Миссионерские путешествия павла
Сводка основных событий и посещенных мест с хронологией посланий Павла (даты указаны приблизительно)
Далее Лука переходит к описанию более широкой миссионерской деятельности Савла. Лука, будучи опытным писателем, подготовил своих читателей, рассказав, как ширилось благовествование благодаря проповедям Стефана для эллинистических евреев в Иерусалиме, как рассеяние христиан из-за гонений привело к распространению христианского свидетельства в другие земли, как Филипп благовест-вовал в Самарии и обратил в веру евнуха ефиоплянина, как Савл проповедовал Евангелие жителям Дамаска и иерусалимским эллинистам, как Петр отправился в Лидду, Иоп-пию и Кесарию, где обращал в веру целые семьи язычников, как христианство распространилось до Антиохии в Сирии, где христианами стало великое число язычников. Более того, Варнава и Савл уже упоминались в качестве товарищей и спутников: Варнава представил Савла Иерусалимской церкви, оба они совершали служение в Антиохии и вместе доставили пособие от Антиохийской церкви голодающим братьям в Иерусалиме. И наконец, крах попыток Ирода Агриппы I воспрепятствовать усилению христианства составляет фон, оттеняющий достижения Савла в распространении евангелия. См. Деян. 13:1 — 14:28 и см. путь Савла по карте (с. 299).
Согласно Луке, Варнава и Савл отправлены в миссионерское путешествие как Антиохийской церковью, так и Святым Духом, вдохновившим церковь отделить их на это служение. Возложение рук не является формальным посвящением в христианское служение (Варнава и Савл проповедовали уже долгое время), оно лишь свидетельствует, что церковь поддерживает Варнаву и Савла в их особой миссии. Вполне естественно, что они сначала отправляются на остров Кипр, поскольку Варнава там родился. Павел берет инициативу на себя, когда иудейский волхв по имени Вариисус, он же Елима, старается отвратить проконсула Сергия Павла от веры (несомненно, по той причине, что волхв опасается, как бы проконсул, обратившись в веру, не отказался от его чародейских услуг). Определение Сергия Павла как «мужа разумного» контрастирует с описанием волхва — «исполненный всякого коварства и всякого злодейства... враг всякой правды». Это противопоставление убеждает эллинистических читателей Луки, что уверовать в Евангелие — разумно, а неверие суть невежество. Начиная с этого места Лука при перечислениях ставит Павла впереди Варнавы. Два исключения встречаются только в Деян. 14:12, где упоминание Варнавы прежде Павла обусловлено взаимным статусом греческих богов Зевса и Гермеса148, (148В Синод, переводе: «Ермий». — Прим. перев) за которых принимают миссионеров, и в Деян. 15:12, где Лука, описывая Иерусалимский собор, упоминает сначала Варнаву, потому что с точки зрения местных христиан Варнава по старшинству идет перед Павлом.
Лука впервые переходит от имени «Савл» к имени «Павел» в Деян. 13:9 и придерживается этого выбора до конца книги. Для условий миссии среди язычников это греко-римское имя становится более уместным, нежели еврейское имя Савл ».
В Пергии, городе в Памфилии, Иоанн Марк, двоюродный брат Варнавы и помощник как Варнавы, так и Павла, а позднее — священнописатель евангелия, отправляется назад. Лука не объясняет, по какой причине. Область предположений простирается от ностальгии до страха. Какова бы ни была эта причина, Павел считает ее несостоятельной, Варнава же — по крайней мере, простительной (Деян. 15:36-41). Павел отныне избирает тактику проповеди в городах. Прозвучав в них, Благая Весть может встретить отзвук в прилегающих местностях, в селениях. Павел также избирает тактику первоначальных проповедей в местной иудейской синагоге (если таковая имеется). В его посланиях мы увидим глубокую озабоченность судьбой еврейских собратьев и убежденность, что в качестве богоизбранного народа они должны первыми услышать Благую Весть (см., например, Рим. 1:16; 9:1-5). А синагоги предоставляли готовую возможность для проповеди, поскольку в них заведено было давать слово знающим гостям, таким как Павел. Более того, среди слушателей в синагогах наряду с евреями встречалось большое количество прозелитов и боящихся Бога из язычников. В сущности, наибольшего успеха Павел обычно добивался, обращаясь к таким язычникам, ведь в силу своего интереса к иудаизму они были достаточно подготовлены к восприятию его проповеди. В итоге, неуверовавшие иудеи начинали считать Павла вредителем, который переманивает язычников от иудаизма к христианству, предлагая им спасение за меньшую цену, нежели соблюдение закона Моисеева.
