Реализованная эсхатология
Иоанн Креститель и Иисус говорили, что до Царства «рукой подать »59 (59 В Синод, переводе — «приблизилось Царство». — Прим. перев) и люди должны приготовиться к нему, покаявшись (Мф. 3:2; 4:17; Мк. 1:14-15). В ходе Своего служения Иисус говорил, что Царство уже пришло: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:28; параллельное Лк. 11:20; ср. Мф. 11:12-13; параллельное Лк. 16:16; 17:20-21). Другими словами, правление Бога вошло в мир через личность и деяния Иисуса. Следовательно, в Царство можно войти верою в Него (Ин. 3:3). Акцент на пришествии Царства через явление и служение Иисуса называется «реализованной эсхатологией», это выражение из работ Ч.Г.Додда.
Учредительная эсхатология
С другой стороны, Иисус также говорил, что Царство придет, когда окончится нынешний злой век: «...до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:25); «многие придут... и возлягут... в Царстве Небесном» (Мф. 8:11; параллельное — Лк. 13:28-29). Иисус учит Своих учеников призывать в молитве «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое», и это тоже подразумевает, что Царство еще только грядет. Акцент на пришествие Царства в будущем, в частности в ближайшем будущем, называется «учредительной эсхатологией», это выражение Альберта Швейцера. Сам он, конечно же, не верил в учредительную эсхатологию; но он считал, что в нее верил Иисус.
Загадка Царства
Как реализованная, так и учредительная эсхатология находят себе солидное обоснование в цитатах, подобных только что приведенным. Таким образом, существуют убедительные свидетельства того, что Иисус провозглашал и нынешний, и грядущий аспекты Царства. «Загадка» Царства состоит, следовательно, в том, что прежде, чем Бог полностью установит Свое правление на земле при возвращении Иисуса, верующим дарованы в предвосхищение его грядущие благословения.
Своей проповедью Иисус принес евреям Божие правление, но на основе покаяния и веры, а не на основе военно-политической силы. Отвергнув Иисуса, большинство евреев, особенно их официальные руководители, отвергли тем самым и правление Бога. В итоге Бог передал его Церкви (Мф. 21:42-43; ср. Деян. 8:12; 28:23,28-31; Рим. 14:17; Кол. 1:13) до времени возрождения Израиля (Мф. 19:28; параллельное — Лк. 22:28-30)60.
Притчи
Значительную часть Своего учения о Царстве Иисус изложил в притчах. Они представляют собой более или менее развернутые фигуры речи, зачастую в виде рассказов. Толкователям свойственно было отыскивать аллегорический смысл в каждой детали этих притч. Затем научный мир склонился в сторону утверждения Адольфа Юлихера о том, что каждая притча содержит только одно зерно поучения, а все остальные детали приведены единственно для реализма61. В настоящее время все чаще признается, что не существует определенного и устойчивого различия между притчей с одним смыслом и притчей многогранной. Таким образом, следует допускать наличие развернутых аллегорий в притчах, особенно в длинных.
Чудеса
Чудеса Иисуса порождают вопрос о существовании сверхъестественного, против чего люди, называющие свой подход естественнонаучным, зачастую возражают. Но коль скоро существует Бог, Который действует в истории, особенно в Своем откровении через Иисуса Христа, каких еще действий мы можем ожидать от Него, если не сверхъестественных? Иначе мы могли бы указать на отсутствие исторических свидетельств о том, что это в самом деле было деяние Бога. Сам тот факт, что другие религии нередко претендуют на сверхъестественность, показывает, что люди действительно ждут, чтобы божественное проявлялось такими способами, которые невозможно объяснить естественными причинами.
Истинно научный подход должен допускать возможность существования сверхъестественного и проверять утверждения о сверхъестественных событиях, произошедших в прошлом, исследуя вопрос: были ли очевидцы? Если да, было ли их число достаточным, а их характеристики и умственное состояние — заслуживающими доверия? Насколько твердо они придерживались своих показаний при давлении на них? Существуют ли ранние письменные свидетельства, или только поздние, записанные лишь много времени спустя, когда мифотворчество уже могло исказить устное предание? Подобные вопросы выставляют претензии других религий на сверхъестественные события в невыгодном свете, а христианской религии — в благоприятном. Существовало множество очевидцев жизненного пути Иисуса. Те, кто следовал за Ним, подвергались гонениям, мукам и даже казням за то, что они провозглашали о Нем, — и они испытывали потребность провозглашать эту истину даже такой ценой. Они могли бы спасти себя, признав ложность своего свидетельства или просто прекратив свидетельствовать.
