Методические рекомендации
Методические указания
К практическим занятиям по курсу
НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ СТРАН
АЗИИ И АФРИКИ
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета
Воронкова Г.В. Методические указания к практическим занятиям по новой и новейшей истории стран Азии и Африки / Г.В.Воронкова. – Нижний Новгород: НГПУ.2005. –
Методические указания к практическим занятиям по курсу истории стран Азии и Африки содержат перечень тем, вопросы для их рассмотрения, списки источников и литературы, а также тематику самостоятельных докладов студентов. К каждой теме предлагаются методические рекомендации по её изучению.
Методические указания предназначены для студентов дневной и заочной форм обучения исторического факультета.
Составитель: кандидат исторических наук доцент Воронкова Г.В.
Рецензент: кандидат исторических наук доцент Струкова М.И. (ННГУ)
Ответственная за выпуск: зав. кафедрой всеобщей истории,
доцент Софронова Л.В.
Курс новой истории стран Азии и Африки изучается на стационаре заочном отделении исторического факультета. Этот курс имеет важное общественно-политическое и научное значение, обусловленное возросшей ролью стран Азии и Африки во всемирно-историческом процессе. Курс состоит из лекций и практических занятий. На практические занятия выносятся темы, требующие более глубокого изучения материала и более полного раскрытия вопросов, намеченных в лекциях и учебниках.
Работа на практических занятиях требует от студентов хорошего знания разнообразных источников: официальных документов, текстов программ революционеров, проповедей вождей крестьянских повстанцев, мемуарных источников и др. Источники опубликованы в тематических сборниках, хрестоматиях, практикумах. Готовясь к практическому занятию, необходимо также проработать литературу, указанную в списке к теме.
Методические рекомендации должны помочь студентам разработать логическую схему ответа, выделить наиболее важные моменты, сделать выводы. Студенты должны показать не только знание фактического материала, но и умение проводить исторический анализ, делать самостоятельные выводы и обобщения, используя метод исторического сравнения. Это позволит соотнести процессы, протекающие в странах Востока, с историческим развитием стран Запада и взглянуть на проблемы стран Азии и Африки в контексте мировой истории. На практических занятиях студенты также должны использовать знания, полученные при изучении курсов средневековой истории, истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки, истории России, религиоведения.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Для студентов 3-го курса
Тема 1. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ТАЙПИНОВ В КИТАЕ (4 ч.)
1. Предпосылки крестьянской войны тайпинов.
2. Идеология тайпинов (религиозно-нравственные идеалы; антиманьчжурская направленность; идеал общества и государства).
3. «Опиумные войны» 1856-1860 годов. Разложение и упадок Тайпин тяньго.
4. Взаимоотношения между тайпинами и европейскими державами.
5. Оценка К.Марксом и Ф.Энгельсом событий в Китае 50-60-х годов (доклад).
6. Русские публицисты о тайпинском восстании (доклад).
Источники и литература
Практикум по новой истории стран Азии/ . Под ред. В.И.Овсянникова. – М.,1990 (тема 1, док. № 2-4, 6, 10-17. Для доклада – тема 5, док. № 1-5).
Работы К.Маркса и Ф.Энгельса см.:Практикум по новой истории стран Азии…, с.7 (для доклада).
Хрестоматия по новой истории. М.,1965. – Т.II.- С.629-630.
Белелюбский Ф.Б. Идея равенства у тайпинов//Народы Азии и Африки. – 1975.- № 2.-С.72-83.
Он же. Внешнеполитическая программа вождя тайпинов Хун Женьганя //Новое в изучении Китая. История и историография. – М.,1988. – С.67-76.
Всемирная история в 24 томах. Т.17. Национально-освободительные войны XIX века. – Минск, 1998. – С.169-177, 179-180, 200-222.
Гольман Л.И. Энгельс-историк. – М.,1984. – Гл.3.
Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. – М.,1967.
История Китая /Под. Ред.А.В.Меликсетова. 2-е изд.- М.:изд-во МГУ, 2002.
История Китая с древнейших времен до наших дней. – М.,1974. – С.188-210.
Маркс-историк /Отв.ред.Э.А.Желубовская. – М.,1968. – С.284-291,294-297.
Новая история Китая. – М.,1972. – С.101-267.
Овсянников В.И. Массовые движения народов Азии и их оценка К.Марксом и Ф.Энгельсом (середина XIX века). – М., 1989.
Сенюткин С.Б. Новая история Китая и Японии. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 1996.
Методические рекомендации
Изучение темы следует начать с социально-экономических и политических предпосылок войны тайпинов, связанных с изменениями обстановки в Китае после его «открытия» европейцами. Выясните, в чем конкретно проявилось воздействие этих событий на обострение внутреннего кризиса в Китае.
Рассматривая идеологию тайпинов, свяжите ее с реальными событиями. Обратите внимание на время и обстоятельства появления тайпинских документов. При изучении религиозно-нравственных основ движения тайпинов подумайте, какие моральные ценности проповедовал Хун Сю-цюань и каким образом предполагал их осуществить, как настраивал людей на активное сопротивление власти. Объясните причины его обращения к христианству в своих проповедях. Характеризуя антиманьчжурскую направленность идеологии тайпинов, объясните причины их особой враждебности к Цинской династии. Подумайте, что в идеологии тайпинов мешало их союзу с другими противниками маньчжурского владычества.
Знакомясь с программным документом тайпинов «Земельной системой Небесной династии», раскройте перспективу развития Китая в случае осуществления этого идеала будущего общества и государства тайпинов и сопоставьте программу с ее реальным воплощением. Для более глубокого раскрытия вопроса можно выявить отличия проекта Хун Женьганя (док.11) от «Земельной системы» и причины неудачи его автора.
Вопрос об отношениях между тайпинами и иностранными державами связан с характеристикой второй и третьей «опиумных» войн и их последствий для Китая. При анализе док.12-17 проследите изменение отношения вождей тайпинов к англо-французским интервентам и объясните его. Подумайте, почему западные державы изменили отношение к тайпинам, заключив союз с Цинской династией.
Сущность и историческое значение событий 1850-1864 годов в Китае по-разному оценивались современниками. Оценку международного значения этих событий дали также К.Маркс и Ф.Энгельс. В их статьях дается и краткая характеристика сущности крестьянской войны тайпинов. Проследите изменение позиции авторов по отношению к этим событиям и объясните причины такого изменения.
Рассматривая работы русских публицистов, выявите их отношение к роли маньчжурского владычества для Китая и иностранной агрессии и к характеру тайпинского восстания. Свяжите содержание этих работ с обстоятельствами их появления.