УРЕЯ (эпитет – Великая)
«Бегут бедуины от руки его, как от духов Великой».
Урей – это часть царского убора, на которой изображалась кобра Уаджит (Уто) – покровительница Нижнего Египта. Рядом изоражалась Нехбет – покровительница Верхнего Египта. Они символизировали единство египетского государства. В египетской мифологии Уто является хранительницей Ра и фараона. Священным животным является кобра и ихневмон. А символом богини является стебель папируса, который одновременно служит и эмблемой Нижнего Египта. Иногда Уто изображали в виду коршуна с змеиной головой. Огнедышащая змея, Уаджит считалась солнечным Оком, который сжигает врагов Ра и фараона. Уто даёт мази для бальзамирования, огнем своего дыхания удлиняет жизнь, способствует произрастанию растений. В поздний период Уаджит изображалась с львиной головой и с солнечным диском. Как богиня-мать её отождествляли с Мут.
«Помещена Уаджит на челе твоём, после того, как ты отдалил граждан от зла».
«Бегут бедуины от руки его, как от духов Великой»
«Бау» — души, духи во множественном числе при именах богов и царей, имеющих по несколько душ и «Ка», обозначают магическую силу, вообще силу, волю, и т. п.
«Великая» имеется в виду богиня-змея царского Урея, сокрушающая врагов.
Богиня Сахмет
Сехмет, Сохмет, Сахмет – у имени богини существует несколько вариаций, переводится как «могучая». В египетской мифологии Сахмет – богиня войны и палящего солнца. Священное животное – львица. Изображалась в виде женщины с головой львицы. Центр культа Сахмет – Мемфис, она почиталась во всём Египте. Сахмет – дочь Ра (его Грозное Око), жена Птаха. Вместе с Уто и Нехбет охраняет фараона, находится рядом с ним во время битвы, повергает врагов к его ногам. Её вид наводит ужас на противника, а пламя её дыхания уничтожает всё. Она обладает магической силой, может убить человека или напустить на него болезнь. Но, несмотря на это, Сахмет – богиня-целительница. Она покровительствовала врачам. Упоминается князем Аммиенша:
« Тогда он сказал мне: «как же страна осталась без этого благодетельного бога, страх пред которым преследовал иноземные области, подобно богине Сахмет в годину мора?»
Амон Ра
«Имя Карнака, богом которого Амон был первоначально; только впоследствии он сделался богом Фив и всего Египта».
У бога Амон Ра эпитет «возлюбленный» . Амон – бог солнца. Центр культа –Фивы. Священное животное – баран . Амон Ра изображали в виде человека, но с бараньей головой в короне с высокими перьями и солнечным диском. Почитание бога зародилось в Верхнем Египте, затем распространилось. Культ Ра превращался из локального в общеегипетский, считался даже «царём всех Богов». Женой его является богиня Мут (небо), а сын Хонсу (луна). Они составляли фиванскую триаду. Первоначально Амон был близок Монту, который считался одним из главных божеств пантеона, но вскоре вытеснил его культ. Также отождествлялся с богом плодородия Мин. Культ Ра приобрёл государственный характер. Он считается богом, который создал всё сущее. В египетской мифологии Ра – бог Солнца, а центр его культа Гелиополь. Ра считали создателем мира и людей, который возникли из его слёз. Дочери Ра – Серкет, Тефнут, Хатхор , помогали ему поражать врагов. Древние греки отождествляли также его с Гелиосом. «сын Ра» Имя божества тесно связано с культом фараона.
Гор
Бог в древнегреческой мифологии сын Исиды и, предположительно, Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет. Одна из самых распространённых форм Хора в период Нового царства — Хоремахет (или Гормахис в греческой транскрипции — «Хор на горизонте (небосклоне)»).