Более того, свидетельство о служении Иисуса начало фиксироваться в письменной форме, когда не прошло еще и полстолетия со времени Его жизни. Сама необычность этих рассказов с естественнонаучной точки зрения делает маловероятным, чтобы они были вымышлены, но при этом признаны истинными в тот период, когда очевидцы были еще живы62. (Сходным образом, в отношении чудес апостолов — Павел вряд ли осмелился бы говорить о чудесах, совершенных им среди галатов, если бы они ничего подобного не видели (см. Гал. 3:5).) Таким образом, претензии других религий на чудеса отнюдь не сравнимы с заявлениями христиан, коль скоро подобные притязания проверяются непредвзято и с помощью инструментов исторического исследования63.
Популярность
Деятельность Иисуса в качестве проповедника, учителя, чудотворца и экзорциста продолжалась в год Его общественного признания. Все большие и большие толпы сопутствовали Ему, так что Он уже искал уединения для Себя и Своих учеников, не всегда успешно. Год отверженности, возможно, назван так не совсем удачно, поскольку огромные толпы продолжали тянуться к Иисусу. Когда выдавалась возможность уединиться, Он использовал ее для того, чтобы наставлять Своих учеников.
Отверженность
Где-то на протяжении этого периода Петр в присутствии остальных произнес исповедание мессианства Иисуса, а Иисус начал предсказывать Свою смерть и воскресение. Совершилось Преображение. Началось последнее путешествие в Иерусалим. Согласно четвертому Евангелию, воскрешение Иисусом мертвого Лазаря убедило членов синедриона, что им необходимо избавиться от Иисуса, а вместе с Ним — от того, что они считали угрозой мессианского восстания. Согласно синоптическим Евангелиям, в которых воскрешение Лазаря не упоминается, очищение Иисусом храма после Его торжественного входа в Вербное воскресенье заставило синедрион решиться убить Его. Иуда условился предать Его.
Последняя вечеря
Последняя вечеря, то есть пасхальная трапеза, происходила на следующий день, в четверг вечером. Пасхальное богослужение начиналось с благословения, несколько чаш с вином передавались по кругу, хозяин провозглашал историю Исхода, затем ели жареного агнца с опресноками и пряными травами, а также пели псалмы. В связи с иудейскими чаяниями мессианского пира Иисус уже сравнил Царство Божие с пиром. Он также назвал Свои страдания чашей, которую предстоит испить. Далее, Пасха праздновалась в память Божиего искупления Израиля от порабощения в Египте с помощью жертвоприношения пасхального агнца. Но Иисус дал понять, что Израиль ныне отвергнут. Поэтому Он установил таинство последней вечери в память об искуплении нового народа Божиего, учеников, от рабства греху благодаря Своей жертвенной смерти.
Смерть и воскресение
Взятие Иисуса под стражу и иудейский суд над Ним про исходили в четверг ночью"4, (В делах, допускающих смертную казнь, иудейская судебная процедура позже (а возможно, и ранее) устанавливала, что суд должен начинаться в дневное время и, если он не будет закончен, на ночь объявляется перерыв; что для оправдания достаточно перевеса в один голос, но для осуждения необходимо большинство по крайней мере в два голоса; что оправдательный приговор может быть вынесен в самый первый день, но вынесение обвинительного приговора должно быть отложено до следующего дня, чтобы судьи имели время тщательно взвесить свое решение; поэтому никакой суд не мог начинаться в канун субботы или иного праздничного дня; обвиняемого нельзя было принудить свидетельствовать против самого себя и нельзя было осудить на основе его собственных показаний (Babylonian Talmud, Sanhedrin 4.1.3-5; 5:1, цитируется в C.K.Barrett, The New Testament Background: Selected Documents, 2d ed. [San Francisco: Harper & Row, 1987], 213-15). Возможно, саддукеи, которые главенствовали в синедрионе во времена Иисуса, пренебрегали правами обвиняемого, в отличие от более позднего синедриона, возглавляемого фарисеями. С другой стороны, опасность, которую члены синедриона видели в Иисусе, вполне могла заставить их нарушить свои обычные правила судебной процедуры.) римский суд рано утром в пятницу, распятие продолжалось от середины утра до второй половины дня, и погребение совершилось в конце дня. Слова Иисуса, произнесенные на кресте, называются «семь последних слов» (Мф. 27:46; параллельные Мк. 15:34; Лк. 23:34,43,46; Ин. 19:26-27,28,30). Воскресение произошло очень рано в воскресенье, и Иисус являлся Своим ученикам множество раз в течение сорока дней Своего служения после Воскресения. И наконец, Он был вознесен за неделю с небольшим до излияния Святого Духа в день Пятидесятницы.
