начало славы образа. Затем несколько не менее славных деяний Святителя еще умножили славу его.
б) Так, в 1800 году одному стряпчему города Кронштадта, больному ногами, явился во сне какой-то старец и сказал ему: «Если дашь обещание сходить в село Никольское, поклониться чудотворному образу св. Николая, и исполнишь это обещание, то получишь исцеление». Стряпчий дал обещание, действительно выздоровел и, прибыв в Никольское, в резном изображении Угодника узнал старца, являвшегося ему во сне.
Вот еще поучительный случай.
в) В мае 1804 года некто Василий Герасимов Евагренков, при проезде через Тоску, увидел, что через реку строится мост, и со смехом стал говорить рабочим: «Сколько вы трудитесь и приготовляетесь к празднику (9 мая), а и весью ваш Угодник Николай
3Даршина». Только успел он сказать это и переправиться через реку, как лошади его бросились к ручью, тележка опрокинулась и сам он переломил себе ногу. Четыре месяца страдал он и постоянно кричал: «Прости меня, отче Николае! Я виноват пред тобой», и только тогда прекратилась его болезнь, когда в его доме был отслужен молебен пред иконой Святителя, принесенной из храма.
г) Странник Леонтий Иванов, живший в Троицко-Сергиевой лавре, два раза видел во сне Угодника Николая, который говорил ему: «Вот ты готовишься выступить в путь, но прежде отыщи меня в резном виде, на Плитной Ломке («Плитная Ломка» – так называется еще село Никольское, потому что здесь выламывают бутовую плиту для приготовления из нее извести путем обжигания), и потом уже отправляйся». Странник исполнил волю Святителя 23 марта 1835 года.
д) Олонецкой губернии, Повенецкого уезда, погоста Тульзы, дочь крестьянина Тихона Харлампиева, девица Мария, долго и напрасно лечилась от тяжкой болезни. Однажды ей явился св. Николай в том виде, как он изображен в церкви села Никольского, и велел, отыскав его образ, отслужить пред ним молебен. Почувствовав облегчение, Мария отправилась с отцом своим в путь и, после долгих расспросов, попала в село Никольское и нашла в церкви резную икону Угодника. Это было в Великом посту 1843 года.
е) Олонецкой губернии, Лодейнопольского уезда, деревни Пустоши, девица Параскева Яковлева Антонова четыре недели тяжко страдала. Отцу ее посоветовали сходить на Плитную Ломку и отслужить молебен св. Николаю. Когда отец ее дал обещание, дочь его исцелилась и, вместе с отцом, прибыла в село Никольское 22 апреля 1845 года.
Неудивительно после этого, что в 1819 году сам император Александр Павлович намеренно посетил село Никольское для поклонения чудотворному образу.
Кроме того, в напрестольном восмиконечном сребро-злащенном кресте Никольского храма с частью животворящего древа хранится и часть мощей Святителя Николая.
Красиво расположен в Новой Ладоге при впадении Волхова в Ладожское озеро и при устье канала Александра II Никольский собор. Довольно древний, сооруженный еще в 1704 году, по упразднении Медведевского Староладожского монастыря, собор окружен рвом и земляным валом и напоминает прежние времена борьбы со шведами, теперь отброшен иными далеко от этого края. Для местных жителей однако собор дорог больше всего его главной святыней – древним чудотворным образом Святителя Мирликийского. Неизвестно, когда, где и как прославился этот образ. В настоящее время место его пребывания замечательно. Он хранится не в храме, а снаружи его, на восточной стороне, высоко вверху. Туда к нему устроена винтовая чугунная лестница, и граждане считают своим священным долгом подниматься к славной иконе для усердной молитвы Святителю, особенно в затруднительных обстоятельствах или пред начатием какого-нибудь важного дела.
Собор св. Николая в Новой Ладоге
В Лужском уезде в одной версте от села Заполья есть часовня с образом Чудотворца, по убеждению всех окрестных жителей, чудотворным. По преданию, образ, неизвестно когда, явился 9 мая, и с того времени в этот день ежегодно сюда бывает особенное стечение народное, и пред иконою служится молебен с водоосвящением. Богомольцы усердно припадают к образу; а как веруют в него, можно судить по тому их мнению, что со всяким, кто не бывает в этот день у службы Святителю, непременно случится несчастие.
