Методические указания к семинарскому занятию по теме 6
«Россия в XIX веке: социально-экономические реформы и модернизация» (2 часа)
Цель семинара:выявить основные пути решения крестьянского вопроса в первой половине XIX в., изучить преобразования эпохи «Великих реформ», которые изменили социально-экономическое и политическое пространство России.
Рассматривая первый вопрос необходимо уяснить, что проблема с положением крепостных крестьян и судьбе крепостничества в целом для Николая I был вторым по значимости после вопроса о сохранении существовавшего политического режима и напрямую связывался с проблемой обеспечения государственной безопасности. Он нисколько не заблуждался относительно того экономического, политического и морального ущерба, который наносился обществу сохранением этого архаизма.
Но это осуждение, плавно перетекшее из предшествующего царствования, принесло с собой и страх перед опасностью внезапного (всеобщего) освобождения миллионов рабов. Поэтому император перенимает и тактику предшественника – Александра I: постепенность и тайность. За время правления Николая I было собрано 9 секретных комитетов, которые так или иначе пытались решить крестьянский вопрос. Таким образом, прежде чем перейти к рассмотрению преобразований Эпохи Великих реформ необходимо изучить попытки решения крестьянского вопроса в предшествующий период.
Далее необходимо рассмотреть основные положения Реформы по отмене крепостного права, проблемы и противоречия, вызванные ее проведением.
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ - в области местного управления, суда, образования, цензуры, финансов, в военном деле, а также церковного управления. Подготовка этих реформ началась на рубеже 50-60-х гг. XIX в. В обстановке общественно-политического подъема в стране, но проведение их растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята, самодержавие вышло из политического кризиса и даже наметился (с 1866 г.) поворот к реакции. Отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863-1874 гг. Далеко не все, что намечалось ранее, получило впоследствии свое воплощение в законах, да и действие принятых законов ограничивалось последующими правительственными актами.
Методические указания к семинарскому занятию по теме 7
«Социально-экономическое развитие России в начале XX века» ( 2 часа)
Цель семинара: выявить особенности социально-экономического развития России в начале XX в.
Не смотря на то, что капитализм в России утвердился позже по сравнению с передовыми капиталистическими странами Европы, и по общему экономическому уровню она существенно отставала от них, однако по темпам развития превосходила их. В силу этого Россия вступила в стадию империализма практически одновременно с ведущими капиталистическими странами - на рубеже XIX-XX вв. В начале XX в. в ней утвердилось господство монополистического капитала.
Особенностями развития российского империализма был его «военно - феодальный» характер, который выражался в наличии царского самодержавия и его сравнительно невысокая степень активности в вывозе капиталов.
В начале XX в. Россия в экономическом отношении являлась страной со среднем уровнем капиталистического развития по сравнению с передовыми капиталистическими государствами. Это была аграрно-индустриальная страна, успешно развивавшая перед мировой войной промышленность, сельское хозяйство, банковское дело, и ей отнюдь не грозила перспектива превратиться в полуколонию наиболее развитых капиталистических государств.
Рассматривая второй вопрос необходимо проанализировать основные направления реформистской деятельности С.Ю. Витте в финансовой сфере, прежде всего денежную реформу, установление винной монополии, промышленную и торговую политику. Интересен его взгляд и на решение крестьянского вопроса.
При изучении третьего вопроса надо помнить, что главной задачей, которую перед собой ставил Столыпин-реформатор, было укрепление социальной базы существующего строя. Из всех реформ, которые Столыпин планировал, ему удалось провести лишь аграрную. Необходимо проанализировать ход аграрной реформы, этапы ее проведения и итоги.
Нерешенность крестьянского вопроса, рабочего и национального, наличие феодальных пережитков, политический кризис – это явления, присущие России в начале XX в.
Протокол междисциплинарного согласования
Рабочей программы учебной дисциплины «История»
с прочими дисциплинами учебного плана
В 201 __ / __ учебном году
Рабочая программа _________________ согласована ____________________
Наименование дисциплин учебного плана | Кафедра | Предложения об изменениях в содержании материала, пропорциях, порядке изложения и т.д. | Принятое решение кафедрой, разработавшей программу (протокол №, дата) |
Культурология | ОГиСЭД | ? | |
Политология | ОГиСЭД | ? |
Члены методической комиссии:
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Заведующий кафедрой ________________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)