Песня о купце Калашникове
В полном названии: Песня о Иване Васильевиче, опричнике и удалом купце Калашникове (точное название уточнить, но главное - на первом месте - царь)
Вершина творческая среди других поэм о средних веках России.
Увлечение фольклором
Стилизация
Жанр романтической исторической поэмы в народном стиле
Рефрены, трехкратные повторы, архаическая лексика (обратиться к лермонтовской энциклопедии)
Эксперименты с литературной формой: тонический стих (характерен для народного, в отличие от силлабо-тонического стиха, творчества)
Размышления общефилософского плана: два типа сознания - роевое народное, личность в связи с коллективом, это Калашников; сознание Киребевича иное: личностное, индивидуалистическое.
Конфликт не только любовный, но и конфликт сознаний.
Поведение Киребевича во многом определяется истинной любовью, помимо привилегированного положения опричника. Герой-любовник, а не только насильник. Любовь как индивидуальное чувство, полностью не соответствующее традициям и устоям времени.
Новаторство в изображении Ивана Грозного. Традиционно для 30-х гг 19 века было принято считать, что Иван Четвертый - тиран, в силу извращенности характера и психики. Его любили изображать как деспота. А у Лермонтова царь - как сохранился образ в народных песнях, справедливый правитель. Царь скорее показан как несправедливый, находящийся во власти патриархального мышления. Он не может пойти вопреки традициям и обычаям. Киребевич его обманывает. Ведь царь не может знать, что девушка замужем. -->Нельзя винить в потворстве насилию. Калашников не отвечает на вопрос, за что он убил опричника, а ведь царь расспрашивает купца, он пытается судить. Но нельзя в патриархальном обществе назвать имя женщины - это значит бросить тень на род, следствие роевого сознания. И только потом купца отправляют на плаху.
Мцыри 1839 (опубл.1840)
Моноцентричная поэма, в центре один герой
При этом важно, что Лермонтов уходит от обязательного любовного конфликта, его по сути нет (только упоминание "грузинки молодой", это скорее момент, показывающий романтическую душу героя, который пренебрегает этой возможностью, у него другие устремления).
Главная цель героя: возвращение на Родину, все остальное незначительно
Тип беглеца
Мцыри бежит на свою Родину из чуждого ему мира грузинского монастыря
Бегство=возвращение
Хочет не просто припасть к груди отца, но и продолжить борьбу за свободу своего отечества: он мог бы быть "последним удальцом" в сражениях.
Грузинка также чужой ему мир. Это не индивидуализм, а патриотизм
Конфликт со всем окружающим миром, чуждым герою по крови, религии, ментальности.
Лермонтов использует популярную форму поэмы-исповеди. Но эта исповедь не предполагает покаяния, герой не кается. Важно объяснение о "трех блаженных днях. Свдьба дала ему их, но не была благосклонна: конфликт с судьбой.
Лермонтов отказывается от традиционной для романтиков композиционной недосказанности, таинственности героя. Практически все мы знаем о герое из своего рода видений, предысторий, которые рассказываются повествователем.
Лермонтов трансформировал байроническую поэму, добился нового ее звучания. Это высшее достижение в этом жанре.
Демон
Лермонтоввпервые обращается в 1829 году к этому сюжету, мы изучаем редакцию 1839 года.
В основе лежит библейский миф о падшем и восставшем против бога ангеле. Близок восприятию Лермонтова окружающего мира.
Лермонтов не только повторяет мифологические азы. Герой - "дух изгнания" , но не "дух ада". Зло просто наскучило ему, он творил его без наслаждения. Аллюзия с "Фаустом". + сатана из "Потерянного рая" Мильтона
Недостижимость мечты "безумной" о гармонии в мире.
Смысловой аспект "Демона" многозначен. Это проблема попытки обрести гармонию с миром, ощущение того, что мир неправ, несправедлив, не построен изначально на любви. --> философская поэма
"Восточная повесть" - подзаголовок(введен в 1838-1839)
Хочет сделать поэму более земной. Астральный герой от редакции к редакции "опускается", становится участником земной жизни. В поэме все большее место занимает описание Грузии. Более живой, теплый характер.
Грузинские нравы не просто декорация, это новое дыхание в поэме, очеловечивающий фактор
Поэмы Лермонтова - значительный вклад в развитие литературного процесса
Драматургия Лермонтова
"Маскарад" - 1835
Первое крупное поэтическое произведение Лермонтова (которое он хотел напечатать). Цензура против: зло остается ненаказанным - безнравственное произведение.
Социально-психологический конфликт
Типы героев были узнаны современниками: Николай Филиппович Павлов, картежник - в Арбенине.