В самом селе Заполье в Георгиевской церкви его, на престоле, хранится частица мощей Святителя в небольшом сребро-злащенном крестике среди других частиц святых.
В Старо-Ладожском Николаевском монастыре, в храме святителя Николая, чудотворным почитается местный образ Святителя. Икона древнего письма, большого размера (164,5 х 138,5 см), в серебряной ризе (весом 16 кг), изображает Святителя в митре и с Евангелием, во весь рост (по сторонам события из жизни и чудеса его), и составляет один из драгоценнейших предметов обители уже только по одной своей древности, не говоря о ее славе. Вместе с немногими другими иконами она представляет собою остаток от первого древнего Ладожского монастыря, уцелевший до нас от всех опустошений, пожаров и грабительств шведов.
Одна из двух церквей погоста Кусяги, Новоладожского уезда – Николаевская. В ней есть образ Святителя (с деяниями) в новой сребро-злащенной ризе. Икона эта – не чудотворная, не прославленная истекшими от нее дивными знамениями; тем не менее для местных жителей она всегда будет особенной святыней по следующему связанному с ней воспоминанию о чудесной милости Чудотворца одному местному жителю, лесопромышленнику, Тимофею Филиповичу Луковицкому. Несколько лет тому назад этот Луковицкий весной по обыкновению приступил к сплаву леса вниз по реке Кусяге. В реке в тот год по малоснежности зимы было мелководье, и сплавляемый им лес уже верст за 10 до реки Сяси вдруг остановился. Бессильный в постигшем его горе Луковицкий обращается с просьбой о помощи к Святителю Николаю и получает утешение. Как бы в ответ на его молитву, тотчас пошел проливной дождь, вода поднялась, и лес снова поплыл по течению к месту своего назначения. Купец не мог не видеть в этом особенной милости к себе Чудотворца и тогда же в благодарность за нее сделал указанную ризу на образ Угодника в селе Кусяги, – до того времени икона была без ризы. Кроме того в 1883 году, при перестройке погоста Николаевского храма, он же пожертвовал с этой целью 300 бревен.
Слава чудес и благодеяний Святителя связана почти со всеми священнейшими местами нашего отечества. Кто русский православный не знает об острове Валааме, Валаамской обители, и почивающих в ней ее первоподвижниках, чудотворцах Сергии и Германе? Кто не слыхал о процветающем в этой обители до сих пор подвижничестве и святой простоте жизни ее иноков, строгостью своей соответствующей суровым красотам окружающей их природы? И в этом святилище, вместе с именами его чудотворцев чтится и память Мирликийского Чудотворца, и есть особое место и особый священный памятник этого чествования – имеется в виду скит св. Николая с храмом Святителя, а в храме – резной чудотворный образ его.
Общий вид Николаевского Старо-Ладожского монастыря
Живописно расположилась обитель Валаамская со своими многочисленными скитами по островкам Ладожского озера. На одном из этих островков, лежащем при самом въезде с озера в монастырский залив, на левой стороне, находится скит св. Николая. Прежде, до построения здесь храма Святителю, остров этот назывался Крестовым. Вершину его издавна осенила одна только каменная часовня имени Святителя с четырьмя окнами во все стороны. В темные и бурные ночи в этой часовне зажигался фонарь и, видный далеко на все четыре стороны, по общему признанию мореходов, служил прекрасным руководящим и спасательным маяком для всех судов. Но в 1853 году с. – петербургский купец Н. А. Солодовников построил здесь храм Чудотворцу, и с того времени, особенно после того, как в этом храме был помещен образ Святителя Николая, этот скит и этот храм – одно из священнейших мест обители.
Образ Святителя составляет главную святыню скита, имеет дивное прошлое, всеми признается чудотворным и привлекает к себе всех богомольцев, посещающих Валаам. Поэтому расскажем, что знаем о нем, подробнее.