Например, в проповеди Павла в синагоге Антиохии Писидийской149 (149 Эта Антиохия, меньшая по размеру и менее значительная, нежели Антиохия в Сирии, находилась вблизи границ Писидии, но не в самой Писидии; поэтому ее называют Антиохией Писидийской, но не Антиохией в Писидии) после обращения к истории Израиля провозглашается, что мессианское обетование обрело свое исполнение в лице Иисуса Христа, но затрагивается также мотив оправдания в таких грехах, в которых нельзя оправдаться законом Моисеевым, оправдания, доступного для всякого верующего в Иисуса. Это станет обычной темой в посланиях Павла. Он также подчеркивает невиновность Иисуса и ссылается на свидетельство очевидцев о Его явлениях после Воскресения. Когда иудеи в следующую субботу пришли в свою синагогу, они обнаружили, что сиденья заняты толпой язычников, с нетерпением ожидающих новой проповеди Павла. Исполнившись зависти, иудеи воздвигли гонение; и Павел и Варнава, после короткого служения язычникам, ушли из города. Так формируется стереотип: проповеди в синагоге — отклик, в особенности со стороны прозелитов и боящихся Бога из числа неевреев — враждебность иудеев — удаление из синагоги — дальнейшее успешное служение среди язычников — гонения — бегство. Лука подчеркивает всемирный характер Евангелия, уделяя особое внимание большому количеству обращенных в веру язычников, переориентации проповеди Павла и Варнавы с неуверовавших евреев на язычников, и радости язычников, которым отверзлась дверь веры.
Что касается гонений, Лука объясняет их ревностью неуверовавших иудеев. Даже когда к гонениям присоединяются некоторые неевреи, это вызвано тем, что их подстрекают завистливые иудеи. В гонениях пока еще не участвуют римские власти, чья политика заключается в предоставлении свободы традиционным религиям и в запрете новых религий из-за угрозы связанных с ними социальных потрясений и трудностей для администрирования. Лишь позднее, когда римляне обнаружат отличие христианства от иудаизма и сочтут его источником социальной нестабильности, начнут они гонения на христиан. А в данный период Лука подчеркивает связь христианства с иудаизмом, показывает, что христиане являются не злоумышленниками, а жертвами, и призывает отдать должное смелости Павла и Варнавы, неотступно проповедующих Евангелие язычникам, хотя неуверовав-шие иудеи преследуют их едва ли не до смерти.
Миф о том, что некогда жившие в этой местности престарелые супруги Филемон (не имеющий отношения к Филимону, позднее встречающемуся в Новом Завете) и Бавкида оказали радушное гостеприимство не узнанным ими богам Зевсу и Гермесу, принявшим человеческий облик, возможно, и побудил жителей Листры заподозрить в Павле и Варнаве этих двух богов. Отказ принять поклонение свидетельствует об истинном благочестии Павла и Варнавы. На обратном пути из Дервии через Листру, Иконию и Антиохию Писидий-скую они избегают проповедовать в открытую (из этих городов они только недавно были изгнаны) и сосредоточиваются на том, чтобы наставлять учеников в вере и укреплять церкви, рукоположив в них пресвитеров (старейшин) для попечения. В силу последнего обстоятельства, помогающего Луке еще раз подчеркнуть связь христианства с иудаизмом, церкви предстают аналогом синагог, в каждой из которых имелся совет старейшин. Однако на обратном пути через Пергию Павел и Варнава вновь открыто проповедуют Евангелие, очевидно, первое их посещение этого города было слишком кратким.
