Основные причины возникновения
Тема 4. Христианство.
1. Причины возникновения и истоки христианства.
2.Священное писание христианства. Вероучение христианства.
3.Христианский культ: праздники, таинства.
Литература:
1. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М. : Кн. Дом «Университет», 2006. – 258 с.
2. Гловащенко С.І. Історія християнства: Курс лекцій: Навч. Посібник / С.І. Гловащенко. – К. : Либідь, 1999. – 352.
3. История религии: В 2 т. Учебник / В. В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; под общей ред. И.Н. Яблокова. – М. : Высш. шк., 2004. – Т. 2. – 676 с.
4. Карташев А.В. Вселенские соборы / А.В. Карташев. – АТЛАС-ПРЕСС «Христианская жизнь» Клин 2004. – 686с.
5. Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. / К. Каутский. — М. : Политиздат, 1991. – 405 с.
6. Козик П. З. Церковна традиція і розвиток християнства в ІІ–ІІІ ст. / П.З. Козик // Людина і світ. – 1980. –№2. – С.58–69
7. Кернс Э. Дорогами христианства: История церкви / Э. Кернс. – М. : Просвещение,1992. – 412 с.
8. Лортц Й. История церкви в контексте истории идей / Й. Лортц. – М. : Христианская Россия, 2000 – 579 с.
9. Словарь религий. Иудаизм, христианство, ислам: / Под редакцией В.Зюбера, Ж. Потэна – Москва, Питер, 2008. – 656 с.
10. Оргиш В.П. Истоки христианства: культурно-исторический генезис / В.П.Оргиш / Под ред.Е.М.Бабосова. – Минск : Наука и техника, 1991. – 279 с.
11. Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика / И. Мейендорф. – Сост. И общ. ред. И.В. Мамаладзе. М. : институт ДИ-ДИК, Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. – 576 с.
12. Христианство: Джеффри Б. Вебб – Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2010. – 384 с.
13. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Гаутамы Будды до триумфа християнства / Пер. с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, Н.Н.Кулаковой, А.А. Старостиной. – М. : Академический Проект, 2008. – 676. – (Философские технологи: религиоведение).
14. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От Магомета до Реформации / Пер. с фр. Н.Б. Абалаковой, С.Г. Балашовой, Н.Н.Кулаковой, А.А. Старостиной. – М. : Академический Проект, 2008. – 463 с. – (Философские технологи: религиоведение).
№1.
Введение общее. Рассмотрев в предыдущих темах как разные этапы эволюции религии – полидемонизм и политеизм, а также их распространенность - родоплеменные и национальные, которые соответствовали историческому опыту народов создавших и исповедующих их. Переходим теперь к рассмотрению мировых религий, которые возникли на основе национальных, их идей, но преодолели этническую, расовую, и др. ограниченности и стали общечеловеческими через обращение к самому человеку, к личности. Непосредственно к христианству, к самой многочисленной и географически распространённой из мировых религий, повлиявшей на развитие человечества и мировой культуры, ставшей основой культур многих народов, в том числе и проживающих на территории Украины.
Нашою метою є визначення сутності християнського віровчення, його головних рис і принципів, таких, цінність яких визнається християнами будь-якого напрямку. Окремі течії в християнстві будуть предметом вивчення в слідуючий темі, що присвячена певним конфесіям.
Введение в №1. Необходимо определится с основными причинами возникновения, идейными истоками формирования христианства, его распространения в мире.
Место и время возникновения.Это авраамическая (наряду с иудаизмом и исламом), монотеистическая религия. Христианство возникло в 1 в.н.э. в Палестине, в восточной части Римской империи среди иудеев, евреев (и первоначально распространялась среди них, в средиземноморской диаспоре), представляя собой первоначально одну из иудейских, иудео-христианской, сект (наряду с фарисеями, саддукеями, зелотами, сикариями, ессеями, эбионитами и др.), позже порвавшее с иудаизмом, т.к. уже в первые десятилетия получало все больше последователей среди "язычников", т.е. неевреев. Время возникновения христианства обычно относят к году распятия Иисуса Христа на кресте, однако название "христиане" не сразу закрепилось за сторонниками новой религии и начало впервые употребляться в Антиохии в 40-44.