Хор — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Гора изображали в виде сокола, а символом его был солнечный диск с распростёртыми крыльями. Изначально Гор почитался как бог охоты. В династический период произошло слияние соколиных божеств в Гора – сына Исиды и Гора Бехдетского. Гор Бехдетской является мужем Хатхор и отцом Гора-Сематауи, выступает как бог света, а его глаза – это луна и солнце. Горса-Исет, т.е. Гор сын Исиды выступает как мститель за своего отца Осириса:
Анубис по приказу бога Ра собрал рассыпавшееся (а по другому варианту — расчленённое Сетом) тело Осириса, забальзамировал тело и запеленал его. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат, и рождён для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
Втайне вскормленный и выращенный матерью в болотах Дельты, Гор идёт, «обутый в белые сандалии», на поединок с Сетом, требуя перед судом богов осуждения обидчика и возвращения наследства Осириса ему, единственному сыну умершего царя. После длительной тяжбы, продолжавшейся по одному варианту мифа восемьдесят лет, Гор признаётся правомочным (по-египетски «правогласным») наследником Осириса и получает царство; бог Тот записывает решение суда богов.
После этого Гор воскрешает своего отца Осириса, дав ему проглотить своё око. Однако Осирис не возвращается на землю и остаётся править царством мёртвых — Аменти, предоставляя Гору править царством живых.
У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица.
Оба Гора покровительствуют царской власти. А фараоны считаются «служителями Гора», который охраняет их своими крыльями.
Синухет сравнивает царя с Гором:
«О Бог великий, подобие Ра в том, что он умудряет предоставленного самому себе, ведь если слуга в руках того, кто промышляет о нем, и предоставлен его водительству, то и величество твое подобно Гору, — победителю, и рука твоя простирается до пределов всех земель. О Бог великий, подобие Ра в том, что он умудряет предоставленного самому себе, ведь если слуга в руках того, кто промышляет о нем, и предоставлен его водительству, то и величество твое подобно Гору, — победителю, и рука твоя простирается до пределов всех земель»
Гор упоминается и после извещения Сенусерта Первого о смерти отца:
«Они настигли его ночью – он никогда не медлил, а теперь как кобчик полетел он со своей свитой, не известив своих солдат».
Сенсерта Первый сравнивается с Гором, это связано с культом фараона. В титалатуре Синусерта присутствует упоминание: «Гор, жизнь рожденных».
Гор Бехдетский изображался стоящим на ладье впереди Ра, в руках – гарпун, которым он поражает крокодила. Гор выступал непросто, как сын Ра, но и как сам Ра, образуя единое божество Ра-Гарахути. В одном из мифов оба Гора слиты воедино, вместе они борются против Сета (враг солнца).
Также существует и Гор-Сематауи, что означает Гор – объединитель, имеется в виду Верхнего и Нижнего Египта.
Монту
Монту - древний бог города Ермонта, в области которого находились возвысившиеся и ставшие столицей Египта Фивы, которые также почитали Монту, откуда его традиционный эпитет — «владыка Фив». В фиванском пантеоне периода Нового царства Монту входил в состав триады Амон-Мут-Монту и считался сыном Амона и богини Мут. Первоначально Монту принадлежал к числу солнечных божеств и изображался нередко, подобно Ра, с головой кобчика; но при XIX династии получил характер бога войны. В этом образе он выступает в эпосе Пентаура как покровитель воинственного царя Рамсеса Второго в битве при Кадеше. Супруга Монту — Тененет. Упоминания в рассказе Синухета:
«Я воздал благодарение Монту, а домочадцы оплакали его».
Священным животным является сокол. Изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной короной с двумя голубыми перьями и солнечным диском. Один из основных атрибутов - копьё. Считалось, что Монту дарует фараону победу над врагами.
Таит
Богиня ткачества. Покровительствовала ткачам, охраняла одежды богов (их статуй в храмах), царей и мёртвых. Функции охраны царской одежды сближали Таит с богиней - хранительницей фараона Уто.
«Тебе будет посвящена ночь с благовонными маслами и [30] погребальными пеленами из рук богини Таит»
Дело идет о бальзамировании, которое впрочем в эпоху Среднего Царства еще не достигло наивысшей степени искусства и давало непрочные мумии. Богиня Таит упоминается между прочим в Книге Мертвых (гл. 82), как заведующая одеянием покойного («да будет одеяние мое возложено на меня б. Таит»), его погребальными пеленами.