Реализованная эсхатология

Иоанн Креститель и Иисус говорили, что до Царства «рукой подать »59 (59 В Синод, переводе — «приблизилось Царство». — Прим. перев) и люди должны приготовиться к нему, покаявшись (Мф. 3:2; 4:17; Мк. 1:14-15). В ходе Своего служения Иисус говорил, что Царство уже пришло: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царст­вие Божие» (Мф. 12:28; параллельное Лк. 11:20; ср. Мф. 11:12-13; параллельное Лк. 16:16; 17:20-21). Другими сло­вами, правление Бога вошло в мир через личность и деяния Иисуса. Следовательно, в Царство можно войти верою в Него (Ин. 3:3). Акцент на пришествии Царства через явление и служение Иисуса называется «реализованной эсхатологи­ей», это выражение из работ Ч.Г.Додда.

Учредительная эсхатология

С другой стороны, Иисус также говорил, что Царство при­дет, когда окончится нынешний злой век: «...до того дня, ко­гда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк. 14:25); «многие придут... и возлягут... в Царстве Небесном» (Мф. 8:11; параллельное — Лк. 13:28-29). Иисус учит Своих уче­ников призывать в молитве «Отче наш»: «Да приидет Царст­вие Твое», и это тоже подразумевает, что Царство еще только грядет. Акцент на пришествие Царства в будущем, в частно­сти в ближайшем будущем, называется «учредительной эс­хатологией», это выражение Альберта Швейцера. Сам он, конечно же, не верил в учредительную эсхатологию; но он считал, что в нее верил Иисус.

Загадка Царства

Как реализованная, так и учредительная эсхатология находят себе солидное обоснование в цитатах, подобных толь­ко что приведенным. Таким образом, существуют убедитель­ные свидетельства того, что Иисус провозглашал и нынеш­ний, и грядущий аспекты Царства. «Загадка» Царства со­стоит, следовательно, в том, что прежде, чем Бог полностью установит Свое правление на земле при возвращении Иису­са, верующим дарованы в предвосхищение его грядущие благословения.

Своей проповедью Иисус принес евреям Божие правле­ние, но на основе покаяния и веры, а не на основе военно-по­литической силы. Отвергнув Иисуса, большинство евреев, особенно их официальные руководители, отвергли тем са­мым и правление Бога. В итоге Бог передал его Церкви (Мф. 21:42-43; ср. Деян. 8:12; 28:23,28-31; Рим. 14:17; Кол. 1:13) до времени возрождения Израиля (Мф. 19:28; параллель­ное — Лк. 22:28-30)60.

Притчи

Значительную часть Своего учения о Царстве Иисус изложил в притчах. Они представляют собой более или менее раз­вернутые фигуры речи, зачастую в виде рассказов. Толкователям свойственно было отыскивать аллегорический смысл в каждой детали этих притч. Затем научный мир склонился в сторону утверждения Адольфа Юлихера о том, что каждая притча содержит только одно зерно поучения, а все осталь­ные детали приведены единственно для реализма61. В насто­ящее время все чаще признается, что не существует опреде­ленного и устойчивого различия между притчей с одним смыслом и притчей многогранной. Таким образом, следует допускать наличие развернутых аллегорий в притчах, осо­бенно в длинных.

Чудеса

Чудеса Иисуса порождают вопрос о существовании сверхъестественного, против чего люди, называющие свой подход естественнонаучным, зачастую возражают. Но коль скоро существует Бог, Который действует в истории, особен­но в Своем откровении через Иисуса Христа, каких еще дей­ствий мы можем ожидать от Него, если не сверхъестествен­ных? Иначе мы могли бы указать на отсутствие историчес­ких свидетельств о том, что это в самом деле было деяние Бо­га. Сам тот факт, что другие религии нередко претендуют на сверхъестественность, показывает, что люди действительно ждут, чтобы божественное проявлялось такими способами, которые невозможно объяснить естественными причинами.

Истинно научный подход должен допускать возможность существования сверхъестественного и проверять утвержде­ния о сверхъестественных событиях, произошедших в про­шлом, исследуя вопрос: были ли очевидцы? Если да, было ли их число достаточным, а их характеристики и умственное состояние — заслуживающими доверия? Насколько твердо они придерживались своих показаний при давлении на них? Существуют ли ранние письменные свидетельства, или толь­ко поздние, записанные лишь много времени спустя, когда мифотворчество уже могло исказить устное предание? По­добные вопросы выставляют претензии других религий на сверхъестественные события в невыгодном свете, а христи­анской религии — в благоприятном. Существовало множе­ство очевидцев жизненного пути Иисуса. Те, кто следовал за Ним, подвергались гонениям, мукам и даже казням за то, что они провозглашали о Нем, — и они испытывали потреб­ность провозглашать эту истину даже такой ценой. Они мог­ли бы спасти себя, признав ложность своего свидетельства или просто прекратив свидетельствовать.