Отступление о воскресении Иисуса
То, что Иисус действительно воскрес из мертвых, подтверждается изъянами альтернативных допущений. Одно из них сводится к тому, что Иисус только казался мертвым, находясь в коматозном состоянии, из которого позднее на какое-то время вышел. Однако смерть Иисуса подтверждается тем, что Он перенес жестокие побои, в течение шести часов провисел на кресте, что Он был проткнут копьем, из-за чего истекли кровь и вода, что Он был умащен и обернут пеленами, и, наконец, тем, что Он был погребен в гробнице, заваленной камнем с приложенной печатью.
Другие предполагают, что ученики похитили тело Иисуса. Но для этого им надо было бы расправиться с римскими стражниками, что маловероятно, или подкупить их, что настолько же неправдоподобно, так как стражники знали, что их, если они не смогут уберечь тело Иисуса от похитителей, ждет смертная казнь. То, что погребальные пелены лежали нетронутыми (даже неразвернутыми), а свитый головной плат был отложен в сторону, свидетельствует против поспешного выноса тела похитителями. Воры обычно не тратят времени на приборку. В данном случае они бы, вероятно, унесли тело вместе с пеленами.
Изумление, даже неверие учеников относительно воскресения Иисуса также указывает, что они не похищали Его тело, если только их изумление и неверие не были выдуманы с целью представить рассказ более убедительным. Но такой вымысел выглядит слишком изощренным. Настолько же маловероятным представляется, чтобы были вымышленны рассказы, в которых про апостолов говорится, что поначалу они не поверили в Воскресение, ведь ранняя Церковь вскоре начала глубоко чтить апостолов.
Еще кое-кто считает, что у учеников были галлюцинации. Однако в Новом Завете приведены свидетельства явлений Иисуса в разных местах, в разное время и разным группам людей, числом от одного до более чем пятисот. В 1 Кор. 15 Павел ни больше ни меньше как предлагает сомневающимся обратиться к очевидцам. Явления были слишком многочисленными и слишком разными, чтобы оказаться галлюцинацией. Более того, ученики были психологически не готовы к галлюцинациям, поскольку они не ожидали воскресения Иисуса и, по сути дела, не поверили первым сообщениям о том, что Он воскрес. Все, что нужно было сделать неверующим иудеям, когда начала распространяться молва о воскресении Иисуса, — это представить тело. Однако они так и не смогли этого сделать.
Это же возражение возникает и против допущения, будто бы ученики Иисуса пришли не к той гробнице. Почему тогда неверующие иудеи не представили тело из настоящей гробницы? Они должны были знать, где она находится, ведь они просили Пилата поставить к ней стражу.
Встречаются также рассуждения о том, что ученики сформировали рассказ о воскресении Иисуса по примеру умирающих и воскресающих богов в языческой мифологии. Но черты различия здесь вырисовываются более явственно, нежели черты сходства. История не служит для мифов фоном, каким служит она для рассказа о воскресении Иисуса. Новый Завет не содержит таких параллелей с ежегодным умиранием и возрождением природы, как в языческих мифах, которые связаны, в сущности, с земледельческим циклом и плодородием. Фактографический стиль изложения в евангелиях резко контрастирует с полетом фантазии в мифах. Далее, рассказы о воскресении появились в ранней Церкви незамедлительно, без того временного промежутка, который необходим для развития детальной мифологии. Торжественное заявление Павла о том, что большинство из тех более чем пятисот людей, которые одновременно видели Иисуса, еще живы и поэтому могут быть спрошены в качестве очевидцев, представляется невероятно опрометчивым, если весь этот сюжет представляет собой продукт мифотворчества (1 Кор 15:6). (См. с. 93-96.)
Должно было произойти что-то небывалое, чтобы заставить первых иудейских учеников перенести день поклонения Богу с субботы на воскресенье. Или они заблуждались — но тогда, опять же, неверующие иудеи могли пресечь христианское вероучение, представив тело Иисуса; или они навязывали всему миру свою мистификацию — но тогда ка жется психологически невозможным, чтобы они с готовностью принимали гонения, муки и смерть ради заведомой лжи. Не менее трудно себе представить, чтобы в древнем мире фальсификаторы указали в качестве первых очевидцев воскресения Иисуса каких-то женщин, ведь свидетельствам женщин не доверяли.
Не обязательно верить в богодухновенность Нового Завета, чтобы ощутить всю силу исторического свидетельства о воскресении Иисуса. Евангельские рассказы и другие свидетельства требуют объяснения, даже если не считать их освященными божественным авторитетом. Устойчивое предубеждение, что ничего подобного не могло произойти, представляет собой главное препятствие для веры в Воскресение65.