Рассказ Павла и Варнавы, созвавших свою материнскую церковь по возвращении в Сирийскую Антиохию, посвящен выдающимся результатам их миссии среди язычников; тем самым создаются предпосылки для обсуждения статуса обращенных в веру язычников. В Антиохию из Иудеи приходят еврейские верующие и учат братьев, что обращенные язычники должны совершить обрезание по обряду Моисееву, иначе не могут спастись. Иными словами, нееврейские верующие должны приобщаться к Церкви на таких же условиях, на каких языческие прозелиты приобщаются к иудаизму. Еврейские верующие и их нееврейские последователи, придерживающиеся такого учения, назывались «иудействующие». Разногласия Павла и Варнавы с иудействующими заставили Антиохийскую церковь передать вопрос на рассмотрение апостольской церкви в Иерусалиме. С исторической точки зрения, не могло быть вопроса более важного: стоит только признать необходимость обрезания, и приток неевреев, для которых этот обряд порочит эллинистический идеал физического совершенства, вскоре иссякнет, так что христианство превратится в небольшую иудейскую секту; либо у неевреев возникнет собственная разновидность христианства, не имеющая иммунитета против языческого идолопоклонства и поэтому деградирующая в сторону такого рода культа. С богословской точки зрения, вопрос тоже не мог стоять серьезней: стоит только признать необходимость обрезания, и за ним последует весь Моисеев закон в качестве средства для достижения собственной праведности вместо упования на одного лишь Иисуса ради праведности Божией. См. Деян. 15:1-35.
Лука создает образ христианского примирения, образ религиозного братства, улаживающего свои разногласия ради блага вызвавших эти разногласия неевреев. Рассказ Павла и Варнавы об обращенных в веру язычниках производит «радость великую во всех братиях» в Финикии и Самарии. По прибытии в Иерусалим Павел и Варнава приняты церковью, в том числе апостолами и пресвитерами. Не кто иной, как сам Петр указывает, что Бог не положил никакого различия между уверовавшими, хотя и необрезанными язычниками и обрезанными иудеями, принявшими Евангелие, и даже говорит, что евреи тоже спасаются лишь благодатью через веру, а не через неудобоносимое иго закона Моисеева. Все собрание еврейских верующих в благоговейном молчании слушает рассказ Павла и Варнавы о делах Божиих среди язычников. Иаков, брат Иисуса, высказывается за освобождение уверовавших язычников от закона, цитируя Ам. 9:11-12 и Ис. 45:21. Ограничения для уверовавших язычников, необходимые лишь во избежание препятствий к их социальному общению с еврейскими верующими, сводятся к тому, чтобы они воздерживались от употребления в пищу мяса, перед продажей посвященного идолам, не заключали браки с близкими родственниками (что было довольно распространено у язычников в отличие от иудеев — ср. Лев. 18:6-18 и кровосмесительный смысл «блудодеяния» в 1 Кор. 5:1), воздерживались от мяса тех животных, которые были умерщвлены через удушение, и от мяса, из которого не вытекла кровь, — эти ограничения не столько обременяют уверовавших язычников, сколько призывают их к взаимным уступкам по отношению к евреям. Лука всячески старается подчеркнуть, что апостолы, пресвитеры и вся церковь приняли благоприятное для неевреев решение единодушно; включили в свое послание похвалы Варнаве и Павлу; избрали из своей среды двух мужей, Иуду (он же Варсава) и Силу, чтобы они на словах поясняли его, и никто не мог утверждать, будто бы Варнава и Павел извращают решение в свою пользу; и воззвали в своем послании к Святому Духу. Царят радость и воодушевление. Идеальное сообщество пребывает в чистоте.
Через некоторое время начинается второе миссионерское путешествие Павла. Увы, спор из-за Иоанна Марка расстроил содружество Павла и Варнавы; однако Лука сглаживает это огорчение, оправдывая позицию Павла тем, что Марк в свое время покинул Варнаву и Павла, отмечая, что Варнаву заменил Сила (который окажется римским гражданином, как и Павел, Деян. 16:37), что братия антиохийской церкви поручили Павла благодати Божией и что по прибытии в Ли-стру заменой Марку стал Тимофей. Добрые свидетельства о Тимофее контрастируют с предшествующим рассказом об отделении Марка (впрочем, см. в Кол. 4:10; 2 Тим. 4:11; Флм. 1:24 о восстановлении сотрудничества Марка с Павлом и благоприятные отзывы о Марке самого Павла). В обрезании Тимофея проявляется желание Павла не оскорблять чувства местных иудеев. Отстояв для уверовавших язычников освобождение от закона, Павел упорядочивает религиозный статус Тимофея, по рождению наполовину иудея и наполовину грека, чтобы он стал полноправным иудеем и его не могли счесть язычником и не отлучали за это от синагог. См. Деян. 15:36 — 18:22 и см. путь Павла по карте (с. 299).