Более того, свидетельство о служении Иисуса начало фиксироваться в письменной форме, когда не прошло еще и полстолетия со времени Его жизни. Сама необычность этих рассказов с естественнонаучной точки зрения делает малове­роятным, чтобы они были вымышлены, но при этом при­знаны истинными в тот период, когда очевидцы были еще живы62. (Сходным образом, в отношении чудес апостолов — Павел вряд ли осмелил­ся бы говорить о чудесах, совершенных им среди галатов, если бы они ничего подобного не видели (см. Гал. 3:5).) Таким образом, претензии других религий на чуде­са отнюдь не сравнимы с заявлениями христиан, коль скоро подобные притязания проверяются непредвзято и с помо­щью инструментов исторического исследования63.

Популярность

Деятельность Иисуса в качестве проповедника, учителя, чудотворца и экзорциста продолжалась в год Его обществен­ного признания. Все большие и большие толпы сопутствова­ли Ему, так что Он уже искал уединения для Себя и Своих учеников, не всегда успешно. Год отверженности, возможно, назван так не совсем удачно, поскольку огромные толпы продолжали тянуться к Иисусу. Когда выдавалась возмож­ность уединиться, Он использовал ее для того, чтобы настав­лять Своих учеников.

Отверженность

Где-то на протяжении этого периода Петр в присутствии остальных произнес исповедание месси­анства Иисуса, а Иисус начал предсказывать Свою смерть и воскресение. Совершилось Преображение. Началось послед­нее путешествие в Иерусалим. Согласно четвертому Еванге­лию, воскрешение Иисусом мертвого Лазаря убедило членов синедриона, что им необходимо избавиться от Иисуса, а вме­сте с Ним — от того, что они считали угрозой мессианского восстания. Согласно синоптическим Евангелиям, в которых воскрешение Лазаря не упоминается, очищение Иисусом храма после Его торжественного входа в Вербное воскресе­нье заставило синедрион решиться убить Его. Иуда условил­ся предать Его.

Последняя вечеря

Последняя вечеря, то есть пасхальная трапеза, происхо­дила на следующий день, в четверг вечером. Пасхальное бо­гослужение начиналось с благословения, несколько чаш с вином передавались по кругу, хозяин провозглашал исто­рию Исхода, затем ели жареного агнца с опресноками и пря­ными травами, а также пели псалмы. В связи с иудейскими чаяниями мессианского пира Иисус уже сравнил Царство Божие с пиром. Он также назвал Свои страдания чашей, ко­торую предстоит испить. Далее, Пасха праздновалась в па­мять Божиего искупления Израиля от порабощения в Егип­те с помощью жертвоприношения пасхального агнца. Но Иисус дал понять, что Израиль ныне отвергнут. Поэтому Он установил таинство последней вечери в память об искупле­нии нового народа Божиего, учеников, от рабства греху бла­годаря Своей жертвенной смерти.

Смерть и воскресение

Взятие Иисуса под стражу и иудейский суд над Ним про исходили в четверг ночью"4, (В делах, допускающих смертную казнь, иудейская судебная процедура позже (а возможно, и ранее) устанавливала, что суд должен начинаться в дневное время и, если он не будет закончен, на ночь объявляется перерыв; что для оправдания достаточно перевеса в один голос, но для осуждения необходимо большинство по крайней мере в два голоса; что оправдатель­ный приговор может быть вынесен в самый первый день, но вынесение обвинительного приговора должно быть отложено до следующего дня, что­бы судьи имели время тщательно взвесить свое решение; поэтому никакой суд не мог начинаться в канун субботы или иного праздничного дня; обви­няемого нельзя было принудить свидетельствовать против самого себя и нельзя было осудить на основе его собственных показаний (Babylonian Talmud, Sanhedrin 4.1.3-5; 5:1, цитируется в C.K.Barrett, The New Testa­ment Background: Selected Documents, 2d ed. [San Francisco: Harper & Row, 1987], 213-15). Возможно, саддукеи, которые главенствовали в синедрионе во времена Иисуса, пренебрегали правами обвиняемого, в отличие от более позднего синедриона, возглавляемого фарисеями. С другой стороны, опас­ность, которую члены синедриона видели в Иисусе, вполне могла заставить их нарушить свои обычные правила судебной процедуры.) римский суд рано утром в пятницу, распятие продолжалось от середины утра до вто­рой половины дня, и погребение совершилось в конце дня. Слова Иисуса, произнесенные на кресте, называются «семь последних слов» (Мф. 27:46; параллельные Мк. 15:34; Лк. 23:34,43,46; Ин. 19:26-27,28,30). Воскресение произошло очень рано в воскресенье, и Иисус являлся Своим ученикам множество раз в течение сорока дней Своего служения после Воскресения. И наконец, Он был вознесен за неделю с не­большим до излияния Святого Духа в день Пятидесятницы.