Образ представляет собой большую, во весь рост, вырезанную из дерева фигуру Святителя, – известного уже нам по многим описаниям Можайского типа. Выражение лица Святителя на образе самое строгое. Ноги его обуты в суконные, вышитые шелком и бисером сандалии; к ним и прикладываются богомольцы. По преданию, образ весьма древнего происхождения. Когда, однако, кем сооружен он был и как попал в эту обитель, с точностью неизвестно; несомненно только, что он здесь издавна. По прежним монастырским записям – раньше он помещался в вышеописанной часовне. Можно думать, что эти записи говорят не о самой древней истории образа. Древнейшая судьба его, по рассказам, была другая и очень печальная, напоминающая собой уже рассказанное нами об образе Святителя в селе Никольском. Сначала он находился в одной из церквей обители, неизвестно точно – в какой. Потом, когда Св. Синод обратил внимание на распространение резных икон, запрещение держать их в храме коснулось и его. Он был вынесен из церкви и помещен в одной из монастырских часовень; когда же затем и эта последняя вследствие разных перестроек была разрушена, образ Святителя остался совсем без помещения; его прислонили к стене в одном из дальних углов церковной ограды и скоро о нем совсем забыли. Долго находился здесь образ, никому не известный, и только очень недавно напомнило о нем следующее событие. Как раз против того угла, где стоял образ, на противоположной стороне церковной ограды, находилась церковная монастырская кружка. В одну темную осеннюю ночь кто-то задумал ее украсть, но лишь злоумышленник коснулся ее, вдруг страшно закричал и упал около кружки на землю без чувств. Прибежавшему на крик его церковному сторожу горе-похититель, когда пришел в себя, рассказал, что лишь только он взялся за кружку с целью похитить ее, вдруг из стены вышел какой-то старец и удержал его за руку, от чего он в страхе закричал и упал в беспамятстве. Иноки Валаамские поражены были этим, очевидно, чудесным происшествием, но они уже забыли об образе Святителя и не постигали поэтому причины чуда. Чтобы объяснить его, они пошли осматривать место ограды с внутренней стороны церковного двора. Каково же было их изумление и трепет, когда они здесь нашли недостойно покинутое священное изображение Угодника! Тотчас все произошедшее с грабителем стало ясно. С благоговением и радостью они поспешили восстановить в чести забытый образ и поместили его снова в храме.
В настоящее время образ стоит за левым клиросом храма, в деревянной, резной, вызолоченной нише, украшенной по сторонам такими же колоннами, а наверху балдахином. Литургия совершается в этом храме Святителя только летом; зимой служба бывает в другой скитской недавно выстроенной теплой церкви; желающих же поклониться образу Чудотворца в летнее время привозят сюда, немедленно после прибытия в обитель, на больших монастырских лодках. После молитвы Угоднику Божию по выходе из храма благочестивому поклоннику здесь представляется новый повод к прославлению Создателя, когда с высокого открытого места у храма Чудотворца пред глазами его развертывается чудный вид на уходящее в даль безбрежное Ладожское озеро.
Скит св. Николая в Валаамском монастыре
Из этих, сравнительно недавно прославленных Угодником, святых мест спускаемся к югу, в древнейшие русские области, Новгородскую и Псковскую. Мы помним из первых глав, что в этих областях вместе с Киевской прежде всего прославилось имя Святителя. С тех древних времен до самых последних сохранилось здесь особенное благоговение новгородцев и псковитян к Святителю, как об этом свидетельствует нам до сих пор не одна чествуемая ими чудотворная икона его.
Помимо вышеописанного знаменитого образа Святителя – Дворищенского, в Новгороде издавна почитаются чудотворными:
а) настенная икона Угодника, изображающая его в рост, над бывшими кремлевскими Владимирскими воротами, судя по времени построения прежней церкви этих ворот (по Новгородской летописи 1311 г.), очень древняя.
