Второй половины ХIХ-ХХ веков
Этика пессимизма. Истоки и обоснование пессимизма как мировоззрения. Пессимистическая концепция морали А.Шопенгауэра,его учение о сущности мира. Воля и страдания жизни. Сострадание как единственная реальная форма нравственности. Две нормы поведения, обусловленные принципом сострадания: пассивная (не вреди никому) и активная (помогай по мере сил). Пессимизм и аскетизм, преодоление воли к жизни. Значение этической концепции Шопенгауэра в истории западноевропейской культуры. Место и значение пессимизма в развитии философской этики.
Имморализмфилософской концепции Ф.Ницше.Противопоставление подавлению воли к жизни – воли к власти, пессимизму – оптимизма, основанного на моральном нигилизме. «Переоценка ценностей», «иерархия страстей», «воля к власти» – центральные проблемы этики Ницше. Отрицание христианско-социальных добродетелей. «Мораль рабов» и «мораль господ». Мораль «сверхчеловека», стоящего «по ту сторону добра и зла» как воплощение нравственного идеала. Противоречия этики Ф.Ницше: ее прогрессивные и реакционные моменты.
Этика прагматизма.Отрицание теоретического аспекта морали, критика этического абсолютизма и догматизма в концепциях Дж.Дьюи, Дж.Тафтса, Ч.Пирса.Прагматизм и релятивизм: сведение нравственности к конкретным решениям постоянно изменяющихся моральных ситуаций. Польза как критерий нравственности. Проблема целей и средств в этике прагматизма.
Этика утилитаризма.Развитие гедонистических и эвдемонистических традиций в этике утилитаризма. Утилитаризм как «социальный гедонизм».
И.Бентами его теория «наибольшего счастья наибольшего числа людей». Удовольствие и польза. Назначение и принципы «моральной арифметики». Роль и значение теории И.Бентама в истории этики и культуры. «Бентамисты» (Дж.Милль, Р.Оуэн).
Дж. Ст. Милль.Перенесение акцента с количества на качество удовольствий. Удовольствия чувственные и интеллектуальные. Согласование эгоистической пользы с общим счастьем. Альтруизм и справедливость как наиболее важные добродетели. Роль общественного мнения в теории Дж.Ст.Милля.
Эволюционная этика.Последовательное развитие принципов натурализма и утилитаризма в этической теории Г.Спенсера. Определение нравственности как проявления процесса биологического развития. Осмысление альтруизма в эволюционном контексте. П.А.Кропоткин о роли морали в животном мире и человеческом обществе. Осмысление групповой солидарности как признака жизнеспособности сообщества. Постановка проблемы взаимной помощи в эволюционном аспекте. Аргументация возможности наследственной передачи генов альтруизма в исследованиях В.П.Эфроимсона.
Этика неопозитивизма.Попытки применения лингвистического анализа к моральным явлениям. Эмотивистская теория морали как одно из течений субъективно-идеалистического учения неопозитивизма (А.Айер, Б.Рассел, Р.Карнап и др.) Отрицание объективных оснований и нормативного характера морали. Эмотивность и релятивизм этических категорий. Моральные суждения как средства убеждения и эмоции субъекта, не подлежащие обоснованию или опровержению. Отождествление нравственности с политикой.
Этика интуитивизма. Критика «натуралистической ошибки» в этической теории Дж.Мура.Неопределимость морального блага через иные сущности и невозможность его рационального анализа.
Этика экзистенциализмакак разновидность этического иррационализма. Две ветви экзистенциалистской этики. Особенности атеистического (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю) и религиозного (К.Ясперс, Н.А.Бердяев) экзистенциализма. Индетерменизм экзистенциалистской этики, проявляющийся в отрыве свободы от необходимости и абсолютизации свободы и ответственности человека. Этический релятивизм, заключающийся в отрицании общеобязательности моральных норм и идеалов. Обоснование крайнего индивидуализма как поиск выхода из духовного и морального кризиса. Эволюция этических взглядов от ярко выраженного пессимизма в оценке перспектив общественного развития к утверждению ценностей религии и нравственных норм.
Этика неопротестантизма. (К.Барт, Э.Бруннер, П.Тиллих и др.) Объяснение социальных и моральных пороков «естественной» природой человека. Идеи порочности и неспособности человека осуществлять христианские заповеди в мирской жизни. Противопоставление «подлинной» нравственности, полагающейся в сфере «отношения человека к Богу» и утилитарной, эгоистической мирской морали.
Этика неотомизмакак официальное учение католической церкви. Принцип гармонии веры и разума в этике неотомизма. Обоснование божественного происхождения моральных норм, соединенное с представлением о человеке как существе, творящим самого себя (Кароль Войтылла). Представления о «божественном законе» внутри человеческой природы и праве человека на моральное творчество. (Ж. Маритен).
Этика фрейдизма.ПсихоанализЗ.Фрейда.Основные положения и общая характеристика. Проблема происхождения морали. Обоснование враждебности цивилизации (и морали, как одного из ее проявлений) человеку.
Гуманистическая этика.Интерпретация идей классического психоанализа в неофрейдистской этической теории Э.Фромма. Два типа нравственной ориентации. Выбор между биофилией и некрофилией как основная альтернатива этики. Плодотворное и неплодотворное поведение: признаки и характеристики. Учение о совести: авторитарная и гуманистическая совесть. Нравственные ценности в структуре морального сознания: особенности и проблемы типологии.
А.Швейцер и его философия «благоговения перед жизнью» как основа этического обновления человечества, формирования универсальной космической этики. Нравственное совершенствование индивида как средство возрождения культуры.