Поскольку Иисус действительно воскрес, на небе есть Человек, Заступник за тех, кто верит в Него как в жертву за свои грехи. Его Воскресение также придает верующим силы для христианской жизни и служит залогом как Его возвращения, так и воскресения и вечной жизни для тех, кто верует в Него.
Учение
Язык высказываний Иисуса был красочным и образным. В нем изобиловали стилистические фигуры. Иисус часто вставлял в речь легко запоминающиеся остроумные сентенции и игру слов, которая обычно пропадает при переводе. Многие высказывания имеют форму параллелизма, характерную для семитской поэтики. Он в совершенстве владел жанром притчи.
Содержание Своего учения Иисус выстраивал на основе ветхозаветного этического единобожия, то есть веры в единого Бога, любящего и праведного, Который действует в истории для искупления и суда в соответствии со Своими взаимоотношениями завета с людьми. Объявляя прощение грехов, провозглашая Себя Судией предопределения каждого человека в вечности, требуя полной преданности Себе, делая удивительные утверждения в форме «Я есмь... »66 (В Синод, переводе — иногда без слова «есмь». — Прим. перев) и придавая многим Своим высказываниям тон верховной властности начальным словом атеп (переводимым как «истинно»), Иисус проявлял Свою уникальность.
Христос
Однако Он неохотно принимал и употреблял титул «Христос», то есть «Мессия», по причине доминирования его политических и военных аспектов в иудаизме первого столетия.
Сын Человеческий
Он предпочитал называть Себя «Сыном Человеческим», Которого Даниил в своем видении узрел в качестве сверхъестественного существа, приходящего с небес для суда и царствования над всем миром (Дан. 7:9-14). Но и страдающего Раба Господня (Ис. 52:13 — 53:12) Иисус также отождествляет с Собой как Сыном Человеческим. Существенно, что название «Сын Человеческий» употребляется по отношению к Иисусу почти исключительно в Его собственных речах. Среди иудеев оно никогда или практически никогда не употреблялось в мессианском смысле. С его помощью Иисус, по-видимому, создавал Свое самоопределение. Еще одно определение, «Сын (Божий)», встречается как в словах Иисуса о Себе, так и в словах других людей о Нем.
Сын Божий
Авва
Осознание Иисусом Своего уникального богосыновства проявлялось также в употреблении Им арамейского слова «Авва», «Отец», родившегося из младенческого лепета по типу «папа» или «тятя». Тем не менее такое обращение не было сюсюкающим, так как дети продолжали использовать его и тогда, когда становились взрослыми. Иисус учил и Своих учеников обращаться к Богу «Авва» в силу их родства с Богом через Него. В прежние времена Бог воспринимался в основном как Отец израильского народа в целом. Поэтому частота, сердечность и личные оттенки, с которыми Иисус говорит об отцовстве Бога, представляют собой особые черты Его учения.
Любовь
Любовь к Богу и к своему ближнему составляют два главных этических императива в учении Иисуса. В Его представлениях о праведной жизни выделяются внутренние побуждения, противопоставленные внешним проявлениям. «Золотое правило», встречающееся в положительной формулировке67, (См. Мф. 7:12; ср. отрицательную формулировку (то есть «не делай») в Товит 4:15. — Прим. перев.) помогает выявить, что Он называет любовью.
Все, чему учил Иисус, обрамляют Его утверждения о том, что занялся рассвет Божиего Царства. Иисус Сам олицетворял это Царство, но Он также предвидел Свое отвержение, искупительную смерть и воскресение. После этих событий придет время, когда Его ученики будут благовествовать миру. Затем Он вернется, чтобы судить род человеческий и установить Царство Божие полностью и навсегда. (См. подробности о Царстве Божием.)
Часть III
Четыре канонических
евангелия и Книга Деяний
Евангелие от Марка: апология распятия Иисуса
Евангелия
В книгах, которые называются «евангелия», рассказывается о жизни и служении Иисуса. Однако, в отличие от современных биографий, они не содержат описаний исторического фона событий, анализа личности и характера, попыток проникновения во внутренний мир героя. Не напоминают евангелия и те эллинистические повествования, в которых прославляются подлинные или мнимые деяния древних чудотворцев. Евангелия представляют собой нечто большее, нежели повествования о чудесах. Не сводятся евангелия и просто к мемуарам; в них содержатся утверждения и наставления, написанные с богословской точки зрения.
Евангелисты
Священнописатели евангелий называются евангелистами, что означает «благовествователи». Поскольку заголовки были, по-видимому, добавлены к евангелиям лишь спустя некоторое время после их создания, в ответе на вопрос об их авторстве мы полагаемся на раннюю традицию и внутритекстовые признаки. Первое из написанных евангелий носит имя Иоанна Марка, который упоминается в качестве товарища Павла, Варнавы и Петра в Книге Деяний и в посланиях.
