История школьной формы в россии
История школьной формы
Екатеринославской школы
Работу выполнила
Тудос Татьяна
Ученица 7 класса
МОУ «Екатеринославская СОШ»
Руководитель
Савкина Анжелика Николаевна
Учитель Мировой Художественной культуры
МОУ «Екатеринославская СОШ»
Екатеринославка 2010
Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………3
2. Глава I «История школьной формы в России»……………………………………5
3. Глава II «Школьная форма – опыт зарубежных стран»…………………………..10
4. Глава III «Процесс становления школьной формы в Екатеринославской школе 14
5.Заключение…………………………………………………………………………22
6. Список литературы………………………………………………………………...23
7. Приложение……………………………………………………………………….24
Введение
Листая фотоальбом с мамиными школьными фотографиями, я подолгу всматриваюсь в лица мальчиков и девочек.
Вот они в первом классе растерянные, смешные, прижались к своей учительнице, словно так им спокойнее.
А вот уже уверенные и бравые, с гордо поднятой головой и яркими галстуками на гуди, это их принимают в пионеры.
А на других фотографиях я вижу уже не мальчиков и девчонок, с косичками и хвостиками, а девушек и парней. Они молоды, полны надежд на будущее, они уверены в своих силах, им всё по плечу, впереди раскрыты горизонты! Это уже выпускники.
Мне всё интересно в этих фотографиях. Я снова и снова пересматриваю альбом, вглядывалась в лица, рассматриваю прически, одежду, пытаясь угадать настроение, отношения…..
Особый интерес у меня вызывает форма, в которую одеты все девчонки и мальчишки. По уставу нашей школы, мы тоже должны придерживаться делового стиля одежды, но в нашей школе постоянно возникают проблемы. Не все учащиеся нашей школы поддерживают решение администрации и совета школы. Именно школьная форма и отношение к ней стала темой моего исследования.
Цель: На основе изучения материала об истории школьной формы проследить историю формы в Екатеринославскойсредней школе, выявить проблемы ее современного состояния и перспективы на будущее.
Задачи:
1. Узнать историю рождения школьной формы.
2. Узнать, с какого времени в школах России была введена школьная форма, и какой она была.
3. Узнать об отношении к школьной форме у разных народов.
4. Проследить историю становления школьной формы в Екатеринославской школе.
5. Проанализировать какое место сегодня школьная форма занимает в жизни
Екатеринославских школьников.
Объект исследования:История школьного костюма.
Предмет исследования:Школьная форма учащихся Екатеринославской средней школы.
Гипотеза: Я думаю, что школьная форма, претерпев все изменения в школьной истории, не может исчезнуть, она должна переродиться в новую форму делового стиля.
Методы исследования:
1. Работа с информационными источниками (Интернет, материалы СМИ).
2. Анализ и обобщение информации о школьной форме.
3. Социологический опрос, интервью, беседа.
4. Включенное наблюдение, фотофиксация
5. Исторический метод.
Данная работа направлена на изучение становления школьной формы в Екатеринославской школе. Для того, чтобы понять особенности становления я узнаю историю школьной формы, отношение к ней в разные исторические периоды, у разных народов, зависимость формы от происходящих событий в обществе.
На основании исследований и наблюдений попытаюсь спрогнозировать судьбу школьной формы на будущее.
Практическая значимость моей работы будет заключаться в пропаганде школьной формы, займет место в Екатеринославском музее и возможно заинтересует издателей книги, посвященной 100 – летию школы.
Глава I
История школьной формы в России
Исследуя историю возникновения школьной формы, я узнала, что у школьной формы в России богатая история.
Школьная форма в России существовала еще в XIX веке, ее носили гимназисты и воспитанницы пансионов благородных девиц. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предмето гордости. в Смольном
институте каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет
коричневый (кофейный), 9-12 лет голубой, 12-15 лет серый и 15-18 лет белый.
В Смольном такие цвета имели парадные цвета учениц, сшитые из шелка, в обычные дни использовались платья из камлота, выписанного специально из Англии.
Есть придание, что костюмы учениц придумала сама императрица Екатерина вторая. Девочки первых трёх возрастов носили белые передники, старшие - шелковые зелёные. Пансионатки (от слова пансионат) носили на шее ленточку цветом, выбранным их благотворителем. Особый статус был у пансионаток, которые содержались на деньги императрицы - они носили зелёные платья с белой пелериной.
Годом рождения школьной формы считают 1834 год, когда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В нее вошли гимназический и студенческий мундиры, фасоны которых менялись вместе с фасоном партикулярного платья в 1855, 1868, 1896 и 1913 гг. Тогда в школьную форму входили фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами. Фуражки обычно были светло-синими с тремя белыми кантами и с черным козырьком, причем особым шиком среди мальчишек считалась мятая фуражка с поломанным козырьком. Зимой к ней добавлялись наушники, и капюшон цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. Обычно ученики носили суконную гимнастерку синего цвета с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанную черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой и черные брюки без канта. Имелась и выходная форма: темно-синий или темно-серый однобортный мундир с обшитым серебряным галуном воротником. Иногда носили куртки со стоячим воротником. Неизменным атрибутом гимназистов был ранец. Самой престижной была форма лицеистов: синий кафтан фрачного покроя с красным воротником и обшлагами. Брюки и жилет полагались темные, а галстук черный.
В 1892 году форму отменили. Возобновили ее 1896 году, и в этом же году было принято положение о гимназической форме для девочек. Им предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Повседневные платья учениц Смольного института шили из забытой теперь шерстяной материи – камлота. Самые младшие (от пяти до семи лет) носили кофейные платья; от восьми до десяти – голубые и синие; от одиннадцати до тринадцати – серые; самые старшие ходили в белых платьях. Платья были, как говорили тогда, «глухие», одноцветные, самого простого покроя. Единственными украшениями были белый передник и цветной поясок.
25 июля 1914 года циркуляром № 000 начальство Санкт-Петербургского учебного округа утвердило ношение школьной формы ученицами гимназий. Платья темно-коричневого цвета с черным фартуком, обувь без каблуков, шляпы с черными лентами, которые по праздникам разрешалось заменять цветными.
До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.