Первое послание Иоанна: отеческие наставления «детям моим»

Перед ранними христианами ересь в Церкви ставила проблему различения ортодоксии и иноверия, верных слу­жителей Слова и лжеучителей. В Первом послании Иоанна формулируется несколько критериев — праведность, лю­бовь и истинность христологии — для проверки верующи­ми христианского исповедания учителей и своего собст­венного.

Созданное, по-видимому, в конце первого столетия апо­столом Иоанном, Первое послание Иоанна не содержит вступления, личных обращений и заключительных приве­тов. Однако фразы «пишу вам» (1 Ин. 2:1) и «это я написал вам» (1 Ин. 2:26) свидетельствуют, что 1 Иоанна с самого на­чала было не устной проповедью, а письменным произведе­нием. Это мог быть общий трактат, предназначенный для всей Церкви. Однако ласковое обращение священнописате-ля «дети мои», неоднократно встречающееся в послании, подразумевает узкий круг христиан, с которыми он был бли­зко знаком. Согласно раннецерковной традиции, Иоанн в старости жил в Ефесе. Таким образом, 1 Иоанна может представлять собой общее послание, написанное в стиле пропове­ди и адресованное тем христианам, с которыми Иоанн свел знакомство в Малой Азии в области вокруг Ефеса (ср. цирку­лярное послание Павла к ефесянам и проповеднический стиль Послания к евреям)202. (202 Не исключено также, что в 1 Иоанна отражен западно-азиатский стиль послания, не предусматривающий адрес в начале и заключительные при­ветствия)

Иоанн прямо заявляет о цели своего послания — укре­пить своих читателей в знании, в радости и в твердости их христианской веры (1 Ин. 1:3-4; 5:13) для противостояния лжеучителям (1 Ин. 2:1 и далее; 4:1 и далее).

Гностическая ересь, по-видимому, угрожала христиан­ству в то самое время, когда писал Иоанн. Согласно свиде­тельству ранней традиции, Иоанн торопливо покинул зда­ние общественных бань в Ефесе, едва услышав, что туда вошел глава гностиков по имени Керинф203. (203Ириней, «Против ересей» 3.3.4: «Есть также такие, кто слышал от него [Поликарпа], как Иоанн, ученик Господа, когда пришел в Ефесе в бани и узнал, что в них находится Керинф, выскочил, не помывшись, из здания с криком: "Бежим, пока бани не обрушились, ведь Керинф, враг истины, внутри них!"» (перевод с издания Робертса и Доналдсона)) Основываясь на том представлении, что материя суть зло, Керинф про­водил различие между нематериальным, божественным Христом-духом и человеком Иисусом, имевшим физичес­кое тело, и утверждал, будто бы Христос-дух сошел на че­ловека Иисуса сразу после Его крещения и оставил Его пе­ред распятием.

Против этого учения Керинфа Иоанн выдвигает то поло­жение, что был только один «Иисус Христос», Который начал Свое общественное служение в крещении и окончил его в распятии: «Сей есть Иисус Христос, пришедший во­дою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кро-вию» (1 Ин. 5:6). Другими словами, Иисус Христос не только начал Свое служение через воду крещения, но и действительно умер. «Вода» может также обозначать ту воду, которая истекла вместе с кровью из пронзенных ребер, засвидетельствовав реальность Его смерти (Ин. 19:34).

Исходя из той же самой предпосылки, будто бы все мате­риальное и физическое с необходимостью должно быть злом, другие гностики пытались уклониться от истин о воплоще­нии и телесной смерти Иисуса Христа, утверждая, что Он только казался человеком (так называемый «докетизм», от греческого глагола dokein, «казаться»). Поэтому Иоанн го­ворит о реальности воплощения: «что мы слышали, что ви­дели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши... мы видели» (1 Ин. 1:1-2). Ироническим, на совре­менный взгляд, образом, первая христологическая ересь от­рицала именно человеческую, а не божественную ипостась Иисуса.

Выполняя свое намерение укрепить своих читателей че­рез противопоставление ересям истины, Иоанн указывает три критерия, определяющие истинность христианского ис­поведания: 1) праведная жизнь; 2) любовь к другим верую­щим; 3) вера в Иисуса как воплотившегося Христа. Точно так же, как критерий веры в Христа, воплотившегося в Иисусе, направлен против гностицизма, критерий праведно­го поведения направлен против нравственной распущенно­сти гностиков, а критерий любви к христианским ближ­ним направлен против надменной самообособленности гно­стиков.

План-конспект Первого послания Иоанна

Пролог: засвидетельствованное очевидцами воплощение Христа как основа христианского общения (1 Ин. 1:1-4)

I. Критерий праведного поведения (1 Ин. 1:5 — 2:6)

II. Критерийвзаимнойхристианскойлюбви(1Ин. 2:7-17)

III. Критерий христологии воплощения (1 Ин. 2:18-28)

IV. Критерий праведного поведения (1 Ин. 2:29 — 3:10)

V. Критерий взаимной христианской любви (1 Ин. 3:10-24)

VI. Критерий христологии воплощения (1 Ин. 3:24 — 4:6)

VII. Критерий взаимной христианской любви (1 Ин. 4:7 — 5:3)

VIII. Критерий праведного поведения (1 Ин. 5:4-21)

Указав на засвидетельствование знания о жизни Иисуса очевидцами (1 Ин. 1:1-4), Иоанн утверждает, что истинные христиане, хотя и не безгрешны, живут праведно (1 Ин. 1:5 — 2:6), возлюбили не мир, а друг друга (1 Ин. 2:7-17), и верят в истину о Иисусе Христе. Поэтому они отвергают лже­учителей, называемых «антихристами», потому что они предшествуют тому самому Антихристу, который появится во время великой скорби перед концом этого века (1 Ин. 2:18-28). Затем Иоанн обсуждает эти критерии еще раз и еще раз. См. 1 Ин. 1:1 — 5:21.

Категоричные утверждения в 1 Ин. 3 относительно того, что христиане не согрешают, не могут при этом подразуме­вать их безупречность, ведь в 1 Ин. 1:8 указано: «Если гово­рим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и исти­ны нет в нас» (ср. 1 Ин. 1:10; 2:1). Настоящее время гречес­ких глаголов может предполагать, что в поведении истин­ных христиан грех не превалирует. Или же Иоанн может иметь в виду, что христиане не способны грешить как хри­стиане. Когда они все-таки грешат, они на время отступают от своей христианской сущности. Не то чтобы они прекраща­ют быть христианами, но они перестают себя вести как те, кто они есть, как христиане. Гностики гордятся своей «христианской свободой» делать все, что им хочется, в том числе свободой грешить.

Не совсем ясное указание на грех, не ведущий к смерти, грех, не заслуживающий заступнической молитвы (1 Ин. 5:16-17), вероятно, подразумевает окончательное вероот­ступничество, о котором предостерегает Послание к евреям и которое совершается еретиками-гностиками, обрекая их на окончательное осуждение. Согласно альтернативному толкованию, Иоанн говорит о физической (а не вечной) смер­ти в качестве наказания за непослушание христиан (ср. 1 Кор 5:5; 11:27-34).

Второе послание Иоанна и Третье послание Иоанна:

Наши рекомендации