Реализованная эсхатология - student2.ru Отступление о воскресении Иисуса

То, что Иисус действительно воскрес из мертвых, подтвер­ждается изъянами альтернативных допущений. Одно из них сводится к тому, что Иисус только казался мертвым, нахо­дясь в коматозном состоянии, из которого позднее на какое-то время вышел. Однако смерть Иисуса подтверждается тем, что Он перенес жестокие побои, в течение шести часов прови­сел на кресте, что Он был проткнут копьем, из-за чего истек­ли кровь и вода, что Он был умащен и обернут пеленами, и, наконец, тем, что Он был погребен в гробнице, заваленной камнем с приложенной печатью.

Другие предполагают, что ученики похитили тело Иису­са. Но для этого им надо было бы расправиться с римскими стражниками, что маловероятно, или подкупить их, что на­столько же неправдоподобно, так как стражники знали, что их, если они не смогут уберечь тело Иисуса от похитителей, ждет смертная казнь. То, что погребальные пелены лежали нетронутыми (даже неразвернутыми), а свитый головной плат был отложен в сторону, свидетельствует против по­спешного выноса тела похитителями. Воры обычно не тра­тят времени на приборку. В данном случае они бы, вероятно, унесли тело вместе с пеленами.

Изумление, даже неверие учеников относительно воскре­сения Иисуса также указывает, что они не похищали Его те­ло, если только их изумление и неверие не были выдуманы с целью представить рассказ более убедительным. Но такой вымысел выглядит слишком изощренным. Настолько же маловероятным представляется, чтобы были вымышленны рассказы, в которых про апостолов говорится, что поначалу они не поверили в Воскресение, ведь ранняя Церковь вскоре начала глубоко чтить апостолов.

Еще кое-кто считает, что у учеников были галлюцина­ции. Однако в Новом Завете приведены свидетельства яв­лений Иисуса в разных местах, в разное время и разным группам людей, числом от одного до более чем пятисот. В 1 Кор. 15 Павел ни больше ни меньше как предлагает сом­невающимся обратиться к очевидцам. Явления были слиш­ком многочисленными и слишком разными, чтобы оказать­ся галлюцинацией. Более того, ученики были психологичес­ки не готовы к галлюцинациям, поскольку они не ожидали воскресения Иисуса и, по сути дела, не поверили первым со­общениям о том, что Он воскрес. Все, что нужно было сде­лать неверующим иудеям, когда начала распространяться молва о воскресении Иисуса, — это представить тело. Одна­ко они так и не смогли этого сделать.

Это же возражение возникает и против допущения, будто бы ученики Иисуса пришли не к той гробнице. Почему тогда неверующие иудеи не представили тело из настоящей гроб­ницы? Они должны были знать, где она находится, ведь они просили Пилата поставить к ней стражу.

Встречаются также рассуждения о том, что ученики сформировали рассказ о воскресении Иисуса по примеру умирающих и воскресающих богов в языческой мифологии. Но черты различия здесь вырисовываются более явственно, нежели черты сходства. История не служит для мифов фо­ном, каким служит она для рассказа о воскресении Иисуса. Новый Завет не содержит таких параллелей с ежегодным умиранием и возрождением природы, как в языческих ми­фах, которые связаны, в сущности, с земледельческим цик­лом и плодородием. Фактографический стиль изложения в евангелиях резко контрастирует с полетом фантазии в ми­фах. Далее, рассказы о воскресении появились в ранней Цер­кви незамедлительно, без того временного промежутка, ко­торый необходим для развития детальной мифологии. Тор­жественное заявление Павла о том, что большинство из тех более чем пятисот людей, которые одновременно видели Иисуса, еще живы и поэтому могут быть спрошены в качест­ве очевидцев, представляется невероятно опрометчивым, ес­ли весь этот сюжет представляет собой продукт мифотворче­ства (1 Кор 15:6). (См. с. 93-96.)

Должно было произойти что-то небывалое, чтобы заста­вить первых иудейских учеников перенести день поклоне­ния Богу с субботы на воскресенье. Или они заблуждались — но тогда, опять же, неверующие иудеи могли пресечь хри­стианское вероучение, представив тело Иисуса; или они на­вязывали всему миру свою мистификацию — но тогда ка жется психологически невозможным, чтобы они с готовно­стью принимали гонения, муки и смерть ради заведомой лжи. Не менее трудно себе представить, чтобы в древнем ми­ре фальсификаторы указали в качестве первых очевидцев воскресения Иисуса каких-то женщин, ведь свидетельствам женщин не доверяли.

Не обязательно верить в богодухновенность Нового Заве­та, чтобы ощутить всю силу исторического свидетельства о воскресении Иисуса. Евангельские рассказы и другие свиде­тельства требуют объяснения, даже если не считать их освя­щенными божественным авторитетом. Устойчивое предубе­ждение, что ничего подобного не могло произойти, представ­ляет собой главное препятствие для веры в Воскресение65.

