Другие заповеди Нагорной проповеди (Мф. 5:13-48)
1 Указание на необходимость для христианина нести свет истинной веры прежде всего добрыми делами:
§ 13 Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
§ 14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
§ 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
§ 16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
2 Указание что учение Мессии — Новый Завет, исполняет Ветхий Завет, доводит его до логического конца:
§ 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
§ 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
§ 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
§ 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
3 Запрет не только убийства, но и того, что к нему приводит — ненависти и её разжигания:
§ 21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
§ 22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.
4 Указание, что мир с ближними важнее всех жертв Богу, а вражда приводит душу человека в ад:
§ 23 Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
§ 24 оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
§ 25 Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
§ 26 истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
5 Запрет не только прелюбодеяния физического, но и душевного — в мыслях:
§ 27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
§ 28 А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
6 Указание на необходимость решительного устранения всего того, что приводит к греху:
§ 29 Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
§ 30 И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
7 Запрет на разводы, кроме как из-за физического прелюбодеяния:
§ 31 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
§ 32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
8 Запрет на клятвы (присяги):
§ 33 Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.
§ 34 А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
§ 35 ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
§ 36 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
§ 37 Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.
9 Запрет на месть и ответ на оскорбления в т.ч. пощёчины (не относится к соразмерной защите от посягательств на жизнь, здоровье и честь самого христианина и ближних см. Луки 22:36 и Иоанна 2:15 ):
§ 38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
§ 39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
10 Запрет на сутяжничество, скупость и немилосердие:
§ 40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
§ 41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
§ 42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
§ 43 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
§ 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
§ 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
§ 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
§ 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
§ 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
11 Запрет на показную благотворительность, саморекламу и самовосхваление:
§ Глава 6
§ 1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
§ 2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
§ 3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
§ 4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
12 Запрет на показную набожность и молитву:
§ 5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
§ 6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
13 Запрет на разглагольствование в молитве:
§ 7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
§ 8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
14 Указание как молиться:
§ 9 Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
§ 10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
§ 11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
§ 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
§ 13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
15 Указание на необходимость прощать другим, чтобы Бог простил тебя за твоё зло:
§ 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
§ 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Запрет на показной пост:
§ 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
§ 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
§ 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
17 Запрет на накопление богатств на земле:
§ 19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
§ 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
§ 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
18 Указание смотреть на всё с духовной точки зрения:
§ 22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
§ 23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
19 Запрет на служение божку благосостояния (маммоне), вещизм, беспокойство о благополучии:
§ 24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
§ 25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
§ 26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
§ 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
§ 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
§ 29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
§ 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
§ 31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
§ 32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
§ 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
§ 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
20 Запрет осуждения других и стремления исправлять других, пока не исправил себя:
§ Глава 7
§ 1 Не судите, да не судимы будете,
§ 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
§ 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
§ 4 Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?
§ 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
21 Запрет на раскрытие внутренней духовной жизни христиан перед неверными:
§ 6 Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
22 Указание просить Бога о помощи в своих нуждах:
§ 7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
§ 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
§ 9 Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?
§ 10 и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
§ 11 Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.
23 Указание поступать с другими так, как хочешь чтоб поступали другие с тобой:
§ 12 Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
24 Указание необходимости строгого исполнения заповедей Мессии:
§ 13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
§ 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
25 Указание беречься ложных наставников и критерий их распознания:
§ 15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
§ 16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
§ 17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
§ 18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
§ 19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
§ 20 Итак по плодам их узнаете их.
Заключение. Откровение о конце тех кто не исполняет и тех кто исполняет заповеди Мессии:
§ 21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
§ 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
§ 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
§ 24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
§ 25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
§ 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
§ 27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
(Евангелие от Матфея 5:13-48 и главы 6 и 7 полностью)