Марк и Петр
В самом начале второго столетия один из отцов Церкви Папий зафиксировал еще более раннее предание о том, что Марк в своем евангелии в точности записал воспоминания Петра о жизни и учении Иисуса, однако не составил при этом завершенное и последовательное повествование; дело в том, что Петр излагал свои воспоминания в форме отрывочных историй, рассказываемых при разных случаях то тут, то там68. (68 Цитируется Евсевием в «Церковной истории» 3.39.15. Ср. особое упоминание Петра в Мк. 16:7: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...») Отцы ранней Церкви Ириней, Климент Александрийский, Иероним, а также Ориген тоже подтверждают авторство Марка при содействии Петра.
Действие
За малыми исключениями, Евангелие от Марка характеризуется действием, а не долгими беседами. В стремительно развивающемся повествовании, что особо подчеркивается словом «тотчас» и его синонимами (восходящими к одному и тому же греческому слову), евангелист раскрывает деятельность Иисуса, могущественного и облеченного властью Сына Божиего.
Композиция
Хотя в целом материалы у Марка расположены в хронологическом порядке, ключевые понятия и тематические параллели иногда определяют принцип размещения отдельных эпизодов и высказываний. Например, в Мк. 2:1 — 3:6 собраны рассказы о власти Иисуса прощать грехи, трапезничать с мытарями и грешниками, позволять ученикам не соблюдать пост, разрешать им срывать колосья и есть зерна в субботу и в субботу же лично совершать исцеления. Очевидно, Марк помещает эти рассказы рядом потому, что в них речь идет о власти Иисуса.
Цель
Современные исследователи выдвинули ряд различных предположений о намерениях евангелиста. Например, некоторые считают, что Марк написал свое евангелие, чтобы дать новообращенным катехизическое наставление. Однако это мнение плохо согласуется с тем, что Марк привел не так уж много поучений Иисуса. Другие думают, что Марк предназначал свое евангелие для использования в церковных службах. Но в композиции и стиле книги нет той гладкости и симметрии, которых можно было бы ожидать от богослужебного текста. Есть и такие, кто полагает, будто бы Марк хотел восполнить то упущение, что Иисус не провозгласил Себя Мессией, и поэтому Марк слегка затушевывает эту помеху для христианского вероучения, придумав тайну мессианства, то есть вложив в уста Иисуса запреты ученикам рассказывать о Его мессианстве, чтобы создать видимость того, будто бы Иисус учил их, что Он — Мессия, хотя в действительности Он этого не делал69. (W.Wrede, The Messianic Secret (Cambridge: Clarke, 1971). Вреде приписывает это намерение тем предшественникам Марка, чьими материалами пользовался евангелист) Другие же, напротив, уверены, что Марк, придумав тайну мессианства, старался смягчить политический вызов римским властям, брошенный служением, явно мессианским по своему характеру. В основе обоих подходов, делающих упор на тайне мессианства, лежит чрез мерный скептицизм по отношению к точности рассказа Марка. У большинства читателей не возникает впечатления, будто бы Марка смущает излишний или недостаточный акцент на мессианстве Иисуса в предании о Нем. Более того, как мы увидим, запреты Иисуса на разглашение были вызваны, по всей вероятности, разными причинами, изменявшимися от случая к случаю, и ни одна из этих причин не имела уже значения для Марка и его читателей. И еще одна возможность — что Марк писал для поддержки гонимых христиан, указывая им, что Иисус тоже страдал и умер. Но почему же тогда Марк посвятил основную часть своего Евангелия чудесам Иисуса и изгнанию Им бесов, той власти, с которою Он учил и отвечал противникам, и почему Марк по мере возможности затушевывает и стирает черты страдания в картинах взятия Иисуса, суда и распятия?
Апология
Распятие предназначалось главным образом для преступников и рабов и заключало в себе тот же смысл, что и современные электрический стул или газовая камера. Возникает ощущение, что Марк писал с целью загладить позор, связанный с тем, каким образом умер Иисус. Это намерение выразилось в подчеркивании им величия Иисуса, творящего чудеса, изгоняющего бесов, произносящего поражающие слушателей речи, одолевающего Своих противников в споре, привлекающего к Себе толпы народа, предсказавшего будущее, в том числе Свою судьбу, и воскресшего из мертвых. Таким образом, Евангелие от Марка, в качестве некоей апологии, предназначено для того, чтобы обращать в веру нехристиан, невзирая на позор распятия.