Поскольку Иисус действительно воскрес, на небе есть Че­ловек, Заступник за тех, кто верит в Него как в жертву за свои грехи. Его Воскресение также придает верующим силы для христианской жизни и служит залогом как Его возвра­щения, так и воскресения и вечной жизни для тех, кто веру­ет в Него.

 
  Реализованная эсхатология - student2.ru

Учение

Язык высказываний Иисуса был красочным и образным. В нем изобиловали стилистические фигуры. Иисус часто вставлял в речь легко запоминающиеся остроумные сентен­ции и игру слов, которая обычно пропадает при переводе. Многие высказывания имеют форму параллелизма, харак­терную для семитской поэтики. Он в совершенстве владел жанром притчи.

Содержание Своего учения Иисус выстраивал на основе ветхозаветного этического единобожия, то есть веры в еди­ного Бога, любящего и праведного, Который действует в ис­тории для искупления и суда в соответствии со Своими взаи­моотношениями завета с людьми. Объявляя прощение гре­хов, провозглашая Себя Судией предопределения каждого человека в вечности, требуя полной преданности Себе, делая удивительные утверждения в форме «Я есмь... »66 (В Синод, переводе — иногда без слова «есмь». — Прим. перев) и придавая многим Своим высказываниям тон верховной властности на­чальным словом атеп (переводимым как «истинно»), Иисус проявлял Свою уникальность.

Христос

Однако Он неохотно принимал и употреблял титул «Христос», то есть «Мессия», по причине доминирования его по­литических и военных аспектов в иудаизме первого столе­тия.

Сын Человеческий

Он предпочитал называть Себя «Сыном Человеческим», Которого Даниил в своем видении узрел в качестве сверхъес­тественного существа, приходящего с небес для суда и царст­вования над всем миром (Дан. 7:9-14). Но и страдающего Раба Господня (Ис. 52:13 — 53:12) Иисус также отождествляет с Собой как Сыном Человеческим. Существенно, что назва­ние «Сын Человеческий» употребляется по отношению к Иисусу почти исключительно в Его собственных речах. Сре­ди иудеев оно никогда или практически никогда не употреб­лялось в мессианском смысле. С его помощью Иисус, по-ви­димому, создавал Свое самоопределение. Еще одно определе­ние, «Сын (Божий)», встречается как в словах Иисуса о Себе, так и в словах других людей о Нем.

Сын Божий

Авва

Осознание Иисусом Своего уникального богосыновства проявлялось также в употреблении Им арамейского слова «Авва», «Отец», родившегося из младенческого лепета по типу «папа» или «тятя». Тем не менее такое обращение не было сюсюкающим, так как дети продолжали использовать его и тогда, когда становились взрослыми. Иисус учил и Сво­их учеников обращаться к Богу «Авва» в силу их родства с Богом через Него. В прежние времена Бог воспринимался в основном как Отец израильского народа в целом. Поэтому частота, сердечность и личные оттенки, с которыми Иисус говорит об отцовстве Бога, представляют собой особые черты Его учения.

Любовь

Любовь к Богу и к своему ближнему составляют два главных этических императива в учении Иисуса. В Его представ­лениях о праведной жизни выделяются внутренние побуж­дения, противопоставленные внешним проявлениям. «Золо­тое правило», встречающееся в положительной формули­ровке67, (См. Мф. 7:12; ср. отрицательную формулировку (то есть «не делай») в Товит 4:15. — Прим. перев.) помогает выявить, что Он называет любовью.

Все, чему учил Иисус, обрамляют Его утверждения о том, что занялся рассвет Божиего Царства. Иисус Сам олицетво­рял это Царство, но Он также предвидел Свое отвержение, искупительную смерть и воскресение. После этих событий придет время, когда Его ученики будут благовествовать ми­ру. Затем Он вернется, чтобы судить род человеческий и установить Царство Божие полностью и навсегда. (См. подробности о Царстве Божием.)

Часть III

Четыре канонических

евангелия и Книга Деяний

Евангелие от Марка: апология распятия Иисуса

Евангелия

Реализованная эсхатология - student2.ru В книгах, которые называются «евангелия», рассказывается о жизни и служении Иисуса. Однако, в отличие от современных биографий, они не содержат описаний исторического фона событий, анализа личности и характера, попыток проникновения во внутренний мир героя. Не напо­минают евангелия и те эллинистические повествования, в которых прославляются подлинные или мнимые деяния древних чудотворцев. Евангелия представляют собой нечто большее, нежели повествования о чудесах. Не сводятся евангелия и просто к мемуарам; в них содержатся утвер­ждения и наставления, написанные с богословской точки зрения.