б) икона Чудотворца в Николаевской часовне, пристроенной к одной из башен городской стены. Ни в летописях Новгородских, ни в предании устном мы ничего не находим об обстоятельствах ее прославления, даже не можем судить точно о ее древности. Единственным основанием для последней может служить надпись на большом находящемся под иконой кресте, вделанном в стену: «в лето 6752 (1244)». Таким образом, если происхождение одного из этих священных изображений связано с происхождением другого, – то образ имеет за собой глубокую древность. Святитель на нем представлен во весь рост, в древнеепископском одеянии, обычно с именословным благословением правой руки и Евангелием в левой, с изображениями по сторонам Спасителя и Божией Матери, Антония Римлянина и Варлаама Хутынского в облаках. Сверху он украшен серебряной ризой (весом около 35 кг, устроенной в 1850 году на соборную сумму).
в) находящаяся над входом в церковь св. Иоанна в новгородском архиерейском доме. О славе ее нам гласит только следующая надпись на сребро-злащенной дощечке внизу иконы: «В лето 7174 (1665) году в декабря 1 день обложен сей
чудотворныйобраз Николы чудотворца Корельского вновь повелением великого господина, преосвященного Питирима, митрополита Новгорода и Великих Лук». Образ – среднего размера, действительно – в басменном окладе, со сканным венцом на Святителе, с изображением и деяний его. По письму, судя по словам преосвященного Макария, – XVI века. Неизвестно только достоверно, что значит название его – Корельский. Высокопреосвященный объясняет его в том смысле, что образ принесен сюда из Корельского монастыря по его возобновлении.
г) В летописях XV века упоминается еще о чудотворной иконе Святителя на Никитской улице (может быть, в бывшем приделе церкви св. Николы) – в 1470 году; но где она теперь, куда делась, ничего нам не известно.
Кроме того укажем на замечательные по своей древности образа Святителя:
д) в Сковородном монастыре письма XIII века, бывший храмовой известного нам Николо-Липенского монастыря (177,5 х 126,8 см). Судя по надписи, образ написан в 1294 году и поновлен в 1556 году. Несмотря на это обновление, икона до сих пор, по словам высокопреосвященного Макария, «носит на себе очевидные следы древнего греческого письма, поражающего величием изображения».
е) в Свято-Духовском женском монастыре, средней величины, с надписью над ликом «Николае Чудотворец», с изображениями по сторонам священномучеников Власия, Мины, Георгия Победоносца и Параскевы. Судя по надписи, по-видимому, возобновленной в прошлом веке, образ писан в 1500 году.
ж) в Тихвинской военной церкви, с деяниями, довольно большого размера, в сребро-злащенной ризе. Риза сооружена в 1841 году, а сам образ, по надписи, «в лето 7051 (1543)» и принадлежал ныне несуществующему Николо-Розважскому монастырю.
з) по редкости – резной образ Чудотворца в Петропавловской церкви на Торговой стороне. О давности его существования можно судить по надписи на его киоте. Здесь значится, что начат был этот киот строением в 1702 году, обещанием и радением двух казаков, и кончен тогда же мирским подаянием.
Уголок Новгородской губернии, где приютилась мужская третьеклассная Николаевская Моденская обитель (в 35 верстах на с. – в. от г. Устюжны, на возвышенном песчаном берегу реки Мологи, недалеко от впадения в нее реки Моденки), – один из самых отдаленных и глухих уголков на Руси; но и он полон славой Святителя Николая. Обитель Чудотворца, по свидетельству сохранившихся в ней документов, ведет свое начало еще с XV в. и, как говорит предание, по следующему чудесному поводу. В те отдаленные времена пришлось однажды быть в этих местах по своим торговым делам именитому гражданину Москвы – Строганову. На реке Мологе его судно застала страшная буря. Промышленник и его спутники потеряли всякую надежду на спасение собственными силами, но горячо молились испытанному хранителю на водах – св. Николаю, и Чудотворец спас их. Буря постепенно утихла, и судно уцелело. В следующую затем ночь в видении во сне Святитель повелел спасенному Строганову основать у места своего избавления эту обитель имени небесного помощника, что именитый промышленник немедленно и исполнил.