Дата
Раннехристианской традиции присуща некоторая неопределенность по поводу того, создал ли Марк свое евангелие до или после мученичества Петра (64 — 67 гг. по Р. X.), но в целом предпочтение отдается более раннему периоду. Современные исследователи спорят о датировке Евангелия от Марка. Те, кто считает «мерзость запустения» в Мк. 13:14 позднейшей ссылкой на разрушение Иерусалима в 70 г. по Р. X., с необходимостью относят создание евангелия к периоду после этого события. Однако такой подход к датировке предполагает, что Иисус не сделал подлинного предсказания, и недооценивает то обстоятельство, что множество деталей в Мк. 13 не согласуется с рассказом Иосифа Флавия о разрушении. Для уверенного ответа на вопрос о дате не хватает данных. Однако, если допустить возможность действительного пророческого предсказания, не найдется убедительных причин отвергать ранние даты, скажем, 45 — 60 гг. по Р. X. По сути дела, если Лука, заканчивая свою Книгу Деяний, не описывает исход суда над Павлом в Риме потому, что этот суд тогда еще не состоялся, то Книга Деяний должна датироваться примерно 63 г. по Р. X., и предшествующий ей том, Евангелие от Луки, должен относиться к несколько более раннему периоду, а Евангелие от Марка — если Лука следовал Марку — к еще более раннему периоду, к 50-м гг. или к концу 40-х.
Читатели
Марк, по-видимому, писал для читателей-римлян. Для и источники их удобства он переводит арамейские выражения (Мк. 3:17; 5:41; 7:34; 14:36; 15:34). Еще более показательно то, что Марк приводит для греческих выражений их латинские эквиваленты (Мк. 12:42; 15:16) и употребляет ряд других латинских терминов. Подтверждением является упоминание в Мк. 15:21 Руфа, который, согласно Рим. 16:13, жил в Риме (если только в этих двух местах не говорится о разных людях с одним и тем же именем). Кроме того, свидетельство в 1 Пет. 5:13 о пребывании Марка в Риме (образно названном «Вавилоном»), сочетание утверждения Папия о том, что Марк был переводчиком Петра, с раннехристианским преданием о мученичестве Петра в Риме, указания в анти-Маркионовом прологе к Евангелию от Марка70 (Анти-Маркионовы прологи — это древние рукописные предисловия, направленные, как полагают, против маркионизма — ответвления гностической ереси) о том, что Марк писал свое евангелие в Италии, а также высказывания Климента Александрийского и Иринея служат внешними подтверждениями того, что Евангелие от Марка было написано в Риме и для римлян.
Ни одно из кратких изложений Евангелия от Марка не завоевало всеобщего признания, возможно, потому, что в его тексте нашла свое отражение неупорядоченность воспоминаний Петра о событиях, связанных с Иисусом. Самое большее, что мы можем выявить с уверенностью, — это свободную компоновку материалов, базисом которой является, главным образом, предваряющее служение Иоанна Крестителя, происходившее в пустыне на берегу реки Иордан, харизматическое служение Иисуса, совершавшееся по большей части в Галилее, Его странствие в Иерусалим через За-иорданье и кульминационные события Его смерти и Воскресения, произошедших в Иерусалиме.
План-конспект
План-конспект Евангелия от Марка
Введение (Мк. 1:1-13)
A. Служение Иоанна Крестителя (Мк. 1:1-8)
Б. Крещение Иисуса (Мк. 1:9-11)
B. Искушение Иисуса (Мк. 1:12-13)
I. Деяния Иисуса в Галилее и ее окрестностях (Мк. 1:14 — 9:50)
А. Первая проповедь Иисуса и призвание Симона, Андрея, Иакова и Иоанна (Мк. 1:14-20)
Б. Ряд чудес (Мк. 1:21-45)
1. Изгнание беса в капернаумской синагоге (Мк.1:21-28)
2. Исцеление тещи Петра и многих других (Мк.1:29-39)
3. Очищение прокаженного (Мк. 1:40-45)
В. Ряд споров (Мк. 2:1—3:6)
1. Прощение грехов и исцеление расслабленного (Мк. 2:1-12)
2. Призвание Левия и трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (Мк. 2:13-17)
3. Вопрос о посте (Мк. 2:18-22)