Евангелисты

Священнописатели евангелий называются евангелистами, что означает «благовествователи». Поскольку заголовки были, по-видимому, добавлены к евангелиям лишь спустя некоторое время после их создания, в ответе на вопрос об их авторстве мы полагаемся на раннюю традицию и внутритек­стовые признаки. Первое из написанных евангелий носит имя Иоанна Марка, который упоминается в качестве товари­ща Павла, Варнавы и Петра в Книге Деяний и в посланиях.

Марк и Петр

В самом начале второго столетия один из отцов Церкви Папий зафиксировал еще более раннее предание о том, что Марк в своем евангелии в точности записал воспоминания Петра о жизни и учении Иисуса, однако не составил при этом завершенное и последовательное повествование; дело в том, что Петр излагал свои воспоминания в форме отрывочных историй, рассказываемых при разных случаях то тут, то там68. (68 Цитируется Евсевием в «Церковной истории» 3.39.15. Ср. особое упомина­ние Петра в Мк. 16:7: «Но идите, скажите ученикам Его и Петру...») Отцы ранней Церкви Ириней, Климент Александрий­ский, Иероним, а также Ориген тоже подтверждают авторст­во Марка при содействии Петра.

Действие

За малыми исключениями, Евангелие от Марка характе­ризуется действием, а не долгими беседами. В стремительно развивающемся повествовании, что особо подчеркивается словом «тотчас» и его синонимами (восходящими к одному и тому же греческому слову), евангелист раскрывает деятель­ность Иисуса, могущественного и облеченного властью Сына Божиего.

Композиция

Хотя в целом материалы у Марка расположены в хроно­логическом порядке, ключевые понятия и тематические па­раллели иногда определяют принцип размещения отдель­ных эпизодов и высказываний. Например, в Мк. 2:1 — 3:6 собраны рассказы о власти Иисуса прощать грехи, трапезни­чать с мытарями и грешниками, позволять ученикам не со­блюдать пост, разрешать им срывать колосья и есть зерна в субботу и в субботу же лично совершать исцеления. Очевид­но, Марк помещает эти рассказы рядом потому, что в них речь идет о власти Иисуса.

Цель

Современные исследователи выдвинули ряд различных предположений о намерениях евангелиста. Например, неко­торые считают, что Марк написал свое евангелие, чтобы дать новообращенным катехизическое наставление. Однако это мнение плохо согласуется с тем, что Марк привел не так уж много поучений Иисуса. Другие думают, что Марк предна­значал свое евангелие для использования в церковных служ­бах. Но в композиции и стиле книги нет той гладкости и сим­метрии, которых можно было бы ожидать от богослужебного текста. Есть и такие, кто полагает, будто бы Марк хотел вос­полнить то упущение, что Иисус не провозгласил Себя Мес­сией, и поэтому Марк слегка затушевывает эту помеху для христианского вероучения, придумав тайну мессианства, то есть вложив в уста Иисуса запреты ученикам рассказывать о Его мессианстве, чтобы создать видимость того, будто бы Иисус учил их, что Он — Мессия, хотя в действительности Он этого не делал69. (W.Wrede, The Messianic Secret (Cambridge: Clarke, 1971). Вреде приписы­вает это намерение тем предшественникам Марка, чьими материалами пользовался евангелист) Другие же, напротив, уверены, что Марк, придумав тайну мессианства, старался смягчить по­литический вызов римским властям, брошенный служени­ем, явно мессианским по своему характеру. В основе обоих подходов, делающих упор на тайне мессианства, лежит чрез мерный скептицизм по отношению к точности рассказа Мар­ка. У большинства читателей не возникает впечатления, будто бы Марка смущает излишний или недостаточный ак­цент на мессианстве Иисуса в предании о Нем. Более того, как мы увидим, запреты Иисуса на разглашение были вы­званы, по всей вероятности, разными причинами, изменяв­шимися от случая к случаю, и ни одна из этих причин не имела уже значения для Марка и его читателей. И еще одна возможность — что Марк писал для поддержки гонимых христиан, указывая им, что Иисус тоже страдал и умер. Но почему же тогда Марк посвятил основную часть своего Еван­гелия чудесам Иисуса и изгнанию Им бесов, той власти, с ко­торою Он учил и отвечал противникам, и почему Марк по ме­ре возможности затушевывает и стирает черты страдания в картинах взятия Иисуса, суда и распятия?

Апология

Распятие предназначалось главным образом для преступников и рабов и заключало в себе тот же смысл, что и совре­менные электрический стул или газовая камера. Возникает ощущение, что Марк писал с целью загладить позор, связан­ный с тем, каким образом умер Иисус. Это намерение выра­зилось в подчеркивании им величия Иисуса, творящего чу­деса, изгоняющего бесов, произносящего поражающие слу­шателей речи, одолевающего Своих противников в споре, привлекающего к Себе толпы народа, предсказавшего буду­щее, в том числе Свою судьбу, и воскресшего из мертвых. Та­ким образом, Евангелие от Марка, в качестве некоей аполо­гии, предназначено для того, чтобы обращать в веру нехри­стиан, невзирая на позор распятия.