Николаевская Моденская обитель
Скоро потом Святителю Божию угодно было прославить это место и новую свою обитель еще более – явлением чудотворной иконы его. Это было, как говорит местное предание, еще в первые годы существования обители. Однажды весной, во время половодья и ледохода на Мологе, крестьяне увидели на реке, на льдине, инока. Он был с посохом в руках и защищался им от напора других льдин. Недалеко от нынешней обители преподобный пристал к берегу, сошел на него, вошел в прибрежный кустарник, и больше крестьяне его уже не видели. Когда они вошли в чащу и стали искать дивного инока, то нашли там только икону Святителя Христова Николая: она стояла среди кустарника, но кто ее поставил здесь и куда исчез инок, никто не знал. Чудесно обретенную икону крестьяне принесли в Моденский монастырь. Слух о ней пронесся по окрестностям, возбудил веру в православных, и скоро чудеса от образа Святителя прославили приютившую его обитель и потянули к нему толпы почитателей Угодника.
Чудесные благодеяния Святителя от своего образа в древности привлекали к Моденскому монастырю взоры даже благочестивых русских царей, и много дарственных грамот служат памятником этого царского внимания к обители. Невидимое заступничество Святителя дивно спасло обитель от вражеского разорения во времена междуцарствия. По рассказу предания, польский отряд в это лихолетье подошел к обители с другой стороны реки. Но сколько он ни пытался переплыть реку – все усилия его были напрасны. Среди реки образовалась страшно сильная струя воды и всякого врага, кто только осмеливался доплыть до нее, увлекала на дно безвозвратно. Поляки отступили и вместо того обрушились с страшной злобой на соседнюю Шалическую пустынь.
Слава образа сохранила обители ее существование во времена учреждения монастырских штатов в 1764 году. Правда, лишение крестьян и земельных угодий привело ее в большой упадок и наложило на ее внутреннее и внешнее благосостояние печать нужды и бедности, однако не навсегда. В последнее время снова сильнее засияла слава чудотворной иконы и снова потянула к себе толпы поклонников из ближних и далеких окрестностей. А жители города Устюжны теперь берут дивный образ к себе и в течение 10 дней молебствуют перед ним всем обществом в городе и храмах и обносят его по своим домам.
В городе Пскове, кроме чудотворных икон Святителя в Печерском монастыре, считаются и чествуются народом за таковые же:
1) в церкви Покрова Пресвятой Богородицы «от нового торгу» явленная икона Чудотворца, перенесенная сюда из Николаевской церкви (построен.
в 1676 году) при обращении ее в единоверческую. На образе находятся три креста и панагия древние, а как велика древность самого образа и каковы обстоятельства его прославления, о всем этом нам гласит находящаяся на нем надпись: «В лето 7184 (1676) генваря к 1 числу благоизволи Господь праведными Своими судьбами превести от земного жития и царствия в вечное Свое Царствие к блаженному упокоению благочестивейшего государя нашего, царя и великого князя Алексия Михайловича всея России, нам же православным христианам от образа угодника Своего, св. отца Николая, показали чудо преславно и ужаса исполнено. Того же бо лета генваря в 29, в 30 и 31 и февраля в 1 числе при преосвященнейшем Арсении, архиепископе Псковском и Изборском, бысть от сего образа св. отца Николая чудотворца чудо страшно и весьма предивно: из сбою опию текоша слезы, яко струи, и чрез всю икону, и собраша тех слез со лжицу в сосуд на исцеление приходящим с верою православным христианам».
2) в часовне под названием «Неугасимая свеча» при церкви св. Николая, что «на всосе или со усохи» древнейший образ того же Чудотворца, написанный на стене. В углублении пред ним день и ночь теплится лампадка, отсюда и название его часовни, а иногда и образа. На поклонение ему стекаются не только псковитяне, но и окрестные жители. О степени древности его мы отчасти можем судить по древности самой церкви Святителя, построенной впервые в 1373 году и потом в 1536 году перестроенной. Наблюдая связь здания с зданием часовни, нельзя не заметить, что, по-видимому, не часовня пристроена к церкви, а церковь к часовне. Часовня поэтому древнее церкви и, может быть, по времени своего происхождения восходит к временам первого храма и даже дальше.