Основатель. Основателем христианства является Иисус Христос (6-4 гг. до н.э. – 27-29 гг. н.э.) (иудей, реббе), признаётся христианами исторической личностью (что оспариваются учёными). Это не личное имя, а обозначение: Иисус (Иешуа) – спаситель, Христос=Мессия – помазанный богом на царствие. Т.е. ПОМАЗАННЫЙ НА СПАСЕНИЕ. Именно вокруг личности И.Х., его рождения, деятельности – проповедничества, смерти и воскресения, а также деятельности Его ближайших последователей строится всё вероучение, теология и культ христианства (отсюда и название религии), т.к. он признаётся Мессией всеми христианами, т.е. богочеловеком – богом воплотившемся по своей любви к людям в теле человека для их спасения.
Основные причины возникновения.
- Политические: создание единой средиземноморской и западноевропейской Римской империи (мировой), объединившей разные этносы, культуры, государства с одним политическим центром, централизованным государственным аппаратом, законодательством. Концентрация власти у небольшой группы людей во главе с принцепсом и отчуждение от участия в формировании власти большинства населения, как Империи, так и римских граждан (урезание политических прав). Небезопасность участия в политических процессах – только в религиозной сфере сохранялась определенная свобода.
- Социальные: социальная незащищенность населения – его бесправие, т.к. законы защищали права римских граждан, повышение налогов, сборов, поборы, расширение рабства – большинство выходцы с востока. Поражение восстаний рабов и др. социальных и этнических групп.
- Экономические: кризис рабовладения (уменьшился к кон. 1 в.н.э. приток рабов в результате войн), подорожание рабского труда – кризис старой экономической системы, постепенный переход к феодализму. Финансовый кризис – кризис промышленного производства.
- Культурные: создание империи привело к усилению культурных контактов между её различными частями, народами, их взаимодействие и взаимовлияние, но одновременно происходил кризис местных культур – приспособление народов друг к другу, к жизни в космополитической империи. Необходимость преодолеть ограниченность собственных культур. Империя развивала материальные блага (строительство различных сооружений), но ничего не давала в духовном плане.
- Религиозные: тесно связаны с культурными, связано как с перенесением местных культов в Рим в результате завоевания народов – традиция римлян, для лишения местно населения связи с богами, с традицией, боги служат Риму, отсюда кризис идентификации, мировоззрения населения. Одновременно стирание границ между народами и усиление контактов между территориями, взаимовлияние культов друг на друга, распространение на территории не традиционного для них распространения.
Привело к апатии населения империи и кризису античных ценностей и мирового порядка, потребности в их замене. Единственной возможностью компенсации – в религиозной сфере, официально разрешенной и возможной из-за религиозности населения.
Условия и требования к новой религии (сделать акцент на религии – из-за религиозности населения и не способности к рациональному – философскому осмыслению бытия).
Новая религия должна была преодолеть этническую, расовую, социальную ограниченность, предложив новые ценностные, моральные ориентиры направленные на устранение социо-культурных противоречий в обществе. Т.е. в космополитической империи необходима была космополитическая религия устанавливающая и закрепляющая отношения между людьми разных стран, народностей культур и создающих новую – человеческую общность. Основными условиями появления такой мировой религии было как создание мировой империи, так и интеллектуальная развитость (наличие в обществе философии с её категориями) для соединения достижений разных религиозных систем, которые не смогли преодолеть национальную ограниченность.
Указать на то, что христианство не было единственной религией пытавшейся дать ответ на сложившуюся в Римской империи ситуации – одна из многих, но победившая по разным причинам в конкурентной борьбе. Именно христианство стало мировой религией давшей ответ на проблемы империи и сформировавшейся в регионе пересечения многих культур и идей.