Дата

Раннехристианской традиции присуща некоторая неопределенность по поводу того, создал ли Марк свое евангелие до или после мученичества Петра (64 — 67 гг. по Р. X.), но в целом предпочтение отдается более раннему периоду. Совре­менные исследователи спорят о датировке Евангелия от Марка. Те, кто считает «мерзость запустения» в Мк. 13:14 позднейшей ссылкой на разрушение Иерусалима в 70 г. по Р. X., с необходимостью относят создание евангелия к пери­оду после этого события. Однако такой подход к датировке предполагает, что Иисус не сделал подлинного предсказа­ния, и недооценивает то обстоятельство, что множество дета­лей в Мк. 13 не согласуется с рассказом Иосифа Флавия о разрушении. Для уверенного ответа на вопрос о дате не хва­тает данных. Однако, если допустить возможность действи­тельного пророческого предсказания, не найдется убеди­тельных причин отвергать ранние даты, скажем, 45 — 60 гг. по Р. X. По сути дела, если Лука, заканчивая свою Книгу Де­яний, не описывает исход суда над Павлом в Риме потому, что этот суд тогда еще не состоялся, то Книга Деяний должна датироваться примерно 63 г. по Р. X., и предшествующий ей том, Евангелие от Луки, должен относиться к несколько бо­лее раннему периоду, а Евангелие от Марка — если Лука следовал Марку — к еще более раннему периоду, к 50-м гг. или к концу 40-х.

Читатели

Марк, по-видимому, писал для читателей-римлян. Для и источники их удобства он переводит арамейские выражения (Мк. 3:17; 5:41; 7:34; 14:36; 15:34). Еще более показательно то, что Марк приводит для греческих выражений их латинские эк­виваленты (Мк. 12:42; 15:16) и употребляет ряд других ла­тинских терминов. Подтверждением является упоминание в Мк. 15:21 Руфа, который, согласно Рим. 16:13, жил в Риме (если только в этих двух местах не говорится о разных людях с одним и тем же именем). Кроме того, свидетельство в 1 Пет. 5:13 о пребывании Марка в Риме (образно названном «Вави­лоном»), сочетание утверждения Папия о том, что Марк был переводчиком Петра, с раннехристианским преданием о му­ченичестве Петра в Риме, указания в анти-Маркионовом прологе к Евангелию от Марка70 (Анти-Маркионовы прологи — это древние рукописные предисловия, на­правленные, как полагают, против маркионизма — ответвления гностиче­ской ереси) о том, что Марк писал свое евангелие в Италии, а также высказывания Климента Александрийского и Иринея служат внешними подтверждениями того, что Евангелие от Марка было напи­сано в Риме и для римлян.

Ни одно из кратких изложений Евангелия от Марка не за­воевало всеобщего признания, возможно, потому, что в его тексте нашла свое отражение неупорядоченность воспоми­наний Петра о событиях, связанных с Иисусом. Самое боль­шее, что мы можем выявить с уверенностью, — это свобод­ную компоновку материалов, базисом которой является, главным образом, предваряющее служение Иоанна Крести­теля, происходившее в пустыне на берегу реки Иордан, ха­ризматическое служение Иисуса, совершавшееся по боль­шей части в Галилее, Его странствие в Иерусалим через За-иорданье и кульминационные события Его смерти и Воскре­сения, произошедших в Иерусалиме.

План-конспект

План-конспект Евангелия от Марка

Введение (Мк. 1:1-13)

A. Служение Иоанна Крестителя (Мк. 1:1-8)
Б. Крещение Иисуса (Мк. 1:9-11)

B. Искушение Иисуса (Мк. 1:12-13)

I. Деяния Иисуса в Галилее и ее окрестностях (Мк. 1:14 — 9:50)

А. Первая проповедь Иисуса и призвание Симона, Анд­рея, Иакова и Иоанна (Мк. 1:14-20)

Б. Ряд чудес (Мк. 1:21-45)

1. Изгнание беса в капернаумской синагоге (Мк.1:21-28)

2. Исцеление тещи Петра и многих других (Мк.1:29-39)

3. Очищение прокаженного (Мк. 1:40-45)

В. Ряд споров (Мк. 2:1—3:6)

1. Прощение грехов и исцеление расслабленного (Мк. 2:1-12)

2. Призвание Левия и трапеза Иисуса с мытарями и грешниками (Мк. 2:13-17)

3. Вопрос о посте (Мк. 2:18-22)

4. Несоблюдение субботы — сорванные и съеденные колосья (Мк. 2:23-27)

5. Исцеление сухорукого в субботу (Мк. 3:1-6)