4. Несоблюдение субботы — сорванные и съеденные колосья (Мк. 2:23-27)
5. Исцеление сухорукого в субботу (Мк. 3:1-6)
6. Удаление Исуса и избрание Двенадцати (Мк.3:7-19)
7. Обвинение в том, что Иисус вышел из себя или имеет в Себе веельзевула (Мк. 3:19-35)
Г. Ряд притчей (Мк. 4:1-34)
1. Семена и земля (Мк. 4:1-20)
2. Свеча (Мк. 4:21-25)
3. Семя, прорастающее само по себе (Мк. 4:26-29)
4. Притча о горчичном зерне и другие (Мк. 4:30-34)
Д. Еще один ряд чудес (Мк. 4:35 — 5:43)
1. Усмирение бури (Мк. 4:35-41)
2. Изгнание «легиона» бесов из одержимого (Мк.5:1-20)
3. Исцеление женщины, страдавшей постоянным кровотечением, и воскрешение дочери Иаира (Мк. 5:21-43)
Е. Отвержение в Назарете (Мк. 6:1-6)
Ж. Миссия двенадцати апостолов в Галилее (Мк. 6:7-13)
3. Обезглавливание Иоанна Крестителя (Мк. 6:14-29)
И. Насыщение пяти тысяч (Мк. 6:30-44)
Й. Хождение Иисуса по водам (Мк. 6:45-52)
К. Служение в Геннисарете и спор о ритуальном осквернении (Мк. 6:53 — 7:23)
Л. Еще один ряд чудес (Мк. 7:24 — 8:26)
1. Изгнание беса из дочери сирофиникиянки (Мк.7:24-30)
2. Исцеление глухого и косноязычного человека (Мк. 7:31-37)
3. Насыщение четырех тысяч (Мк. 8:1-10)
4. Требование знамения фарисеями (Мк. 8:11-21)
5. Исцеление слепого (Мк. 8:22-26)
М. Исповедание Петром мессианства Иисуса (Мк. 8:27-30)
Н. Мнение Петра о мессианстве Иисуса и ученичестве, исправленное предсказанием Иисуса о Своих страданиях, смерти и воскресении (Мк. 8:31 — 9:1)
О. Преображение (Мк. 9:2-13)
П. Изгнание беса из отрока (Мк. 9:14-29)
Р. Еще одно предсказание Иисусом Своей смерти и воскресения (Мк. 9:30-32)
С. Указание на дитя в качестве примера для учеников Иисуса (Мк. 9:33-50)
II. Деяния Иисуса на Его пути в Иерусалим через Заиорданье и Иудею (Мк. 10:1-52)
A. Вопрос о разводе (Мк. 10:1-12)
Б. Благословение Иисусом детей (Мк. 10:13-16)
B. Имеющий богатство (Мк. 10:17-31)
Г. Еще одно предсказание Иисусом Своей смерти и воскресения (Мк. 10:32-34)
Д. Просьба Иакова и Иоанна о почетных местах и ответ Иисуса о самоотверженном служении (Мк. 10:35-45)
Е. Исцеление слепого Вартимея (Мк. 10:46-52)ъ
III. Деяния Иисуса в Иерусалиме и окрестностях во время НЕДЕЛИ ЕГО СТРАСТЕЙ, СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ (Мк.11:1 — 16:8)
A. Торжественный вход (Мк. 11:1-11)
Б. Проклятие бесплодной смоковницы (Мк. 11:12-14)
B. Очищение храма (Мк. 11:15-19)
Г. Иссушение смоковницы (Мк. 11:20-26) Д. Споры в храме (Мк. 11:27—12:44)
1. Требование знамения от Иисуса (Мк. 11:27-33)
2. Притча о винограднике (Мк. 12:1-12)
3. Вопрос об уплате подати кесарю (Мк. 12:13-17)
4. Вопрос о воскресении (Мк. 12:18-27)
5. Вопрос о первой из всех заповедей (Мк. 12:28-34)
6. Вопрос Иисуса о происхождении Мессии от Давида и Его господстве (Мк. 12:35-37)
7. Предостережение Иисуса относительно книжников (Мк. 12:38-40)
8. Две лепты вдовы в противопоставлении большим дарам богатых (Мк. 12:41-44)
Е. Беседа на горе Елеонской (Мк. 13:1-37)
Ж. Заговор синедриона против Иисуса (Мк. 14:1-2)
3. Помазание Иисуса Марией из Вифании (Мк. 14:3-9)
И. Уговор Иуды Искариота предать Иисуса (Мк. 14:10-11)
Й. Последняя вечеря (Мк. 14:12-31)
К. Молитва Иисуса в Гефсимании (Мк. 14:32-42)
Л. Взятие Иисуса под стражу (Мк. 14:43-52)
М. Суд над Иисусом (Мк. 14:53 — 15:20)
1. Слушание в синедрионе и отречение Петра (Мк.14:53-72)
2. Суд Понтия Пилата и освобождение Вараввы (Мк. 15:1-20)
Н. Распятие, смерть и погребение Иисуса (Мк. 15:21-47)
О. Воскресение Иисуса (Мк. 16:1-8)
Иоанн Креститель