Переходим к описанию других мест: западного и юго-западного края нашего отечества. Православные много потерпели здесь от поляков. И вера и нравы их много понесли изменений и потерь под политическим и религиозным господством поляков от унии и католицизма. До самого последнего времени, при всей силе вторичного национального и религиозного возрождения, – остаются заметными эти нанесенные католицизмом в союзе с унией русской народности раны. И тем не менее мы должны заметить, что все это долгое чуждое влияние не могло ослабить только, не говорим уже изгладить, и здесь исстари присущего русскому народу особенного благоговения к Святителю Николаю. Напротив, эту привязанность к Святителю русские сохраняли, и перейдя в унию – ступень к латинству, и даже силой своего примера прямо действовали на папистов и в них вселяли то же особенное благоговение к св. Угоднику Божию. Говорим об этом потому, что обычно помимо этого края у католиков мы не находим особенного памятования о Святителе Мирликийском. Здесь же, очевидно под влиянием православных, у них есть не только свои чествуемые, чудотворные иконы его, но нередко, забывая о своей обычной нетерпимости к схизматикам, они делят свое почтение к нему вместе с православными пред святынями имени Чудотворца, принадлежащими последним. Примеры влияния православия и взаимного общения двух вероисповеданий в этом отношении мы сейчас увидим при рассказе о судьбах славнейших чудотворных икон Угодника в этих краях.
Грот св. Николая в селе Гульче
Одно из чтимых южнорусским народом мест из-за пребывающей в нем древней иконы Святителя Николая представляет грот с часовнею имени Чудотворца в селе Гульче Волынской епархии и также Острожского уезда. Слава этого места и этого образа началась еще до появления унии, когда это местечко и село были православные. На месте нынешнего грота была тогда еще простая часовня, принадлежавшая православной церкви этого села. Образ, говорят, с незапамятных времен находился сначала в этой церкви, а потом в часовне, и был чрезвычайно почитаем православными. Когда началась эпоха унии, не избегло общей участи и село Гульча. Сначала оно сделалось униатским, потом почти окатоличилось. Вместе с этим и прежняя православная церковь и часовня переходили во владение сначала к униатам, потом ими завладели до самой середины XIX века католики, и только недавно, в 1864 году, снова переходит к православным, воссоединившимся из униатства, их исконная святыня – грот Чудотворца, с образом его, построенный вместо часовни помещиком-униатом. Прекрасный поэтический уголок, место этого грота лежит на пути из села Гульча в город Острог. Прямо перед вами, когда вы подходите к нему, роскошная живописная роща, огражденная с дороги стеной из дикого камня. Грот за оградой в этой рощице, и к нему ведут ворота. Железная дверь в него находится сейчас же против ворот. Снаружи он представляет собой холм, сложенный из дикого камня, с входом в виде арки. Внутри его в углублении помещается икона Чудотворца. Святитель на ней изображен с поднятой вверх благословляющей рукой, по сторонам его надписи – на одной: «Святитель Николай», на другой: «отец наш». Из грота, по полу его, течет источник, особым каналом отводимый в бассейн; вода этого источника считается целебной. До сих пор на поклонение образу Святителя стекаются сюда массы богомольцев, не только православных, но и католиков.
Той же епархии древняя чудотворная икона Святителя хранится в городе Кременце, в Никольском соборе.
Еще южнее в том же юго-западном краю мы находим несколько святынь имени Чудотворца в Каменец-Подольской епархии.
Одним из замечательнейших народных памятников древнейшей славы Чудотворца в этом краю является Николаевская, бывшая Армянская, теперь православная церковь в самом Каменец-Подольске. По наиболее достоверным сведениям церковь эта была построена здесь еще в 1398 году, во имя Святителя, некиим Синаном, сыном Хатлубея, армянином, и была сначала деревянная. В 1495 году сооружен и нынешний каменный храм. Самое здание этого храма своей оригинальной скромностью, простотой и незатейливостью действительно ясно говорит за его четырехвековую древность. Форма его – яйцевидная (эллиптическая) с вертикальным обрезом с фронта. Толстые вертикальные с контрфорсами стены составляют его корпус. В стенах самые маленькие окна по одному с каждой стороны, и то под самым сводом. Входная дверь также очень маленькая, а внутри полумрак и такая теснота, что едва поместится 100 человек. Одним словом, весь вид церкви напоминает собой маленькую крепость и говорит о времени ее построения, когда первым владельцам храма, армянам, приходилось нередко силой отбиваться от хищнических набегов татар и турок. Только маленький купол с крестом на крыше снаружи здания указывает, что это – храм Божий.