6. Удаление Исуса и избрание Двенадцати (Мк.3:7-19)

7. Обвинение в том, что Иисус вышел из себя или имеет в Себе веельзевула (Мк. 3:19-35)

Г. Ряд притчей (Мк. 4:1-34)

1. Семена и земля (Мк. 4:1-20)

2. Свеча (Мк. 4:21-25)

3. Семя, прорастающее само по себе (Мк. 4:26-29)

4. Притча о горчичном зерне и другие (Мк. 4:30-34)

Д. Еще один ряд чудес (Мк. 4:35 — 5:43)

1. Усмирение бури (Мк. 4:35-41)

2. Изгнание «легиона» бесов из одержимого (Мк.5:1-20)

3. Исцеление женщины, страдавшей постоянным кровотечением, и воскрешение дочери Иаира (Мк. 5:21-43)

Е. Отвержение в Назарете (Мк. 6:1-6)

Ж. Миссия двенадцати апостолов в Галилее (Мк. 6:7-13)

3. Обезглавливание Иоанна Крестителя (Мк. 6:14-29)

И. Насыщение пяти тысяч (Мк. 6:30-44)

Й. Хождение Иисуса по водам (Мк. 6:45-52)

К. Служение в Геннисарете и спор о ритуальном осквер­нении (Мк. 6:53 — 7:23)

Л. Еще один ряд чудес (Мк. 7:24 — 8:26)

1. Изгнание беса из дочери сирофиникиянки (Мк.7:24-30)

2. Исцеление глухого и косноязычного человека (Мк. 7:31-37)

3. Насыщение четырех тысяч (Мк. 8:1-10)

4. Требование знамения фарисеями (Мк. 8:11-21)

5. Исцеление слепого (Мк. 8:22-26)

М. Исповедание Петром мессианства Иисуса (Мк. 8:27-30)

Н. Мнение Петра о мессианстве Иисуса и ученичестве, исправленное предсказанием Иисуса о Своих страда­ниях, смерти и воскресении (Мк. 8:31 — 9:1)

О. Преображение (Мк. 9:2-13)

П. Изгнание беса из отрока (Мк. 9:14-29)

Р. Еще одно предсказание Иисусом Своей смерти и вос­кресения (Мк. 9:30-32)

С. Указание на дитя в качестве примера для учеников Иисуса (Мк. 9:33-50)

II. Деяния Иисуса на Его пути в Иерусалим через Заиорданье и Иудею (Мк. 10:1-52)

A. Вопрос о разводе (Мк. 10:1-12)

Б. Благословение Иисусом детей (Мк. 10:13-16)

B. Имеющий богатство (Мк. 10:17-31)

Г. Еще одно предсказание Иисусом Своей смерти и вос­кресения (Мк. 10:32-34)

Д. Просьба Иакова и Иоанна о почетных местах и ответ Иисуса о самоотверженном служении (Мк. 10:35-45)

Е. Исцеление слепого Вартимея (Мк. 10:46-52)ъ

III. Деяния Иисуса в Иерусалиме и окрестностях во вре­мя НЕДЕЛИ ЕГО СТРАСТЕЙ, СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ (Мк.11:1 — 16:8)

A. Торжественный вход (Мк. 11:1-11)

Б. Проклятие бесплодной смоковницы (Мк. 11:12-14)

B. Очищение храма (Мк. 11:15-19)

Г. Иссушение смоковницы (Мк. 11:20-26) Д. Споры в храме (Мк. 11:27—12:44)

1. Требование знамения от Иисуса (Мк. 11:27-33)

2. Притча о винограднике (Мк. 12:1-12)

3. Вопрос об уплате подати кесарю (Мк. 12:13-17)

4. Вопрос о воскресении (Мк. 12:18-27)

5. Вопрос о первой из всех заповедей (Мк. 12:28-34)

6. Вопрос Иисуса о происхождении Мессии от Да­вида и Его господстве (Мк. 12:35-37)

7. Предостережение Иисуса относительно книжни­ков (Мк. 12:38-40)

8. Две лепты вдовы в противопоставлении большим дарам богатых (Мк. 12:41-44)

Е. Беседа на горе Елеонской (Мк. 13:1-37)

Ж. Заговор синедриона против Иисуса (Мк. 14:1-2)

3. Помазание Иисуса Марией из Вифании (Мк. 14:3-9)

И. Уговор Иуды Искариота предать Иисуса (Мк. 14:10-11)

Й. Последняя вечеря (Мк. 14:12-31)

К. Молитва Иисуса в Гефсимании (Мк. 14:32-42)

Л. Взятие Иисуса под стражу (Мк. 14:43-52)

М. Суд над Иисусом (Мк. 14:53 — 15:20)

1. Слушание в синедрионе и отречение Петра (Мк.14:53-72)

2. Суд Понтия Пилата и освобождение Вараввы (Мк. 15:1-20)

