Таинственная архитектура
Важным аспектом средневекового эзотеризма, где среди религиозно-мистических братств преобладали те, которые хранили тайну полученных знаний и имели жесткую организационную структуру, является связь с занятиями ремеслами и знанием особых технических приемов и методов. В этой сфере архитектура стала играть выдающуюся роль, когда с упадком феодального строя начали возрождаться города, а их жители стали с гордостью воплощать в кафедральных соборах свою религиозную и гражданскую общность.
Уже со времен Каролингов те, кто был связан с зодчеством, стали объединяться в братства; бригады мастеров переезжали из одного города в другой, и такой образ жизни способствовал все большему укреплению связей внутри таких коллективов, а не с местным населением. Со временем усилился закрытый характер таких братств, благодаря, с одной стороны, техническим знаниям, передаваемым, по традиции, на протяжении очень длительного времени (они определяли общественную и психологическую самобытность группы и поэтому не должны были выходить за ее пределы), с другой – религиозному характеру цеховых связей. В братствах имелись свои тайные церемонии и ритуалы, а также обряд посвящения.
Возможно, из-за существующей тенденции приписывать тамплиерам все то, что в какой-то степени связано с таинственным и магическим, а возможно, благодаря целому ряду действительных совпадений, многие считают, что Орден сыграл первостепенную роль в расцвете строительства готических соборов, построенных странствующими мастерами, объединенными в братства тайного типа и хранившими секреты технических знаний и религиозно-мистического и символического значения своих сооружений. Однако и в этом случае необходимо отличать легенды от документально подтвержденных данных.
Исследования Шартрского собора позволили определить, что от небольшого холма, на котором он стоит, окруженный подземной галереей, исходят из-под земли мощные вибрации, поэтому возвышающиеся над ним каменные конструкции испытывают воздействие очень сильной космической энергии. Выбор этого места, на котором ранее располагался кельтско-римский храм, означает непрерывность традиции передачи древних тайных знаний, согласно которым священное сооружение должно было подтверждать центральное положение человека в бесконечности.
Среди самых впечатляющих легенд следует вспомнить одну, в которой говорится, что любой собор может рассыпаться как карточный домик, если найти «замок всех замков», т. е. тот единственный, тайный элемент конструкции, на котором якобы держится поражающее нас по сей день удивительное равновесие разнонаправленных сил. Говорят, что именно тамплиеры, поселившиеся в подземных помещениях Храма Соломона в Иерусалиме, обнаружили там документы, содержавшие древнееврейские тайные знания, а именно Божественные законы чисел, весов и мер, и передали их братствам, связанным с Орденом, чтобы те могли воспользоваться ими при возведении строительных сооружений. Таким образом, тамплиеры сделали зодчих готических соборов духовными наследниками Хирама, мифического создателя Иерусалимского храма.
Шартрский собор по праву считается шедевром французской готики. (1194-1245).
Если же обратиться к фактам, то действительно наивысший расцвет строительства готических соборов хронологически совпадает с развитием Ордена тамплиеров во Франции, одновременно с его военным присутствием в Святой земле. Также верно и то, что сравни тельное изучение кафедральных соборов, начиная с мест их расположения, позволяет обнаружить, что при их строительстве использовались знания, которые только совсем недавно стали доступны людям, такие, например, как геобиология (изучение земной радиации, космических волн, волн различной формы и их влияния на окружающую среду и здоровье). Верно и то, что иконографические темы (статуи, рельефы, капители, декоративные полы, витражи…), помимо бросающихся в глаза священных символов, содержат много других, которые можно отнести к магии и алхимии. Но все это не является безоговорочным доказательством участия тамплиеров.
Доказательством этому могло бы послужить наличие в гербах различных строительных братств (включая краснодеревщиков и плотников), например в Болонье, креста с удлиненными концами. Этот символ-подпись мастера вырезали в неброских, незаметных местах на стенах многих итальянских и европейских церковных сооружений… В Болонье этот символ часто повторяется в архитектурном комплексе собора Св. Стефана, который, согласно традиции, был построен вернувшимся из Святой земли св. Петронием (V в.) на месте храма, который раньше был посвящен Исиде, чтобы воспроизвести христианские сооружения, возведенные императором Константином и его матерью Еленой в Иерусалиме. Один из элементов комплекса, который называется «ротонда», представляет в плане пусть и не совсем правильный восьмиугольник, как иерусалимская базилика Гроба Господня и наиболее значимые церкви тамплиеров: их реконструкция в ныне существующей форме восходит к XII веку, когда в этой части города активно действовал региональный Дом тамплиеров.
Базилика Гроба Господня в комплексе Св. Стефана в Болонье, а вверху одноименная «модель» в Иерусалиме.