Название «Асия» относится к римской провинции на западе Малой Азии, а не ко всему этому полуострову, и тем более не ко всему материку. Некоторые толкователи отождествляют мужа Македонянина из видения Павла с Лукой. В противовес такому отождествлению, Лука пишет «мы», описывая отправление из Троады в Македонию; а ведь муж в видении, призывающий «приди в Македонию», находится по другую сторону Дарданелл. Филиппы — это город в первой из четырех административных областей Македонии. Антоний и Октавиан (позже известный как Август) поселили в Филиппах множество ветеранов римской армии и сделали город римской колонией после своей победы в 42 г. до Р. X. над Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря. Еще одну партию колонистов Октавиан прислал сюда после разгрома Антония и Клеопатры у мыса Акций (31 г. до Р. X.). Иудеи этого города молились на берегу близлежащей реки, потому, очевидно, что из-за своей малочисленности не могли набрать требуемых десять взрослых мужчин, по обычаю необходимых для основания синагоги. Упоминаются только женщины. Гостеприимство Лидии после ее крещения поддерживает идеал братства, пользующийся особым вниманием Луки. С одной стороны, крик духа прорицательного служит сверхъестественным свидетельством в пользу Павла, его спутников и проповедуемой ими вести. С другой стороны, терпение Павла, много дней сносившего такую назойливость, лишает всякого оправдания то, что Павла и Силу схватили и, порвав одежды и избив палками, ввергли в темницу за изгнание Павлом этого духа. Точно так же подчеркивают несправедливость содеянного и меркантильные побуждения гонителей, их апелляция к антисемитским чувствам и ложное обвинение, будто бы Павел и Сила проповедуют антиримские обычаи, хотя на самом деле они оказываются римскими гражданами, чьи права были попраны. То, что Павел и Сила не используют возможность сбежать, демонстрирует их гражданскую добропорядочность, которая подтверждается и влиянием их молитв и пения гимнов на других узников, также не бежавших. Доброта и гостеприимство уверовавшего и крестившегося темничного стража, который чуть было не совершил самоубийство, так как знал, что головой отвечает за то, чтобы не дать узникам сбежать, и подумал, что все узники все-таки сбежали, снова ассоциирована с идеалом братства. Этот же мотив поддерживается и крещением всех его домашних. И наконец, испуганная просьба городских воевод предполагает реабилитацию Павла и Силы. Поскольку повествование от первого лица множественного числа оканчивается на этом эпизоде в Филиппах и возобновляется при позднейшем возвращении Павла в Филиппы, Лука, должно быть, оставался в Филиппах, по-видимому, в качестве пастыря и проповедника.
Ревность неуверовавших иудеев в Фессалонике, их обращение к услугам негодяев с рыночной площади, подстрекательство толпы, нападение на дом Иасона, где гостил Павел, — все это доказывает лживость их обвинений, будто бы Павел и Сила учат не повиноваться кесарю. И напротив, то, что в Фессалонике уверовали в евангелие великое множество боящихся Бога и немалое количество знатных женщин, что иудеи в Верии с благомыслием и усердием разбирают ветхозаветное Писание, убеждаясь в истинности учения Павла и Силы, и многие из них обращаются в веру, как и немалое количество язычников, занимающих почетное положение в обществе, — все это свидетельствует о притягательности Евангелия для людей с возвышенными стремлениями. К такому же заключению приводит нас обращение в веру афинянина Дионисия Ареопагита (то есть члена городского совета Афин, ареопага) и Дамари, очевидно, занимавшей высокое положение. Рассказ о порицании Павлом афинских идолопоклонников ориентирован на возвышенные чувства тех нееврейских читателей Луки, которые слишком хорошо знали, что такое идолопоклонство.