Н. Распятие, смерть и погребение Иисуса (Мк. 15:21-47)

О. Воскресение Иисуса (Мк. 16:1-8)

Иоанн Креститель

Поскольку Марк основывался на воспоминаниях Петра, а Петр не знал Иисуса до Его служения, отправной точкой Евангелия от Марка является начало служения Иисуса. Фраза «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» ссылается на указания Иоанна Крестителя народу о Иисусе и выявляет в Иисусе Сына Божиего и Мессию. «Христос» (греческий перевод еврейского и арамейского слова «Мес­сия») означает «Помазанный», в смысле избранника Божие­го для выполнения особой миссии, в данном случае — для установления Божиего Царства. Как станет ясно из дальней­шего, «Сын Божий» подразумевает божественность Иисуса. См. Мк. 1:1-8. У Исайи слова «Я» и «Моего» относятся к Бо­гу, а «Тобою», «Твой» и «Твоим» — к Иисусу. Глас вопию­щего в пустыне — это призыв Иоанна Крестителя. Приготов­ление путей Господу — это подготовка Иоанном людей к пришествию Господа Иисуса. Готовность людей состоит в их раскаянии в своих грехах, о котором свидетельствует креще­ние их Иоанном в воде в знак нравственного очищения. Одежда и пища Иоанна выявляют в нем человека пустыни, где он проповедует и крестит в соответствии с указанием на место действия в пророчестве Исайи. Как бы ни была велика сила крещения Иоанна, он предсказывает, что придет Силь­нейший, Который будет крестить людей сущностью более могущественной, нежели вода: Святым Духом.

Итак, Иоанн крестит людей в реке Иордан, протекающей Крещение Иисуса через Иудейскую пустыню. Сюда приходит Иисус, принима­ет крещение и получает Святого Духа, Которым Он теперь будет крестить других. Это помазание Духом отражено в том, что Марк назвал Иисуса «Христом». Точно так же не­бесное происхождение Духа и гласа, заверяющего Иисуса, что Он — возлюбленный Сын, на Котором почиет благоволе­ние, отражено в том, что Марк назвал Иисуса «Сыном Божиим». См. Мк. 1:9-11. Благодаря тому, что Иисус видит, как разверзлись небеса, и Дух, подобный голубю (считающемуся в эллинистическом мире божественной птицей), сошел на Него и слышит прямо обращенный к Нему голос, Он узнает о Своей власти, которую вскоре начнет применять.

Искушение

Но сначала Дух ведет Иисуса в пустыню около реки Иордан. См. Мк. 1:12-13. Незамедлительностью этого действия подтверждается принятие Иисусом Духа. Акцента на сата­нинском искушении как таковом не делается. Марк не опи­сывает подробности искушения и не рассказывает, как Иисус противостоял ему. Вместо этого акцент делается на продолжительности периода, на сорока днях. То, что ни кто иной, как сатана, сам начальник злых духов, так долго иску­шал Иисуса, то, что даже дикие звери за это время не причи­нили Ему вреда, и то, что Ангелы служили ему, является признанием в Иисусе Христа, Сына Божиего, со стороны ми­ра бесов, мира животных и мира ангелов в дополнение к предшествующему гласу Божиему.

Проповедь

См. Мк. 1:14-20. Марк расскажет о заключении Иоанна в темницу в своего рода отступлении в Мк. 6:17-29, но сейчас он переносит внимание на деятельность Иисуса: проповедь и призвание первых учеников. «Евангелие Царствия Божия» состоит в провозглашении Благой Вести о том, что приблизи­лось Божие Царство, правление Бога.

Первые ученики

Приближение Царства проявляется уже в том сильней­шем воздействии, которое призыв Иисуса оказал на Симона, Андрея, Иакова и Иоанна; они сразу оставили свои прежние насущные занятия, чтобы последовать за Сыном Божиим, несущим Божие Царство. В дальнейшем исполнение проро­чества Иисуса о том, что Он сделает Симона и Андрея «лов­цами человеков», поможет разъяснить эту фигуру речи, под­разумевающую призвание людей к покаянию, исцеление больных и изгнание бесов из одержимых (Мк. 3:13-19; 6:7-13,30).

Изгнание бесов

Иисус продолжает проявлять Свое богосыновство в той удивительной власти, с которою Он учит и изгоняет беса, на­званного здесь с позиций иудаизма «нечистым духом» (нечи­стым в ритуальном смысле). См. Мк. 1:21-28. Бес обнаружи­вает свое знание личного имени Иисуса, а главное — Его ти­тула «Святой Божий» (в противопоставление нечистоте са­мого духа), пытаясь этим защитить себя. Запрет Иисуса произносить этот титул пресекает попытку, а судороги одер­жимого и нечленораздельный крик изгнанного духа служат зримым и слышимым подтверждением победы Иисуса.

Исцеления

Наши рекомендации