Стаффардское аббатство – другое специфическое сооружение в провинции Кунсо. Аббатство, будучи резиденцией общины цистерцианцев, было посвящено Пресвятой Деве Марии и связано с именем св. Бернара. Его характерной особенностью является полная асимметрия структурных элементов, от пилястров до капителей, от арок до фризов. Но самое удивительное заключается в том, что человеческий глаз этого не замечает благодаря изменениям перспективы и оптическим эффектам, которые были успешно использованы зодчими. Если сооружение стремится быть «зеркальным отображением природы», то уникальность каждого отдельного элемента находит свое объяснение и в то же самое время документально подтверждает религиозность братств средневековых зодчих, считавших свою работу подобной работе Создателя. Тайные знания тех, кто возводил аббатство, проявляются также в выборе места, центре древнего культа Солнца, и в том, ч то сооружение ориентировано точно по солнечной оси, лучи которого на рассвете касаются алтаря, в полдень достигают колокольни, а на закате освещают главный вход. Фактом является и то, что на немногочисленных полотнах Стаффардского аббатства встречаются тамплиерские кресты и часто используется белый, красный и черный цвета, т. е. цвета, связанные с алхимией.
Санта-Мария - ди Стаффарда в провинции Кунсо – сооружение, которое многие связывают с тамплиерами.
Возможно, не случайно современные тамплиеры в 1992 г. выбрали это место для европейской встречи и приема новых членов.
Тайна Ла-Рошели
В течение всего времени, когда тамплиеры находились в Святой земле, основной заботой Ордена в Европе было обеспечение всем необходимым братьев, с оружием в руках защищавших паломников и христианские государства. Известно, что когда тамплиеры не прибегали к услугам итальянских приморских республик, они переправляли все грузы в Апулию и грузили их на корабли, которые выходили в море из порта Бриндизи. Орден, кроме того, держал под контролем целый ряд других портов в Европе, что объясняется разнообразием и размахом его экономической и торговой деятельности.
Напротив, совсем нелегко найти объяснение такому факту, как стремительное развитие атлантического порта Ла-Рошели в Бискайском заливе после того, как Орден создал там Провинциальный дом, тем более что для связи с Испанией и Португалией использовались наземные пути. И не только это: вокруг этого порта, защищенного стенами, превратившими его в настоящую крепость, тамплиеры создали плотный пояс командорств, что позволяло им полностью контролировать дороги, ведшие к порту. Десять из самых важных «дорог тамплиеров» (получится густая сеть, если соединить линиями поселения Ордена по всей территории Франции) заканчивались в Ла-Рошели.
Эти «факты» поборники таинственных теорий использовали для выдвижения привлекательной гипотезы, что среди ревностно охраняемых Орденом тайн было также знание, за три века до Христофора Колумба, о существовании американского континента и путей его достижения. Ла-Рошель должна была стать местом отплытия и возвращения и флота тамплиеров. Этим можно было бы объяснить, почему маленький рыбацкий поселок смог так быстро разрастись после того, как тамплиеры взяли его под свой контроль, а также мощные оборонительные сооружения, защищавшие город со стороны моря и на суше. Это могло бы также объяснить, почему, одновременно с подъемом Ла-Рошели, во Франции стало быстро распространяться хождение серебряной монеты, хотя в то время в Европе имелись лишь незначительные или еще не разведанные залежи этого металла. Тамплиеры, выступая в роли банкиров, имели на самом деле очень большое влияние на денежное обращение, и ничто не могло помешать им обратить в деньги запасы серебра, привезенного из богатых месторождений в Мексике, которая и по сегодняшний день является одним их крупнейших мировых производителей этого металла.
На рисунке показана часть Атлантического побережья Франции, выходящего к Бискайскому заливу, где находится Ла-Рошель, и на которой видно расположение поселений тамплиеров в XIII в. Их концентрация вокруг Ла-Рошели очевидна и, по сравнению с остальной территорией Франции, сравнима только с плотностью поселений вокруг Парижа.
Жак де Майе, который в своей книге Тамплиеры в Америке пылко защищает эту гипотезу и увязывает ее с другой темой, близкой сердцу сторонников оккультизма, якобы практиковавшегося тамплиерами: стремительно увеличившееся богатство Ордена благодаря серебру, привезенному из Америки, предназначалось, помимо прочего, для финансирования строительства готических соборов.
Ла-Рошель. Во времена расцвета тамплиеров представляла собой самую настоящую крепость, однако от древних стен сегодня остались только две массивные башни, которые защищают порт.
В дали времен
Исследования обрядов посвящения, контактов с Богом, которые выходили бы за пределы различных, чисто человеческих представлений, возникших в различных религиях, тенденция к созданию тайных организаций, оккультизм и магическая практика (независимо от того, давала она или нет обладание реальной властью), а также обстановка страха и тревоги, распространившаяся в народе и подпитываемая церковью, перед ересью и колдовством… – все это составные элементы той исторической обстановки, в которой необходимо рассматривать вопрос о тамплиерах, потому что речь идет о значимых и реальных элементах средневековой «культуры». Но если некоторые аспекты истории тамплиеров из-за недостаточности и пристрастности источников остаются неясными, это не дает основания для тот, чтобы принять и согласиться с теми выводами, которые были сделаны по прошествии веков: в этой связи можно лишь проследить зарождение и развитие современного «мифа».