Слушающие Павла афиняне думают, что Иисус и «Воскресение», о которых он учит, — это два неизвестных им божества (они могли спутать имя «Иисус» с похожим греческим словом, означающим «исцеление», и решить, что Павел говорит о двух родственных божествах исцеления и воскресения). Либо речь идет о том, что Павел излагает свое учение на холме Ареса перед ареопагом150, (150 «Ареопаг» буквально означает «холм Ареса», метонимически — находившийся на нем городской совет. — Прим. перев) городским советом, который лицензировал учителей; либо он обращается ко всем желающим послушать его, собравшимся на холме Ареса, чтобы избежать сутолоки рыночной площади. Его описание Бога, как Творца и Зиждителя, как Того, Кого чтут и ищут все люди, указание на единое происхождение всего рода человеческого от Бога ориентированы на космополитический эллинизм, характеризующий как слушателей Павла, так и читателей Луки. Этот подход подкрепляется цитатами из двух греческих поэтов, Эпименида и Арата, названных Павлом «некоторыми из ваших стихотворцев». Но несмотря на насмешки большинства афинян, ни Павел, ни Лука не отказываются от положения о телесном воскресении Иисуса. Греки в лучшем случае надеялись на бессмертие души, но большинство из них сомневалось даже в этом. Мы можем задаться вопросом, а стремились ли они вообще уверовать в телесное воскресение, ведь для них тело лишь обременяло душу. Павел и Лука выступают представителями библейской антропологии, согласно которой Бог наряду с душой создал и тело, так что тело и душа взаимодополнительны — отсюда и святость тела и его воскресения.
Раньше Коринф славился своим распутством: «вести себя как коринфянин» означало жить безнравственно, а слово «коринфянка» было синонимом слова «проститутка».
По прибытии в Коринф Павел, очевидно испытывая стесненность в средствах, делает палатки у своих соотечественников, Акилы и его жены Прискиллы. Поскольку Лука не упоминает об их обращении в веру, они, надо полагать, уже были христианами. Около 49 г. или 50 г. по Р. X. император Клавдий изгнал их в числе других иудеев из Рима по причине беспорядков в еврейском квартале из-за «Хрестуса», то есть, по-видимому, внутренних иудейских раздоров в связи с проповедью «Христуса» (латинская форма для «Христа», однако ошибочно понятая как «Хрестус» — распространенное имя рабов, происходящее от греческого chrestos, что означает «полезный», каковыми и являлись рабы)152.( 152Светоний (Клавдий 25.4), кажется, считает, что волнения вызвал сам Хрестус, но через семьдесят лет после событий он вполне мог перепутать проповедь о Христе с проповедью (или подстрекательствами) Христа)
У Луки отмечены настойчивость попыток Павла обратить коринфских иудеев в веру, злословие тех, кто отказывался уверовать, переход Павла к язычникам, обращение в веру начальника синагоги Криспа и его домашних, значительное итоговое число обращенных, продолжительность пребывания Павла в городе, отклонение римским проконсулом Гал-лионом обвинений против Павла в связи с тем, что они вызваны религиозными спорами самих иудеев, а не нарушением римского закона, и такое равнодушие Галлиона к нападкам иудеев на Павла, что он даже не прекратил избиение нового начальника синагоги Сосфена прямо перед судилищем (открытый помост, или подиум, до сих пор сохранившийся в Коринфе). Очевидно, не обвинители Павла из числа неуверовавших иудеев, а кто-то другой воспользовался пренебрежением Галлиона к евреям, чтобы избить Сосфена (хотя существует мнение, что неуверовавшие иудеи сами били своего нового руководителя за недостаток настойчивости при обвинении Павла, и Сосфен, согласно 1 Кор. 1:1, стал вторым по счету начальником синагоги, обратившимся в христианство). Надпись на латыни, найденная в греческом городе Дельфы, гласит, что проконсульство Галлиона продолжалось с 51 г. по 53 г. по Р. X. Его решение дозволить проповедь христианства имеет особое значение в связи с тем, что юрисдикция проконсула простиралась на всю провинцию Ахаия, то есть Грецию, и с тем, что создавался судебный прецедент для остальных провинций, входящих в Римскую империю. То, что Павел остриг себе голову в Кенхреях, портовом городе, обслуживавшем Коринф, говорит о его благочестии, так как это подразумевало завершение принятого на себя религиозного обета (однако в данном случае речь не идет об обете назорейства, ведь такой обет нельзя было исполнить и завершить вне пределов Израиля — ср. Чис. 6:1-21).
Третье миссионерское путешествие Павла опять начинается в Сирийской Антиохии. Как и во втором путешествии, он прежде всего проходит через Галатию и Фригию и, соответственно, вновь посещает церкви в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии Писидийской. Затем Павел направляется в Ефес, после короткого пребывания в котором он расстался с Акилой и Прискиллой в конце своего второго путешествия. См. Деян. 18:23 — 19:41 и см. путь Павла по карте (с. 299).