Срез жизни светского Петербурга 30-х гг: маскарады, карты (штосс).
Философия игры: игра случая в символическом плане карт.
Маскарад: реальное увеселение, смешивающее разные группы дворянства. Но и символическое значение жизни-маскарада, игра с людьми, притворство, лицедейство.
Философское размышление о жизни-игре: нет других высоких целей.
Зачем Нина едет на маскарад? Ведь ее муж не любит их. Но она хочет повеселиться, отдохнуть. В этой суете она случайно теряет браслет: и мелочи жизни наслаиваются друг на друга. Мелочь и судьба.
Не только стечение обстоятельств, но и характер героини - причина трагедии.
Тип лишнего человека. Это этакий Печорин, который попытался в любви найти гармонию с миром, обнулить прошлое. Попытка оказывается невозможной. Подозрительность, неумение слышать другого, эгоизм: мир через призму собственного "я". Ведь баронесса Штрай пытается объяснить ситуацию, но Арбенин не хочет слышать и ее. Результат разросшегося эгоистичного начала.
Неизвестный: Ощущение реальности фигуры. Но и символичность, идея расплаты и мести в образе. Воплощение судьбы.
Проза Лермонтова
Интерес к жанру исторической повести
"Вадим": 32-34 гг, крестьянская война под руководством Пугачева
"Княгиня Лиговская": 34-36 гг, мир современности. Отмечены начала, которые будут основными в "Герое нашего времени", движение к реалистическому роману.
Влияние: "Рыцарь нашего времени" Карамзина. Проза Руссо, творчество Шиллера.
Герой нашего времени
Единственное завершенное прозаическое произведение Лермонтова.
Основная работа -1838-1839 гг, определяется характер: Цикл повестей (новелл).
Цикл - совокупность произведений имеющий меньшую степень объединения чем роман. Но с другой стороны, это все-таки роман:
-Единый главный герой, общий замысел постепенного раскрытия внутреннего мира Печорина. История души.
Но герой не представлен в развитии, он статичен.
Нарушение хронологии для проникновения в душу героя от крупного к общему плану. Это делается с помощью смены фокусов-повествователей. Герой со стороны - у Максима Максимовича. Повествователь плохо разбирается в Печорине, для него молодой человек - "странный". После "Бэлы" о Печорине рассказывает автор-повествователь, странствующий офицер. Герой глазами человека того же круга. Третий ракурс: повествование Печорина самого о себе, взгляд внутрь себя. Исповедально начало - начало психологического романа.
Это основа романа как единого текста.
При этом каждая повесть сохраняет свою самостоятельность, но общий смысл останется скрытым.
Сам Лермонтов печатал отдельные повести. "Фаталист" стал последним выпущенным. Без этой новеллы замысел романа останется непонятным.
Появляется во втором издании (1842 год) предисловие: Лермонтов предстает как человек, который пытается донести до читателя взгляд на роман как на единое явление духовной жизни общества, это "горькое лекарство" для общества.
Он говорит о типизации и обобщении: акцент на широте явления
Реализм - термин войдет в обиход позднее, но смысл этот есть. Лермонтов понимает, что начинает новый роман в русской литературе.
К этому времени сложились "объективный" роман (судьба героя и нравоописателный сюжет, Филдинг; Бальзак) - традиции изображения светского общества. И "субъективный" роман, исповедально-психологическое начало: Стерн.
Проблема личности: центральная
Вопрос о назначении, смысле жизни (дневники в "Княжне Мэри")
Свобода личности и выбора VS этические нормы
Вопрос о реальной сложности природы человека. Ей свойственна двойственность. Материальное и духовное; социальное и естественное. В каждой личности что-то преобладает. Можно выстроить шкалу среди герое Лермонтова. "Дети природы", ("естественный человек") VS рефлексирующий человек, мыслящий, духовный. У Печорина она ощущается как болезненная. Теряет возможность наслаждаться жизнью: один живет, другой же только комментирует. Но эта рефлексия не самоцель, она мешает ощущать полноту и счастье жизни, постоянно скептический взгляд на все окружающее. Подвергает ревизии все жизненные ценности. "Счастье - насыщенная гордость", то есть для него достичь счастья невозможно. Замкнутый круг. Неспособность мир видеть в его естественности. Преодолеть эту крайность Печорин не может - это его вина, беда. Ведь он оказывается способен и позволяет себе быть палачом. В том числе Грушницкого (воплощенная пошлость). Жестокость к другим, к себе.
Свобода человека и воли VS предопределение ("Фаталист")
Фаталист ли Печорин? Нет, сомнение его распространяется на все, он скептик.