Основные социальные структуры общества
Понятие социальной структуры общества является предметом изучения разных сфер социально-гуманитарного знания, в том числе социологии, политологии, экономической теории и других. Философское содержание этого понятия сводится к тому, что принцип структуризации общества, выделение в нем тех или иных элементов и их иерархии во многом определяет положение и роль человека в историческом процессе, диапазон его возможностей и смысл существования. Прежде всего, нужно обратиться к методологии структурного анализа общества, выяснить – какие подходы прослеживаются в историко-философской мысли.
В XVIII-XIX вв. были распространены либо идеалистические концепции общества («общественный договор» Ж. Ж. Руссо), либо натуралистический подход, уподобляющий общество роду и семье (Л. Фейербах). В середине XIX в. Маркс дал диалектико-материалистическое объяснение системному строению общества, выделив его основу – материальное производство [4, с. 105].
Отсюда можно сделать вывод, что социальная структура социальной системы определяется в основном экономическим базисом и возникающими на этой основе объективными интересами социальных групп.
В конце XIX – начале XX вв. возникают концепции социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.), суть которых сводится к тому, что деление общества на элементы, типы их взаимосвязей и т.п. определяется не одним главным признаком, а многими критериями (доход, образование, занятость, район проживания и др.).
В конце XX в. философы и социологи разных школ и направлений уделяют основное внимание проблеме выживания и успешного функционирования общества как целостного организма и всех его элементов в условиях глобального кризиса.
Методология современного подхода к анализу структуры общества чаще всего носит характер взаимодополнительности, когда материалистические и идеалистические подходы не отрицают взаимно друг друга, а отражают разные стороны такой сложнейшей реальности как общество. Необходимость анализа структурных особенностей общества требует выделения в нем субъектов исторического процесса в их историческом развитии. Говоря об этом, следует начать с понятия «народ».
Элементами социальной культуры обществаявляются социально-исторические общности людей – классы, нации, семья и др. Это «горизонтальный» срез структуры, а при «вертикальном» ее срезе анализируется экономическая, социальная, политическая, духовная и другие сферы общества В марксистской традиции ведущим и определяющим элементом социальной структуры считается класс. Главный классообразующий признак – это различное отношение к собственности на средства производства, вытекающие из места классов в исторически определенной системе производства. Еще в XIX в. Ф. Энгельс, рассматривая пути образования классов, выделял два основных момента: первый связан с расслоением общины при росте производительных сил и необходимости выделения отдельных лиц, осуществляющие такие функции как: охрана общих интересов, разрешение споров, надзор за орошением земли, религиозные функции, отпор противодействующим интересам других общин.
Второй путь связан с «возможностью присоединить к семье одну или несколько рабочих сил со стороны». Такую возможность давала война, поскольку военнопленных уже не убивали, а обращали в рабство. Кроме того, в рабство могли обращать и собственных обедневших соплеменников. Производство развивалось уже настолько, что «рабочая сила приобрела стоимость».Ф. Энгельс подчеркивает, что рабство было при тогдашних условиях «большим шагом вперед».
В противовес потоку общих фраз по поводу рабства он пишет: «Нам никогда не следовало бы забывать, что все наше экономическое, политическое и интеллектуальное развитие имеет своей предпосылкой такой строй, в котором рабство было в той же мере необходимо, в какой и общепризнанно. В этом смысле мы вправе сказать: без античного рабства не было бы и современного социализма».
Выделялись три крупных этапа в общественном разделении труда, которые привели к формированию классов. Это:
1. Выделение скотоводческих племен.
2. Отделение ремесла от земледелия.
3. Отделение торговли от ремесла.
Следовательно, марксистская традиция говорит о том, что общественное разделение труда является предпосылкой классообразования, а его непосредственной причиной – вытеснение частной собственностью общинной и родовой, коллективной собственности. Это поражает отчуждение продукта, средств производства и самого производящего человека, что означает эксплуатацию одного человека другим и раскол общества на классы с противоположными интересами. Отсюда следует вывод:
· что существование классов связано с определенными историческими фазами развития производства;
· что классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата;
· что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению классов и к обществу без классов.
Следующим важным элементом социальной структуры общества является нация. Большой вклад в теорию нации внесла марксистская концепция. Согласно ей, нация – это сложный социальный организм, представляющий собой единство объективных и субъективных факторов, социально-экономических и этнических черт. Основное, главное в нации – социальное, а этническое – подчиненный момент.
Нация возникает закономерно, являясь неизбежным продуктом и неизбежной формой буржуазной эпохи общественного развития. Политическая организация общества выступает одним их важных факторов формирования и развития нации. Нация как общность людей неразрывно связана с классами; национальное – это форма проявления и развития классовых отношений. На развитие нации оказывают существенное влияние особенности культуры, национального сознания и национальных социально-психологических черт, являющиеся важными аспектами национальной общности людей. Нацию в этой связи можно определить таким образом – это устойчивая историческая общность людей, сложившаяся на базе общности экономической жизни в сочетании с общностью территории, языка, особенностями культуры, сознания и психологического склада.
В конце XX – начале XXI в. привлекает к себе внимание «этнический парадокс», проявляющийся практически во всех странах мира. Суть его состоит в том, что мировая экономика все более и более глобализируется, обретает системный характер и целостность, что заставляет все страны включиться в единый процесс. С другой стороны, растет национальное самосознание, идет борьба за национальную независимость и суверенитет, обостряются многие старые конфликты в многонациональных государствах.
Следует различать понятия «популяция» и «этнос». В первом заключен в основном природно-биологический смысл, ибо популяция – это проживающие на одной территории сообщества особей, связанных единством генофонда, кровнородственными связями. Понятие «этнос» более глубокое и несет в себе важное мировоззренческое содержание. Происхождение этноса является одной из самых интересных проблем современной науки. Этнос имеет три уровня организации: семья; группы (общины, анклавы, служители культа, национальная интеллигенция); субэтносы (расовые группы, хозяйственно-культурные группы, языковые группы и пр.).
На базе этносов формируется феномен национальной культуры, которая сохраняется даже при гибели этноса или растворении его в других этносах. Триада «популяция – этнос – культура» обеспечивает действие механизма биологической и социальной преемственности. Для философского анализа сущности этноса важно прежде всего то, что в этнической принадлежности современный человек часто находит последнее убежище от неразрешенных проблем современного мира. Только сам человек, действуя свободно, может отнести себя к тому или иному этносу или нации. Все попытки зафиксировать это на государственном уровне, так или иначе, приводят к дискриминации [3, с. 125].