Подчеркивая ученость (красноречие, культурность) Аполлоса и убедительное использование им Ветхого Завета для всенародного опровержения неуверовавших иудеев, Лука углубляет свое изображение христианства в качестве исполнившегося иудаизма. Эпизод с Аполлосом служит также прологом к встрече Павла в Ефесе с некоторыми учениками, знавшими только учение Иоанна Крестителя об Иисусе как о Том, Кто идет за ним, и Иоанново крещение покаяния, усвоенные ими, очевидно, от Аполлоса, прежде чем тот был более полно наставлен в учении Прискиллой и Акилой (имя Прискиллы в этой ситуации в Ефесе упоминается первым, вероятно, потому, что она играла ведущую роль в таком наставлении — в отличие от Деян. 18:2 153) (153Синод. перевод «Акила и Прискилла», Деян. 18:26. — Прим. перев). Поскольку эти ученики получили только крещение покаяния, хотя уже пришло крещение Иисуса, а затем и крещение Святого Духа, Павел крестит их во имя Иисуса, и совершается излияние на них Святого Духа, которое проявляется в том, что они стали говорить языками и пророчествовать. (Если бы они получили крещение покаяния до прихода Иисуса и Святого Духа, им, как подразумевается, не понадобилось бы вновь креститься во имя Иисуса.) Примечательно, что каждое из зримых излияний Святого Духа в Книге Деяний связано с присоединением к Церкви новой категории верующих: это изначальные еврейские верующие (Деян. 2), самаряне (Деян. 8), язычники (Деян. 10) и последователи Иоанна Крестителя (Деян. 19). Это особое свидетельство Божиего одобрения способствует усилению акцента Луки на всемирном характере христианства.
Относительно дальнейшего служения Павла в Ефесе, Лука подчеркивает смелость и убедительность (высоко ценимые как в эллинистической, так и в классической греческой культуре) этого служения; его продолжительность (два года) и широкую известность (молва расходится по всей провинции Асия); совершение в это время примечательных чудес (противостоящих репутации Ефеса в качестве оккультного центра, где занимаются чародейством и составляют книги заклинаний); свидетельство злого духа о Иисусе и Павле (вызвавшее страх и обращение многих в веру); источник общественных беспорядков, объясняемых не какими бы то ни было действиями Павла и его спутников-миссионеров, а эгоистической заботой Димитрия и его товарищей по ремеслу о собственном благополучии и попыткой неуверовавшего иудея, Александра, выступить перед толпой; этим бесчинствам противопоставлены дружелюбное отношение к Павлу и дружеский совет ему со стороны некоторых асийских начальников (асиархов), а также оправдание блюстителем порядка Павла и его спутников-миссионеров, которые ни храм не обокрали, ни Артемиду не хулили, и порицание им Димитрия и ему подобных.
Согласно ранней традиции, в училище Тиранна Павел находился с 11 часов утра до 4 часов дня. Утро он, по-видимому, проводил, делая палатки, а днем учил людей, в достаточной степени заинтересовавшихся Евангелием, чтобы отказаться от своего послеполуденного отдыха. Иудейский эк-зорцист Скева первосвященником является только по своему собственному заявлению. Иудеи высоко ценились в качестве экзорцистов, так как считалось, что лишь они сами умеют правильно произносить могущественное имя «Яхве», а для успешного изгнания духов, по общему мнению, необходимо было правильное произношение соответствующих заклинаний. Семь сыновей Скевы, осваивающие ремесло отца, пытаются прибегнуть к имени Иисуса, однако получают обескураживающий результат; ведь христианский экзор-цизм обусловлен отнюдь не произнесением магических имен.
Когда новообращенные в Ефесе сжигают свои чародейские книги, они также разглашают свои заклинания, чтобы сделать их бесполезными для собравшихся язычников, ведь те были уверены, что кроме правильного произношения необходимо еще и сохранение заклинания в тайне154.
Артемида Ефесская была местной богиней плодородия, отождествленной с греческой Артемидой (ее римское имя — Диана). Ее идол в Ефесском храме, по-видимому, представлял собой метеорит, напоминавший ефесянам многогрудое женское существо. Этот храм, одно из семи древних чудес света, имел внутреннюю площадь почти в 1000 квадратных метров. Когда взбудораженная толпа собралась в амфитеатре, вмещающем около 25 000 человек, неуверовавшие иудеи испугались, что они могут пострадать заодно с христианами, так как иудеи тоже отвергали идолопоклонство. Поэтому они выслали Александра заявить толпе, что иудеи не имеют ничего общего с христианами, однако его голос утонул в общем крике.