Св. Николай (как он изображается латинянами в г. Бари)
Местному населению однако гораздо больше, чем древностью, этот бедный храм известен своей многочтимой иконой Святителя, его главной святыней и драгоценностью. Образ писан на холсте. Неизвестны в точности ни время его происхождения, ни обстоятельства, привлекшие к нему особое внимание богомольцев. По одному преданию, он принесен в Каменец-Подольск откуда-то униатами во второй половине XVIII века и сначала помещался в Кармелитском монастыре, а потом с переходом Николаевской церкви к униатам был перенесен сюда. По другим источникам, образ представляет собой копию с иконы Святителя в нынешней Иоанно-Предтеченской церкви города, куда она была перенесена из упраздненной Николаевской православной церкви. Святитель изображен в саккосе с митрой и омофором, сделанными из металла. Над ним Спаситель с Евангелием и Пресвятая Дева с омофором, а внизу чудесно спасенные дети и узник юноша. Последняя подробность – присутствие детей и юноши на общем фоне рисунка – черта, свойственная католической манере изображения Святителя, а не православной, и склоняет нас к мнению о чисто западном, католическом, а не русском и православном ее происхождении. Как бы там ни было, как копия или как подлинник, образ своею древностью не уступает, может быть, самому храму. В деревянной золоченой раме он помещается теперь на северной стене, немного выше солеи. Каждый четверг в храме совершается божественная литургия, и после нее бывает молебен с акафистом Святителю. Всегда на это богослужение стекается много не только православных, но и католиков. Усердием их честный образ и храм с течением времени прекрасно благоустроились и продолжают обогащаться новыми приношениями.
Чудотворная икона Святителя, написанная на одной доске вместе с такой же иконой Богоматери, хранится в Немировском женском 3-классном монастыре (Брацлавского уезда) той же епархии. Об обстоятельствах прославления этой двойной иконы Подольская Духовная Консистория сообщает следующее. «От ветхости и от давнего писания, на ней (сначала) не видно было никакого лика, а потому она и отдана была в людскую кухню. Во время пожара, случившегося в этом монастыре в 1844 году, кухня совершенно сгорела, а уцелела только упомянутая икона и часть стены, на которой она висела. После этого чуда икона эта взята была в церковь, и перед ней теплилась неугасимая лампада, и в течение года на одной половине ее показался лик Божией Матери, а спустя уже 3 года или более показался и на другой половине лик св. Николая».
Известен местночтимый чудотворный образ Святителя также в местечке Тыврове (Винницкого уезда), в Никольской церкви. Народное предание гласит, что образ был перенесен сюда из бывшего когда-то здесь Преображенского монастыря. Обитель, память о которой сохранилась только в этом предании, погибла от каких-то врагов в огне. Во время пожара, свидетельствует предание, нищие, очевидцы бедствия, видели в огне этот образ, как огонь его не касался. После того святая икона и была с честью перенесена в Тывровский храм.
В Голодьках (Лишинского уезда, при реке Буге), в приходской Николаевской церкви весьма чествуется, как чудотворный, образ Святителя – остаток и наследие существовавшего здесь до середины XVIII века Голодьковского монастыря. Издавна (достоверно известно с начала XVIII века) местное население, празднующее память Святителя, устраивало сюда 9 мая крестные ходы из окрестных селений, и доныне эти ходы продолжаются из церквей сел Порубинец, Мазуровки, Соколовой, Широкой Гребли и Сандрак, а также города Хмельника. Образ помещается в церкви, на горнем месте, против окна в художественной резной вызолоченной деревянной раме. Писан образ по жести, в византийском вкусе. Лик Святителя на нем строгий и выразительный. Сверху образ обложен ризой (с митрой) низкопробного серебра с надписью, что устроена риза в 1705 году, обновлена в 1858 году. На митре есть слова: «за упокой Симеона и Агарии».