Поскольку Марк основывался на воспоминаниях Петра, а Петр не знал Иисуса до Его служения, отправной точкой Евангелия от Марка является начало служения Иисуса. Фраза «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ссылается на указания Иоанна Крестителя народу о Иисусе и выявляет в Иисусе Сына Божиего и Мессию. «Христос» (греческий перевод еврейского и арамейского слова «Мессия») означает «Помазанный», в смысле избранника Божиего для выполнения особой миссии, в данном случае — для установления Божиего Царства. Как станет ясно из дальнейшего, «Сын Божий» подразумевает божественность Иисуса. См. Мк. 1:1-8. У Исайи слова «Я» и «Моего» относятся к Богу, а «Тобою», «Твой» и «Твоим» — к Иисусу. Глас вопиющего в пустыне — это призыв Иоанна Крестителя. Приготовление путей Господу — это подготовка Иоанном людей к пришествию Господа Иисуса. Готовность людей состоит в их раскаянии в своих грехах, о котором свидетельствует крещение их Иоанном в воде в знак нравственного очищения. Одежда и пища Иоанна выявляют в нем человека пустыни, где он проповедует и крестит в соответствии с указанием на место действия в пророчестве Исайи. Как бы ни была велика сила крещения Иоанна, он предсказывает, что придет Сильнейший, Который будет крестить людей сущностью более могущественной, нежели вода: Святым Духом.
Итак, Иоанн крестит людей в реке Иордан, протекающей Крещение Иисуса через Иудейскую пустыню. Сюда приходит Иисус, принимает крещение и получает Святого Духа, Которым Он теперь будет крестить других. Это помазание Духом отражено в том, что Марк назвал Иисуса «Христом». Точно так же небесное происхождение Духа и гласа, заверяющего Иисуса, что Он — возлюбленный Сын, на Котором почиет благоволение, отражено в том, что Марк назвал Иисуса «Сыном Божиим». См. Мк. 1:9-11. Благодаря тому, что Иисус видит, как разверзлись небеса, и Дух, подобный голубю (считающемуся в эллинистическом мире божественной птицей), сошел на Него и слышит прямо обращенный к Нему голос, Он узнает о Своей власти, которую вскоре начнет применять.
Искушение
Но сначала Дух ведет Иисуса в пустыню около реки Иордан. См. Мк. 1:12-13. Незамедлительностью этого действия подтверждается принятие Иисусом Духа. Акцента на сатанинском искушении как таковом не делается. Марк не описывает подробности искушения и не рассказывает, как Иисус противостоял ему. Вместо этого акцент делается на продолжительности периода, на сорока днях. То, что ни кто иной, как сатана, сам начальник злых духов, так долго искушал Иисуса, то, что даже дикие звери за это время не причинили Ему вреда, и то, что Ангелы служили ему, является признанием в Иисусе Христа, Сына Божиего, со стороны мира бесов, мира животных и мира ангелов в дополнение к предшествующему гласу Божиему.
Проповедь
См. Мк. 1:14-20. Марк расскажет о заключении Иоанна в темницу в своего рода отступлении в Мк. 6:17-29, но сейчас он переносит внимание на деятельность Иисуса: проповедь и призвание первых учеников. «Евангелие Царствия Божия» состоит в провозглашении Благой Вести о том, что приблизилось Божие Царство, правление Бога.
Первые ученики
Приближение Царства проявляется уже в том сильнейшем воздействии, которое призыв Иисуса оказал на Симона, Андрея, Иакова и Иоанна; они сразу оставили свои прежние насущные занятия, чтобы последовать за Сыном Божиим, несущим Божие Царство. В дальнейшем исполнение пророчества Иисуса о том, что Он сделает Симона и Андрея «ловцами человеков», поможет разъяснить эту фигуру речи, подразумевающую призвание людей к покаянию, исцеление больных и изгнание бесов из одержимых (Мк. 3:13-19; 6:7-13,30).
Изгнание бесов
Иисус продолжает проявлять Свое богосыновство в той удивительной власти, с которою Он учит и изгоняет беса, названного здесь с позиций иудаизма «нечистым духом» (нечистым в ритуальном смысле). См. Мк. 1:21-28. Бес обнаруживает свое знание личного имени Иисуса, а главное — Его титула «Святой Божий» (в противопоставление нечистоте самого духа), пытаясь этим защитить себя. Запрет Иисуса произносить этот титул пресекает попытку, а судороги одержимого и нечленораздельный крик изгнанного духа служат зримым и слышимым подтверждением победы Иисуса.
Исцеления