Проведя в Ефесе два года и три месяца, Павел проходит через Македонию и Ахаию и по пути, как он сам отмечает в Рим. 15:25-27; 1 Кор. 16:5; 2 Кор. 8 — 9 (см. также Деян. 24:17), собирает вспомоществование для Иерусалимской церкви. Он намерен, доставив собранное в Иерусалим, отправиться в Рим; и он отправится в Рим, но совсем не так, как ему сейчас представляется. Ведь он прибудет туда в оковах, как узник. В настоящее же время Павел собирается взойти на корабль иудейских паломников, отплывающий из Греции в Палестину в преддверии Пасхи. Однако неуверовавшие иудеи замышляют покончить с ним во время этого плавания; поэтому, изменив свое намерение, Павел возвращается сушей через Македонию. Затем, на своем пути на юг вдоль западного побережья Малой Азии, Павел обращается с прощальной речью к ефесским пресвитерам, пришедшим к нему в Милит. По мере своего продвижения к Иерусалиму Павел неоднократно слышит предостережения, что там он будет взят в узы и подвергнется гонениям; однако Павел не отступается. См. Деян. 20:1 — 21:16 и см. путь Павла по карте (с. 299).
Этот раздел даже больше похож на повествование о паломничестве, чем предыдущие, и в большей его части Лука включает себя в число действующих лиц (отсюда формулировки «мы», «нас», «нам»). Лука учитывает популярность в греко-римском мире жанра описания паломничества. Мотив братства вновь проявляется в описании трапезы в Троаде и продолжительной застольной речи Павла, исцеления Евти-ха, сцены прощания с ефесскими пресвитерами в Милите, христианской заботы о благополучии Павла, выраженной в Тире и Кесарии, — в противопоставление коварному заговору, заставившему Павла изменить свой маршрут. Свидетельствами того, что Павел не шарлатан, как большая часть из бесчисленных учителей, странствующих вдоль и поперек всего греко-римского мира, выступают его смирение, слезы, стойкость в испытаниях, отказ отступиться от своего служения, неутомимость в качестве проповедника и учителя, усердие в физическом труде для пропитания как самого себя, так и своих собратьев-миссионеров, забота о благополучии обращенных им в веру людей после их расставания с ним и смертельно опасное паломничество в Иерусалим. Замечание о том, что четыре дочери Филиппа были девицами, которые пророчествовали, связано с особым почтением эллинистического мира к пророчествующим девственницам.
Согласно слухам, Павел учил еврейских христиан диаспоры не соблюдать ветхозаветный закон. Когда он прибывает в Иерусалим, там четыре еврейских христианина, не уберегшихся от церемониального осквернения во время краткосрочного обета назорейства, совершают семидневное очищение. Закон гласит, что эти люди должны остричь себе головы на седьмой день и принести жертвы на восьмой, прежде чем продолжить исполнение своего обета (Чис. 6:9-12). Поскольку эта неделя очищения скоро закончится, пресвитеры церкви предлагают Павлу присоединиться к совершающим обряд очищения и оплатить издержки на их жертвоприношения, чтобы доказать, что он не учит против закона Моисеева. Павел соглашается, однако какие-то иудеи из Малой Азии ранее видели, что вместе с ним в Иерусалим пришел его спутник Трофим, ефесянин, то есть не еврей. Они ошибочно думают, что Павел ввел его во внутренний двор храма, куда допускались только иудеи. Под страхом смерти, даже для римских граждан, неевреям запрещено было входить в этот двор. Крик иудеев вызывает беспорядки, из гущи которых Павла спасают воины римского тысяченачальника Клавдия Лисия. Крепость Антония, в которую отводят Павла, примыкает к северно-западному углу храмового двора. В цитадели располагался римский гарнизон, и двойной лестничный марш соединял ее с внешним двором храма. За три года до этого инцидента в Иерусалиме объявился некий египетский еврей, выдававший себя за пророка. Он собрал большой отряд своих сторонников на горе Елеонской и распорядился ждать, пока по его велению не рухнут стены Иерусалима. Тогда они бросятся в город и изгонят римлян. Правитель Феликс прислал войска, некоторых иудеев убил, а иных заключил в темницу. Но египтянин скрылся. Сначала Клавдий Лисий считает, что Павел может оказаться этим самозванцем, которому иудеи теперь пытаются отомстить за обман. См. Деян. 21:17 — 23:35.
Мотив изображения Лукой христиан в качестве идеального сообщества вновь проявляется в том радушии, с которым еврейские христиане Иерусалима принимают Павла и его спутников-миссионеров, в прославлении Иаковом и церковными пресвитерами Бога за спасение множества язычников и в согласии Павла на предложение принять участие в обряде еврейских христиан и оплатить издержки. Возмущение в храме и попытка убить Павла выявляют в качестве источника общественных беспорядков неуверовавших иудеев, а не христиан. Величина отряда, направленного на спасение Павла (1000 человек), характеризует римлян с положительной стороны.
В своей защитительной речи перед толпой иудеев Павел подчеркивает, каким ревностным иудеем он был и как благочестив был Анания, христианин, который пришел к нему на помощь в Дамаске. Он также описывает свое чудодейственное видение Христа на дороге в Дамаск и еще одно видение во время молитвы в храме. Неуверовавшие иудеи слушают его до тех пор, пока Павел не говорит, что Бог велел ему идти проповедовать язычникам. Не в силах вынести такую апологию язычников, иудеи с криком жаждут крови Павла, точно так же, как они требовали смерти Иисуса. Это предубеждение против язычников делает тем привлекательнее Павла и его евангелие для языческих читателей Луки. : В последующей беседе Павла с Клавдием Лисием выясняется, что Павел — свободнорожденный римский гражданин, в то время как Клавдию Лисию пришлось приобретать себе гражданство за «большие деньги», которые, по-видимому, представляли собой взятку. Гражданство Павла по рождению имеет более высокий статус. Имена граждан регистрировались в Риме и по месту жительства. У самих граждан на руках имелись восковые, деревянные или металлические удостоверения, в которые наряду с их собственными именами были внесены имена свидетелей. За ложные претензии на гражданство казнили. Если гражданин не носил с собой удостоверение или возникали подозрения в подделке, власти могли обратиться к свидетелям. Возможно, именно по этой причине Павел, путешествуя вдалеке от Тарса (местонахождение его свидетелей), не слишком часто заявлял о своем римском гражданстве.
Для выявления причины беспорядков Клавдий Лисий приводит Павла в синедрион; однако собрание заканчивается распрей. Когда юный племянник Павла узнает об умысле подстеречь и убить Павла при его перемещениях в пределах Иерусалима, он сообщает об этом Клавдию Лисию. Тысяче-начальник незамедлительно отправляет Павла в Кесарию — под покровом ночи и с большим количеством воинов для охраны. Согласно письму Клавдия Лисия Феликсу, правителю в Кесарии, он отнял Павла от толпы, узнав, что тот — римский гражданин. На самом же деле тысяченачальник ничего не знал о римском гражданстве Павла до тех пор, пока того чуть не начали бичевать155 (155 Бичевание заключалось в нанесении ударов особым бичом (flagellum на латыии), состоявшим из нескольких кожаных ремней, прикрепленных к деревянной рукоятке и утяжеленных острыми кусками кости и металла. Жертвы нередко не выдерживали такого испытания и умирали.) с целью выпытать у него нужные показания, что было незаконно по отношению к неосужденному римскому гражданину. В этих эпизодах многие черты способствуют реализации тематической направленности книги Луки — защиты и пропаганды христианства: добрая совесть Павла в его нынешнем христианском состоянии; беззаконное обращение с ним первосвященника; почтительное извинение Павла за нечаянную резкость в отношении первосвященника; спор между фарисеями и саддукеями, показывающий, что коль скоро неуверовавшие иудеи не согласны между собой, то их несогласие с христианством еще не может быть поводом для отлучения христиан от иудаизма; поддержка Павла некоторыми фарисейскими книжниками; готовность неуверовавших иудеев к физическому насилию; тайный умысел убить Павла, предусматривающий попытку обмануть римского тысяченачальника; и признание тысяченачальником невиновности Павла ни в одном из преступлений, заслуживающих смертной казни или даже содержания в оковах.